Излишек потребителя и производителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Излишек потребителя и производителя



Излишек потребителя

Излишек потребителя (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Иногда излишек потребителя называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара.

Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителя (рис. 25.1).

Рис. 25.1. - Излишек потребителя

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней.

Излишек потребителя можно подсчитать на основе кривой рыночного спроса. Соотношение между спросом и излишком потребителя можно показать посредством определения кривой спроса на продукты питания (рис. 25.2).

Рис. 25.2. - График излишка потребителя

На рис. 25.2 изображен условный пример.

Предположим, что цена продуктов питания 40 р. за кг. Стоимость первого кг равна 40 р., но его «ценность» для потребителя – 100 р.

Определение «ценности» возможно при использовании кривой спроса, которая позволяет установить максимальную цену, которую потребитель уплатит с целью покупки дополнительной единицы продуктов питания.

Продовольствие можно приобрести, поскольку его цена на 60 р. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость.

Второй кг также стоит покупать, ибо это дает избыточную стоимость в 50 р. (90 р. – 40 р.).

Третий кг продовольствия дает излишек в 40 р. (80 р. – 40 р.).

Четвертый кг дает излишек в 30 р., пятый – в 20 р., шестой – в 10 р.

Седьмой кг продуктов питания дает нулевой излишек.

Каждый последующий кг обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому потребитель предпочитает не приобретать больше продуктов питания.

Излишек потребителя получается сложением избыточной стоимости по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 19.3, совокупный излишек потребителя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.

При сложении многих отдельных излишков совокупный излишек потребителя измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, покупая блага на рынке. Соединение излишка потребителя с совокупными прибылями, извлекаемыми производителями, позволяет оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, определяющие поведение как потребителей, так и фирм на рынке. Таким образом, концепция излишка потребителя имеет существенное значение в экономике.

Использование концепции излишка потребителя весьма полезно при оценке результатов многих решений правительства, а также применяется при исследовании значительных преимуществ, получаемых гражданами.

Излишек производителя

Излишек производителя – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Известно, что эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек.

Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ.

Иначе – это разница между действительным доходом производителя и альтернативной стоимостью переменных ресурсов.

Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага.

Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Излишек производителя схож с излишком потребителя (рис. 25.3).

Рис. 25.3.- Излишек производителя

На рис. 25.3 ОРе – равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стремятся предлагать определенный объем блага и реализовывать его по цене ОРе, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага.

Так, один продавец намерен реализовывать объем OQ1 своего блага по цене OP1 при практической цене блага, равной OP1.

В результате он получил бы излишек P 1 Pe. Общий излишек равен АРеЕ (на рис. 25.3 заштрихованная площадь).

Считается, что на рынке с совершенной конкуренцией выживут лишь наиболее эффективные предприниматели.

В связи с тем, что равновесная рыночная цена в долгом периоде может лишь покрыть издержки производства производителя, включая нормальную прибыль, излишек производителя будет равен нулю.

Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена.

Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка.

Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.

http://www.5rik.ru/na5/19-155.htm

Задание 25.1.

Определите равновесную цену на товар, если функция спроса имеет вид:

,

где – объем спроса в месяц,

– цена в рублях.

Кривая предложения имеет вид:

,

где – месячный объем предложения.

 

30*

Решение

В условиях равновесия рынка объем спроса равен объему предложения, поэтому, чтобы определить равновесную цену, необходимо приравнять функции спроса и предложения (аналитический метод).

Возможен и графический метод решения данного задания, путем построения кривых спроса и предложения и нахождения их точки пересечения.

Задание 25.2.

Излишек потребителя представляет собой …

превышение объема предложения на товар над объемом спроса на него
разность между минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, и той ценой, по которой он его действительно продал
излишек товара, приобретенный за счет потребительского кредита
разность между суммой денег, которую потребитель был готов заплатить за товар, и суммой, которую он фактически заплатил*

Решение

Излишек потребителя представляет собой разность между суммой денег, которую потребитель был готов заплатить за товар, и суммой, которую он фактически заплатил.

 

Задание 25.3.

К сдвигу кривой предложения из положения S1 в положение S2 приведет …

 

рост цен на ресурсы производства
снижение доходов потребителей
снижение налогового бремени на производителя*
появление на рынке нового товара-заменителя

Решение

К сдвигу кривой предложения из положения S1 в положение S2 (увеличению объема предложения) приведет снижение налогового бремени на производителя.

В5

 

 

 


Валентинов В.А. 2014
Тема 26. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции  
Максимизация прибыли П = TR - ТС. Необходимое условие максимума функции есть равенство ее первой производной нулю:
d П /dQ = dTR/dQ - dTC/Dq = 0 (

 

d П /dQ = MR - MC = 0  

Отсюда:

MR = MC.  

 

Пояснения П – прибыль; TRобщая выручка фирмы, равная полной сумме выручки от реализации всех Q, произведенных единиц товара доход ТС – экономические затраты Q –количество произведенных единиц товара MR – предельный доход MC – предельные издержки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.026 с.)