Античный скептицизм и его культурно-историческое значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античный скептицизм и его культурно-историческое значение.



Основатель- Пиррон(360-270 до н.э.)

Аргументы:

- люди отличны друг от друга и воспринимать мир должны по-разному

- Одни и те же вещи вызывают разные ощущения в разных органах

- Познание мира искажается состоянием познающего субъекта (болезнь, сон…)

- На восприятие влияет расстояние

- Определение взаимоотношений между вещами всегда относительно.

(для людей, стоящих друг перед другом, право-лево зеркальны)

Выводы:

1) мир изменчив и текуч. В нем нет постоянства и определенности

2) Познавший многое, не может придерживаться однозначных мнений.

 

 

Философия кинизма.

КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским. Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность.Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина 5 — первая половина 4 в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н. э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения. Учением и примером Диогена были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в 3 в. до н. э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдвинув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких представителей.

Чему учил Антисфен? Основное теоретическое положение Антисфена — отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение различных понятий в единстве суждения, ни определение понятий, ни даже противоречие, так как о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол. Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».

По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аскетизма, идеал крайней простоты, граничащей с «докультурным» состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

 

Философия эпикуризма.

Эпикур 4-3 в до н.э.

-Вся реальность состоит из атомов и пустоты

-К традиционным характеристикам атома (форма, порядок, позиция) он добавляет еще одну- вес. Атомы движутся из-за того, что падают вниз (у Демокрита атомы двигались одинаково во всех направлениях)

-Допускал случайные отклонения от прямолинейного движения  атомы могут сталкиваться и образовывать тела.

-Идея бесконечности миров. (Миры рождаются и исчезают, но, в целом, ничего не меняется).

душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души

Атараксия- спокойствие, безмятежность духа. Главный упор - на этику. Взгляд на философию, как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь. Одна из задач его философии - помочь преодолеть страх перед смертью. Смерть не имеет к нам никакого отношения (когда мы есть, смерти нет, а когда наступает смерть- нас нет)

Все живое стремиться к наслаждению (духовному) и старается избежать страданий.

Главная цель человеческой жизни- Атраксия.

Философия стоицизма.

Основатель- Зенон(336-265 в до н.э.) из Китая

Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой.

Апатия (бесстрастие)– основное понятие философии стоиков.

Основная идея- освобождение человека от влияний внешнего мира. Средства достижения этого- знание, упражнения в добродетелях

Принципы:

1) счастье состоит в том, чтобы следовать природе

2) Истинное благо- добродетель, Истинное зло- порок.

3) Добродетель - жить в согласии с разумом. Основных добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость, мужество. Пороков-4: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость. Переходных положений нет!

4) Все остальное- безразличные: богатство, жизнь, смерть, здоровье.. Безразлично, тк не зависит от человека.

5) Возможность свободы в мире безразличных вещей- в изменении отношения к ним.

6) Все подчиняется законам (рок, фатум, судьба..) Бог подчинен необходимости (он и есть необходимость)

7) Конечная цель- апатия, терпение, покой..

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос, который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа.

Не можем сказать, это материализм или идеализм. Создание логических таблиц. Происхождение знания – сенсуализм. Фатализм. Мировое зло – три причины. Ввели умозаключения «если…то».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.)