Концепция современного естествознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция современного естествознания



КОНЦЕПЦИя СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей 050301.65 Русский язык и литература

050302.65 Коми-пермяцкий язык и литература

 

 

 

Пермь

пгпу

УДК 5 (075.8)

ББК Б я73

К 64

 

Р е ц е н з е н т:

Кандидат философских наук доцент Пермского государственного

педагогического университета А.А. Краузе

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии

ПГСХА им. Д.Н. Прянишникова Сергей Гаврилович Бастричев

 

 

Автор-составитель: канд. филос. наук доц. А.Л. Жуланов

 

  К 64 Концепция современного естествознания:учеб.-метод. комплекс курса. Для специальностей 050301.65 – «Русский язык и литература» и 050302.65 – «Коми-пермяцкий язык и литература» / авт.-сост. А.Л. Жуланов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 38 с.  

Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержит пояснительную записку; учебно-тематический план курса; программу курса; темы семинарских занятий; темы рефератов и методические указания к их выполнению; сведения об учебно-методическом обеспечении курса, включающие списки литературы и электронных ресурсов, методические указания студентам и преподавателям; вопросы к зачету и глоссарий.

Адресовано студентам специальностей «Русский язык и литература» и «Коми-пермяцкий язык и литература», изучающим дисциплину «Концепция современного естествознания».

УДК 5 (075.8)

ББК Б я7

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Жуланов А.Л., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………..4

2. Учебно-тематический план курса……...…………………………………......6

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………...............6

2.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..8

3. Программа курса……………………………………………………………...10

4. Темы семинарских занятий………………………………………………….15

5. Тематика рефератов. Методические указания

по их выполнению……………………………………………………………18

6. Учебно-методическое обеспечение курса…………………………………..21

6.1. Списки литературы……………………………………………………...21

6.2. Электронные ресурсы по курсу………………………………………...23

6.3. Методические рекомендации студентам……………………………….23

6.4. Методические рекомендации преподавателям………………...............24

7. Вопросы для зачета…………………………………………………………...25

8. Глоссарий……………………………………………………………………...27

 

 

Пояснительная записка

Научной основой для построения программы «Концепции современного естествознания» (КСЕ) являются принципы историзма и единства компонентов культурного прогресса.

Современная духовная ситуация характеризуется преобладанием в ней псевдонаучных представлений (астрология, магия, парапсихология, нумерология и пр.) и основанных на них практик (хиромантия, экстрасенсорика, магия, ясновидение). Антисциентизм находит отражение во многих средствах массовой информации. Поэтому введение учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» − это непродолжительная по времени и небольшая по количеству учебных часов, но реальная возможность ознакомления студентов с современной научной картиной мира как основой научного мировоззрения. В результате изучения дисциплины наука должна предстать как необходимая часть культуры, органически связанная с другими ее частями и влияющая на их развитие.

Программа содержит пять разделов.

В первом разделе «Общие представления о естествознании» дается характеристика науки как явления культуры, формулируется понятие науки, определяется место естествознания в структуре науки, содержится очерк его исторического развития.

Второй раздел «Физические концепции естествознания» включает описание исторически сменявших друг друга физических картин мира и изложение основных понятий и концепций, посредством которых формулировались данные картины мира.

В третьем разделе «Концепции химии и геологии» представлена химическая картина мира (теория химического строения, учение о химических процессах) и современная геологическая концепция (происхождение планеты Земля, ее строение, функции геосферных оболочек).

Четвертый раздел «Биологический уровень организации материи» включает изложение концепций происхождения и сущности жизни, описание уровней организации живого, учение о наследственности и изменчивости организмов.

