Тема 7. Формы развития знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Формы развития знания



 

Формы теоретического познания: факт, проблема, гипотеза, теория.

Проблема как выражение несовместимости различных компонентов знания (теорий, гипотез, фактов) между собой и с практикой.

Вопрос как форма выражения проблемы, его структура и виды (восполняющие и уточняющие). Вопросы логически правильные (корректные) и неправильные. Ответ, виды ответов (по существу и не по существу вопроса, краткие и развернутые, прямые и косвенные, точные и неточные, истинные и ложные).

Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез: «рабочая гипотеза»; описательная и объяснительная; общая, частная и единичная.

Построение гипотезы и ее проверка. Подтверждение (верификация) и опровержение (фальсификация) гипотез. Превращение гипотезы в теорию. Границы применимости теории. Теория и практика.

 

4.Темы практических занятий

Тема 1. Понятие

1. Определить содержание и объем понятия. (Например, понятия квадрата и ромба. Содержание первого понятия богаче, чем содержание второго: все углы квадрата прямые, диагонали квадрата равны и т. д. Следовательно, объем первого понятия меньше и составляет часть объема второго.)

2. Установить отношения понятий.

(Например, треугольник, прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник и т. д., треугольная пирамида, «бермудский треугольник»).

3. Установить, является ли предложение определением, если да, проверить, правильно ли оно.

(Например, правильной называется дробь, числитель которой меньше знаменателя.)

4. Установить, является ли предложение делением понятия, и если да, проверить, правильно ли оно.

(Например, языки делятся на виды: искусственные, естественные, иностранные и алгоритмические).

 

Тема 2. Суждение

1. Определить тип и вид простого суждения. (Например: на Марсе есть жизнь; в библиотеке есть интересные книги; между городами Пермь и Екатеринбург есть город Кунгур).

2. Установить отношения суждений. (Например, «все металлы электропроводны» − «ни один металл не является изолятором»).

3. Используя таблицы истинности, проверить эквивалентность суждений. (Например, «нет дыма без огня», «нет огня без дыма», «если есть дым, то есть и огонь», «если есть огонь, то есть и дым»).

 

Тема 3. Основные законы мышления

Установить, какой закон нарушается в суждении.

(Например, «лектор был недоволен аудиторией», «Иванов знает высшую математику, так как он окончил технический университет»).

Тема 4. Умозаключение

1. Произвести непосредственные умозаключения.

(Например, «все студенты должны пройти производственную практику»).

2. Дать анализ категорического силлогизма (определить фигуру, модус, проверить правила).

(Например: «Все звезды, видимые на небе, образуют нашу галактику – Млечный путь. Сириус – самая яркая звезда. Значит, Сириус образует Млечный путь».)

3. Дать анализ условно-категорического, разделительно- категорического, условноразделительного умозаключения.

(Например: 1. «Я вам заплачу за работу, только если аппарат будет работать. Но он не работает. Значит, я платить не буду». 2. «Я вам заплачу за работу, если аппарат будет работать. Но он не работает. Значит, я платить не буду».)

4. Определить вид индукции и проверить правильность заключения.

(Например: в ряду 1+3+5+7+….. сумма S1=1, S2=4, S3=9. Значит, Sк2).

(Например: «Чем сильнее дутьё, тем жарче огонь в горне. Если доступ воздуха прекратить, огонь погаснет».)

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Списки литературы

 

базовый учебник:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике: для педагогических учебных
заведений /А.Д. Гетманова. - М., 2005.

Основной:

2. Войшвилло Е.К. Логика: учеб. для вузов / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. - М.: Владос, 1998.

3. Кириллов В.И. Логика: учеб. для юридических факультетов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Юристъ, 2001.

4. Логика: учеб.-метод. Материалы для самостоят. работы студентов / сост. А.Л. Жуланов; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.

Дополнительный:

5. Аристотель. Аналитики /Аристотель. – Минск: Современное слово, 1998.

6. Брутян Г.А. Аргументация / Г.А. Брутян. - Ереван, 1984.

7. Горский Д.П. Краткий словарь по логике/ Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. - М.: Просвещение, 1991.

8. Иванов Е.А. Логика: учеб. / Е.А. Иванов. – М.: Изд-во Бек, 2001.

9. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. - М.:
Просвещение, 1990.

10. Кириллов В.И. Упражнения по логике / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. - М.: Юристъ, 1997.

11. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. – М.:
Наука, 1975.

12. Малахов В.П. Основы формальной логики: учеб. пособие для
экономистов / В.П. Малахов.- М.: «Щит-М», 1999.

13. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике / Б.Л. Яшин - М.: Владос,
1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.005 с.)