VI Сигнальные указатели и знаки на железнодорожном транспорте




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI Сигнальные указатели и знаки на железнодорожном транспорте



6.1. В тех случаях, когда необходимо указать железнодорожный путь приема или направление следования поезда или маневрового состава, применяются маршрутные световые указатели направления белого цвета (цифровые, буквенные или положения), помещаемые на мачтах светофоров или на отдельной мачте (рис. 6.1 а).

Для указания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение поезду, на групповых выходных и маршрутных светофорах устанавливаются маршрутные световые указатели зеленого цвета (рис. 6.1 б).

 

 

Рис. 6.1

 

Эти указатели могут использоваться и для указания номера железнодорожного пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.

6.2. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:

а) стрелка установлена по прямому железнодорожному пути – днем белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь (рис. 6.2 а);

б) стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – днем широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь (рис. 6.2 б).

6.3. Положение перекрестных стрелок обозначается двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены:

а) по прямому железнодорожному пути – днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой стороны указателей; ночью – молочно-белые огни (рис. 6.3 а);

б) с пересечением прямого железнодорожного пути – днем на обоих указателях широкие стороны указателей; ночью – желтые огни (рис. 6.3 б);

в) с прямого на боковой железнодорожный путь – днем на ближнем указателе видна широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь, а на дальнем – днем виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь (рис. 6.3 в);

г) с бокового на прямой железнодорожный путь – днем на ближнем указателе виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь, а на дальнем – днем видна широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь (рис. 6.3 г).

 

 

Рис. 6.2

 

 

 

Рис. 6.3

 

На железнодорожных путях необщего пользования положение стрелок, управляемых с локомотива, определяются стрелочными указателями, которые показывают:

а) стрелка установлена для движения по прямому железнодорожному пути – днем и ночью молочно-белый огонь (рис. 6.2 а);

б) стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – днем и ночью желтый огонь (рис. 6.2. б).

6.4. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:

а) стрелка установлена по прямому железнодорожному пути – стреловидный указатель направлен ребром вдоль пути (рис. 6.4 а);

 

Рис. 6.4 а

б) стрелка установлена на боковой железнодорожный путь – стреловидный указатель направлен в сторону бокового пути (рис. 6.4 б).

 

Рис. 6.4 б

6.5. Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:

а) «Путь загражден» – днем виден белый круг с горизонтальной черной полосой; ночью – молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 6.5);

 

Рис. 6.5

б) «Заграждение с пути снято» – днем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой; ночью – молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 6.6).

 

Рис. 6.6

 

Места установки устройств сбрасывания (сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков или сбрасывающих стрелок) оборудуются указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеют контроля заграждающего положения.

Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону железнодорожного пути (рис. 6.7). Эти указатели могут быть освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.

 

 

Рис. 6.7

В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.

6.6. Указатель гидравлической колонки – фонарь – показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек железнодорожного пути; днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, окрашенная в красный цвет, – сигнал «Стой!» (рис. 6.8).

 

 

Рис. 6.8

 

Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.

6.7. На участках железнодорожных путей, где установлены средства автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда применяются сигнальные световые указатели, помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 6.9) или речевые информаторы.

 

 

Рис. 6.9

 

При появлении на сигнальном указателе светящихся полос прозрачно-белого цвета, сигнализирующих о наличии неисправных вагонов в составе поезда, или получении соответствующего сообщения речевого информатора, а также при получении по радиосвязи от дежурного по железнодорожной станции (диспетчера поездного) указания о возможности следования поезда на железнодорожную станцию или о необходимости немедленной его остановки на перегоне, машинист обязан:

а) принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на железнодорожный путь приема железнодорожный станции с остановкой независимо от показаний выходного сигнала;

б) остановить поезд служебным торможением на перегоне, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, осмотреть неисправные вагоны и доложить дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному) о возможности следования с поездом на железнодорожную станцию или затребования к составу осмотрщиков вагонов.