Пятый раздел «Человек и природа» содержит два блока проблем: происхождение и эволюция человека (концепция антропогенеза) и взаимоотношения человека и биосферы.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины «Концепции современного естествознания» − формирование у студентов понимания науки как явления культуры. Ее реализация позволит преодолеть фрагментарные представления, складывающиеся при изучении основ отдельных наук. Для выработки целостного образа науки необходимо показать взаимную обусловленность отдельных отраслей науки в их развитии. Естествознание должно предстать как необходимая часть культуры, органически связанная с другими ее частями и влияющая на их развитие.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов целостный образ науки, базирующийся на единстве естественных, общественных и гуманитарных отраслей знания;

- показать органическую связь науки с другими отраслями культуры;

- дать представление о современной научной картине мира;

- выработать понимание глобальных проблем современного общества и роли науки в их осмыслении и поисках путей решения.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

- о роли естествознания в истории культуры;

- о взаимодействии естествознания с другими формами духовной культуры (искусством, религией, философией, паранаукой).

знать:

- основные этапы развития науки и содержание господствующих на этих этапах научных программ;

-основные научные картины мира;

- основные принципы классического и современного естествознания;

- основные концепции физики, химии, биологии, астрономии.

уметь:

- применять понятия науки к анализу отдельных проблем;

- самостоятельно анализировать различные паранаучные идеи и околонаучные спекуляции с позиций современной науки;

- выявлять и формулировать научную проблему на конкретном материале истории науки.

приобрести навыки:

- определения объекта и предмета исследования отдельных научных дисциплин;

- пользования научным стилем речи;

- ведения конспекта (книги, лекции);

- ясного и логически последовательного изложения научных концепций.

владеть:

- основными понятиями естествознания.

 

2. Учебно-тематический план курса

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
(050301.65) Русский язык и литература     Родной язык и литература   (050302.65) Родной язык и литература  
№ семестров 5,6 5,6
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНУ    
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров) Тест 5 Тест 6 Тест 5 Тест 6
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - № семес-тров   Зачет 6   Зачет 6

Форма обучения заочная

Вид учебной работы Количество часов по специальностям
(050301.65) Русский язык и литература  
№ семестров № 5
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
ВСЕГО ЧАСОВ  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, № семестров)  
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - № семестров   Зачет 5

 

 

Раздел 5. Человек и природа

Тема 14. Концепция ноосферы

Биосфера и человек. Экологические кризисы в истории биосферы и их разрешение. Появление техносферы. Деятельность человека как новая геологическая сила. Рост техногенного воздействия на биосферу. Глобальный экологический кризис, его индикаторы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация земельных, водных, лесных ресурсов, снижение биоразнообразия). Пределы допустимого энергетического воздействия на экосистему.

Идея ноосферы как нового состояния биосферы, регулируемой объединенным человечеством. Коэволюция в ноосфере. Необходимость обеспечения устойчивого развития как компромисса между потребностями человечества и сохранностью биосферы.

 

Темы семинарских занятий

Цель семинарских занятий состоит в более глубоком усвоении научных понятий и концепций учебного курса, в изучении наряду с учебными пособиями научной литературы (статей и монографий), в выработке навыков составления конспектов прочитанных работ, умении логически последовательно и аргументированно излагать учебный материал.

Форма проведения занятий – семинар.

В список литературы к семинарам не включены учебники и учебные пособия из списка основной литературы, рекомендуемой для всех семинарских занятий (см. разд. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины).

 

Раздел 1. Общие представления о естествознании

По их выполнению

 

Целью реферата является углубленное овладение отдельными разделами учебного курса на основе самостоятельного изучения студентами научной литературы (статей, монографий, материалов научных конференций). Наряду с подготовкой к семинарским занятиям и промежуточному контролю знаний реферат является формой самостоятельной работы студента в течение учебного семестра.

Требования к реферату

1.По содержанию:

· должен иметь план, раскрывающий содержание темы;

· изложение должно соответствовать плану, быть логически последовательным, аргументированным, стилистически ясным, грамматически правильным;

· содержать элементы самостоятельного анализа, собственных размышлений и выводов автора;

· используемые цитаты, таблицы и пр. должны иметь ссылки на источник. Цитирование имеет несколько целей: точное выражение мыслей автора источника, пояснение собственных идей, демонстрация мнения авторитетного ученого;

· во введении к реферату следует раскрыть актуальность темы, предмет исследования, цель работы;

· завершается работа заключением, в котором подводятся итоги анализа, формулируются выводы и предложения;

· после заключения приводится список использованной литературы в алфавитном порядке с указание места издания, названия издательства и года издания.

