По теме 11. Эффективность исследования систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме 11. Эффективность исследования систем управления



Студенты, изучившие тему, должны знать: оценку эффективности исследования систем управления; порядок расчета эффективности системы управления; расчет показателей эффективности систем управления; анализ критериев оценки эффекта управления; потребность и пути оценки результатов исследования систем управления; социальная и экономическая эффективность исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка уровня качества исследования.

2. Общие методологические подходы и принципы определения эффективности.

3. Виды и основные источники эффектов.

4. Принципы обеспечения эффективности исследования

5. Эффективность и управление исследованием.

6. Критерии эффективности управления системой

Тема доклада: Теория эффективности и ее роль в оценке эффективности исследования систем управления.

Основная литература:

1. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – Глава 9.

2. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – Тема 16.

3. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учеб.-практ. Пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – Тема 9.4.

Дополнительная литература:

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – Раздел 1.14.

Контрольные вопросы:

1. Как определяется понятие эффективности исследования?

2. Какие факторы влияют на эффективность исследования управления?

3. Каковы возможные тенденции изменения эффективности исследования?

4. Как соотносятся эффективность управления и эффективность его исследования?

5. Что является результатом исследования и как он влияет на эффективность?

6. Возможности и проблемы количественной оценки эффективности исследования систем управления.

 

 


Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

для студентов всех форм обучения

1. Состав и структура системы управления.

2. Характеристика типов структур управления.

3. Законы управления и их содержание.

4. Цели и задачи управления.

5. Принцип обратной связи в системах управления.

6. Системы и их классификация. Большие системы и их особенности.

7. Свойства больших систем.

8. Понятие исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования.

9. Диалектический подход к исследованию систем.

10. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления.

11. Структура процесса исследования систем управления.

12. Роль исследования в научной и практической деятельности человека.

13. Индукция как метод исследования систем управления.

14. Дедукция как метод исследования систем управления.

15. Классификация логических методов исследования и их краткая

характеристика.

16. Логический анализ и синтез как методы исследования.

17. Виды социологического исследования.

18. Методы социологического исследования.

19. Программа и методы организации социологического исследования.

20. Характеристика методов экспертных оценок.

21. Задачи экспертных оценок.

22. Основные этапы экспертного оценивания.

23. Статистические методы обработки экспертной информации.

24. Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент.

25. Эмпирико-теоретические. Измерение, сравнение и описание.

26. Основные причины повышения сложности управления экономикой. Особенности экономических систем.

27. Системный анализ и его место среди других научных направлений.

28. Основные понятия системного анализа.

29. Структуры, их виды и формы представления.

30. Аналитические методы представления систем.

31. Статистические методы представления систем.

32. Теоретико-множественные представления систем.

33. Классификация методов системного анализа.

34. Графические методы представления систем.

35. Методы “мозговой атаки” и “сценариев”.

36. Метод “Дельфи”.

37. Метод “дерева целей ”.

38. Методика системного анализа.

39. Экономические модели и их классификация.

40. Алгоритм разработки моделей.

41. Свойства моделей, применяемых в экономике.

42. Алгоритм проведения исследования.

43. Цель, задачи и роль диагностики в системах управления.

44. Свойства диагностики систем управления.

45. Виды диагностики и их особенности.

46. Диагностический подход к анализу систем управления.

47. Показатели и порядок расчета эффективности.

48. Структурный анализ и его особенности.

49. Функциональный анализ и его особенности.

50. Информационный анализ и его особенности.

51. Параметрический анализ и его особенности.

52. Организационная диагностика.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Что является главным фактором, определяющим роль исследова­ния в современном менеджменте?

A. Возможность использования компьютерной техники.

Б. Уровень развития науки управления.

B. Творческий потенциал менеджера и его команды.

Г. Сложность решаемых проблем.

Д. Мотивация персонала.

2. Что представляет собой типология исследований?

A. Логическая схема проведения исследования.

Б. Совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам.

B. Классификация разновидностей исследования.

Г. Разделение разнообразных исследований по критериям их эффективности.

Д. Выбор исследования, отвечающего потребностям конкретной си­туации.

3. Чем определяется выбор объекта исследования?

A. Особенностью изучаемой проблемы.

Б. Областью проявления и существования изучаемой проблемы.

B. Целью и функциями управления.

Г. Приоритетами в управленческой деятельности менеджера.

Д. Типичностью проблемы.

4. Может ли быть исследование функцией управления?

A. Может в исключительных условиях антикризисного управления.

Б. Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.

B. Исследование — не функция управления, а этап разработки управленческого решения.

Г. Исследование может быть функцией управления, если менеджер творчески относится к своей работе.

Д. Исследование — это не функция управления, а специфическая форма обработки информации.

5. Что является предметом исследования?

A. Ситуация.

Б. Управленческое решение.

B. Основные свойства и характеристики управления.

Г. Проблема.

Д. Деятельность человека.

6. Зачем необходимо исследовать управление?

А. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

Б. Для повышения качества управленческих решений.

В. Для разработки стратегии управления.

Г. Для эффективного совершенствования управления.

Д. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

7. Какое определение более полно соответству­ет термину «система управления»?

А. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостное единство.

Б. Организационная структура управления.

В. Организационно-правовая форма.

Г. Комплекс показателей, определяющих состояние управления.

8. Почему исследовательские функции ста­новятся необходимо­стью для современных менеджеров?

