Техническое описание маршрута 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое описание маршрута



/Летописец Виктория Чиванова/

Апреля 2015 г.

19.45 Сбор на ж/д вокзале.
20.30 Отправление поездом № 625 Минск-Витебск.

 

Апреля 2015 г.

01.30 Выходим на ст. Зябки (фото 1), переходим через ж/д пути и движемся по тропинке на север. Уходим вправо по влажной тропе в еловую лесопосадку. Дойдя до лесной дороги, сворачиваем налево, а через 200 м – направо. Доходим до большой поляны, на которой стоит множество засохших дубов. Здесь мы разбиваем палаточный лагерь (фото 2).
02.30 Отбой. Сильная роса.
08.30 Подъем. Облачно, тихо, +15˚С. Пищу готовим на костре, за водой ходим в д. Стуканы.
09.20 Завтрак. Сворачивание лагеря.
11.00 Торжественное построение. Выход с места ночлега. Направляемся по лесной дороге на юг, переходим небольшой заболоченный участок и входим в д. Стуканы.
11.10 Привал в деревне – набираем воды из колодца.
11.20 Выходим из деревни и движемся на ЮЗ. Доходим до асфальта, сворачиваем налево у ж/д переезда, а через 300 м уходим направо. Идем на юго-запад и на повороте сворачиваем налево на грунтовку. Проходим через машинный двор с «древней» заправкой (фото 3), выходим к кладбищу. Далее идем без тропы, по распаханному полю, к южной окраине д. Долгое. За деревней тропа уходит вправо к оз. Долгое, по ней мы и направляемся к озеру.
12.15 Привал на северо-восточном берегу оз. Долгое (фото 4).
12.30 Отдохнув, выходим на дорогу и мимо развалин коровника движемся на юго-восток. Дорога грунтовая, полевая, проходит по холмистой местности, местами перепахана.
13.15 Привал у дороги напротив д. Заозерное, которая находится на противоположном берегу оз. Долгое. Пасмурно, + 18˚С, накрапывает дождь.
13.30 Выход. Сворачиваем с дороги влево и идем через поле на восток. Проходим через д. Яново.
14.00 Выходим на асфальтированную дорогу и идем по ней в восточном направлении. Пройдя 1 км, сворачиваем направо на указатель «Ивесь». Доходим до окончания леса с левой стороны и останавливаемся на привал.
14.30 Привал на окраине поля.
14.50 Выход. Сворачиваем с дороги и движемся в восточном направлении (А96˚). Поднимаемся на холм и петляем между островками кустов. Понижения, как правило, заполнены водой, которые приходится преодолевать по кочкам.
15.15 Выходим к кладбищу и, пройдя еще 5 мин, входим в д. Заулок-Русский. За деревней, на южной окраине, на перекрестке 3 дорог направляемся по средней на юго-восток. Проходим мимо заброшенного хутора слева, возле которого лежат огромные штабеля леса.
15.50 Привал на окраине леса западнее д. Скрабатуны.
16.00 После небольшого отдыха продолжаем движение и входим в д. Скрабатуны. За деревней останавливаемся на привал на широком холмистом лугу рядом с озером (фото 5).
16.10 Обеденный перекус.
17.20 Выходим с места привала и движемся на юг по полевой дороге вдоль западного берега оз. Большой Супонец. Поднявшись на вершину поросшего елово-сосновым лесом холма, останавливаемся на ночлег.
17.30 Установка палаток (фото 6). Приготовление ужина. Воду берем из озера – она очень чистая (фото 7). Чуть севернее места лагеря имеется родник.
19.30 Ужин. Тихо, пасмурно, +17 ˚С. Комаров нет.
21.30 Отбой.
  Всего пройдено 20 км

 

Апреля 2015 г.

