формы диагностики при исследовании систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

формы диагностики при исследовании систем управления



Диагностика - (от греч.diagnosis- распознавание), установление и изучение признаков, характеристик, факторов, характеризующих состояние объекта с целью выявления возможных отклонений, причин их появления и предотвращения основных нарушений в его нормальном функционировании.

Специфика диагностики состоит в том, что её объектом является управленческое решение.

Формы управленческих решений:

- знаковая (в виде естественного, символического, графического языков),

- реальная (в виде состояния вещества, матер. процессов, форм практических действий),

Виды диагностики:

· По широте объекта -общая и специальная,

· По времени - кратко-, средне-, и долгосрочная,

· По началу времени рассмотрения объекта -предварительная и основная,

Важнейшие этапы диагностики:

1) изучение ретроспективного, существующего и ожидаемого состояния,

2) установление сильных и слабых сторон,

3) установление возможных направлений совершенствования,

4) определение и решение основных вопросов организации дальнейших работ исследования СУ,

Группы методов диагностики:

1) методы сбора информации для диагностики (интервью, анкетирование, беседа, фотография раб. Дня, наблюдение и пр.);

2) методы анализа инф-ии (анализ проблем, анализ взаимн. влияния, системный анализ, композиция, все виды анализов);

3) методы определения приоритетов проблем («дерево» целей, графов проблем, экспертные и пр.).

 

Эксперимент и его роль в исследовании систем управления.

Эксперимент – метод исследования системы управления в определенных условиях ее функционирования, которые могут быть реальными или искусственно созданными исследователем, для получения необходимой информации. Проведение эксперимента обычно обусловлено необходимостью подтверждения или опровержения научной теории или гипотезы. Итогами эксперимента могут быть как качественные, так и количественные характеристики исследуемого объекта. Но все результаты эксперимента нуждаются в теоретической интерпретации.

Цели эксперимента – разработка, апробация и сравнение различных вариантов.

Экспериментальное исследование организуется по определенной схеме: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета. Часть из этапов является обязательными, часть — в некоторых случаях может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Проведение экспериментов предполагает:

· планирование и разработку программы (последовательности) экспериментов;

· проектирование экспериментов, включая проектирование имитационных обстановок, систем измерения и сбора, а также обработки информации;

· проведение экспериментов;

· обработку и анализ результатов экспериментов;

· разработку рекомендаций и усовершенствований по результатам экспериментов.

Характерная особенность эксперимента как специального метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить такое вмешательство путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменить условия, в которых происходит этот процесс. И в том и в другом случае результаты испытания точно фиксируются и контролируются.

 

Экспертные оценки в ИСУ.

Э кcпepтные oцeнки - кoмплeкc лoгичecкиx и мaтeмaтичecкиx пpoцeдyp, нaпpaвлeнныx нa пoлyчeниe oт cпeциaлиcтoв инфopмaции, ee aнaлиз и oбoбщeниe c цeлью пoдгoтoвки и выpaбoтки paциoнaльныx peшeний.

Сущность экспертных методов, как при решении задач исследования СУ, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники, управления, заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.

Виды по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению:

· метод рангов;

По методу рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному - последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.

· метод непосредственного оценивания;

Метод непосредственного оценивания представляет собой упорядочение исследуемых объектов (например, при отборе параметров для составления параметрической модели) в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается (дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. Диапазон шкалы оценок наиболее распространенным бывает от 0 до 1, 0 до 5, 0 до 10, 0 до 100.

· метод сопоставлений: Виды - парное сравнение и последовательное сопоставление.

При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект I - объект 2, объект 2 - объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.

Сущность метода последовательного сопоставления состоит в следующем. Эксперт располагает все исследуемые объекты в порядке их важности (как метод рангов). Предварительно каждому из объектов приписывается определенное количество баллов, например, по шкале от 0 до I (как метод оценивания). Причем самому важному объекту дается балл равный I, а всем остальным в порядке уменьшения их значимости, то есть от I до 0. Далее эксперт решает вопрос будет ли важность объекта, имеющего ранг I, больше суммы балльных оценок всех остальных объектов. Если будет, то величина балльной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то эксперт уменьшает эту величину до такого числового значения, чтобы она стала меньше суммы оценок всех остальных объектов.

 

Общая логика и этапы ИСУ.

ИСУ – научное изучение профессиональными исследователями и менеджерами – исследователями соответствующего предмета СУ с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Этапы ИСУ

1. Определение целей и задач исследования

2. Сбор информации о проблеме (наблюдение, анализ документов, собеседование) и предварительный ее анализ на проверку достоверности, полноты, непротиворечивости

3. Формулировка исходных гипотез.

Гипотеза – любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которых остается неизвестной и которая служит для предварительного объяснения, предсказания новых событий, явлений и фактов; Гипотеза – вариант объяснения при недостатке информации.

4. Разработка проекта, плана исследования гипотез

5. Организация эксперимента

6. Анализ и обобщение полученных результатов

7. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов

8. Формулировка новых фактов, законов и закономерностей

9. Разработка рекомендаций по дальнейшему исследование системы управления

10. Получение новых объяснений, предсказаний

11. Разработка рекомендаций по совершенствованию объекта управления, по решению проблемы

12. Для прикладных исследований, внедрение полученных результатов в практику

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.011 с.)