Тесты для итогового контроля знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для итогового контроля знаний



1. Что является главным фактором, определяющим роль исследова­ния в современном менеджменте?

A. Возможность использования компьютерной техники.

Б. Уровень развития науки управления.

B. Творческий потенциал менеджера и его команды.

Г. Сложность решаемых проблем.

Д. Мотивация персонала.

2. Что представляет собой типология исследований?

A. Логическая схема проведения исследования.

Б. Совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам.

B. Классификация разновидностей исследования.

Г. Разделение разнообразных исследований по критериям их эффективности.

Д. Выбор исследования, отвечающего потребностям конкретной си­туации.

3. Чем определяется выбор объекта исследования?

A. Особенностью изучаемой проблемы.

Б. Областью проявления и существования изучаемой проблемы.

B. Целью и функциями управления.

Г. Приоритетами в управленческой деятельности менеджера.

Д. Типичностью проблемы.

4. Может ли быть исследование функцией управления?

A. Может в исключительных условиях антикризисного управления.

Б. Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.

B. Исследование — не функция управления, а этап разработки управленческого решения.

Г. Исследование может быть функцией управления, если менеджер творчески относится к своей работе.

Д. Исследование — это не функция управления, а специфическая форма обработки информации.

5. Что является предметом исследования?

A. Ситуация.

Б. Управленческое решение.

B. Основные свойства и характеристики управления.

Г. Проблема.

Д. Деятельность человека.

6. Зачем необходимо исследовать управление?

А. Чтобы повышать квалификацию менеджера.

Б. Для повышения качества управленческих решений.

В. Для разработки стратегии управления.

Г. Для эффективного совершенствования управления.

Д. Для получения дополнительной информации при принятии решений.

7. Какое определение более полно соответству­ет термину «система управления»?

А. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостное единство.

Б. Организационная структура управления.

В. Организационно-правовая форма.

Г. Комплекс показателей, определяющих состояние управления.

8. Почему исследовательские функции ста­новятся необходимо­стью для современных менеджеров?

А. Повысился образовательный уровень менеджеров.

Б. Обостряется конкуренция.

В. Расширились возможности технических средств управления и науки в

целом.

Г. Повысилась сложность решаемых проблем.

9. Какое из определе­ний исследования наи­более полное?

А. Способ получения дополнительной информации.

Б. Способ использования знаний.

В. Навыки анализа и проектирования.

Г. Познание законов общества и природы.

10. Что такое методоло­гия исследования?

А. Логическая схема исследования.

Б. Методические положения исследования.

В. Совокупность методов и принципов исследования.

Г. Соответствие целей, средств и методов исследования.

Д. Эффективный прием получения знаний.

11. В чем проявляются главные признаки методологии исследования?

A. В последовательности выполнения исследовательских операций.

Б. В целях, подходах и методах исследования.

B. В моделировании исследовательских процессов и изучении пове­дения

моделей.

Г. В получении и обработке информации об исследуемом объекте.

Д. В деятельности исследовательских групп.

12. Какова главная особенность диалектического подхода к исследо­ванию?

А. Четкое определение объекта и предмета исследования.

Б. Поиск противоречий и путей их разрешения.

В. Использование системного подхода к исследованию.

Г. Учет тенденций общественного развития.

Д. Сочетание индукции и дедукции в анализе всех проблем.

13. В чем наибольшая трудность проведения натурного исследования социально- экономических систем?

А. Динамичность системы.

Б. Затруднено получение информации.

В. Сложность связей в системе.

Г. Ограничены возможности экспериментирования.

14. Что понимается под целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Главная направленность исследования.

B. Проблема развития.

Г. Познание тенденции развития.

Д. Поиск путей эффективного развития.

15. Какой главный признак концепции исследования?

А. Наличие всей необходимой информации.

Б. Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.

В. Комплекс ключевых взглядов и положений по методологии и организации исследования.

Г. Совокупность планов проведения и эффектив­ных подходов к исследованию.

16. Что представляет собой концепция исследования?

A. Концепция исследования — это парадигма его проведения.

Б. Концепция исследования — главная характеристика его органи­зации.

B. Это комплекс ключевых положений, определяющий методологию и организацию исследования.

Г. Это совокупность гипотез, определяющих программу исследования.