2. По оформлению (см. образец оформления ниже):

· объем реферата 20 – 25 стр. рукописного текста или 15 стр. печатного текста;

· для выполнения реферата нужно использовать 2 – 3 монографии, несколько статей из научных журналов и сборников статей, энциклопедии и словари по отраслям знаний;

· начинается реферат титульным листом, затем следует оглавление с постраничным указанием введения, глав, параграфов, заключения;

· реферат выполняется на одной стороне листа стандартного формата; текст печатается через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 либо пишется ясным, разборчивым почерком с использованием шаблона;

· каждый используемый источник должен содержать:

- фамилию, и. о. автора;

- заглавие книги, статьи, источника, место и год издания (например: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.).

Реферат должен быть сдан лаборанту кафедры философии за 15 дней до окончания аудиторных занятий (до даты зачета).

Этапы работы:

· выбор темы (из предложенного списка);

· подбор литературы к теме;

· изучение литературы, сопровождаемое составлением конспекта, куда включается материал, относящийся к теме реферата (основные положения, факты, цитаты, собственные выводы и обобщения);

· составление плана реферата, определяющего логическую последовательность изложения материала;

· написание текста реферата.

 

Темы рефератов

 

1. Естественно-научная и гуманитарная культура.

2. Наука и вненаучные формы знания (обыденное знание, миф, религия, философия, искусство, псевдонауки).

3. Методы и формы научного исследования.

4. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональности науки.

5. Научные революции, их роль в развитии познания.

6. Характеристика основных этапов развития естествознания.

7. Научные программы Античности (Демокрит, Платон, Аристотель).

8. Развитие астрономической картины мира Античности.

9. Астрономическая картина мира Нового времени.

10. Стандартная модель «горячей» Вселенной.

11. Эволюция звезд.

12. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

13. Механическая картина мира и ее влияние на естествознание XVII-XIX вв.

14. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы в истории естествознания.

15. Принципы дальнодействия и близкодействия в физике (механика, оптика, электродинамика, квантовая механика).

16. Формирование электромагнитной картины мира Максвелла и ее влияние на физику XIX в.

17. Квантово-релятивистская картина мира и ее влияние на естествознание XX в.

18. Современная эволюционная картина мира, ее основные принципы и значение для науки.

19. Принцип симметрии и законы сохранения в физике.

20. Динамические и статические законы в физике.

21. Классическая и релятивистская концепции пространства и времени.

22. Характеристика основных физических взаимодействий.

23. Теория химической связи.

24. Развитие химических концепций XVII-XX вв.

25. Строение и функции клетки.

26. Развитие эволюционных идей в биологии.

27. Биосфера Земли и ее эволюция.

28. Современная концепция антропогенеза. Факторы антропогенеза.

29. Глобальный экологический кризис, его индикаторы.

30. Генная инженерия, ее возможности и перспективы.

31. Концепция биосферы В.И. Вернадского. От биосферы к ноосфере.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Списки литературы

Основной:

1. Золотухин И.А. Концепции современного естествознания: конспект
лекций/ И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. для
студентов вузов. / С.Х. Карпенков. – 6-е изд. – М.: Акад. Проект, 2003.

3. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов/
В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2002.

 

Дополнительный:

4.Вайнберг С.Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение
Вселенной: пер. с англ./ С. Вайнберг. – М.: Энергоиздат, 1981.

5. Вернадский В.И.Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-
пресс, 2004.

6. Горелов А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. –
М.: Центр, 1997.

7. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания / Ф.М. Дягилев. –
М.: Ин-т междунар. права и экономики им. А.С. Грибоедова,
1998.

8. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: ст. и выступ. / П.Л.
Капица. – М.: Наука, 1987.

9. Кузнецов В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М.: Агар, 1996.

10.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие /
В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 1999.

11.Опарин А. И.Жизнь, ее природа, происхождение и развитие / А.И.
Опарин. - М.: Наука, 1968.

