Роль медицинской сестры в организации лечебного питания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль медицинской сестры в организации лечебного питания



В лечении пациентов терапевтического профиля с заболеваниями желчных путей и желчного пузыря важную роль играет медицинская сестра (Приложение 2).

1. В ее компетенцию по рекомендации и под контролем врача, входит организация лечебного (диетического) питания пациентов с данной группой заболеваний, согласно приказа Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации». Пациентам с заболеваниями желчных путей и желчного пузыря назначается щадящий вариант диеты (ЩД) с механическим, химическим и термическим щажением в разные периоды (острый, хронический, обострение и т.д.) стол № 5, № 5а, № 5в по Певзнеру, согласно п 1.2 и 1.5 курсовой работы).

2. В квалификационные обязанности медицинской сестры входит контроль за передачами родственников строго по списку разрешенных продуктов: пищевые продукты в заводской упаковке с не истекшим сроком годности, фрукты, овощи, мытые без гнили и плесени; печенье, конфеты, шоколад в заводской упаковке; соки овощные, фруктовые; минеральная вода; консервированные продукты: ягодные и фруктовые; кисломолочные продукты в заводской упаковке; сыры твердых сортов; хлеб и хлебобулочные изделия. Максимальное количество штучных продуктов - 4-5 шт. Максимальное количество весовых продуктов – 200–300 гр. Максимальное количество жидких продуктов – до 1 литра. Перечень запрещенных продуктов для передачи: пищевые продукты с истекшим сроком годности; пищевые продукты, загрязненные механическими примесями; овощи, фрукты с наличием плесени и гнили; мясо и яйцо птицы, отварные, жаренные; кровяные и ливерные колбасы, колбасы из субпродуктов; консервированные продукты: рыбные, мясные, грибные; не пастеризованное молоко, сметана (домашнего приготовления); сырковая масса; студни зельцы, паштеты, заливные; блинчики с мясом и творогом; салаты с заправкой: майонез, сметана; кремы и кондитерские изделия с кремом; грибы; изделия во фритюре; сушенная, вяленная, копченная и соленая рыба, раки; бульоны.

3. Так же в обязанности медицинской сестры входит контроль над хранением и ассортиментом продуктов, разре­шенных к передаче посетителями. Продукты принимают в отделение в дни посещений и установленные часы согласно режиму дня отделения. Медицинская сестра ежедневно проводит контроль за санитарным состоянием тумбо­чек, холодильников, сроком хранения продуктов. В тумбочках хранят: сухие продукты - печенье, бублики, сухари, варенье; туалетные принадлежности; книги, журналы. В холодильнике хранят: фрукты; свежие молочные продукты в упаковке - не более 1 суток; кисломолочные - не более 2 суток. Продукты помещают в индивидуальные пакеты с указани­ем даты, Ф.И.О. пациента и номера палаты. Запрещено передавать консервы, торты, вареные колба­сы, алкоголь. Цель контроля: соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, профилактика внутрибольничных инфекций, пищевых отравлений. Критерии контроля: в тумбочках разрешается хранить мыло, зубную пасту, зубную щетку в футляре, расческу в футляре или в целлофановом кульке, журналы, газеты; конфеты, варенье, печенье хранят на другой полке тумбочки; фрукты и скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике; кисломолочные продукты хранят в холодильнике не более 2 суток; нельзя хранить в холодильнике консервированные мясные, рыбные продукты. Медсестра обязана: осуществлять ежедневный контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников и их содержимым, осуществлять ежедневный контроль за дезинфекцией тумбочек, утром и вечером с использованием дезинфицирующих растворов согласно их инструкциям. Размораживать холодильник 1 раз в неделю (по графику) с последующей дезинфекцией дезинфицирующим раствором согласно их инструкциям.

4. Подготовка пациента к дополнительным методам исследования (лабораторные и инструментальным (см. п. 1.3) данной курсовой работы. Необходимо информировать пациента о сути исследования, правилах и особенностях подготовки к ним, дать информации. О месте и времени проведения исследований, при необходимости дать информацию о месте нахождения центра исследования и как поехать до него (в устном и желательно в письменном виде).

5. Кроме того, медицинская сестра должна уметь планировать необходимую помощь пациенту согласно его вопросам, в рамках ее компетенций: обучение пациентов при дефиците информации о сути заболевания (причинах, факторах риска и предполагающих факторах; о возможных осложнениях). При необходимости предоставить пациенту научно-популярную литературу по его заболеванию, учебники, карты, атласы, предложить интернет ресурсы по просьбе пациента, теле и радио передачи, видеоролики, собственные презентации и т. д.

6. В случае если пациент находится на диспансерном наблюдении в поликлинике по месту жительства то участковая медсестра проводит вышеперечисленные мероприятия в рамках выполнения требований приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541 н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»».) квалифицированной помощи постовой медицинской сестрой в отделении гастроэнтерологии и терапии [9,10].

