Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.



Калининград

История:Методические указания для студентов заочной формы обучения /Авт.- сост. к.и.н. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮУ, 2011. – 16 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮУ, протокол №2 от «_14__» октября 2011 г.
 
 
 
 
 
 
Автор: к.и.н. Армичева В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  © Армичева В.И., 2011 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2011 © Калининградский филиал МФЮУ, 2011

Цели освоения дисциплины

 

Цель освоения дисциплины «История» - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи учебной дисциплины «История» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;

- активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических феноменов, а также способам их понимания в ходе культурологической интерпретации;

- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.

Данный курс призван помочь студентам определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, осознать исторические особенности российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны, выявить факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России и мира.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «История» является обязательной дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла знаний федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные студентами в средней школе.

Знания по истории являются тем фундаментом, на котором во многом базируется изучение других вузовских дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла знаний: философии, культурологии, политологии, социологии и др.

В курсе истории формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории, ее место в системе гуманитарного знания;

- источники исторического знания и приемы работы с ним;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе. Политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, основные исторические факты, даты, события; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:

Общекультурных (ОК)

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-9).

Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Содержание дисциплины

Список литературы

Основная литература

1. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. - М., 2002. – 544 с.

2. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000. – 656 с.

3. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов /Н.В. Шишова, Т.В.Акулич и др. – М., 1999. – 368 с.

4. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. – М., 19949 – 608 с.

6. Россия и мир. Учебная книга по истории. В 2-х частях. /под общей ред проф. Данилова А.А.- М., 1994.

 

Дополнительная литература

Калининград

История:Методические указания для студентов заочной формы обучения /Авт.- сост. к.и.н. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮУ, 2011. – 16 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮУ, протокол №2 от «_14__» октября 2011 г.
 
 
 
 
 
 
Автор: к.и.н. Армичева В.И.
 
 
 
 
 
 
 
 
   
  © Армичева В.И., 2011 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2011 © Калининградский филиал МФЮУ, 2011

Цели освоения дисциплины

 

Цель освоения дисциплины «История» - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи учебной дисциплины «История» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;

- активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических феноменов, а также способам их понимания в ходе культурологической интерпретации;

- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.

Данный курс призван помочь студентам определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, осознать исторические особенности российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны, выявить факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России и мира.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «История» является обязательной дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла знаний федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные студентами в средней школе.

Знания по истории являются тем фундаментом, на котором во многом базируется изучение других вузовских дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла знаний: философии, культурологии, политологии, социологии и др.

В курсе истории формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории, ее место в системе гуманитарного знания;

- источники исторического знания и приемы работы с ним;

- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе. Политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, основные исторические факты, даты, события; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:

Общекультурных (ОК)

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-9).

Итоговой формой контроля является экзамен.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методологии исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.

 

Тема 2. Исследователь и исторический источник.

Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.042 с.)