12.Рузавин Г.И.Методы научного исследования / Г.И. Рузавин. – М.: Мысль,
1974.

13.Сичивица О.М.Методы и формы научного познания / О.М. Сичивица. −
М.: Высшая школа, 1972.

14.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб.
пособие / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2002.

15.Шкловский И.С.Вселенная. Жизнь. Разум. / И.С. Шкловский. − 6-е изд.
М.: Наука, 1987.

16.Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. - М.: Изд-во иностр.
лит., 1956.

17.Гайденко П.П.Эволюция понятия науки. Становление и развитие
первыхнаучных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980.

18.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: пер. с нем. / В.
Гейзенберг. – М.: Наука, 1989.

19.Громов С.В.Физика: Школьная энциклопедия / С.В. Громов. – М.: Дрофа,
1999.

20.Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. – М.:
Политиздат, 1990.

21.Захаров И.В. Миссия университетов в европейской культуре / И.В.
Захаров, Е.С. Ляхович. − М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.

22.Клайн Б. В поисках. Физики и квантовая теория / Б. Клайн. – М.:
Атомиздат, 1971.

23.Мякишев Г.Динамические и статистические закономерности в физике /
Г. Мякишев. – М.: Наука, 1973.

24. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной / И.Д. Новиков. – 3-е изд. – М.:
Наука, 1990.

25.Пригожин И.Порядок из хаоса. Новый диалог человека с
природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986.

26.Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии.
2001. №6.

27.Реймерс Н.Ф.Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.:
Наука, 1990.

28.Реймерс Н.Ф.Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы /
Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия молодая, 1994.

29.Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской
империи / И.Д. Рожанский. − М.: Наука, 1988.

30.Рузавин Г.И.Научная теория. Логико-методологический анализ / Г.И.
Рузавин. – М.: Мысль, 1978.

31.Силк Дж. Большой взрыв: Рождение и эволюция Вселенной: пер. с англ. /
Дж. Силк. – М.: Мир, 1982.

32.Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с
1300 по 1900 гг.) / П. Таннери. – М.; Л.: ГТТИ, 1934.

33.Тимофеев-Ресовский Н.В. Краткий очерк теории эволюции / Н.В. Тимофеев-Ресовский, Н.Н. Воронцов, А.В. Яблоков. – М.: Наука, 1977.

34. Торчилин В.П. Там, где кончается наука: (О паранауке) / В.П. Торчилин. − М.: Политиздат, 1991.

35.Фолта Я. История естествознания в датах. Хронологический обзор /

Я. Фолта, Л. Новы. − М.: Прогресс, 1987.

36.Хакен Г.Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся
системах и устройствах / Г. Хакен. – М.: Мир, 1985.

37.Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. №2.

38.Шкловский И.С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть / И.С.
Шкловский. – 3-е изд. – М.: Наука, 1984.

39.Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. / И.И. Шмальгаузен. − 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Наука, 1969.

40.Эйнштейн А.Эволюция физики / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. −
М.: Наука, 1965.

41.Яблоков А.В. Эволюционное учение: учеб. пособие для студентов университетов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М.: Высшая школа, 1976.

Глоссарий

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном или действительном выделении свойств, связей и отношений изучаемого объекта с целью их эмпирического или теоретического исследования.

Автокатализ – ускорение химической реакции одним из веществ, участвующих в ней.

Автотрофы – организмы, синтезирующие питательные вещества из неорганических веществ путем фото- или хемосинтеза (зеленые растения, железобактерии и др.).

Адроны – класс элементарных частиц, участвующих в сильных взаимодействиях (мезоны, барионы).

Аксиома – исходное для данной теории высказывание, принимаемое в ней без доказательства и служащее основой для доказательства других высказываний (например, теорем в математике).

Аминокислоты – класс органических соединений, из которых в клетках организмов синтезируются различные виды белков.

Анализ – метод познания, заключающийся в мысленном или действительном расчленении объекта на части с целью более полного их изучения (см. синтез).

Анаэробные организмы – организмы, живущие в среде, не содержащей свободный молекулярный кислород (многие бактерии, черви, моллюски).

