Барановичская средняя специальная школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барановичская средняя специальная школа



Барановичская средняя специальная школа

МВД Республики Беларусь

 

Цикл общеправовых дисциплин

Учебно - МЕТОДИЧЕСКое пособие

По изучению

Курса

“Конституционное право

Республики Беларусь”.

 

Барановичи


В В Е Д Е Н И Е

Изучение курса «Конституционное право РБ» является одним из важнейших элементов общеюридической подготовки обучаемых, позволяющей успешно усваивать в дальнейшем специальные дисциплины.

Конституционное право Республики Беларусь является одной из динамичных отраслей права. Нормы, относящиеся к предмету регулирования данной отрасли, определяют систему государственной власти, закрепляют права, свободы и обязанности каждого человека и гражданина, т.е. разрешают на правовом уровне наиболее важные вопросы существования и развития государства, общества и личности.

Рассматривая соотношение конституционного права с другими отраслями, следует отметить, что оно является ведущей отраслью права Республики Беларусь. Такая роль обусловлена, прежде всего, значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Вместе с тем, данный курс не изолирован от других отраслей права, изучаемых в школе: теории государства и права, уголовного права и уголовного процесса, трудового права, административного права и др.

Изучение этого предмета позволяет повысить правовую культуру обучаемых, научить их широкому, разностороннему подходу к анализу конституционной действительности. Знание конституционного права дает возможность уяснить сущность и особенности белорусской Конституции, самостоятельно пользоваться нормативными актами, правильно понимать роль и значение конституционных институтов, применять нормы данной отрасли права в практической деятельности. Кроме того, знание конституционного права имеет для сотрудников органов внутренних дел и непосредственное профессиональное значение, т.к. они призваны обеспечивать конституционные права и свободы граждан, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь.

Собранные в методических рекомендациях материалы являются основным методическим пособием для курсантов и слушателей, изучающих «Конституционное право Республики Беларусь». В нем помещены:

· тематический план курса;

· учебная рабочая программа;

· методические указания по изучению курса " Конституционное право Республики Беларусь ";

· квалификационные характеристики с указанием уровней обучения;

· планы лекций;

· вопросы и задания для самостоятельной подготовки;

· планы семинарских занятий;

· перечни обязательных для изучения источников, а также основной и дополнительной литературы ко всем темам;

· методические рекомендации по подготовке контрольных работ для слушателей отделения заочного обучения;

· вопросы для подготовки к экзамену по курсу "Конституционное право Республики Беларусь" для курсантов отделения дневного обучения и классной контрольной работы для слушателей заочной формы обучения.

Методические материалы изложены в последовательности, обусловленной логикой учебного процесса. Это преследует цель оказания помощи курсантам и слушателям в усвоении вопросов курса «Конституционное право Республики Беларусь».

 

 

Особенности изучения учебной дисциплины.

 

Дисциплина «Конституционное право Республики Беларусь» изучается курсантами и слушателями в течение первого года обучения.

Основными видами учебных занятий по данному курсу на отделении дневного обучения являются лекции и семинарские занятия. После изучения тем №№ 1-4, 5-8, 9-12, 13-15 проводятся контрольно-консультативные занятия.

Итогом изучения курса «Конституционное право Республики Беларусь» на отделении дневного обучения является сдача экзамена.

На отделении заочного обучения во время установочной сессии вниманию слушателей предлагаются лекции по темам № 1- 4, а во время межсессионного сбора – по темам № 5,6, а также предоставляются варианты домашних контрольных работ. Темы № 7-10 изучаются слушателями самостоятельно.

Во время экзаменационной сессии слушателям читается лекция по теме № 11, а по темам № 12-14 проводятся семинарские занятия. Итогом изучения курса «Конституционное право Республики Беларусь»на отделении заочного обучения является экзамен по данной дисциплине.

ТЕМА № 1

Основные понятия и логические схемы по теме №1

 

 

Конституционное право – отрасль права

(совокупность правовых норм)

 
 

 


2 вида общественных отношений

       
   
 
 

 


Конституционное право – это ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между человеком и государством, а также отношения, регулирующие формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти.

Предмет конституционного права – это общественные отношения, возникающие между человеком и государством, а также отношения, регулирующие формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти.

