Механизм формирования финансового результата сельскохозяйственных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм формирования финансового результата сельскохозяйственных предприятий



 

Любое сельскохозяйственное предприятие, являясь элементом экономических систем более высокого уровня, неизбежно подвергается воздействию внешних условий, характерных для всей макроэкономической системы государства. Экономические циклы, кризисные явления определяют общий фон функционирования аграрных формирований. Поскольку формирование и регулирование внешних экономических условий хозяйствования, в том числе формирование прибыли, являются прерогативой государства, то в значительной степени возможность выхода отдельных предприятий аграрного сектора на уровень эффективного хозяйствования определяется "правилами игры", задаваемыми на федеральном и региональном уровнях. В условиях, когда государство практически открыто декларирует невозможность экономической поддержки аграрной сферы, сельские товаропроизводители должны выбирать из всей совокупности альтернативных вариантов развития те, которые позволят им на первом этапе стабилизировать состояние системы, обеспечить условия устойчивого функционирования, создать действенный механизм адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования.

Применительно к сельскохозяйственным предприятиям устойчивость следует трактовать как способность системы сохранять целостность и внутреннюю сущность в длительной перспективе при прогнозируемых изменениях внешней среды посредством регулирования ресурсных пропорций и хозяйственного механизма аграрного формирования.

В соответствии с существующим законодательством предприятие как юридическое лицо имеет право на различные виды деятельности. Однако при создании предприятия учредители формируют суть деятельности, которая определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата. Эту деятельность принято называть основной деятельностью предприятия (или в терминах бухгалтерского учета – обычными видами деятельности).

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг. Например, предмет основной деятельности – предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды; выручка – арендная плата; предмет основной деятельности – предоставление за плату прав на объекты интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.); выручка – лицензионные платежи. Рассматриваемая выручка от реализации определяется по ценам производителя, а не по отпускным ценам. Это означает, что из нее исключаются суммы налога на НДС и акцизного налога, уплаченные потребителями при покупке продукции.

Получение доходов связано с использованием производственных ресурсов, с издержками, в результате чего уменьшаются активы, т.е. возникают расходы. К ним относятся: расходы связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и других материально-производственных запасов; расходы возникающие в процессе переработки материально-производственных запасов и продажи готовой продукции, в том числе расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и прочих внеоборотных активов; коммерческие и управленческие расходы. Обычно группировка этих расходов осуществляется по следующим элементам затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты. В результате формируется:

· производственная себестоимости проданных товаров, учитывающая как издержки текущего периода, так и изменение остатков незавершенного производства и готовой продукции на начало и конец рассматриваемого периода;

· суммарные доходы, связанные с изготовлением и продажей продукции в рассматриваемом периоде.

Превышение доходов над расходами образует прибыль от обычных видов деятельности (прибыль от реализации); в противном случает образуется убыток. Таким образом, прибыль от реализации продукции в рассматриваемом периоде может быть предоставлена следующим образом

где - выручка от реализации продукции без учета НДС и акцизного налога; - производственные издержки текущего периода; - стоимости незавершенного производства на начало и конец текущего периода; - остатки готовой, но нереализованной продукции; - коммерческие расходы за период; - производственная себестоимость проданной продукции; - управленческие расходы за период.

 

Более простая формула для расчета прибыли от реализации продукции

где n – номенклатура выпускаемой продукции, - цена единицы продукции j-ого наименования; - полная себестоимости единицы продукции j-ого наименования; - объем производства продукции j-ого наименования в номенклатурных единицах.

Такой расчет прибыли имеет существенные недостатки: во-первых, он связан с определением полной себестоимости каждого вида продукции и, следовательно, с необходимостью распределения всех косвенных расходов по управлению и обслуживанию предприятия по видам продукции; во-вторых, он не учитывает динамики производства и образования переходящих остатков незавершенного производства и готовой продукции по периодам. Он в основном применяется в прогнозных или плановых расчетах при небольшой номенклатуре продукции и сложившейся системе распределения косвенных расходов.

Однако приведенная выше формула позволяет проанализировать такие основные факторы образования прибыли, как: снижение себестоимости; обоснованное формирование цены, учитывающее как издержки и качество продукции, так и рыночные условия (спрос, наличие конкурентов, стимулирование продаж и т.д.); планируемый объем продаж и, наконец, номенклатуру производимой продукции, правильно сформулированную с точки зрения загрузки производственных мощностей, соответствия рыночному спросу и уровню прибыльности отдельных видов продукции.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором увеличения прибыли (так как количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес) и свидетельствует об общем уровне хозяйствования. Однако целенаправленная работа по снижению себестоимости может быть обесценена инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств прирост прибыли за счет снижения себестоимости исключен.