А. Повысился образовательный уровень менеджеров.

Б. Обостряется конкуренция.

В. Расширились возможности технических средств управления и науки в целом.

Г. Повысилась сложность решаемых проблем.

9. Какое из определе­ний исследования наи­более полное?

А. Способ получения дополнительной информации.

Б. Способ использования знаний.

В. Навыки анализа и проектирования.

Г. Познание законов общества и природы.

10. Что такое методоло­гия исследования?

А. Логическая схема исследования.

Б. Методические положения исследования.

В. Совокупность методов и принципов исследования.

Г. Соответствие целей, средств и методов исследования.

Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций.

Б. В целях, подходах и методах исследования.

B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове­дения моделей.

Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте.

Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо­ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования.

Б. Поиск противоречий и путей их разрешения.

В. Использование системного подхода к исследованию.

Г. Учет тенденций общественного развития.

Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем наибольшая трудность проведения натурного исследования социально- экономических систем?

А. Динамичность системы.

Б. Затруднено получение информации.

В. Сложность связей в системе.

Г. Ограничены возможности экспериментирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Какой главный признак концепции исследования?

А. Наличие всей необходимой информации.

Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

В. Комплекс ключевых взглядов и положений по методологии и организации исследования.

Г. Совокупность планов проведения и эффектив­ных подходов к исследованию.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования — это парадигма его проведения.

Б. Концепция исследования — главная характеристика его органи­зации.

B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования.

Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования.

Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора — мышления исследова­теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя­зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле­дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что представляют собой методы исследо­вания?

А. Исследовательские способности менеджера.

Б. Определение состава проблем.

В. Способы проведения исследования.

Г. Средства оптимизации исследования.

Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

Б. Определяет организацию исследования.

B. Удачное формирование коллектива исследователей.

Г. Способствует выбору наилучшего типа.

Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования.

Б. Проверка информации.

B. Методы обработки информации.

Г. Система работы с фактами.

Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления.

Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы.

Г. Тенденция развития управления системы.

Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации.

Б. Они не имеют прямой зависимости.

B. Организация определяет выбор методологии исследования.

Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

Д. Методология определяет получение информации, организация — ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера.

Б. Знание предмета исследования.

B. Возможность имитационного моделирования явлений.

Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо­вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений.

Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений.

B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений.

Г. Творческий подход к проведению исследований.

Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя.

Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий.

Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности.

Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения — пони­мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имени разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра­жает общий подход.

Д. Понятие – это элемент суждения.

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак­торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследовании.

Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто­ров, свойств и пр.).

Г. Дает дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ.

Б. Морфологический анализ.

B. Социометрический анализ.

Г. Тестирование.

Д. Хронометрирование.

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы.

Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний.

B. Количественная определенность.

Г. Позволяет быстро получить необходимый информационный материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо­вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис­следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии
и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к иссле­дованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления.

Б. Только проблемы организационного поведения.

B. Неструктурируемые проблемы развития управления.

Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.

Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших

ресурсов.

35. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы.

Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс­кой группы.

B. Организационными условиями реализации творческого потенци­ала каждого из членов исследовательской группы.

Г. Подбором исследовательской группы.

Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

36. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской деятельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследовательской

деятельности:

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

37. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен­ность,

проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

37. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

А. Повышает эффективность исследований посредством комбинированного

использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя­емые на исследование.

В. Способствует более эффективному использованию математичес­кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

38. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес­кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни­жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти­воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле­дования.

39. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения исследования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про­ведения

исследования.

Д. Это содержание и свойства проблемы, возможность ее разреше­ния в

процессе исследования.

40. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи­более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле­дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу­чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо­вания.

Д. Рекомендации, принятые к практическому использованию.


Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.

2. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учеб.-практ. Пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 256 с.

3. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления:Учебник для вузов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 400 с.

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

Дополнительная литература:

1. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 368 с.

2. Бажин И.И. Исследование систем управления: Компакт-учебник. - Харьков: Консум, 2004. – 336 с.

3. Байдел Т. Как улучшить управление организацией. – М.: ИНФРА, 1995.

4. Быкова А. Организационные структуры управления. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. – 160 с.

5. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. – М.: Из-во “ДИС”, 1998. – 144 с.

6. Брюшинкин В.Н. Практический курс для гуманитариев. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996. – 320 с.

7. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. – СПб., 1997. – 510 с.

8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

9. Демидова А.В. Исследование систем управления: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.

10. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

11. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

12. Исследование систем управления; Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 176 с.

13. Иссследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов./ Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 407 с.

14. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Р/Д.: Из-во “Феникс”, 1996. – 512с.

15. Кафидов В.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проспект, 2003. – 167 с.

16. Кормишова А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Изд-во МИЭПУ, 2000. – 48 с.

17. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 416 с.

18. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. – СПб.: Изд. дом “М и М”, 1998. – 192 с.

19. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для экономистов. – М.: Щит, 1999. – 291 с.

20. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА, 1998. – 336 с.

21. Мотыршина М.С. Исследование систем управления. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2006. – 224 с.

22. Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002. – 384 с.

23. Мыльник В.В., Татаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проспект; Трикста, 2006. – 352 с.

24. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Мн.:Амалфея, 1998. – 272 с.

25. Перегузов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высш. шк., 1989. – 367 с.

26. Ползунова Н.Н., Краев В.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проспект, 2006. – 240 с.

 

 


Учебное издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.127 с.)