Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление



СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства — это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян — феодалов, без рабов — рабовладельцев, без общинников и их труда — чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса— превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

 

Введение

 

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики.

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

 

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

 

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

 

История развития политической мысли о власти

 

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

 

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.

 

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма.

 

Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории «общественного договора». Так, например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю».

 

Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти.

 

Идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей.

 

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так, в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных, таки у людей. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.[1] Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?». Весьма устойчива и своеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природы человека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): «В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить».[2]

 

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

 

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

 

Многообразие определений власти

 

Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

 

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следуюшие важнейшие аспекты трактовки власти.

 

Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распростаняя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой.

 

Бихевиористские трактовки рассматриваютвласть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обрашая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во влати средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

 

Психологические интерпритации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан)— в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.

 

Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

 

Структурно-функционалистские интерпритации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

 

Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект

 

Механизм государства

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства.

 

Признаки механизма государства:

 

1) это иерархическая система, т.е. система, построенная на началах субординации и координации. Политико-организационную основу системы составляют органы государства, территория государства, вооруженные силы и другие государственные военные формирования, государственные символы, столица государства;

 

2) это целостная система внутренне организованных элементов, имеющая единые принципы построения и единые зад ачи и цели деятельности. Каждый из субъектов механизма государства как его системный элемент органически обусловлен всеми другими его элементами и функционированием системы в целом;

 

3) это система, имеющая чёткую структуру с определенными связями между её элементами. Первичными элементами являются государственные органы.

 

Как механизм часов состоит из различных элементов, так и механизм государства, будучи единым, включает в себя органы, блоки, подсистемы и даже самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. В этой расчлененности прослеживается иерархия: различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, но все вместе должны действовать слаженно и без сбоев. Так, одну из подсистем государства образуют высшие органы государства: представительные, исполнительные, глава государства. Другая подсистема — местного уровня: Советы и их исполкомы, государственные администрации и их главы. Особой подсистемой является судебная, а также правоохранительные органы: прокуратура, милиция, орг

аны службы безопасности и др.;

 

 

Глава 7. Механизм и аппарат государства

 

 

4) это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют её организационно-экономическую основу;

 

5) это взаимодействующая, динамичная и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом (по сути, механизм государства создается для выполнения его функций).

 

В литературе можно встретить отождествление «механизма» и «аппарата» государства. Между тем понятие механизма государства шире понятия государственного аппарата по составу и структуре. Механизм государства, по сути, является аппаратом в действии, в функционировании — со всеми связями, существующими и возникающими между его частями.

 

Механизм государства должен рассматриваться не как простая совокупность составляющих его элементов (государственных органов, организаций, учреждений), а как система этих элементов, функционально совместимых, согласованных между собой и системой в целом, находящихся в постоянном обновлении с целью поддержания своей основной функции — управления.

 

23 Структура механизма государства показана на схеме:

 

Механизм государства

 

 

Государственные органы, обладающие властными полномочиями, т.е. государственный аппарат, который включает в себя два важных структурных элемента:

 

аппарат управления, состоящий из чиновников — государственных служащих, специально занимающихся управлением;

 

аппарат принуждения — армия, полиция, разведка и контрразведка, таможня (в определённой степени), тюрьмы, исправительные учреждения и др.

 

— Государственные учреждения, государственные предприятия, не обладающие властными полномочиями.

 

• организационные и финансовые средства •

 

Следует различать государственные органы, имеющие властные полномочия, и государственные предприятия и учреждения, не имеющие властных полномочий. По этому критерию можно

 

 

Раздел II. Теория государства

 

 

разграничить механизм государства

и аппарат государства, которые только в своей основе совпадают.

 

Под «государственным аппаратом» понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого государственно-властными полномочиями. В понятие «механизм государства» включаются государственные предприятия и государственные учреждения, которые под руководством аппарата государства практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей государства (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Для государственных учреждений типичнрй является непроизводственная деятельность в сфере охраны здоровья, научных исследований, проектирования, учебно-воспитательной, духовно-образовательной работы и т.п.

