Отношения субъекта управления с объектом управления через элементы ОРП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения субъекта управления с объектом управления через элементы ОРП



Элементы ОРП Схема 1 Схема 2 Схема 3 Схема 4
СУ ОУ СУ ОУ СУ ОУ СУ ОУ
Принятие решения *   + + + +   *
Информационная система *   *   + + + +
Ресурсы *   *   + +   *
Производственная технология   *   *   *   *
Информационная технология *   *   + + + +
Результат   *   *   *   *
Деятельность производственная   *   *   *   *
Деятельность информационная *   *   + + + +

Пояснения: принадлежность элемента к СУ/ ОУ обозначается: * - как полная; + - как частичная.

“Информационная система” рассматривается в качестве многоаспектного элемента в связи с тем, что ее функционирование обеспечивает принятие решений, непосредственное управление, порождение информационных ресурсов и информационной деятельности.

Элемент “ресурсы, обеспечивающие производственную деятельность” определен его названием. При этом интерес представляет не наличие ресурсов как таковое, а их информационное соотнесение с конкретными видами деятельности.

Элементы “производственная технология”, “результат производственной деятельности” и сама “производственная деятельность” имеют общепринятый и очевидный смысл. Они рассматриваются в качестве элементов, обусловливающих продуктивное функционирование ОРП, подкрепленное эффективным управлением.

“Информационная технология” выбрана исходя из соображений ее трансформации и функциональному перераспределению нагрузки, обусловленной переопределением ролей СУ и ОУ конкретного ОРП с учетом его функционирования при плановой системе, в переходный период и в рыночных условиях.

“Деятельность информационная” рассматриваются исходя из его значимости для управления, трансформации и перераспределения при обусловленных вхождениях в СУ и/или ОУ.

В табл. 1.3 показаны также схемы, отражающие обусловленную связь элементов ОРП с компонентами его системы управления СУ и ОУ.

Схема 1 табл. 1.3 характеризует в общем случае организационную структуру, в которой приоритет СУ очевиден. ОУ выступает в качестве полной зависимости от СУ. Такая организационная форма присуща административно-распределительной системе, где все вопросы решаются только на “верху”. В качестве примера можно привести отраслевое министерство с его главками, управлениями и низовыми производственными подразделениями.

Схемы 2 и 3 табл. 1.3 дают представление о другой организации с меньшей концентрацией полномочий у субъекта управления за счет делегирования части его функций непосредственно объекту управления. Эти схемы применимы в переходный период от планово-распределительной системы к системе с рыночными отношениями. Примерами могут быть: акционерные общества, товарищества на вере, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации, фирмы и т.п.

Схема 4 табл. 1.3 характеризует наиболее прогрессивные взаимоотношения между субъектом и объектом управления. Такие отношения присущи для систем, функционирующих в рыночных условиях.

Из табл. 1.3 видно, что происходит перераспределение влияния компонентов ОРП в пределах соответствующих схем. При этом “значимость” объекта управления возрастает за счет большего количества элементов ОРП, перешедших от его субъекта управления. Данная ситуация означает, что происходит постепенный переход от централизованных функций управления к децентрализованным, т.е. субъект управления становится в большей степени самостоятельным в части управления своей деятельностью при производстве товаров.

В связи с этим необходимо более углубленно рассмотреть центральные вопросы, относящиеся к принятию решений и информационной составляющей.

Принятие решения обусловливает управляемость объектом. Однако следует иметь в виду, что чем “длиннее” путь прохождения решения, тем с меньшей эффективностью функционирует хозяйствующий субъект в целом. Наиболее предпочтительным вариантом является тот, когда принятие решений и связанные с ним вопросы определяются непосредственно самим ОРП и в частности его объектом управления. Данный вариант предполагает перераспределение функций в принятии решений субъектом управления, за счет делегирования их объекту управления и тем самым, сокращая путь прохождения управляющего воздействия.

Информационная составляющая предполагает рассмотрение информационной системы, информационной технологии и информационной деятельности как взаимосвязанных элементов ОРП.

Вхождение ее элементов в схемы 1 и 2 табл. 1.3 для субъекта управления объясняется следующими посылками: сосредоточением всех функций управления в “центре”; централизованной обработкой информации; сочетанием вышеназванных посылок.

Что касается схем 3 и 4 табл. 1.3, то в них информационная составляющая относится и к СУ, и к ОУ. Такое перераспределение обусловливается децентрализацией функций управления с преобладанием роли ОУ в управлении, с одной стороны, и появлением возможности распределенной обработки информации на рабочем месте специалиста - с другой стороны. Однако полностью информационная составляющая не может быть сосредоточена у объекта управления исходя из того, что глобальные вопросы приходится решать субъекту управления.

Очевидно, можно привести и другие схемы взаимодействия и сочетаний элементов ОРП, но из всего многообразия были выбраны наиболее характерные варианты, которые присущи плановой системе (схема 1 табл. 1.3), системе с переходной экономикой к рыночным отношениям (схемы 2 и 3 табл. 1.3) и системе с преобладанием рыночных отношений (схема 4 табл. 1.3).

Подводя итог сказанному в данном разделе, отметим: рассмотренные схемы (табл. 1.3) дают общее представление о перераспределении функциональных, в том числе и информационных нагрузок между субъектом и объектом управления; возрастание роли информационной составляющей (информационной системы, информационной технологии и информационной деятельности) как основы информатизации объектов, реализующих потребность.

 
Как известно, основным компонентом системы управления следует считать технологию управления. Рассмотрим данную категорию более подробно, приведя две ее трактовки.

Технология управления - принудительное поведение субъекта и/или объекта определенное системой логически обусловленных и взаимосвязанных методов, правил, приемов, навыков.