Аннигиляция – превращение частицы и античастицы при их взаимодействии в другие частицы (например, электрон + позитрон = 2 фотона).

Античастица – элементарная частица, масса покоя и спин которой равны массе и спину данной частицы, а электрический заряд, магнитный момент и др. характеристики равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку соответствующим характеристикам частицы (электрон – позитрон, протон – антипротон и др.).

Антропогенез – 1) процесс происхождения человека и его рас; 2) учение о происхождении человека.

Антропоиды – человекообразные обезьяны.

Атмосфера Земли – газовая оболочка вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею и простирающаяся до высот порядка 2000 км. В зависимости от распределения температуры подразделяется на тропо-, страто-, мезо-, термо- и экзосферу. По наличию заряженных частиц в атмосфере выделяют ионосферу (от высот 50-80 км), охватывающую три верхних слоя атмосферы. Верхний слой ионосферы образует магнитосферу и простирается до высот в несколько миллионов км.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки.

Атомный номер – номер химического элемента в таблице Менделеева, равный заряду ядра атома.

Аэробные организмы – организмы, способные существовать только в среде, содержащей свободный молекулярный кислород (почти все животные, растения и многие микроорганизмы).

 

Бактерии – группа микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов, обладающих клеточной стенкой, но не имеющих оформленного ядра (прокариоты). Генетический аппарат бактерии представлен одной кольцевой молекулой ДНК (кольцевой хромосомой).

Барионы – класс элементарных частиц, состоящий из нуклонов (протон и нейтрон) и гиперонов (частиц с массой, более чем в 2000 раз превосходящей массу электрона).

Белки – высокомолекулярные органические вещества, состоящие из аминокислот и составляющие основу жизнедеятельности всех организмов.

Биогеоценоз – сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с абиотическими факторами среды (условиями обитания).

Биосфера – область распространения жизни на Земле, в которой организмы и среда их обитания образуют динамическую систему. Включает нижнюю часть атмосферы (тропосферу), гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Биота − совокупность живых организмов любой экосистемы. Разновидностью биоты является биоценоз.

Биоценоз – совокупность животных, растений и микроорганизмов, населяющих участок среды обитания с более или менее однородными условиями жизни (организмы, населяющие озеро, луг, лес).

Бифуркация – разветвление траектории движения системы в определенной точке (точке бифуркации) на несколько возможных траекторий.

Близкодействие – физическая концепция, согласно которой взаимодействие объектов происходит в непрерывной среде (от точки к точке) с конечной скоростью, не превышающей скорость света в вакууме.

 

Вакуум – 1) в классической физике − область пространства, не содержащая вещества («торичеллиева пустота»); 2) в современной физике − состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения («физический вакуум»).

Валентность – способность атома к образованию химических связей.

Верификации принцип – принцип, утверждающий в качестве критерия научности теории ее эмпирическую подтверждаемость. Этот критерий является необходимым, но недостаточным условием истинности теории.

Виртуальные частицы – теоретически предсказанные элементарные частицы, непрерывно возникающие и исчезающие в физических взаимодействиях и характеризующиеся ничтожно малым временем существования.

Вирусы – неклеточные организмы, состоящие из молекулы РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, и способные размножаться только в клетках других организмов (внутриклеточные паразиты, возбудители инфекционных болезней).

Волны материи (волны де Бройля) – характеристика волновых свойств материальных частиц (элементарных частиц, атомов, молекул и их агрегатов).

 

Галактика (Млечный путь) − гигантская звездная система, включающая сотни миллиардов звезд, в том числе Солнце со всеми его спутниками.

Гаметы – половые клетки организма.

Ген – материальный носитель наследственности, способный к воспроизведению, расположенный в определенном участке (локусе) хромосомы. Гены, определяющие развитие одного признака, называются аллельными (один ген доминантный – А, другой – рецессивный − а). По химическому составу ген представляет собой строго упорядоченную цепочку нуклеотидов.

Геном − совокупность генов, содержащихся в одинарном (гаплоидном) наборе хромосом клетки.

Генотип − совокупность всех генов организма.

