Философия, её проблемы и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, её проблемы и роль в обществе.



Философия, её проблемы и роль в обществе.

Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и "софиа" - "мудрость").

Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).

Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают перед мыслящим человеком: что такое мир, в котором мы живем, как он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.

Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны.

К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.

Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным?

Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии.

 

 

Самопознание по Сократу.

«Познай самого себя» — это изречение, или формула мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов»1 (обычно Хилону или Фалесу), была начертана среди других аналогичных изречений и заповедей («Ничего слишком», «Заручился — разорился») на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.

Сократовская установка на самопознание, то есть превращение проблемы человека и «человеческих дел» в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и остаётся весьма актуальной и по сей день.

Особый интерес в этой связи вызывает сократовское истолкование дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в философские тонкости, смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность объективной самооценки. Ксенофонтовский Сократ заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, 1 К семи мудрецам обычно причисляются Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Хотя в диалоге Платона “Протагор” Сократ в числе семи мудрецов вместо Периандра называет Мисона Хенейского. извлекает пользу и оберегает себя от несчастий» (Ксенофонт. Воспоминания, IV 2, 26—27). Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными они ни были. Такой вывод следует, в частности, из диалога Платона «Хармид», где делается попытка выяснить смысл дельфийского изречения в связи с поисками определения благоразумия, рассудительности.

Итак, сократовское самопознание — это поиск общих (прежде всего этических) определений, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего или всеобщего (нравственного и вообще идеального) в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводилиСократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели.

По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.

6.

Философия кинизма.

КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским. Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность.Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина 5 — первая половина 4 в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н. э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения. Учением и примером Диогена были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в 3 в. до н. э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдвинув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких представителей.

Чему учил Антисфен? Основное теоретическое положение Антисфена — отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение различных понятий в единстве суждения, ни определение понятий, ни даже противоречие, так как о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол. Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея».

По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аскетизма, идеал крайней простоты, граничащей с «докультурным» состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

 

Философия эпикуризма.

Эпикур 4-3 в до н.э.

-Вся реальность состоит из атомов и пустоты

-К традиционным характеристикам атома (форма, порядок, позиция) он добавляет еще одну- вес. Атомы движутся из-за того, что падают вниз (у Демокрита атомы двигались одинаково во всех направлениях)

-Допускал случайные отклонения от прямолинейного движения  атомы могут сталкиваться и образовывать тела.

-Идея бесконечности миров. (Миры рождаются и исчезают, но, в целом, ничего не меняется).

душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души

Атараксия- спокойствие, безмятежность духа. Главный упор - на этику. Взгляд на философию, как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую жизнь. Одна из задач его философии - помочь преодолеть страх перед смертью. Смерть не имеет к нам никакого отношения (когда мы есть, смерти нет, а когда наступает смерть- нас нет)

Все живое стремиться к наслаждению (духовному) и старается избежать страданий.

Главная цель человеческой жизни- Атраксия.

Философия стоицизма.

Основатель- Зенон(336-265 в до н.э.) из Китая

Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой.

Апатия (бесстрастие)– основное понятие философии стоиков.

Основная идея- освобождение человека от влияний внешнего мира. Средства достижения этого- знание, упражнения в добродетелях

Принципы:

1) счастье состоит в том, чтобы следовать природе

2) Истинное благо- добродетель, Истинное зло- порок.

3) Добродетель - жить в согласии с разумом. Основных добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость, мужество. Пороков-4: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость. Переходных положений нет!

4) Все остальное- безразличные: богатство, жизнь, смерть, здоровье.. Безразлично, тк не зависит от человека.

5) Возможность свободы в мире безразличных вещей- в изменении отношения к ним.

6) Все подчиняется законам (рок, фатум, судьба..) Бог подчинен необходимости (он и есть необходимость)

7) Конечная цель- апатия, терпение, покой..

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос, который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа.

Не можем сказать, это материализм или идеализм. Создание логических таблиц. Происхождение знания – сенсуализм. Фатализм. Мировое зло – три причины. Ввели умозаключения «если…то».

Агностицизм Юма

Давид Юм (1711-1776) является одним из наиболее значительных философов, потому что он развил эмпирическую философию Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной.Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма.

В отличие от Беркли Юм ставит и материальную и духовную субстанцию под сомнения. "Есть ощущения, но не понятен источник” появление категории причинности.

С одной стороны, Юм отрицал объективную связь между явлениями. С другой сто­роны, он верил в предустановленную гармонию. Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов на­шей деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в силу предустановленной гармонии.Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждении можно дока­зать все, что угодно, но только действие выводит из «скептического сна».

 

Философия, её проблемы и роль в обществе.

Слово "философия" древнегреческого происхождения (от "филео"- "люблю" и "софиа" - "мудрость").

Философия - это система взглядов на окружающий мир, законы его развития, пути познания. Считают, что слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 годы до н.э.) по отношению к людям, которые стремятся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин "философия" истолковал и закрепил в европейской культуре Платон (427-347 до н.э.).

Философия изучает общие законы, которым подчиняются все области действительности - бытие и познание. Философия изучает внутреннюю природу мира, законы его развития, универсальные связи бытия. Итак, философия раскрывает наиболее общие законы развития мира, пути его познания. Философия дает ответ на самые общие и самые трудные вопросы, которые возникают перед мыслящим человеком: что такое мир, в котором мы живем, как он устроен, разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку? Что такое человек, в чем смысл жизни и назначение человека? Что такое добро и что такое зло? Что такое красота, вера, справедливость? Что надо сделать, чтобы жизнь стала лучше? Исследовать эти вопросы и пытаться ответить на них - дело философии.

Наблюдая окружающий нас мир, можно заметить, что все его предметы и явления либо материальны, либо идеальны, духовны.

К материальным явлениям относится все то, что существует объективно, то есть вне сознания человека и независимо от него / предметы и процессы на Земле, тела Вселенной /.

То, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности. Мысли, чувства, переживания - это сфера идеального, духовного.

Как же связаны между собой материальное и духовное, порождается ли духовное материальным или наоборот материальное порождается духовным?

Вопрос о характере этой связи, об отношении мышления к бытию, духовного к материальному и составляет основной вопрос философии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.11 с.)