К общественным отношениям, возникающим между человеком и государством и являющимся предметом конституционного права, относятся, например, следующие: приобретение и утрата гражданства, создание и существование политических партий и общественных объединений, охрана и защита прав человека в Республике Беларусь и другие.

К отношениям, регулирующим формирование, существование и взаимодействие государственных ветвей и органов власти относятся следующие: определение системы органов государственной власти, утверждения структуры органов государства, определение правового статуса органов законодательной, исполнительной, судебной властей, порядок их образования, компетенцию, издаваемые акты, определение устройства государства (суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, субъекты государственной власти и т.п.) и т.д.

 

Метод конституционного права – это способ регулирования общественных отношений, механизм воздействия на их участников. Методом конституционного права является административно-правовой (властный) метод – это способ воздействия на поведение объекта путем установления для него определенных задач и правил поведения. Несоблюдение таких предписаний может повлечь за собой юридическую ответственность. Административно-праововй метод имеет место тогда, когда основанием возникновения правовотношений является административный акт, а субъекты конституционно-праовых отношений находятся в в состоянии власти и подчинения.


Система конституционного права – это совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, и регулируемых ими общественных отношений.

Следовательно, критерием для образования системы конституционного права являются правовые институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Одна группа норм относится к вопросам прав и свобод человека и гражданина (личные, политические, социально-экономические права и свободы, обязанности гражданина), другая – регулирует правовое положение главы государства (порядок выборов Президента, его полномочия, досрочное прекращение его полномочий и т.д.), третья – регламентирует избирательное право и избирательную систему в Республике Беларусь (принципы избирательной системы, порядок организации и проведения выборов и т.д.). Такие объединения норм, близких по их характеру, называются институтами права, в данном случае – конституционного. Институт конституционного права это система норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные конституционно-правовые отношения в пределах данной отрасли права.

Основой для создания системы конституционного права служат разделы Конституции Республики Беларусь.

 
 
СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 
 

Источники конституционного права


Принципы – это основные правила, идеи, в соответствии с которыми строится система правовых норм и осуществляется регулирование общественных отношений.

Они отражают сущность и содержание конституционного права, отражают не только его внутреннее строение, но также и весь процесс правоприменения, т.е. применяются не только в теоретическом, но и прикладном плане. Принципами конституционного права руководствуются при подготовке нормативных актов, их издании, установлении гарантий соблюдения правовых требований.

 
 


 

 

 
 

 


Место конституционного права в системе права определяется тем, что его нормы закрепляют основы конституционного строя (раздел I Конституции Республики Беларусь), обеспечивают полновластие народа, определяет систему, порядок создания, компетенцию и принципы деятельности государственных органов. Ведущее место конституционного права определяется и тем, что многие входящие в него нормы устанавливают основные начала, принципы других отраслей права.

Конституционное право определяет систему, принципы организации и деятельности государственных органов, следовательно, оно устанавливает основы административного права, которое регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. В конституционное право входят нормы, закрепляющие экономическую систему, формы собственности, право частной собственности граждан и т.д. которые составляют основы гражданского права. Конституционно-правовые нормы, закрепляя право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и т.д., являются исходными для рудового права. В конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности суда и прокуратуры, что лежит в основе уголовно- и гражданско-процессуального права.

Таким образом, конституционное право содержи норы, определяющие основы всех других отраслей права.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами. Эти отношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей.

 
 


Особенность субъектов конституционно-правовых отношений состоит в том, что они обладают различными правами и обязанностями, т.е. имеют разный объем правоспособности.

Объекты конституционных правоотношений – это то, на что направлены те или иные конституционные нормы, т.е. это явления окружающего миро, по поводу которых возникают субъективные права и юридические обязанности.


Чаще всего таким объектом являются действия – назначение и освобождение от должности, назначение выборов и референдума и т.д. Например, Президент Республики Беларусь с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов.

Имущественные блага как объекты конституционно-правовых отношений связаны с реализацией своих материальных прав (закрепление форм собственности, гарантирование каждому неприкосновенности жилища, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и т.д.).

Неимущественные блага также могут быть объектом конституционного права (право избирать и быть избранным, право законодательной инициативы, право на свободу объединений и т.д.).