06.00 Подъем. Облачно, тихо, +7 ˚С.
06.45 Завтрак. По семейным обстоятельствам с маршрута сошла Белькевич Инна, которую забрали на машине знакомые.
08.10 Выход с места ночлега. Идем на юг по тропе вдоль западного берега озера (фото 8). Переходим по бревну небольшую речушку (фото 9) и начинаем подъем по лесной тропе.
08.40 Выходим из леса западнее д. Лисичино и останавливаемся на привал. Совершаем радиальный выход в деревню, где набираем питьевой воды из колодца и беседуем с местными жителями.
09.10 Пройдя еще 100 м на юг, сворачиваем направо и движемся на юго-запад по сосновому лесу. Дорога сильно разбита лесовозами. Дойдя до перекрестка, сворачиваем направо и идем на северо-запад. Дорога на д. Пруды оказалась заваленной, мы проходим дальше. Перейдя канаву, выходим из леса юго-восточнее д. Грязи.
09.50 Привал на опушке леса.
10.05 Выход с места привала. Идем по полю на юго-запад (фото 10). Огибаем островки кустарника и выходим на полевую дорогу юго-восточнее д. Хролы.
10.45 Останавливаемся на привал на протоке между озерами Белое и Ивесь.
11.00 Продолжаем движение по грунтовой профилированной дороге на юго-запад по сосново-березовому лесу.
11.50 Слева, на развилке дорог, установлен памятник на месте партизанского аэродрома (фото 11). Через 300 м доходим до указателя к располагавшейся здесь до 17.09.1939 г. польской погранзаставе «Каменный Воз» (фото 12). Пройдя 100 м вправо, на руинах заставы устраиваем обеденный перекус.
12.00 Привал. Облачно, тихо, +19 ˚С.
13.10 Выход с места привала. Возвращаемся на гравийную дорогу и продолжаем движение на юго-запад. По дороге встречаем безногую ящерицу-веретеницу.
13.55 Дошли до памятника партизанской бригаде им. Суворова, который стоит на перекрестке дорог у моста через р. Шоша (фото 13). В 200 м на юго-восток от перекрестка осмотрели Курган партизанской славы (фото 14) и «познакомились» с ужом.
14.35 Совершаем радиальный выход. От моста через р. Шоша движемся на северо-запад. На втором ответвлении сворачиваем налево и идем по просеке на запад. Дойдя до лесной дороги, идущей в южном направлении, сворачиваем налево. Осматриваем место бывшего партизанского блиндажа.
15.30 Выходим к бетонному мосту через р. Шоша. Пройдя по правому берегу 100 м вверх по течению, проводим учебные занятия по переправе по бревну. Находим обглоданное бобрами дерево, укладываем его через реку. Организуем переправу первого участника с помощью веревочного маятника и натягиваем страховочные перила (фото 15-17). Длина бревна 20 м, глубина реки 0,5–1м, скорость течения около 1,5 м/с.
16.00 Все переправились на левый берег и, пройдя через лес, вышли на дорогу около моста. На привале у кострища нашли памятную палку-мешалку, забытую предыдущими участниками.
16.10 От стоянки возле реки движемся на юго-восток. На развилке сворачиваем влево и идем возле ЛЭП, дорога вдоль быстро заканчивается и мы вынуждены вернуться на лесную дорогу, пройдя по лесу на запад. В лесу обильно цветет прострел (сон-трава).
16.35 Переходим небольшой ручеек, за которым дорога поворачивает на север. Далее идем по лесной дороге, на которой встречаются первые грибы сморчки.
17.00 Возвращаемся к месту старта. Лагерь устраиваем за Курганом славы среди соснового леса. Ужин готовим на костре (фото 18), воду берем в р.Шоша.
18.00 Ужин. Тихо, малооблачно, +17 ˚С. После ужина желающие принимают водные процедуры, купаются в реке.
20.30 Отбой.
  Всего пройдено 25 км

 

Апреля 2015 г.