 

Почему государственные предприятия и государственные учреждения нельзя отнести к государственным органам? Потому что они отличаются от государственных органов рядом признаков:

 

(1) не имеют государственно-властных полномочий,

Этот танец поможет вам завоевать любого мужчину. Видео

 

Невероятный гол побил все рекорды

 

В свой день рождения Волочкова истекала кровью и терпела издевательства

 

Акушерка явно не ожидала увидеть такое во время родов. Видео

 

Горбачёв нажаловался американцам на Путина, раскрыв его поразительную тайну

 

Не стало знаменитой актерской пары

 

Direct/ADVERT Дать объявление

 

т.е. не являются носителями государственной власти;

 

(2) непосредственно создают материальные или духовные блага;

 

(3) имеют специфическую организационную структуру: представляют собой организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, действующим на основе единоначалия;

 

(4) имеют строго обозначенный круг полномочий: администрация предприятий и учреждений осуществляет управленческие функции исключительно в сфере своей деятельности, в границах предприятия или учреждения;

 

(5) руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законодательством.

 

Таким образом, государственные предприятия и государственные учреждения следует отличать от органов государства, но их нельзя противопоставлять друг другу, поскольку все они относятся к государственным организациям, действующим в единстве и взаимосвязи: государственный аппарат обеспечивает реализацию функций государства благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми руководит.

 

Форма государства Украина

 

Форма государства - это способ или порядок организации и осуществление государственной власти. Понятие "форма государства" включает к себе три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

 

По форме государственного правления Украина является президентско-парламентской республикой. Признаками этого есть следующее:

 

- Президент Украины избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы правления, где Президент избирается парламентом);

 

- он имеет довольно весомые собственные прерогативы. которые разрешают ему действовать независимо от парламента и правительства; он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдение Конституции Украины, прав и свобод громадин, имеет право распустить парламент, назначать и освобождать некоторых должностных лица);

 

- В Украине рядом с Президентом действует Премьер-министр, правительство, ответственное перед Президентом и подконтрольный и подотчетный Верховной Раде (в президентской республике нет должности премьер-министра и правительство соответствующее перед президентом).

 

За государственным устройством Украина является унитарным государством. Унитарная форма государственного устройства для Украины есть наиболее оправданной, поскольку она отвечает ее этническому составу, историческому прошлому, экономическим и культурным реалиям,

 

По форме государственного (политического) режима Украина является демократическим государством. Конституционный порядок Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Итак, государственная власть в Украине осуществляется на демократических началах, что является конституционной гарантией демократического режима.

Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление

Отдельным, наиболее важным видом власти, является политическая власть. Политическая власть означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Вместе с тем, она имеет и другую специфику. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть и организаций, через которые власть реализуется.

Отличительными признаками политической власти являются:

Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.

2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.

3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.

4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.

5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.

6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.

7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.

8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.

 

 

5. Чтобы понять, что такое государственная власть, необходимо уяснить, что собой представляет власть вообще как социальное явление. Социальная, или общественная власть выступает неотъемлемым элементом человеческого общества, так как с ее помощью обеспечиваются определенный порядок и стабильность в обществе, организация и регулирование всех основных сфер его жизни и совместной деятельности людей. Власть свойственна любой более или менее устойчивой и организованной человеческой общности.

 

В самом общем виде власть может рассматриваться как способность и возможность любой социальной общности (властвующих) оказывать определяющее воздействие на людей (подвластных), навязывать им свою волю с помощью разнообразных средств: принуждения, убеждения, авторитета права, морали, знания и т. д.

 

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды социальной власти. Так, по субъекту власти разграничивают классовую, групповую, семейную, личную власть неформальных лидеров. По содержанию можно выделить экономическую, политическую, информационную власть. Каждый вид характеризуется способами воздействия на поведение людей.

 

Социальная власть возникла вместе с человеческим обществом, существовала как власть племени, фратрии, рода и осуществлялась советами старейшин родов и племен, народными Собраниями. Такая власть не отделялась от своего источника и носителя, выражала общие потребности и интересы, имела общественный характер, применялась для решения общих задач.

 

7.ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

 

В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

 

Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

 

Можно говорить, что государственная власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

 

Признаки, отличающие государственную власть:

• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;

• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

• общеобязательный характер ее решений;

• наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;

• возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

• обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

 

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:

а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;

б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

 

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

 

С понятием «государственная власть» непосредственно связаны понятия «институты власти» и «органы государственной власти».

Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

 

Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов.

Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

 

Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

 

Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

 

Итак, государственная власть — это:

• право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

 

 

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства — это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.151 с.)