Д. Это свойство целостности исследования.

17. Какова роль практики в исследовании систем управления?

A. Характеризует эмпирическую основу исследования.

Б. Является источником проблем и критерием оценки их решения.

B. Отражает потребность и роль исследования в развитии управления.

Г. Является сферой реализации результатов исследования.

Д. Является объектом и предметом исследования.

18. В чем проявляются отличительные черты системного подхода?

A. Использование средств математического моделирования.

Б. Решающая роль человеческого фактора — мышления исследова­теля.

B. Установление системообразующих факторов по любой проблеме исследования.

Г. Определение условий целостности явлений, его элементов и свя­зей между ними.

Д. Проведение типологического анализа элементов и их связей.

19. Что является целью исследования?

A. Выбор предмета исследования.

Б. Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле­дования.

B. Реализация прогноза развития системы управления.

Г. Определение формулы практического действия по разрешению проблемы.

Д. Использование научного аппарата для достижения эффективного решения проблемы.

20. Что представляют собой методы исследо­вания?

А. Исследовательские способности менеджера.

Б. Определение состава проблем.

В. Способы проведения исследования.

Г. Средства оптимизации исследования.

Д. Алгоритм исследования.

21. В чем преимущества диалектического подхода к исследованию?

A. Требует количественных оценок.

Б. Предполагает учет человеческого фактора.

B. Ориентирует на поиск противоречий.

Г. Дает новые знания.

Д. Имеет универсальный характер.

22. Что дает менеджеру знание типологии исследования?

A. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

Б. Определяет организацию исследования.

B. Удачное формирование коллектива исследователей.

Г. Способствует выбору наилучшего типа.

Д. Дает объективную оценку проблемы.

23. Что такое фактология исследования?

A. Использование фактического материала в процессе исследования.

Б. Проверка информации.

B. Методы обработки информации.

Г. Система работы с фактами.

Д. Объяснение фактов.

24. Что такое проблема?

A. Кризисные ситуации в развитии управления.

Б. Направление исследования.

B. Совокупность информации о состоянии системы.

Г. Тенденция развития управления системы.

Д. Противоречие, требующее разрешения.

25. Как взаимосвязаны методология и организация управления?

A. Методология определяет вид и форму организации.

Б. Они не имеют прямой зависимости.

B. Организация определяет выбор методологии исследования.

Г. Связь соответствует по критерию эффективности исследования.

Д. Методология определяет получение информации, организация — ее обработку.

26. Что является главным в системном подходе к исследованию?

A. Тип мышления менеджера.

Б. Знание предмета исследования.

B. Возможность имитационного моделирования явлений.

Г. Определение целостности и связи явлений.

Д. Наличие всей необходимой информации.

27. Чем определяется роль формальной логики в проведении исследо­вания?

A. Обеспечение непротиворечивости рассуждений.

Б. Использование эффективных схем доказательства истинности суждений.

B. Правила оперирования понятиями и вывода умозаключений.

Г. Творческий подход к проведению исследований.

Д. Возможности моделирования связей и отношений.

28. Каковы особенности индуктивных методов исследования?

A. Отражают индивидуальность исследователя.

Б. Построены по схеме обобщения фактов.

B. Требуют четких определений понятий.

Г. Это методы индуктирования понятий из фактов действительности.

Д. Это методы оптимального накопления фактов для получения объективного вывода.

29. В чем отличие понятий и суждений?

A. Понятия отражают факты действительности, а суждения — пони­мание этих фактов.

Б. У них различна роль в мышлении. Суждение характеризует более высокий уровень мышления.

B. Они имени разные функции в мышлении. Понятие фиксирует явление, суждение характеризует свойства явления.

Г. Суждение всегда индивидуализировано, тогда как понятие отра­жает общий подход.

Д. Понятие – это элемент суждения.

30. Какую роль в исследовании играет классификация проблем, фак­торов, условий и пр.?

A. Определяет комплексный подход в исследовании.

Б. Позволяет определить свойства явлений.

B. Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факто­ров, свойств и пр.).

Г. Дает дополнительную информацию.

Д. Способствует поиску новых факторов.

31. Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?

A. Статистический анализ.

Б. Морфологический анализ.