 

2.4 Разработка рекомендаций по лечебному питанию для пациентов с заболеваниями желчных путей и желчного пузыря

Разработанные нами рекомендации по организации лечебного (диетического) питания для пациентов с заболеваниями желчных путей и желчного пузыря, в печатном виде представлены на обозрение комиссии по защите курсовых работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы здоровы, то наше питание определяется, чаще всего, очень просто – нравится - не нравится, вкусно - невкусно. Если фигура позволяет, то мы едим только то, что доставляет нам удовольствие, не заботясь о том, как реагирует на принимаемую пищу нам организм. Заболев, мы начинаем бегать по врачам, выискиваем различные средства для лечения, но не всегда обращаем внимание на рекомендации врачей перейти на лечебное питание. Безусловно, медикаментозное лечение – вещь важная и обязательная, но преуменьшать значение лечебного питания было бы не просто неправильно, но и вредно для нашего здоровья.

Лечебное питание – это естественное целебное средство, которое просто необходимо при ряде заболеваний. Оно не только помогает нормализовать ряд процессов в организме, но и усиливает эффект от лечения, уменьшает побочные действия от ряда препаратов, улучшает обменные процессы и помогает организму справиться с заболеванием. Безусловно, лечебное питание не является единственным способом для борьбы с болезнью, но, чаще всего, будет необходимым компонентом для лечения заболевания. Лечебное питание разрабатывается на основе данных по физиологии, биохимии и гигиене питания, на знании роли отдельных пищевых веществ и продуктов для организма, на сбалансированности и определенном режиме питания. Оно опирается на знании и понимании причин, механизмов и форм течения различных заболеваний, особенностях пищеварения и обмена веществ у здорового и больного человека. Особое значение имеет правильное применение лечебных диет, а также правильности приготовления блюд для лечебного питания. В свое время основоположник лечебного питания М.И. Певзнер писал, что питание больного является тем основным фоном, на котором следует применять другие терапевтические факторы. Там, где нет лечебного питания, нет рационального лечения. Лечебное питание может быть главным методом лечения (при врожденных или приобретенных нарушениях усвоения отдельных пищевых веществ, например, кишечных ферментопатиях) или одним из основных методов - при многих заболеваниях органов пищеварения и почек, ожирении, инсулинозависимом сахарном диабете и т.д. [6,12,8]. В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие

Выводы:

1. В результате проведенного обзора литературы по данной теме можно сделать вывод, что заболевания желчных путей и желчного пузыря занимают ведущее место, уступая лишь заболеваниям сердца и дыхания, и поскольку данные заболевания являются столь распространенными, то лечению должно уделяться большое внимание. Лечение должно быть безопасным и комплексным. В комплекс к лечению входит и лечебное питание, которое несет огромную роль в лечении заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей.

2. Организация лечебного питания позволит пациентам своевременно начать лечение, которое является безопасным в лечении и проводить правильную профилактику заболеваний желчных путей и желчного пузыря.

3. Проведение анкетирования пациентов в лечебно-профилактической организации КОГБУЗ «Кировская городская клиническая больница № 1», обосновано необходимостью выявления дефицита информации лечебном питании у пациентов с заболеваниями желчного пузыря и желчевыводящих путей. Исследование позволяет сделать вывод, что пациенты недостаточно полно обладают знаниями о лечебном питании; по мнению пациентов, у них недостаточно информации о заболевании, и питании при данном заболевании; пациенты утверждают, что во время приема врача они получают лишь часть информации от врача и медсестры из-за ограничения времени приема, поэтому пациентам нужны дополнительные рекомендации и в письменном виде. Из числа всех опрошенных пациентов составляет 67% от общего числа опрошенных, в котором указано, что пациенты хотели бы получить рекомендации о лечебном питании при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей.

4. Важность роли медицинской сестры при организации лечебного питания при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей, заключается в том, чтобы дать простую и понятную информацию о продуктах возможных к употреблению, о продуктах которые запрещаются и о методах приготовления данных продуктов, предоставить рекомендации по данным вопросам, что подтверждает о необходимости разработки дополнительных рекомендаций пациентам о лечебном питании при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей.

5. В ходе курсовой работы были разработаны рекомендации по лечебному питанию для людей с заболеваниями желчного пузыря и желчевыводящих путей.

Таким образом, наша гипотеза: рекомендации по лечебному питанию позволят пациентам с заболеваниями желчного пузыря и желчевыводящих путей восполнить дефицит информации и будут способствовать повышению качества их жизни была доказана, а именно потому что пациентам необходимы рекомендации по лечебному питанию, что доказывает важность разработки наших рекомендаций для пациентов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смолева Э. В., Аподиакос Е. В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Серия «Среднее профессиональное образование» - Ростов-н/Д: «Феникс», 2010г.

2. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. – Изд. 4-е. – ростов-н/Д: Феникс, 2010г.

3. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Основы сестринского дела». М.: Родник,2010.

4. Лычев, В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие/Лычев В.Г., Карманов В.К. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2010г.