06.00 Подъем. Ясно, тихо, +7 ˚С.
06.30 Завтрак.
08.00 Выход с места ночлега. Рядом с Курганом славы обнаруживаем пересекающую лесную дорогу траншею, сохранившуюся с военного времени. Направляемся к развилке дорог у р. Шоша, сворачиваем направо и движемся на юг по гравийной дороге. Дорога идет среди светлого сосново-елово-березового леса.
08.50 Входим в д. Липово. Останавливаемся на привал, чтобы набрать питьевой воды из колодца (фото 19). Делаем в лесничестве отметку в маршрутной книжке. Узнаем, что в 11.45 приедет автолавка и решаем подождать ее. Переходим на южную окраину деревни и останавливаемся на опушке соснового леса. Проводим занятие по ориентированию (фото 20).
11.35 Приехала автолавка, но водитель продал нам только 3 батона и 3 хлеба, заявив, что мы оставим голодными жителей деревни.
12.00 Так как все закупились не только хлебом, то решаем сделать обеденный перекус. Малооблачно, слабый ветер, +25 ˚С.
12.35 Выходим с места привала. Движемся по гравийке на юго-восток. Через 1 км дорога поворачивает на юг и идет строго по прямой.
13.15 Привал у дороги на уходящей вправо тропе.
13.35 Выход с места привала. Продолжаем движение на юг по гравийке.
14.00 С левой стороны от дороги обнаруживаем старое кладбище, на котором сохранилось 4 надгробия. Одно из них с надписью на польском языке – в память о погибшем в 1919 г. капрале польской армии Антонии Томчаке (фото 21). Здесь же находилась часовня, фундамент которой сохранился до сих пор. Через 10 мин снова выходим на дорогу и продолжаем движение.
14.35 Гравийка заканчивается, и дорога уходит на юго-запад. Движемся по лесной дороге, разбитой лесовозами (фото 22).
14.45 Останавливаемся на привал на поляне среди елово-соснового леса. Здесь же обнаруживаем загон для животных и заросшие фундаменты зданий.
15.15 Продолжаем движение по лесной дороге, проходим низинный участок и перепрыгиваем через небольшую канавку, текущую через дорогу (фото 23). Выбравшись из низины, дорога поворачивает резко вправо и ведет нас на северо-запад. Через 500 м по дороге уходим влево на юго-запад. Переваливаем через камовую гряду, затем доходим до перекрестка лесных дорог и, не сворачивая, продолжаем движение на юго-запад (фото 24).
16.00 Останавливаемся на привал перед выходом на гравийную дорогу. Малооблачно, подул юго-западный ветер.
16.20 Выходим на гравийку и сворачиваем налево. Проходим через уроч. Пересечено и через 15 мин сворачиваем влево. Далее движемся по лесной дороге на юго-восток (фото 25).
17.00 Выходим на широкую поляну южнее оз. Юльтя. Разбиваем лагерь на опушке соснового леса, костер разводим на песчаном участке, воду берем из озера (фото 26).
18.30 Ужин. Тихо, ясно, +23 ˚С.
21.00 Отбой.

 

  Всего пройдено 22 км

Апреля 2015 г.