B. Социометрический анализ.

Г. Тестирование.

Д. Хронометрирование.

32. В чем преимущества метода тестирования?

A. Глубина раскрытия проблемы.

Б. Простота и доступность, не требует специальных знаний.

B. Количественная определенность.

Г. Позволяет быстро получить необходимый информационный материал.

33. Каковы основные черты диверсифицированных методов исследо­вания?

A. В них в наибольшей степени выражены особенности объекта ис­следования.

Б. Их основу составляет математическое моделирование.

B. Эти методы построены на соединении методологии, психологии и организации исследования.

Г. Это методы информационно-психологического подхода к исследованию.

Д. Отражают сочетание опыта и интуиции исследователя.

34. Можно ли при помощи деловой игры исследовать систему управ­ления?

А. Деловая игра предназначена для приобретения навыков решения проблем, а не для их исследования.

Б. Все зависит от характера и типа деловой игры.

В. При помощи деловой игры можно исследовать поведение отдель­ных ее участников, а не систему управления в целом.

Г. Деловая игра, как правило, построена на условной информации и поэтому она не может использоваться как метод исследования системы управления.

Д. Если в деловой игре используется компьютер, можно ее использовать как метод исследования.

35. Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?

A. Любые проблемы управления.

Б. Только проблемы организационного поведения.

B. Неструктурируемые проблемы развития управления.

Г. Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.

Д. Только локальные проблемы, исследование которых не требует больших ресурсов.

36. Каково содержание метода SWOT-анализа?

A. Эта метод структурирования экспертных оценок.

Б. Это метод матричного сопоставления противоположных оценок.

B. Это метод расчета показателей состояния системы управления.

Г. Это метод определения тенденций развития системы управления.

Д. Это особая форма социологического исследования.

37. Чем определяется эффективность использования метода «мозгового штурма»?

A. Временным регулированием работы исследовательской группы.

Б. Сочетанием методологии и организации работы исследовательс­кой группы.

B. Организационными условиями реализации творческого потенци­ала каждого из членов исследовательской группы.

Г. Подбором исследовательской группы.

Д. Информационным обеспечением работы исследовательской группы.

38. Каковы особенности метода синектичеткого исследования проблем?

A. Этот метод построен на искусстве творческих потен­циалов в определенных организационных условиях совместной деятель­ности исследователей.

Б. Это метод соединения эмоций и знаний в исследовательской деятельности группы.

B. Это метод психологического регулирования исследовательской деятельности, достижения состояния «озарения».

Г. Главной особенностью является использование индивидуального опыта в общей интеллектуальной деятельности.

Д. Это метод получения нового знания за счет соединения различных его видов из разных областей науки.

39. Что является операторами синектики?

A. Психологические факторы, стимулирующие творческий процесс синектической группы.

Б. Регламенты и нормативы, позволяющие регулировать организационные режимы работы синектической группы.

B. Приемы нетрадиционного анализа проблем.

Г. Модели взаимодействия творческих потенциалов

Д. Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.

40. Из каких элементов складываются методы проектирования кон­цепций?

A. Дивергенции, трансформации и конвергенции.

Б. Дифференциации, декомпозиции и стратификации.

B. Субординации, квалификации, компетентности.

Г. Дивергенции, конференции, концентрации.

Д. Квалификации, кибернетизации, информатизации.

41. В чем главная особенность организации исследования?

A. Трудности функционального разделения исследовательской деятельности.

Б. Ярко выраженная зависимость от типа исследования.

B. Особый учет социально-психологических факторов исследовательской деятельности.

Г. Невозможность планирования временных факторов проведения исследования.

Д. Учет взаимосвязи методологии и организации исследования.

42. Какие элементы предполагает структура программы исследования?

A. Виды исследовательской деятельности, регламенты, ответствен­ность, проблема, исполнители.

Б. Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.

B. Время, требования к персоналу, проблема, концепция, результат.

Г. Цель исследования, организация, ресурсы, проблема, концепция.

Д. План исследования, приоритеты, результат, управление, расчет времени.

43. Что характеризует технология исследования?

A. Вариант использования методов исследования.

Б. Систему нормативов проведения исследования.

B. Понимание исследуемой проблемы и путей ее решения.

Г. Комбинацию и последовательность действий исследователя.