Дежурный по железнодорожной станции (диспетчер поездной) при этом принимает дополнительные меры, обеспечивающие безопасный пропуск поездов: информирует машинистов поездов, следующих по смежным железнодорожным путям и при необходимости задерживает отправление поездов с железнодорожной станции.

Нормально сигнальные указатели не освещаются и сигнального значения не имеют.

6.8. На участках железнодорожных путей общего пользования, где применяется автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи, на границах блок-участков устанавливаются указатели границы блок-участков со светоотражателями и цифровыми литерными табличками для обоих направлений движения
(рис. 6.10 а).

 

Рис. 6.10 а

 

На участках железнодорожных путей общего пользования, оборудованных автоматической блокировкой, где движение поездов по неправильному железнодорожному пути осуществляется по показаниям автоматической локомотивной сигнализации, границей блок-участков являются проходные светофоры, установленные для движения по правильному железнодорожному пути. На таких светофорах с обратной стороны устанавливаются дополнительные литерные знаки, соответствующие знакам, установленным на светофоре для движения по правильному железнодорожному пути (рис. 6.10 б).

 

 

Рис. 6.10 б

 

На светофоре, являющимся предвходным, устанавливается литерный знак и оповестительная табличка в виде трех наклонных полос с отражателями белого цвета.

6.9. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 6.11).

Рис. 6.11

При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками.

Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.

6.10. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 6.12 а, б) устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей с нефте-, газо-, продуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).

Постоянные сигнальные знаки «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» (рис. 6.12 в, г) устанавливаются в местах прохождения железнодорожных путей в закарстованных зонах непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на проследование огражденного участка с повышенным вниманием (бдительностью).

 

Рис. 6.12

 

6.11. Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» (рис. 6.13 а) и «Конец торможения» (рис. 6.13 б) указывают машинисту локомотива места проверки действия автотормозов в пути следования.

 

Рис. 6.13

Порядок расстановки таких сигнальных знаков определяется комиссионно и утверждается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

6.12. В случае применения сигнальных указателей «Опустить токоприемник» перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел» (рис. 6.14 а).

Постоянный сигнальный знак «Поднять токоприемник» с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 6.14 б).

Схема установки сигнальных указателей «Опустить токоприемник» и постоянных сигнальных знаков «Поднять токоприемник» и «Внимание! Токораздел» приведена на рис. 6.15 а, 6.15 б. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

 

 

Рис. 6.14

 

Рис. 6.15

 

При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.

6.13. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак – чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 6.16 а).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 6.16 б). На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью железнодорожного пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

 

 

Рис. 6.16 а

 

 

Рис. 6.16 б

 

На железнодорожных станциях стыкования разного рода электрической тяги для безостановочного пропуска поездов применяются сигнальные указатели и знаки. Порядок их применения устанавливается владельцем инфраструктуры.

6.14. Предельные столбики указывают место, далее которого на железнодорожном пути нельзя устанавливать железнодорожный подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 6.17 а, б). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных железнодорожных путей должны иметь отличительную окраску (рис. 6.17 б).

 

Рис. 6.17

 

6.15 Знак «Граница станции» (рис. 6.18) указывает границу железнодорожной станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть с обеих сторон.

6.16 Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 6.19 а) и «Конец опасного места» (рис. 6.19 б) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».

 

 

Рис. 6.18 Рис. 6.19

 

6.17. Предупредительные сигнальные знаки:

а) знак «С» – подача свистка – устанавливается перед тоннелями, мостами, железнодорожными переездами и т.п. (рис. 6.20);

б) «Остановка локомотива» – устанавливается в местах, определяемых комиссией, назначаемой владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования (рис. 6.21).

 

 

Рис. 6.20 Рис. 6.21

6.18. Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:

а) «Отключить ток» (рис. 6.22 а) – перед нейтральной вставкой;

б) «Включить ток на электровозе» (рис. 6.22 б), «Включить ток на электропоезде» (рис. 6.22 в) – за нейтральной вставкой.