06.00 Подъем. Тихо, малооблачно, +12 ˚С.
07.20 Завтрак. Сворачиваем лагерь.
08.25 Построние. Постановка задач на день и выход (фото 27). Первой отправилась 3-я группа под руководством Андрея Листопада, через 5 мин – 2-я группа под руководством Никиты Седляра и последней ушла 1-я группа. Сначала движемся в южном направлении до развилки дорог, на которой сворачиваем вправо и огибаем оз. Юльтя с южной стороны. Идем по лесной дороге сначала на юго-запад, потом на запад, не сворачивая на слабо проезжие просеки и лесные дороги.
08.55 Выходим на насыпную дорогу, сворачиваем налево и движемся на ЮЮЗ.
09.15 Приходим к памятнику на месте базирования в 1943-44 гг. партизанской бригады им. ЦК КПБ (фото 28), а за памятником – яма на месте бывшей штабной землянки. Рядом находится памятный знак в честь строительства данной дороги в 1936 г.
09.30 Сыпанул кратковременный дождь, который закончился через 1 минуту. Ожидаем возле памятника 3-ю группу, которая решила устроить занятие, по преодолению заболоченного участка.
10.10 Пришла последняя группа. Через 10 мин выходим с места привала и продолжаем движение на юго-запад. Через 500 м пересекаем мелиоративную канаву, слева вдоль которой примыкает дорога. Фотографируемся на фоне разлившегося справа болота (фото 29).
10.45 Приходим на место бывшей д. Горново-2. Здесь установлен памятный знак в честь штаба партизанской бригады им. ЦК КПБ, который размещался здесь в сельском доме (фото 30). Останавливаемся на привал и ищем место для установки базового лагеря. Погода начинает ухудшаться, небо затягивает, усиливается юго-западный ветер. Место для лагеря находим в 200 м от бывшей деревни справа от дороги перед мелиоративным каналом (фото 31).
11.35 Обеденный перекус. Облачно, слабый западный ветер, +18 ̊С.
12.15 Начинаем радиальный выход вокруг оз. Межужол. Сначала движемся на северо-восток, на развилке сворачиваем влево и идем по лесной дороге в северном направлении.
12.55 Входим на территорию заказника «Голубицкая пуща» (фото 32). Перейдя через канаву по насыпному участку, дорога уходит резко вправо, а мы сворачиваем налево и идем строго на запад по перепаханной лесной тропе. Через 200 м она заканчивается, и мы движемся далее по заболоченному сосново-березовому лесу без тропы, сохраняя западное направление. Дальнейшее движение проходит под моросящим дождем. Дойдя до восточного берега озера, поворачиваем направо и идем по заболоченной звериной тропе в северном направлении. По пути встречается очень много заваленных бобрами деревьев и водяных нор (фото 33). Чем дальше на север, тем заболоченность увеличивается.
14.00 Начинаем поворачивать налево и движемся по северному берегу озера по звериной тропе. Здесь она сильно заболочена, часто проваливаемся – иногда в шутку с желанием проверить надежность дернового покрова болота, а иногда всерьез.
14.15 Выходим к просеке у северо-западного берега и движемся по ней в западном направлении, уходя от озера. Просека тоже заболочена и завалена упавшими деревьями. Через 10 мин выходим на зимник и поворачиваем налево на юг. Зимник сильно исхожен, местами встречаются залитые водой участки, которые мы обходим сбоку по кочкам, либо прямо по грязи, местами глубиной до метра (фото 34). Этот переход с валянием в грязи под дождем доставляет массу удовольствия многим участникам. После преодоления первого самого длинного участка, выходим на сухую гряду.
14.40 Пересчитываем всех, чтобы кого-нибудь не потерять. После первой гряды преодолеваем еще один заболоченный участок по зимнику, а затем перевалив через сухую гряду совершаем еще один переход по болоту.
14.55 Выйдя на сухую лесную дорогу (фото 35), движемся в южном направлении, проходим мимо фундамента одного из домов бывшей д. Петровщина.
15.05 Проходим указатель «Голубицкая пуща».
15.30 Выходим на автодорогу Р29 Мядель–Полоцк и идем на северо-восток по гравийной дороге. Через 15 мин пути сворачиваем с этой гравийки влево и идем на север по насыпной дороге. Постоянно идет дождь.
16.15 Приходим в базовый лагерь. Сразу разводим костер и начинаем готовить ужин.
17.15 Ужин. Дождь заканчивается, небо проясняется. Сушимся у костра. Проводим занятие по вязке узлов. Поздно вечером нас навестил местный лесничий, который попросил соблюдать правила пожарной безопасности.
21.00 Отбой. Тихо, ясно, +5 ˚С.

 

  Всего пройдено 20 км

Апреля 2015 г.