Д. Распределение времени по видам исследовательских работ.

44. Какую роль играет консультирование в организации исследования?

A. Является необходимым элементом всякого исследования.

Б. Характеризует результат исследовательской деятельности.

B. Не обязательно является элементом исследования.

Г. Предваряет исследование, обеспечивая его эффективность.

Д. Средство управления исследованием.

45. Что является главным условием формирования интегрального ин­теллекта?

A. Наличие лидера в исследовательской группе.

Б. Характер проблемы (сложность, слабая структурированность и пр.).

B. Социально-психологические характеристики участников исследо­вания (исследовательской группы), типов творческих индивидуальностей.

Г. Особый вид организации совместной исследовательской деятельности.

Д. Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.

46. В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?

А. Повышает эффективность исследований посредством комбинированного использования различных методов.

Б. Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя­емые на исследование.

В. Способствует более эффективному использованию математичес­кого моделирования и компьютерной техники в исследовании.

Г. Учитывает творческий потенциал исследователей.

Д. Организуется на основе программы исследований.

47. Какое определение соответствует термину «качество исследова­ния»?

А. Совокупность свойств исследования.

Б. Успешное решение проблем.

В. Практическое содержание и значимость иссле­дования.

Г. Методы исследования, позволяющие раскрыть содержание проблемы.

48. Какой из факторов является наиболее важ­ным в успехе исследо­вания?

А. Доступ к информации и использование компьютера.

Б. Организация исследования

В. Методология исследования

Г. Творческий потенциал исследователей.

49. Что характеризует валидность показателя?

А. Конструкцию показателя

Б. Соответствие измеряемому параметру.

В. Синтетичность показателя

Г. Цели практического использования.

50. Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?

A. Подчиняет мышление главной задаче исследования.

Б. Позволяет сформировать или выбрать наилучшую методологичес­кую схему исследования.

B. Является альтернативой спонтанного мышления и тем самым сни­жает творческий потенциал исследовательского процесса.

Г. Использование метода переключения стратегий позволяет найти компромисс гибкого и жесткого мышления.

Д. Стратегия мышления, если она сознательно формируется, проти­воречит вдохновению, без которого не может быть эффективного иссле­дования.

51. Что характеризует понятие исследовательского потенциала?

A. Это образовательный уровень исследователя.

Б. Это наличие всей необходимой информации для проведения исследования.

B. Это возможность выбирать и использовать необходимые методы исследования.

Г. Это возможность использования необходимых ресурсов для про­ведения исследования.

Д. Это содержание и свойства проблемы, возможность ее разреше­ния в процессе исследования.

52. Какое определение понятия «эффективность исследования» наи­более корректно?

A. Подтверждение рабочей гипотезы полученным результатом иссле­дования.

Б. Сопоставление результата исследования с затратами на его полу­чение.

B. Степень достижения поставленной цели исследования.

Г. Возможность практического использования результатов исследо­вания.

Д. Рекомендации, принятые к практическому использованию.

53. Чем определяется роль показателей в исследовании систем управ­ления?

A. Математической формой представления фактов.

Б. Количественной определенностью информации об исследуемой проблеме.

B. Позволяют оценивать явления; без оценки невозможно понима­ние проблемы.

Г. Показатель — это средство организации информации о проблеме.

Д. Показатели определяют методологию исследования.

54. В чем проявляется роль времени для эффективности исследова­ния?

A. Время — это ресурс эффективного исследования. Изменения мо­гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.

Б. Время — одна из характеристик «зрелости проблемы», от этой ха­рактеристики зависит эффективность исследования.

B. Время — это фактор организации исследования; нет организации вне времени, его планирования и использования.

Г. Проблемы есть разные; есть «вечные проблемы», для которых фак­тор времени не имеет существенного значения.

Д. Роль времени определяется, главным образом, исследователем, его опытом, знаниями, творческими способностями, мотивацией исследовательской деятельности.

55. Что позволяет диа­лектический подход к исследованию?

А. Учитывать человеческий фактор.

Б. Найти связанные между собой противоречия.

В. Отрицать использование других подходов к ис­следованию.

Г. Давать количественные оценки.

56. Что является ос­новным в системном подходе к исследова­нию?