Схема установки этих знаков приведена на рис. 6.23 а, 6.23 б.

 

 

Рис. 6.22

 

 

Рис. 6.23

 

Сигнальный знак «Конец контактной подвески» (рис. 5.24 а) устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода.

 

 

Рис. 5.24 а

На железнодорожных путях необщего пользования в местах, устанавливаемых владельцем железнодорожных путей необщего пользования, применяются предупредительные сигнальные знаки:

а) «Переход на боковую контактную сеть» – рис. 6.24 б;

б) «Переход на центральную контактную сеть» – рис. 6.24 в.

Рис. 6.24 б

 

Рис. 6.24 в

 

6.19. Предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона» (рис. 6.25) устанавливается на пассажирских платформах, где обращаются моторвагонные поезда.

 

 

Рис. 6.25

 

6.20. В местах, не допускающих проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками (при неисправности контактной сети, производстве плановых ремонтных и строительных работ, когда при следовании поездов необходимо опускать токоприемники), устанавливаются временные сигнальные знаки с отражателями, которые показывают:

а) «Подготовиться к опусканию токоприемника» (рис. 65.26 а);

б) «Опустить токоприемник» (рис. 6.26 б);

в) «Поднять токоприемник» (рис. 6.26 в).

Схема установки этих знаков на железнодорожных путях общего пользования приведена на рис. 6.27 а, а на железнодорожных путях необщего пользования – на рис. 6.27 б.

 

 

Рис. 6.26

 

 

Рис. 6.27 а

 

 

Рис. 6.27 б

 

Если на двухпутном участке ведутся плановые ремонтные путевые и строительные работы с пропуском поездов по одному из железнодорожных путей и укладкой временных съездов, не оборудованных контактной сетью, сигнальный знак «Опустить токоприемник» устанавливается на расстоянии не менее 100 м от ограждаемого участка. Остальные сигнальные знаки устанавливаются по указанной на рис. 6.27 асхеме.

В случае внезапного обнаружения повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, работник дистанции электроснабжения, обнаруживший эту неисправность, обязан отойти на 500 м в сторону ожидаемого поезда и подавать машинисту приближающегося поезда ручной сигнал «Опустить токоприемник» (рис. 6.28):

днем – повторными движениями правой руки перед собой по горизонтальной линии при поднятой вертикально левой руке;

ночью – повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

 

 

Рис. 6.28

 

Машинист обязан: подать оповестительный сигнал, при обесточенной электрической цепи опустить токоприемники и с особой бдительностью проследовать место повреждения, убедившись в исправности контактной сети, поднять токоприемники и продолжить движение.

6.21. На участках, где работают снегоочистители, устанавливаются временные сигнальные знаки:

а) «Поднять нож, закрыть крылья» – перед препятствием (рис. 6.29);

б) «Опустить нож, открыть крылья» – после препятствия (рис. 6.30).

На участках, где работают скоростные снегоочистители, перед знаками «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливаются, кроме того, временные сигнальные знаки «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев» (рис. 6.31).

 

Рис. 6.29 Рис. 6.30 Рис. 6.31

Схемы установки знаков на участках, где работают снегоочистители, приведены на рис. 6.32, а где работают скоростные снегоочистители – на
рис. 6.33.

 

Рис. 6.32

 

 

Рис. 6.33

 

При двух близко расположенных препятствиях, когда между ними работа снегоочистителя невозможна, на шесте помещаются два знака один под другим (рис. 6.34).

 

 

Рис. 6.34

 

6.22. Отражатели, устанавливаемые на сигнальных знаках, должны изготовляться из прозрачно-белого стекла, а на отдельных сигнальных знаках в соответствии с техническими требованиями могут применяться отражатели из светоотражающего материала белого цвета.

Сигнальные знаки могут быть световыми или освещаемыми.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.02 с.)