Конституционно-правовые нормы – это те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

Конституционное право

 
 


Конституционно-правовая

норма

Конституционно-правовая

норма

 
 


1. Первой отличительной чертой конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права является источник, в котором они выражены. Основополагающие нормы конституционного права сосредоточены в Конституции как особом акте, обладающем высшей юридической силой.

2. В конституционном праве по сравнению с другими отраслями права больше норм общерегулятивного, а не конкретно-регулятивного характера. Например, статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет лишь формы собственности, а не регулирует порядок их приобретения, регулирования и прекращения.

3. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают для создания всех правовых норм других отраслей права: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

4. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояния в гражданстве), кроме того, многие из них реализуются путем принятия конкретных законодательных актов. Например, право на труд реализуется через Трудовой кодекс.

5. Следующей отличительной чертой является специфический характер субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, государственные органы.

6. Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, статья 79 Конституции Республики Беларусь гласит: «Президент Республики Беларусь является главой государства». В ней есть только одна диспозиция, и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает статью характера правовой нормы, т.к. она определяет положение Президента как главы государства.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в статье 94 Конституции говорится, что полномочия Палаты Представителей могут быть досрочно прекращены по решению по решению Президента при отказе в доверии Правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза – при отказе в доверии Правительству… - является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты Представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является отсутствие санкций (конкретных). Вместе с тем, в некоторых нормах речь идет об ответственности. Так, статья 64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются по закону.

 


Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). - Мн., 1997.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

3. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

5. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

6. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

7. Советское государственное право: Учебник /Под ред. С.С. Кравчука. - М., 1995.

ТЕМА № 2

Основные понятия и логические схемы по теме №2

Конституция – Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую системы, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

 

 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКИХ КОНСТИТУЦИЙ
 
 

 

 

       
   
 
 

 

   
 
 
 


Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). - Мн., 1997.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

3. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

5. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

6. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

7. Основы права Республики Беларусь. Учебное пособие./Под ред. М.Ф. Грищенко.- Мн., 1995, с. 22-24.

8. Советское государственное право: Учебник /Под ред. С.С. Кравчука. - М., 1995.

ТЕМА № 3

Основные понятия и логические схемы по теме №3

 

 

       
   
 
 

 

       
 
 
   

 


 

 


 

             
   
 
   
 
   
Сущность Конституции – связана с познанием ее природы, решением вопроса – чью волю она выражает, для чего она создана.
 
 

 


ТЕМА № 4.

Основные понятия и логические схемы к теме № 4.

 

               
 
 
   
Экономическая система
 
   
Экономический строй жизни страны определяется:
 
   

 

 


1.
                       
   
 
   
Их взаимоотношения
   
 
 
   
Политическая система
 
 
 
   

       
 
 
   

ТЕМА №5.

Основные понятия и логические схемы к теме № 5.

 

 

         
 
 
 
 
   

 


 

 

       
 
Гражданство – это принадлежность лица к определенному государству, представляющая собой устойчивую политико-правовую связь между государством и гражданином и предполагающая наличие взаимных прав и обязанностей.
 
 
Гражданин – лицо, имеющее устойчивую политико-правовую связь с конкретным государством, закрепленную в виде гражданства.
 
   

 


 

 


 
 


ТЕМА №6.

Основные понятия и логические схемы по т.6.

Права и свободы – это правовой статус индивидуума по отношению к государству, его возможности притязания в экономической, политической, социальной и культурной сферах

       
   
 
 


Личные права Политические права Социально-экономические права
-на жизнь -на достоинство личности -не принуждение к даче показаний -на неприкосновенность жилища -на вступление в брак -невмешательство в личную жизнь -и другие -на информацию -на митинги и уличные шествия -на свободу объединений -избирать и быть избранным -на личные и коллективные обращения -и другие -на труд -на отдых -на собственность -на охрану здоровья -на жилище -на образование -на социальное обеспечение -и другие

ТЕМА №7.

Основные понятия и логические схемы к теме № 7.

 
 
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех решения и обладает суверенитетом.  

 
 

         
 
Под формой государства понимается организация государственной власти, структура ее органов, совокупность методов осуществления власти.  
 
   
 
   



ТЕМА № 8.

Основные понятия и логические схемы к теме № 8.

           
   
Механизм государства - это система государственных органов и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.  
 