06.00 Подъем. Ясно, тихо, – 3 ˚С. Все палатки покрылись льдом (фото 36).
06.45 Завтрак (фото 37). Собираем палатки, гасим костры.
08.25 Построение и выход групп. Идем по гравийной дороге в юго-западном направлении.
08.45 На ответвлении дороги сворачиваем влево на лесную дорогу А108˚. На следующем разветвлении также уходим по левой дороге. За 10 минут доходим до перекрестка со слабо проезжей лесной дорогой.
08.55 Привал. Чуть впереди слева от дороги обнаруживаем фундаменты довоенной польской пограничной заставы – стражницы. Осматриваем фундамент, видны следы несанкционированных раскопов, валяются ржавые металлические предметы, фотографируемся на сохранившемся крыльце (фото 38).
09.10 От перекрестка идем на юг по полю и выходим на проселочную дорогу у западной окраины д. Тростяница (фото 39).
09.20 Привал. Набираем воды в деревне у дачников из Солигорска.
09.45 Выходим с места привала и по лесной дороге движемся на юго-восток. Через 15 минут пересекаем гравийную дорогу Мядель–Полоцк.
10.15 Доходим до кладбища западнее д. Черница 2-я. Останавливаемся на привал, осматриваем старые могилы.
10.25 С гравийки сходим на грунтовку и движемся в западном направлении, а через 500 м на развилке троп берем левее на юго-запад. Движемся по проезжей грунтовой дороге среди густого соснового леса (фото 40).
11.25 На перекрестке лесных дорог возле кривой сосны (вправо уходит дорога к уроч. Адамовка), мы сворачиваем влево и движемся по А120˚. Дойдя за 5 минут до следующей развилки дорог, останавливаемся на привал. В 100 м юго-восточнее справа от дороги осматриваем фундамент довоенной советской пограничной заставы.
12.15 Выход с места привала. Идем на запад по лесной дороге. Через 5 минут поворачиваем налево и идем на юго-запад по лесной дороге среди сырого ольхового леса. На возвышенности справа от дороги видим свежие раскопы чьей-то усадьбы.
12.40 Выходим к левому берегу р. Березина в месте сожженного в годы войны Батуринского моста. Здесь устраиваем обеденный перекус. Ясно, слабый западный ветер, +11 ˚С.
13.20 Начинаем сооружение плота для переправы через р. Березина. Спиливаем сухую сосну диаметром 20-25см, делим её на 3 части по 2 м и переносим к месту переправы. Далее веревками связываем плот (фото 41, 42).
14.30 Начинаем переправу. Первый участник переправляется вплавь с веревкой, остальные переправляются на плоту с рюкзаками упакованными в большие пакеты. Не обошлось без переворотов, но большинство преодолело реку на плоту (фото 43). Максимальная глубина 1,7 м в районе деревянных свай моста, ширина реки 30 м, скорость течения неодинаковая по всей ширине, но в среднем около 1,5 м/с. Следует отметить недостатки плота: трех бревен мало, нужно делать 4 или 5 для лучшей устойчивости.
16.50 Выход с места переправы (фото 44). Идем на юго-запад по грунтовой дороге, которая проходит сначала по лугу, а затем через сосновый лес и кустарниковые заросли.
17.05 Сворачиваем вправо и движемся в северном направлении по насыпной дроге. Проходим по бетонному мосту через р. Мяделица.
17.25 Останавливаемся на привал у обочины дороги восточнее выс.190,4 м. Совершаем радиальный выход на эту гору, т.к. на ней находится археологический памятник «Шведская гора» (фото 45).
17.45 Продолжаем движение по гравийной дороге на север.
18.00 Входим в д. Бирули с юго-западной стороны (фото 46). У перекрестка сворачиваем направо и, пройдя 200 м на восток, перед домом поворачиваем налево. Из деревни выходим по грунтовке на север, и пройдя через поле, входим в небольшую березово-ореховую рощу. Справа от дороги останавливаемся у каменного креста на месте захоронения трех повстанцев 1863 г., среди которых руководитель отряда – известный скульптор Генрих Дмоховский (фото 47). Здесь же осматриваем один из крупнейших на территории Беларуси курганный могильник Х–ХІІ веков. Пройдя немного на восток через лесные заросли, выходим к обрывистому западному берегу оз. Медзазол.
18.25 Устанавливаем палатки на широкой поляне вблизи обрыва. Здесь же над озером нависла старая сосна.
20.05 Ужин. Воду можно набрать в деревне, в качестве дров использовали сухой орешник. По договоренности с местными жителями посещаем деревенскую баню. В деревне покупаем картошку, которую печем в костре.
23.30 Отбой.

 

  Всего пройдено 16 км

 

Мая 2015 г.

