Законодательный процесс в РФ: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательный процесс в РФ: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.



Согласно ст. 105 и 108 на федеральном уровне существуют два вида законов – ФЗ и ФКЗ. Выделяются также законы о поправках в КРФ.

Различия между ними существуют по предметам регулирования – ФКЗ принимаются по специальным вопросам.

ФЗ нуждаются в простом большинстве голосов, вето предолевается 2/3

ФКЗ – 2/3 в ГД и ¾ в СФ, вето не предусмотрено

закон о поправках – по ФКЗ с одобрением 2/3 легислатур субъектов.

Законодательный процесс можно определить как совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства.

Стадии законодательного процесса:

- Осуществление права законодательной инициативы

- Подготовка заклнопроекта к рассмотрению Государственной Думой

- Принятие законопроекта ГД

- Рассмотрение и одобрение закона СФ, направление Президенту

- Подписание закона Президентов и его обнародование

- дополнительные стадии процесса – при отклоении Советом Федерации – создание согласительной комиссии и повторное рассмотрение (требуется уже две трети голосов). четвертой стадии может вообще не быть, если закон не подлежит обязательному рассмотрению СФ или елси не был рассмотрен в течение двух недель.

- при вето Президентом – рассмотрение закона в обеих плаатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов.

Субъекам законодательной инициативы на федеральном уровне являются (ч. 1 ст. 104 КРФ)

- Президент РФ

- Совет Федерации, отдельные сенаторы

- депутаты Государственной Думы РФ

- Правительство РФ

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ

- Высшие Суды по вопросам их ведения

Право законодательной инициативы – право внесения законопроекта в Государтсвенную Думу. Законопроекты могут быть как проектами законов, так и проектами поправок к законам, проектами ФКЗ, законом об утрате силы, о внесении изменений.

Субъект законодательной инициативы согласно Регламенту ГД ФС должен предоставить пояснительную записку к законопроекту, текст законопроекта, финансово-экономическое обоснование, заключение Правительства, перечень ФЗ, которые также требуется изменить.

Законопроект регистрируется в аппарате ГД ФС.

Подготовка законопроекта. Председатель ГД ФС направляет законопроект в комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям КРФ и Регламента и в тчение 14 дней вносит предложения к законопроектам. Правовое управление ГД ФС осуществляет правовую экспертизу законопроекта. Законопроект и материалы к нему направляются в Совет Думы для внесения на рассмотрение Думы.

Рассмотрение законопроекта в ГД ФС – в трех чтениях, по бюджету – в четырех чтениях.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, или его представителя, и содоклада представителя комитета. Могут высказываться депутаты ГД ФС, полпреды Президента и Правительства, другие лица. По результатам обсуждения законопроекта Думы может принять законопроект и продолжить над ним работу, принять закон или отклонить законопроект.

Альтернативные проекты рассматриваются путем рейтингового голосования. Поправки готовятся за 15 дней, по предметам совместного ведения – 30 дней. Поправки обобщаются комитетом, в материалы добавляется таблица поправок, осуществляется лингвистическая экспертиза. Дума рассматривает поправки, голосует о принятии поправки и потом о принятии законопроекта во втором чтении, если отклоняется – законопроект идет на доработку.

В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

Одобрение закона СФ РФ, Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГосДумой ФЗ по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации договоров, вопросам войны и мира, статусу и защите государственной границы.

СФ рассматривает закон в течение 14 дней и одобряет его в случае, если СФ голосует требуемым большинством “ЗА”.

В случае, если закон не принимается, Государственная Дума может принять закон в прежней редакции для преодоления вето или принять закон в редакции СФ простым большинством. В таком случае может создаваться согласительная комиссия из представителей обеих палат парламента.

Президент в течнеие 14 дней подписывает и обнародует закон. ФЗ и ФЗ подлежат обфициальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентов, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.

Возможно президентское отлагательное вето, которое преодолевается 2/3 голосов каждой из палат в потворном рассмотрении.

ФКЗ принимаются по соответствующим вопросам, он принимается, если он одобрен не менее ¾ членов СФ и не менее 2/3 членов ГД. Принятый Закон в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию. У Президента нет право вето по ФКЗ, у СФ такое право имеется.

Законы о поправках также имеют особую процедуру. Они рассматриваются как ФКЗ, но добавляется стадия одобрения легислатурами субъектов – не менее 2/3. Особую процедуру имеет пересмотр Конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.024 с.)