Методика анализа показателей прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа показателей прибыли



 

На различных этапах инвестиционного процесса определяют сметную, плановую конкретной организацией для своих условий и фактическую (полученную в результате работы) прибыль. Под сметной прибылью понимается прибыль, предусмотренная в процессе составления проектной документации.

Плановая прибыль определяется в процессе разработки бизнес-плана организацией. Она самостоятельно планирует свою прибыль на основе заключенных договоров. Плановая прибыль может определяться как по отдельным видам продукции и выполненным работам, так по организации в целом.

Плановая прибыль ( по отдельным изделиям рассчитывается как сумма сметной прибыли в проектно-сметной документации ( и плановой экономии затрат от снижения себестоимости работ:

где - плановая экономия от снижения себестоимости работ за весь период изготовления изделия;

К – компенсации, полученные от заказчика.

Фактическая прибыль – это финансовый результат организации за определенный период ее деятельности.

В зависимости от целей рассчитывается фактическая прибыль от сдачи заказчику продукции (или отдельно выполненных работ), валовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Прибыль от сдачи заказчикам продукции или работ определяется как разность между выручкой от их реализации (договорной ценой) без налога на добавленную стоимость и затратами на их производство и сдачу:

где - договорная цена;

НДС – налог на добавленную стоимость;

С – фактическая себестоимость выполненных работ.

Валовая прибыль вычисляется как разница между суммой выручки от продажи продукции и ее себестоимостью:

где ВП – валовая прибыль;

ВР – выручка от реализации продукции;

З – себестоимость продукции.

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, составляет прибыль от продаж:

где ПП – прибыль от продаж;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Коммерческие расходы включают транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку и др. А к управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг и др.

Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) определяется на основе прибыли от продаж без учета операционных доходов (расходов) и внереализационных доходов (расходов):

,

где БП – бухгалтерская прибыль;

ОД – операционные доходы (расходы);

ВД - внереализационные доходы (расходы).

Операционные доходы, в частности, включают доходы от продажи основных средств и другого имущества организации; проценты, полученные по выданным займам; прибыль, полученная по договору простого товарищества.

К операционным расходам относят затраты, которые связаны с получением операционных доходов. Это, проценты, которые организация платит по кредитам и займам; оплата услуг кредитных организаций; расходы, связанные с выбытием основных средств и др.

Внереализационные дохода – это активы, полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы и др.

Чистая прибыль вычисляется при вычитании из бухгалтерской прибыли условного налога на прибыль и постоянных налоговых обязательств:

Несмотря на то, что прибыль относится к важнейшим экономическим показателям работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. В качестве критерия эффективности работы предприятия выступают различные показатели рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельность, означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели – они практически не подвержены влиянию инфляции.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле

где - рентабельность продукции;

- прибыль от реализации продукции;

- затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции:

где В – выручка от реализации продукции.

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли считается рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:

где А – средняя величина активов (валюта баланса);

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу внутреннего развития предприятия. Каждому предприятию приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:

где Ск – средняя величина собственного капитала.

Обратное соотношение представляет период окупаемости собственного капитала :

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, который показывает насколько эффективна отдача производственных фондов:

где - валовая прибыль за период;

ОПФ – стоимость основных производственных фондов;

ОС – стоимость оборотных средств.

Не менее значимым является показатель рентабельности инвестиций – показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие:

где СК – средняя величина собственного капитала;

ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.

Рентабельность – это обобщающий показатель, на который влияют как экстенсивные, так и интенсивные факторы. К экстенсивным факторам относятся рост массы прибыли за счет увеличения объемов работ и влияние инфляции на уровень цен. Наиболее важные интенсивные факторы: совершенствование организации труда и производства, технический прогресс, повышение качества работ и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)