Генофонд популяции – совокупность генов всех особей популяции.

Гетерозиготность − свойство гибрида при дальнейших скрещиваниях давать расщепление признаков (например, в отношении 3:1 по фенотипу во втором поколении). Гибриды, не дающие расщепления, называют гомозиготными по данному признаку (набор генов АА или аа, т.е. аллельные гены одинаковы).

Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовым органическим веществом (грибы, многие микроорганизмы, животные).

Гипотеза – обоснованное наличным знанием предположение о существовании, свойствах, закономерностях каких-либо явлений.

Глобальный (универсальный) эволюционизм – концепция, утверждающая всеобщий характер эволюции Вселенной (галактик, звезд, планет, физических, химических, биологических и социальных систем).

Гомеостаз – совокупность реакций организма, направленных на сохранение динамического постоянства внутренней среды (температура, давление и т.д.).

Гомологичный – подобный, соответственный (напр., гомологичные органы: рука, крыло птицы, ласты китообразных). Гомологичны парные хромосомы.

Гравитон – гипотетическая частица (квант) гравитационного поля, не имеющая массы покоя и движущаяся со световой скоростью.

Гравитационный коллапс – катастрофически быстрое сжатие массивных тел (например, звезд с массой свыше двух солнечных масс) под действием гравитационных сил. После исчерпания ядерного горючего звезды начинают сжиматься, образуя в итоге либо сверхплотные нейтронные звезды, либо «черные дыры», если их радиус станет равным гравитационному радиусу (для Солнца он равен 3 км, для Земли – менее 1 см).

Гравитация – универсальное взаимодействие всех материальных объектов, обусловленное наличием у них массы.

 

Дальнодействие – физическая концепция, утверждавшая возможность передачи действия одних объектов на другие мгновенно на любые расстояния через пустоту (физика Ньютона). Опровергнута в физике XIX в. в связи с открытием полевой формы материи (первоначально, электромагнитного поля).

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений действительного мира.

Дискретность – прерывность, разделенность объекта на отдельные части (атомы, кванты, корпускулы в физике, клетки организма в биологии и т. п.) (см. континуальность).

Диссипативные системы (диссипация – рассеяние) – сложные открытые системы, сохраняющие собственную упорядоченность за счет использования высококачественной энергии (электрической, химической) внешней среды, в результате чего энергия упорядоченного движения обесценивается, превращаясь в энергию хаотического движения (теплоту). Например, живой организм.

Допплера эффект – изменение частоты (и длин волн) электромагнитных или звуковых колебаний в результате движения источника волн.

 

Живое вещество (в концепции биосферы В.И. Вернадского) – совокупность живых организмов.

 

Закон природы – объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Зигота – зародышевая клетка, образующаяся при оплодотворении в результате слияния половых клеток (гамет).

Зинджантроп – ископаемая человекообразная обезьяна, близкая к австралопитеку (остатки найдены в Вост. Африке).

 

Изомеры – химические соединения, одинаковые по составу и молекулярной массе, но различающиеся по строению.

Изотропность – одинаковость свойств объекта по всем направлениям (пространство в классической механике, аморфное вещество). Анизотропность – неодинаковость свойств по разным направлениям (кристаллическое вещество).

Импульс частицы – количество движения, равное произведению массы частицы на ее скорость.

Инвариантность – неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или преобразовании координат (например, преобразований Галилея или Лоренца).

Инерциальные системы – системы отсчета, движущиеся друг относительно друга равномерно и прямолинейно или покоящиеся.

Инерция – свойство материальных тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения при отсутствии внешних воздействий.

 

Катализ – возбуждение химической реакции или изменение ее скорости при участии особых веществ, не участвующих в ней, но изменяющих ее ход (катализаторы и ингибиторы).

Квазары – космические объекты, обладающие интенсивным радиоизлучением, светимостью, в сотни раз большей светимости галактик, и размерами, в десятки раз меньшими размеров галактик, находящиеся от нас на расстояниях в миллиарды световых лет.

