Заинтересованность ДОУ в оценке эффективности бюджетных расходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заинтересованность ДОУ в оценке эффективности бюджетных расходов



Необходимость оценки эффективности расходов на общее, начальное и среднее профессиональное образование обусловлена действующими нормативно-правовыми документами. Что же может стать причиной проведения такой оценки на уровне дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) и кто ее должен выполнять?

Как ни странно, но наиболее заинтересованной стороной в данном случае оказывается само учреждение, что связано с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ).

При переходе учреждения в статус автономного или бюджетного – получателя субсидии его финансовое обеспечение будет осуществляться в форме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ), соответствующих основным видам деятельности учреждения, предусмотренным его учредительными документами. То есть будет обеспечиваться переход от финансирования учреждения к финансированию оказываемой им государственной услуги. Субсидия выделяется единой суммой, и учреждение будет самостоятельно распоряжаться данными средствами. Следовательно, при повышении эффективности использования субсидии – выполнении государственного задания при меньшем объеме расходов – учреждение сможет свободно распоряжаться остатками средств: увеличивать заработную плату, закупать необходимые расходные материалы и т. д.

Для эффективного использования средств руководитель ДОУ должен знать, по каким показателям проводится оценка и где искать внутренние резервы. Для этого в учреждении необходимо создать систему внутреннего мониторинга, которая будет полезна не только при проведении оценки эффективности использования бюджетных средств, но и при определении отдельных показателей государственного задания.

Создание в ДОУ системы внутреннего мониторинга

Очевидно, что для эффективного управления любым процессом, своевременной его оценки и корректировки нужна достоверная и полная информация о характере его развития, особенно если он связан с постоянными изменениями, требующими систематического анализа текущей ситуации. А в сфере образования, как известно, изменения происходят регулярно: внедряется нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда (далее – НСОТ) и т. д.

Для получения нужной информации следует ответить на вопросы:

1. Какие данные необходимы?

2. Как их получить?

3. Каким образом их можно использовать?

При ответе на первый вопрос важно понять, что данные должны характеризовать. В случае с ДОУ речь идет об оказании за счет бюджета образовательной услуги, которая, во-первых, ориентируется на запросы потребителя, а во-вторых, нормируется в натуральном виде (число часов, наполняемость групп, предельная наполняемость зданий и т. д.). Следовательно, необходимы данные:

· о нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми предоставляется услуга;

· потребителях услуги;

· персонале, непосредственно выполняющем работу;

· используемых материальных ресурсах;

· расходах на оказание услуги.

Второй вопрос, как правило, наиболее сложный. Для ответа на него нужна тщательная детализация происходящих процессов, но только там, где не организовано регулярное статистическое наблюдение. В ДОУ ежегодно заполняются формы статистической отчетности: № 85-К "Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения", № 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения" и т. д. Они часто не содержат показателей, характеризующих введение новых финансово-экономических механизмов в сфере образования, но, несмотря на это, могут стать хорошей базой для создания системы внутреннего мониторинга ДОУ.

Как только данные собраны, необходимо ответить на третий вопрос: "Каким образом их использовать?". Иначе говоря, данные должны помочь руководителю ДОУ принять правильные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности учреждения.

Показатели, характеризующие деятельность ДОУ

При обработке данных (анализе полученной информации) необходимо использовать соответствующие показатели. Общепринятым считается выбор показателей с точки зрения экономии, эффективности и продуктивности.

Под экономией понимается приобретение человеческих и материальных ресурсов надлежащего качества и в надлежащем количестве с наименьшими издержками (например, снижение удельных расходов на оплату труда с начислениями). Под эффективностью – соотношение затрат и результатов, иными словами, получение максимального результата при заданном наборе ресурсов или использование минимальных ресурсов для получения необходимого количества и качества предоставляемых услуг (например, пребывание большего количества детей в группе при одних и тех же затратах на группу-комплект). Под продуктивностью – степень удовлетворения потребностей граждан, выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей (например, достижение оптимального соотношения численности воспитанников и предельной наполняемости ДОУ, определенной лицензией).

Для сферы образования особую значимость приобретает показатель равнодоступности. Он определяет степень равного доступа к образовательной услуге, а также указывает, подходит ли данная услуга всем, кто должен иметь возможность ею воспользоваться. Оценивать этот показатель нужно на уровне региона или муниципального образования, а не конкретного ДОУ, т. к. вопросами доступности должен заниматься прежде всего учредитель, осуществляющий реструктуризацию образовательной сети.

Выделим ключевые показатели, характеризующие деятельность ДОУ. Примем во внимание, что основной деятельностью любого дошкольного учреждения является оказание образовательной услуги. Поскольку в рамках данной статьи не затрагивается вопрос ее качества, остановимся на оценке условий ее предоставления и особенностях потребителей, т. е.рассмотрим показатели, характеризующие контингент воспитанников, а также трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

"Стандартная бюджетная услуга" предполагает "стандартного потребителя", поэтому особенности других потребителей нужно учитывать отдельно. Например, если в детском саду функционируют группы оздоровительной или компенсирующей направленности для детей, которым по медицинским показаниям нужны специальные условия (меньшая наполняемость групп и т. п.), то для них стоимость бюджетной услуги будет выше.

Показатели, позволяющие получить информацию о контингенте воспитанников, а также о целевых значениях этих показателей, приведены в табл. 1.

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.006 с.)