Философия системы Фомы Аквинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия системы Фомы Аквинского



ФОМА АКВИНСКИИ Основная цель - отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившемся принципом материи (слабейшим видом бытия) Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако, свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схоластики. Схоластика должна была истолковывать свое отношение к материи, и так как Иисус Христос был явлен в виде - человека, т.е. объединил в себе божественную (идеал) и человеческую (материальную) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материальное как ничто (чего требовал догмат о сотворении мира из ничего). Поэтому определение материи Фомой Аквинским с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из тупика. Человеческая душа не может существовать в некоем месте Душа есть - форма человеческого тела. В материи идеальное присутствует только в виде потенции Человек - это венец творений Бога. Этот мир дан ему в подчинение. Высшее начало - само бытие.

Доказательство существования бога

1) Доказательство через источник движения Повторяет рассуждения Аристотеля о перводвигателе. Самодвижение предметов невозможно Все что движется должно иметь источник. У двигателя свой двигатель - существует перводвигатель - Бог.

2) Цепь причин не является бесконечной, так как существует первопричина - бог. Из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог.

З) Из взаимоотношения случайного и необходимого -При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе " В конце концов выясняется, что существует первая необходимость - бог

4) По степени--- совершенства. Человек - венец бога, все остальное ниже. Существуют степени совершенства одухотворенности - должна существовать абсолютное совершеннство - это бог

5) На основе целесообразности. Мир устроен целесообразно, случайно такие конструкции не создаются.

Фома Аквинский (1225-1274, ФАк) найти свой вариант соотношения разума и веры. Вообще учение ФАк называется тонизм, позже неотонизм (претерпело некоторые изменения). Он настолько хорошо разработал это учения, что даже современная наука здесь не приходит к противоречию с церковью (нет противоречия между истинами науки и истинами самой веры, есть гармония). Получил титул ангельского доктора. Его центр идея - идея гармонии веры и разума. В тот период существовало две разновидности теории двух истин. Одна - от щартрской школы (сделали акцент на том, что не должно быть конфликта между двумя истинами). Вторая - концепция РЦ (есть сильное противоречие между двумя истинами).

ФАк - по методу достижения наука и религия отличаются (наука ориентирована на опыт и разум, религия - на откровения). Но столь радикальное отличие методов не означает отличие предметов, такое различие является частичным; некоторые из догматов могут быть логически трактованы (нуждаются в обосновании разумом) - и здесь есть гармония между истинами веры и истинами разума. А остальные догматы просто не нуждаются в разум. объяснении. Выдвигает 5 "космологических" доказательств бытия Бога:

1) все, что имеет движение, имеет причину самого движения. Такая причина - Господь Бог.

2) каждое явление имеет свою причину. А у причины есть причина. Причина всех причин есть Бог (перекличка с "формой всех форм" Аристотеля).

3) вещи рано или поздно гибнут. То есть вещи случайны, но что-то должно быть необходимым. Такой необходимой сущностью является Бог.

4) встречали в АКб - совершенство всех совершенств есть Бог.

5) цель всех целей есть Бог.

Формула Петра Доминиании повторяется у ФАк - философия есть служанка теологии. Много заимствовал из философии Аристотеля. Уделял большое внимание форме всех форм. Считает, что с помощью формальной причины можно обосновать мироздание. "Творение Богом мира из ничего", создав мир Бог затем управляет им. Мир есть результат божеств. воли. Мир един и единственный, конечен в пространстве, в этом мире есть определенная иерархия (небесная и земная). В конечной части своей философии ФАк приходит к классификации социальной жизни - несправедливые (тирания, демогогия и анархия) и хорошие (монархия, подития (демократия в нормаль форме), олигарxия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.005 с.)