Технология управления - совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи. При этом она охватывает все этапы, начиная с построения модели системы и заканчивая анализом эффективности внедрения результатов моделирования на практике.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников ХС, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Рассмотрим основные этапы разработки информационной технологии управления хозяйствующим субъектом.

Первый этаппостроение модели — заключается в описании реальной системы в формальных терминах, то есть задании целевых функций и множеств допустимых стратегий участников системы, их информированности, порядка функционирования и т.д.

Второй этапанализ модели — исследование поведения участников при тех или иных механизмах управления. Частными случаями механизмов управления являются: механизмы планирования, в которых правило принятия решений центром определяется процедурой планирования, ставящей в соответствие сообщениям активных элементов (АЭ) назначаемые им планы; механизмы распределения ресурсов, проведение различных по назначению экспертиз и др.; механизмы стимулирования, в которых правило принятия решений центром определяется функцией стимулирования, ставящей в соответствие результатам деятельности АЭ соответствующие блага.

Третий этапрешение задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий, заключающейся в поиске допустимых вариантов управления, имеющих максимальную эффективность. Критерием эффективности управления является значение (максимальное или гарантированное) целевой функции управляющего органа на множестве решений.

Четвертый этап - исследование устойчивости. Оно подразумевает решение, как минимум, двух задач. Первая задача заключается в изучении зависимости оптимальных решений от параметров модели, то есть является задачей анализа устойчивости решений (корректности оптимизационной задачи, чувствительности, устойчивости принципов оптимальности и т.д.) в классическом понимании. Вторая задача - специфична для математического моделирования и заключается в теоретическом исследовании адекватности модели реальной системе, которое подразумевает изучение эффективности решений, оптимальных в модели, при их использовании в реальных АС, которые могут, в силу допущений моделирования, отличаться от модели.

Пятый этап - настройка модели сводится к необходимости идентифицировать моделируемую систему. Исходными данными для идентификации системы служат обобщенные решения, которые ограничиваются информацией, имеющейся о реальной системе.

Шестой этап - проведение имитационных экспериментов. В силу очевидности этапа – без комментариев.

Седьмой этапвнедрение. На этом этапе производится обучение управленческого персонала, внедрение в реальной АС разработанных и исследованных на предыдущих этапах механизмов управления с последующей оценкой эффективности их практического использования, коррекцией модели и т.д.

Изложив несколько разновидностей моделей экономической системы, рассмотрим вопросы управления такими системами.

Известно несколько подходов к управлению экономической системой. Из всего их многообразия нас будут интересовать следующие: системный, процессный и ситуационный. Рассмотрим каждый из этих подходов.

Системный подход: а) призван воздействовать на составляющие системы с целью трансформирования, как организационной структуры, так и системы управления, для обеспечения оптимальных результатов их функционирования, а также системы в целом; б) позволяет выделять и описывать различные системы, выстраивать их иерархии, но, кроме того, он позволяет системы конструировать, изменять, разрушать, объединять друг с другом, развивать и так далее.

Процессный подход предполагаеткомплексноерассмотрение функций управления: планирование, учет, анализ, регулирование, контроль и воздействие с целью выявления «узких мест» и устранения противоречий по соответствующей информации, необходимой и порождаемой каждой из перечисленных функций.

Ситуационный подход использует различные методы влияния на значения экономических показателей в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и с учетом воздействия внешней среды.

Продуктивное функционирование хозяйствующего субъекта обеспечивается обратной связью в контуре управления за счет выбора организационного, математического, программного, технического, лингвистического информационного и эргономического обеспечения.

Цель продуктивного функционирования хозяйствующего субъекта – информационная оперативная поддержка управленческих решений для повышения их качества.

Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Повышение качества управления обеспечивается выбором системы управления.

Продуктивное функционирование хозяйствующего субъекта – это методология управления, совокупность организационных, математических и информационных моделей, обеспечивающих оптимальное управление системой.

Стратегическое и оперативное управление различаются используемыми моделями, при одинаковости цели – повышение качества принимаемых решений. По временному признаку различают стратегическое и оперативное управление, которые и являются объектами продуктивного функционирования хозяйствующего субъекта.

Продуктивное функционирование хозяйствующего субъекта поддерживается адаптируемым процессом управления, для которого характерны функции управления, однако существуют особенности.

В зависимости от целей управления, изменяются и инструменты: организационные модели, математические и информационные модели, комплект которых для каждой конкретной экономической системы будет различаться. Функциональная область экономической системы накладывает ограничения на систему управления, а обе перечисленные системы ограничивают выбор инструментов.

Эффективность системы управления определяется эффективностью управленческих решений, которые является обратной связью по управлению. Например, для планирования производственной программы могут использоваться различные способы, в частности, методы линейного и нелинейного программирования, стохастические и/или статистические методы и др. В зависимости от ситуации для конкретной экономической системы необходимо выбрать наиболее подходящий по показателям качества принимаемых решений метод, согласующийся с целями управления.

В результате внедрения системы принятия продуктивных решений на предприятии могут быть сформированы альтернативные варианты методов управления. Выбор подходящей модели управления и является принятием решения в системе функционирования хозяйствующего субъекта.

Структура системы управления экономической системой представляет собой комплекс иерархических, функциональных моделей и характеризует организационную структуру в целом.

Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей (бизнес структуры), организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, в рамках сформулированной миссии.

Следующая разновидность систем относится к классу информационных систем.

1.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

 

Часто информационную систему рассматривают как некоторую среду, а характерные для нее информационные технологии как соответствующие процессы.

Информационные системы наряду с информационными технологиями обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из той или иной предметной области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые материальные и информационные продукты.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами, телекоммуникациями и информационными технологиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.028 с.)