5. Заболевания желчного пузыря. Холецистит, холангит / сост. А.А.Седов. – М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2010.

6. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. С19 Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.

7. Культура питания. Энциклопедический справочник. Издательство «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки. – 1993.

8. Молчанова О.П. – Основы рационального питания: М.: Просвещение. – 1964.

 

Нормативно-правовые акты (документы):

9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.05.2010г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

10. Приказ МЗ РФ № 330 от 05.08.2003г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации».

 

Интернет ресурсы:

11. http://medbe.ru/materials/khirurgiya-zhelchevyvodyashchikh-putey/kholangit/ - Холангит основные сведения.

12. http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_gastroenterologia/biliary-dyskinesia - Дискенезии желчевыводящих путей.

13. http://www.vashaibolit.ru/872-lechenie-zabolevanij-zhelchnogo-puzyrya.html - Основные принципы лечения заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей.

 


 

Приложение 1

 

 

 


 

Приложение 2

 

 


Приложение 3

АНКЕТА!

Уважаемый пациент!

Я, Ирина Курилова, студентка Кировского медицинского колледжа, прошу Вас принять участие в анкетировании, с целью исследования потребности пациента в рекомендациях по лечебному питанию при заболеваниях желчного пузыря.

Вам предлагается ряд вопросов, на которые Вы должны дать правдивые ответы. Постарайтесь дать те ответы, которые наиболее полно отражают Ваше мнение. Выбранные ответы (ответов на один вопрос может быть несколько) отметьте галочкой или укажите свой вариант ответа.

Заранее благодарю Вас за участие в исследовании!

 

1. Сколько Вам лет?

□ 20 – 30

□ 30 – 40

□ 40 – 50

□ 50 – 60

□ 60 – 70

□70 - 80

□80 и выше

 

2. Есть ли у Вас проблемы с желчным пузырем (беспокоит ли он Вас), если да, то обращались ли Вы к врачу? Если не обращались, то по какой причине?

□да, есть проблемы, но к врачу не обращался, так как не часто беспокоит только на прием определенной пищи и напитков (впишите каких ___________________________________)

□да, есть проблемы, но к врачу не обращалась (ся), так как нет времени, но хотел (а) бы

□нет, нет проблем

□беспокоит иногда, и я не вижу смысла сейчас идти к врачу (впишите причину, почему_______________________________________)

□свой вариант ответа _____________________________________________________________

 

3. Как давно Вы у Вас появилось заболевание желчного пузыря?

□ 1 месяц – 6 месяцев

□ 6 месяцев – 1 год

□ 1 год – 5 лет

□ 5 лет – 10 лет

□10 лет и больше

4. Как Вы узнали о своем заболевании?

□припрохождении диспансеризацию

□при прохождении профилактического осмотра (проф. осмотр)

□ при обращении к терапевту с другим заболеванием

□при обращении к гастроэнтерологу с целью консультации

□по результатам УЗИ

□свой вариант ответа ___________________________________________________________

 

5. Соблюдаете ли Вы рекомендации Вашего лечащего врача по лечению?

□да, в полном объеме

□соблюдаю, но не в полном объеме (укажите причину почему _______________________)

□нет, не соблюдаю вообще, у меня не всегда есть время принимать вовремя лекарственные препараты (укажите причину, почему ___________________________________________)

□не вижу никакого смысла в этом (укажите причину, почему ________________________)

□свой вариант ответа _____________________________________________________________

6. Знаете ли Вы о диете (лечебном питании) при своем заболевании и соблюдаете ли Вы его принципы?

□да знаю, и соблюдаю диету

□да знаю, но не соблюдаю диету (укажите причину, почему _________________________)

□да знаю, но соблюдаю ее не всегда (укажите причину, почему ______________________)

□нет, не знаю и мне это не интересно, так как я не желаю ни чего менять в своем питании

□хотел (а) бы, но мне очень трудно менять изменения связанные с особенностями питания и образа жизни (укажите причину, почему _______________________________________)

□ знаю, но не подробно, только со слов врача на приеме и считаю этих знаний недостаточно

□ свой вариант ответа ____________________________________________________________

7. Хотели ли Вы научиться составить меню при своем заболевании?

□да, очень хотел(а) бы чтобы

□ нет, мне кажется, что не нужно

□затрудняюсь ответить на данный вопрос

□свой вариант ответа ____________________________________________________________

8. Вы хотели бы Вы побольше узнать о возможных осложнениях и об особенностях причин и факторов, способствующих обострению вашего заболевания?

□да, хотел бы

□нет, мне это не интересно

□свой вариант ответа ___________________________________________________________

 

9. Хотели ли бы Вы, чтобы у Вас были рекомендации по организации лечебного питания при Вашем заболевании?

□да, очень хотел(а) бы чтобы такие рекомендации были у меня дома

□ нет, мне кажется, такие рекомендации мне не нужны

□затрудняюсь ответить на данный вопрос

□свой вариант ответа ____________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.045 с.)