Квант – минимальная порция, на которую может изменяться какая-либо физическая величина (энергия, действие). Квант – частица-носитель свойств физического поля (квант действия – постоянная Планка, квант электромагнитного поля – фотон, квант ядерного поля – глюон и т. д.).

Кварки – частицы с дробным электрическим зарядом, из которых состоят адроны. Предполагают существование 6 типов кварков по аромату и соответствующих им типов антикварков.

Коацерваты – капли или слои с большей концентрацией веществ, находящиеся в растворе тех же веществ (аминокислот, нуклеотидов и др. биополимеров).

Континуальность – физическая концепция, утверждающая непрерывность материальных объектов, отсутствие в природе пустоты.

Континуум – 1) в матем. – непрерывное множество точек, действительных чисел; 2) в физике – сплошная материальная среда, свойства которой меняются непрерывно, от точки к точке (физические поля, жидкость).

Концепция – система взглядов, дающая целостное понимание некоторого класса явлений.

Корпускулярность – физическая концепция, утверждающая дискретность природных явлений (вещества, света, наследственных факторов).

Космогония – учение о происхождении и эволюции космических объектов (планетных и звездных систем, галактик).

Космология – физическое учение о Вселенной как едином целом; представления о мироздании у разных народов (напр., древнегреческая, коперниканская и др. космологии).

Креационизм – учение о божественном творении природы, жизни и человека.

Критерий – доступный наблюдению, измерению признак, на основании которого производится оценка, разграничение, классификация каких-либо явлений.

Культура – совокупность способов и результатов деятельности людей (материальная и духовная культура). Естественно-научная культура – достижения естествознания и способы их технологического воплощения («вторая природа»); гуманитарная культура – содержание общественного сознания (общественные науки, философия, мораль, искусство, религия и др.), способы его развития и влияния на жизнь людей.

 

Ландшафт – природная географическая система, включающая взаимодействующие компоненты: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир.

Лептоны – легкие элементарные частицы со спином 1/2, не участвующие в сильном взаимодействии.

Липиды – органические вещества (жиры и жироподобные вещества), входящие в состав клеток.

Литосфера (земная кора) – верхняя твердая оболочка Земли, располагающаяся на мантии. Материковая кора состоит из слоистой оболочки, гранитного и базальтового слоев, общей толщиной 35−45 км (в горных областях до 50−70 км); океаническая кора состоит из слоя осадков (менее 1 км), базальтового слоя и слоя габбро (магматических горных пород) общей толщиной 5−10 км.

Макроэволюция – эволюционные преобразования за длительный период, приводящие к возникновению крупных таксонов (семейств, отрядов, классов).

Мантия (геолог.) – подкорковая оболочка Земли, расположенная между литосферой и ядром. Верхняя мантия (до 900 км глубиной) участвует в деформациях земной коры (складчатость, горообразование); нижняя мантия граничит на глубине 2900 км с ядром Земли.

Мезоны – класс нестабильных частиц с нулевым спином, участвующих в сильных взаимодействиях (см. адроны).

Механицизм – методологический принцип классического естествознания, согласно которому все явления природы можно свести к механическим процессам (т. е. объяснить в понятиях механики).

Микроэволюция – совокупность эволюционных изменений, происходящих в популяциях за сравнительно небольшой период времени.

Мутагены – физические и химические факторы, вызывающие мутации.

Мутация – внезапное изменение наследственных структур (генов, хромосом, генома), вызванное естественным или искусственным путем.

 

Научная картина мира – обобщенная схема исследуемой данной наукой реальности (физическая, биологическая, астрономическая и т. д. картины мира).

Неевклидовы геометрии – геометрии пространства, обладающего кривизной. Геометрия Лобачевского – для пространства постоянной отрицательной кривизны (гиперболического), геометрия Римана – пространства постоянной положительной кривизны (эллиптического).

Нейтрон – нестабильная электрически нейтральная ядерная частица.

Ноосфера – последний этап эволюции биосферы, обусловленный новой геологической силой – «трудом и научной мыслью человечества» (В.И. Вернадский).

Нуклеиновые кислоты – биополимеры, состоящие из нуклеотидов и играющие ведущую роль в биосинтезе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.183 с.)