Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативные стратегии в повседневном общении: общетеоретические основы понятия: стратегии, тактики, самопрезентация, речевые акты
Современный алгоритм общения в повседневных ситуациях определяется прагматическими параметрами межличностной коммуникации, включающими в себя пространственно-временные характеристики общения. В первую очередь это касается индивидуальных характеристик участников информационного обмена, среди которых особенно выделяются социальный статус, роль, пол, возраст, жизненный опыт, а также образование и психологические характеристики коммуникантов. Отсюда вытекает гетерогенный характер повседневного общения, в ходе которого каждый из его конструкторов вырабатывает определенную позицию в разговоре, оперируя соответствующими речевыми средствами. Эти параметры являются предметом изучения многих отраслей лингвистики, к которым относятся, например, психолингвистика, социолингвистика, прагмалингвистика, теория речевых коммуникаций и т.д. При этом практически все отмеченные отрасли обнаруживают пересечение своих позиций в понятии коммуникативной стратегии, которая рассматривается нами как совокупность речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели[1]. Коммуникативная стратегия, в зависимости от степени личностной вовлеченности коммуниканта в преобразование отношений, возникающих в ходе обмена информацией, может быть представлена на трех основных уровнях общения: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. В рамках текущего курса во главу угла изучения будет поставлен социально-ролевой контекст реализации коммуникативной стратегии, которая, как правило, будет иметь либо конструктивную, либо деструктивную дифференциальную характеристики. Действительно, насоциально-ролевом уровнеконтакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении; их разрешение либо положительно, либо отрицательно по своей прагматической составляющей. Основной принцип взаимоотношений на уровне социально-ролевой КС – знание и реализация норм и требований коммуникативной среды участниками взаимодействия. В структурном плане КС разделяется на определенные тактики речевого поведения, которые в свою очередь являются суммой конкретных коммуникативных приемов, которые способствуют реализации общей речеповеденческой стратегиии маркируют самопрезентацию того или иного коммуниканта в той или иной ситуации. Например, если говорить о наиболее распространенных повседневных ситуациях (знакомства или дружеской беседы), то в общей корпоративной стратегии общения каждый из участников может декларировать разные тактики достижения общей цели – познакомиться или получить максимум нужной информации или удовольствия от беседы. Таких классификаций достаточно много в современной лингвистике, но в большей степени они связаны с синонимичными понятиями тактик «управления», «подчинения» и т.д.
Самопрезентация коммуниканта определяется как механизм передачи информации о себе посредством имеющихся в наличии средств общения и с учетом пространственной специфики взаимодействия с оппонентами[2]. В современной лингвистике данный процесс рассматривается, как правило, на трех уровнях: мотивационном, коммуникативном и операционном. Это обусловливает интерес к исследованию таких понятий современной теории речевого поведения, как речевые акты. Речевой акт – минимальная единица речевой деятельности, связанная с определенной иллокутивной установкой, т.е. направленная на реализацию конкретной и соответствующей социальному ритуалу стратегии. Иллокутивные акты различаются между собой не только по своей цели, но и по ряду других признаков. Согласно классификации Дж. Серля, дифференциальный остов выделения речевых актов составляет группа признаков, которые сам автор называет «направлениями различий между иллокутивными актами». Наиболее существенными из них являются: цель реализации КС, направление соответствия между выказыванием и действительностью, внутреннее состояние говорящего, особенности знаний контекста общения, содержания речевого акта и т.д. С учетом данных параметров все множество иллокутивных актов было разделено Сёрлем и делится на пять основных классов: 1) репрезентативы (информативные акты, напр.: «Do you know, recently I’v been to Moscow, visited many places…» или «Фильм, который я вчера посмотрел достаточно интересен, он о том, как…»); 2) директивы (акты побуждения, напр.: «Mach das selbst!», «You have to do it», «Descends au cinéma et se repose de la vanité!», «Будь добр – сходи в магазин и купи то, что я тебе сказала уже сто раз!»);
3) комиссивы (акты намерения, напр.: «Froh mit dir zu sein…», «It is cool, isn’t it?», «Может, в кино… Там интереснейший фильм сегодня»); 4) декларативы (акты установления, напр.: «Es wäre super, hier zu stoppen», «Ситуация, требующая уточнения, мой друг!»); 5) экспрессивы (акты настроения, напр.: «Wow, so incredible», «Super», «Magnifiquement et inoubliablement!» и «Фейерверичная игра была!»)[3]. Существуют речевые акты, обладающие признаками, характерными для разных иллокутивных классов, и образующие «смешанные» типы. Например, приглашение является одновременно и директивом, поскольку говорящий побуждает адресата прийти в определенное место, и комиссивом, поскольку тем самым говорящий связывает себя обязательством либо лично, либо через посредство других лиц обеспечить приглашаемому должный прием. Однако все более эффективным в плане определения успешности КС в современной лингвистике является выделения очень важного речевого акта – фатива, который определяется как единица речи, направленная на установку контакта. Как правило, таких актов в повседневном общении многим больше, нежели на других структурно-содержательных уровнях речевого взаимодействия. Ярким примером фативов может быть реплика типа «Прелестно выглядишь, как тебе это удается?», которая оптимизирует развитие беседы. В целом, обучение коммуникативным стратегиям как русскоязычного, так и иноязычного речевого поведения в ситуациях повседневного общения или ритуалах, например, знакомства или дружеской беседы, предполагает обращение к таким теоретико-методическим аспектам, как: «менталитет и специфика выработки коммуникативных стратегий», «коммуникативные помехи при реализации стратегий речевого поведения», «КС и современные способы речевого обмена». Вопросы для закрепления материала 1) Что такое коммуникативная стратегия (КС) и каковы ее структурно-содержательные особенности? 2) Дайте определение понятия «речевой акт» и приведите примеры таких актов с иллокутивной точки зрения на процесс построения КС. 3) Соотнесите коммуникативные регистры речевых актов и их наименования 1. Репрезентативы 2. Экспрессивы 3. Фативы А. Эмоциональные речевые акты Б. Контактоустанавливающие речевые акты В. Информационные речевые акты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.005 с.) |