   
 
 
 
   

 

 


Местные органы управления и самоуправления
Министерства, ведомства
Сельские Советы
       
 
 
   
Поселковые Советы
Городской Совет
Правительство - Совет Министров
Исполнительные органы власти

 

 


ТЕМА № 9.

Избирательное право и

Основные понятия и логические схемы к теме № 10.

       
 
 
   


ТЕМА № 11.

ТЕМА № 12.

Основные понятия и логические схемы по т. № 12.

         
   
Под правовым статусом депутата Республики Беларусь следует понимать обусловленные социально – политической сущностью общества его права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями.  
 
 
 
 

ТЕМА №13.

В Республике Беларусь.

Основные положения темы.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, который осуществляется судами в предусмотренном законом порядке.

Судебная власть - одна их ветвей государственной власти, назначение которой состоит в разрешении конфликтов и споров, возникающих в обществе, восстановлении нарушенных прав, а также наказании тех, кто нарушил установленный правопорядок.

Общие суды - Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относится Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.

Судоустройство - система судов, установленная законодательством страны.

Конституционный суд - государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов.

 

Литература:

 

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).- Мн., 1997.

2. Закон Республики Беларусь «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30.03.1994, № 2914-12.

3. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995.

4. Закон Республики Беларусь «О Хозяйственном суде в Республике Беларусь» от 5.06.1991, № 836-12.

5. Закон Республики Беларусь «О милиции».

6. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

7. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

9. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

10. Конституция Республики Беларусь: научно-правовой комментарий. /Под ред. В.Г. Тихини.- Мн., 1996.

11. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

12. Основы права Республики Беларусь. Учебник./ Под ред. М.Ф.Грищенко.- Мн.,1995.

13. Основы государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. /Под ред. О.Е. Кутафина.- Мн., 1998.

14. Советское государственное право: Учебник /Под ред. С.С. Кравчука. - М., 1995.

Правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебном заседании гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме
Правосудие осуществляется на основе закона
Это особый вид государственной деятельности, который осуществляется судами в установленном законом порядке
Основные черты правосудия
Основные понятия и логические схемы по т.№ 13.

 

 

         
 
 
   
 
   


ТЕМА № 14.

Республике Беларусь.

Основные положения темы.

Местное самоуправление - форма организации деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные или общественные органы.

Местное управление - это форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопроса местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на данной территории.

Местные Советы - это основное звено местного самоуправления.

 

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).- Мн., 1997.

2. Закон Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь» от 27.03.1992.

3. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» от 20.02.1991.

4. Закон Республики Беларусь «О милиции».

5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

6. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

8. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

9. Конституция Республики Беларусь: научно-правовой комментарий. /Под ред. В.Г. Тихини.- Мн., 1996.

10. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

11. Основы права Республики Беларусь. Учебник./ Под ред. М.Ф.Грищенко.- Мн.,1995.

12. Основы государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. /Под ред. О.Е. Кутафина.- Мн., 1998.

13. Советское государственное право: Учебник /Под ред. С.С. Кравчука. - М., 1995.

 

 

Основные понятия и логические схемы к теме № 14.

 
 


ТЕМА № 15.

В Республике Беларусь.

Основные положения темы.

Прокуратура - это государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Отрасли прокурорского надзора:

· общий надзор;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за соответствием закону судебных решений;

· надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Акты прокурорского надзора:

· протест;

· представление;

· постановление;

· предписание;

· официальное предупреждение.

Комитет государственного контроля - высший орган финансово-хозяйственного контроля в республике.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями).- Мн., 1997.

2. Закон республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993.

3. «О комитете государственного контроля Республики Беларусь». Указ Президента № 388 от 16.07.1997.

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- М., 1996.

5. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право. – Мн.,1998.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М., 1995.

7. Конституционное право. Учебник./ Отв. ред. А.Е.Козлов.- М., 1996.

8. Конституция Республики Беларусь: научно-правовой комментарий. /Под ред. В.Г. Тихини.- Мн., 1996.

9. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.- Могилев, 2000.

10. Основы права Республики Беларусь. Учебник./ Под ред. М.Ф.Грищенко.- Мн.,1995.

11. Основы государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. /Под ред. О.Е. Кутафина.- Мн., 1998.

12. Советское государ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.191 с.)