Увеличение объема продаж в натуральном измерении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли, но соответствующее увеличение объемов производства требует дополнительных инвестиций и, следовательно, собственных средств и (или) доступного долгосрочного кредита. Предприятия, которые располагают возможностями и средствами для капитальных вложений, могут реально увеличить свою прибыль, если рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

К росту объемов производства и реализации продукции может привести и ускорение оборачиваемости оборотных средств, не требующее капитальных вложений. Однако инфляция, неплатежи потребителей и требуемая предоплата при поставках отвлекают значительную часть оборотных средств.

Повышение цен, обусловленное более высокими потребительскими свойствами продукции, приводит к обоснованному росту прибыли. Однако часто рост цен является только отражением инфляционных процессов и желанием сохранить прибыль в любых обстоятельствах и приводит к негативным последствиям в национальной экономике в целом.

В процессе функционирования у предприятия возникает необходимость или возможность проведения различных хозяйственных операций, не связанных с основной деятельностью. Возникающие при этом доходы и расходы принято называть операционными.

К операционной деятельности относят: предоставление за плату во временное пользование активов предприятия и прав на интеллектуальную собственность; участие в уставных капиталах других предприятий;, в том числе получение и выплата процентов или иных доходов и расходов по ценным бумагам; совместная деятельность; продажа неиспользуемых в основной деятельности или устаревших и заменяемых основных средств и других активов; выплата (или получение) процентов за предоставление предприятию (предприятием) денежных средств в виде кредитов и займов и т.д.

Помимо перечисленных операционных, возникают внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Внереализационные доходы и расходы включают: штрафы, пени и неустойки за нарушение договоров с многочисленными контрагентами – поставщиками, сбытовыми и торговыми посредниками, потребителями и т.д.; стоимость активов, полученных или отданных безвозмездно, в том числе по договору дарения; курсовые разницы; суммы уценки активов, суммы долгов, нереальных для взыскания и т.п.

Чрезвычайными доходами и расходами считаются последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности – стихийных бедствий, аварий, пожаров, национализации и т.п.; в качестве доходов можно рассматривать суммы страховых возмещений, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению активов.

Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, называется нераспределенной прибылью. После соответствующих выплат учредителям в виде дивидендов или долей она используется предприятием на прирост собственного капитала и называется чистой прибылью.

Порядок использования этой остающейся в распоряжении предприятия прибыли может быть определен учредительными либо плановыми документами. В учредительных документах с целью проведения предприятием финансовой и социальной политике, определенной учредителями, могут быть установлены нормативы отчислений от полученной прибыли в фонд социальной сферы и в резервный фонд, позволяющий создать накопления для обновления основных средств и прочих инвестиций.

В любом случае можно рассматривать следующие наиболее типичные направления использования чистой прибыли:

· модернизация или реконструкция имеющихся у предприятия основных средств и приобретение новых;

· прирост собственных оборотных средств, который может быть обусловлен как инфляцией, так и расширением или диверсификацией производства;

· возврат кредитов и займов, а также уплата по ним процентов, если процентные ставки превышают нормативные;

· охрана окружающей среды;

· социально-культурные нужды;

· материальное стимулирование персонала и т.д.

Таким образом, одна часть прибыли участвует в процессе накопления и увеличивает имущество предприятия, вторая часть – используется на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направленную на накопление, использовать в следующем отчетном периоде полностью. Остаток имеет важное значение как резерв и может быть в последующие периоды направлен на покрытие возможных убытков и финансирование затрат. Чистая прибыль, используемая на накопление, и чистая прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, - одно из направлений внутрифирменного планирования. Отчет по прибыли представляет собой естественную основу для формирования бюджета по прибыли. Даже если на предстоящий период запланированы те же самые действия, что и в отчетном периоде, прибыль может измениться под воздействием внешних и внутренних условий. Инфляция, изменения в области валютных отношении, в области налогообложения или в области хозяйственного законодательства, изменения в структуре потребления и изменения условий конкуренции – далеко не полный перечень внешних причин для изменения прибыли. Внутри предприятия могут быть приняты решения о новых инвестициях, о производстве нового продукта, об изменении структуры кадров, маркетинговой политики и т.п.

 

 
 

 


 

 

Рис. 1. Схема формирования чистой прибыли

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.68.214 (0.02 с.)