Цель оценки государственной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель оценки государственной политики.



Оценивание государственной политики может и должно производиться в процессе мониторинга как акт соотнесения полученных данных с исходными целевыми установками. При этом шаг оценивания, его частотность, может быть практически любым, но, как правило, он соотносится с запрограммированными фазами реализации политики. В форс-мажорных, кризисных обстоятельствах, когда ситуация может меняться очень быстро, необходимо держать «руку на пульсе» происходящих событий и производить оценивание гораздо чаще. Таким образом, оценивание может осуществляться в двух режимах: простом, политическом, дающем оценку конечному итоговому результату, и в комплексном, техническом режиме, который предусматривает всеобъемлющую оценку эффективности политики, учет как достижения генеральной цели – успешности, так и решения множества задач и операциональных целей, которые в своей совокупности составляют проблемно-управленческое дерево. Технический режим оценки позволяет составить представление об эффективности механизма государственного управления в целом. В этой связи встает вопрос о критериях оценки государственной деятельности, которая может характеризоваться целым ансамблем терминов: эффективность, качество, успешность, результативность. Заметим, что зачастую эти термины носят конвенциональный, то есть договорной характер. Качество оценки государственной политики напрямую зависит от корректности целеполагания. Контекстное активно-деятельностному подходу понимание термина эффективности реализации государственной политики сводится к степени реализации в рамках данной политики публично провозглашенных целей развития. Если цели достигнуты, значит, государственная политика и управление качественны, эффективны, результативны. Примером неприемлемости меркантилистского материального подхода «затраты - результат» в государственной политике является политика Центрального банка РФ в период кризиса. Анализ соотношения индексов инфляции и ставок Центральных банков зарубежных стран показывает, что в мировом опыте ставка рефинансирования Центрального банка всегда в разы, в десятки раз меньше инфляции, поскольку Центральный банк как главный рычаг финансовой политики государства не может и не должен преследовать цели получения прибыли, а должен управлять развитием.

 

Содержание цикла государственной политики и характеристика его этапов.

 

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты. Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

обеспечение социальной активности;

создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, “политический цикл”, состоящий из нескольких последовательных действий.

1-й этап — определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

3-й этап - осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).

4-й этап — оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе - разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе - осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе - оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства).

На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:

• объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;

• осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;

• осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.

В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, и реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.

После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:

• действия в интересах какой-то одной социальной группы;

• учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;

• решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;

• тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.

В реальной жизни эта общая схема может иметь несколько иной вид. Часто этапы и особенно подэтапы могут отсутствовать, им может придаваться подчас большее, иногда меньшее значение по сравнению с другими, они могут меняться, сокращаться или увеличиваться по времени и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.008 с.)