06.00 Подъем. Тихо, ясно, +5 ˚С (фото 48).
06.40 Завтрак.
08.10 Выход с места ночлега. Направляемся по тропинке на север вдоль западного берега озера. Выйдя к так называемому пляжу с кабинкой для переодевания, сворачиваем налево и идем на запад. Справа видна высокая двухсотлетняя липа, рядом с которой до войны стояла имение Юзефовичей Поречье, сожженное в годы войны. Далее обходим поле, пересекаем небольшой заболоченный участок и выходим к грунтовой дороге. Проходим по ней 50 м, сворачиваем влево и поднимаемся к месту бывшей польской пограничной стражницы.
08.25 Осматриваем фундамент, снова обнаруживаем следы нелегальных раскопок, после чего спускаемся на северо-восток к кладбищу, на котором посещаем часовню генерала Петра Юзефовича – участника Кавказской войны середины ХІХ века (фото 49).
08.45 От часовни идем по лесной дороге на север. За канавой с местным названием Жабница на развилке лесных дорог сворачиваем влево и движемся на северо-запад. Через 10 мин выходим к северной окраине д. Нестеровщина.
09.10 Пересекаем асфальтированную дорогу Мядель – Полоцк (фото 50) и движемся далее, сохраняя западное направление. Двигаясь по краю леса (фото 51), прямо на нас выбежало два испуганных зайца. На развилке дорог уходим вправо и через пять минут выходим к восточной окраине д. Речные.
09.45 Выходим в центр деревни и осматриваем памятник сожженным в годы войны местным жителям (фото 52). Пройдя по деревне 200 м на запад, останавливаемся возле дома с колодцем и набираем воды.
10.15 За последним домом на западной окраине деревни сворачиваем направо и через 100 м выходим на правый берез р. Березина. Мост здесь разрушен, видны следы тракторного брода.
10.35 Начинаем переправу вброд через реку в месте, где проходит тракторная колея. Ширина реки около 15 м, глубина максимально 1 м, скорость течения около 1,5 м/с. Переправлялись стенкой по два человека (фото 53).
10.55 После переправы последнего участника устраиваем привал, сушимся и переодеваемся на левом берегу реки.
11.15 Выходим с места переправы. Идем на север по насыпной дороге. Через 10 минут сворачиваем влево на гравийку и движемся по ней на запад. Дорога идет практически по одной линии, иногда огибая канавы и сохраняя западное направление (фото 54).
12.00 Останавливаемся на обеденный перекус на обочине дороги.
12.30 Выход с места привала, продолжаем двигаться на запад. Переходим по шлюзам немногочисленные мелиоративные каналы. Во время перехода через нашу дорогу переползала гадюка, которую многие увидели впервые. Изображенная на карте узкоколейка уже отсутствует, насыпи, по которым она проходила, постепенно зарастают.
14.25 Привал у северо-восточной окраины д. Клепицы (фото 55). Погода начала ухудшаться, стало пасмурно, подул прохладный южный ветер.
14.50 Выходим с места привала и движемся на север по пустующей деревне. Дорога хотя и асфальтированная, но сильно разбита, ямы засыпаны строительным песком.
15.40 Приходим на ст. Крулевщизна (фото 56), размещаемся на вокзале и закупаемся продуктами на дорогу.
17.34 Выезд из Крулевщизны дизель-поездом Полоцк – Молодечно.
19.45 Прибываем в Молодечно, где быстро пересаживаемся на электричку, и через 5 минут отправляемся на Минск.
21.35 Прибытие в Минск.

 

  Всего пройдено 24 км

Фотографический материал

/подготовила Марина Гришман/

Фото 1. 26.04.2015 г. Прибытие ночью на станцию Зябки.
Фото 2. 26.04.2015 г. Лагерь в лесу западнее д. Стуканы.
Фото 3. 26.04.2015 г. «Древняя» заправка в д. Долгое.
Фото 4. 26.04.2015 г. На северо-восточном берегу оз. Долгое.
Фото 5. 26.04.2015 г. Привал за д. Скрабатуны около оз. Большой Супонец.
Фото 6. 26.04.2015 г. Место бивака на западном берегу оз. Большой Супонец. Фото 7. 27.04.2015 г. Утро на оз. Большой Супонец. Фото 8. 27.04.2015 г. Переход по западному берегу оз. Большой Супонец. Фото 9. 27.04.2015 г. Переход по бревну через ручей. Фото 10. 27.04.2015 г. Переход по полю юго-восточнее д. Хролы. Фото 11. 27.04.2015 г. У памятника на месте партизанского аэродрома. Фото 12. 27.04.2015 г. На месте польской погранзаставы «Каменный Воз». Фото 13. 27.04.2015 г. Возле памятника партизанской бригаде им. Суворова у моста через р. Шоша. Фото 14. 27.04.2015 г. Курган партизанской славы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.172.86 (0.02 с.)