А. Знание предмета исследования.

Б. Возможность имитационного моделирования явлений. Определение целостности и связи явлений.

В. Тип мышления исследователя.

Г. Совокупность необходимой информации.

Д. Целостность, взаимосвязи и взаимодействие элементов исследуемого объекта.

57. Что позволяет ис­следователю проведение классификации иссле­дования?

А. Удачно формировать коллектив исследователей.

Б. Группировать объекты исследования по класси­фикационному признаку.

В. Дает возможность объективно оценить проблемы.

Г. Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.

Д. Определить последовательность проведения ис­следования.

58. Что позволяет дос­тичь прикладное иссле­дование системы управ­ления?

А. Определить тенденции развития системы управления.

Б. Получить новые знания.

В. Обеспечить нахождение путей и использования новых знаний по разрешению проблем управления.

Г. Выявить проблемы в управлении.

59. Что представляет собой локальное иссле­дование систем управ­ления?

А. Изучение системы управления вне связи с про­изводственной.

Б. Простое исследование.

В. Изучение системы управления без управленче­ского персонала.

Г. Изучение системы управления без использова­ния методологического подхода.

60. Что такое принцип исследования?

А. Элемент систем управления.

Б. Функция системы управления.

В. Правило, руководящая идея проведения иссле­дования.

Г. Желаемый результат исследования.

61. Какое требование наиболее значимо при разработке гипотезы исследования?

А. Экслюзивность.

Б. Универсальность.

В. Научность.

Г. Простота.

62. Что представляет собой методика иссле­дования?

А. Последовательных операций по использованию методов исследования.

Б. Совокупность методов и принципов исследования.

В. Комплекс методологических положений, ис­пользуемых при исследовании.

Г. Система взглядов, идей и принципов исследования.

63. Что позволяет вы­явить диаграмма Парето?

А. Причины и факторы, влияющие на объект изучения.

Б. Критерии управления.

В. Минимум и максимум исследуемой функции.

Г. Способ решения исследовательской задачи.

64. Какие основные элементы включают сетевые графики?

А. Ордината, принцип, метод

Б. Критерий, весомость, оснастка.

В. Контрольная карта, проблема, уровень.

Г. Работа, событие, критический путь.

65. В какой последова­тельности проводится системная диагностика системы управления промышленного предприятия?

А. Диагностика производственной системы, систе­мы управления.

Б. Диагностика производственной системы, системы управления, их взаимного соответствия.

В. Диагностика системы управления, производст­венной системы.

Г. Диагностика системы управления, производст­венной системы, их взаимного соответствия.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — мысленный процесс от­влечения от некоторых свойств и отношений объектов, которые рассматри­ваются при проведении исследования и принимаются как несущественные и второстепенные.

Адаптацияприспособление элементов, подсистем и системы в целом к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Аксиомаисходное положение или утверждение, принимаемое без до­казательства и лежащее в основе других положений научной теории или взаимодействия субъектов и объектов управления.

Алгоритм (от Algorithmi — от имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) — результирующая совокупность точных предписаний или пра­вил, с помощью которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Применительно к исследованию это строгая последовательность выполнения операций проведения исследовательских работ в целях достиже­ния определенного результата.

Анализвсесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследо­вания путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; составная часть любого исследования; функция управления. Как функция управления анализ представляет собой относительно обособлен­ный вид управленческой деятельности, включающий творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических свойствах рассматриваемого объекта. Анализ может быть рет­роспективный, сравнительный, факторный, корреляционный, по видам дея­тельности (экономический, технический, экологический) и т.п.

Аналогия (от греч. analogia — сходство, соответствие) — умозаключение, позволяющее на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их свойствам и отношениям сделать соответствующие вероятностные выводы.

Апостериори и априори (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из предшествующего) — философские категории, служащие для обозначе­ния полученных из опыта (апостериори) и предшествующих ему (априори) знаний.

Апробация — проверка на практике в реальных условиях теоретически полученных расчетов, схем, моделей различных процессов и т.п.

Аргументация (от лат. argumentation — приведение аргументов) — способ убеждения на основе суждений и доказательств какого-либо определенного тезиса.

Аспект исследованияодна из сторон исследования (организацион­ный, экономический, социальный, психологический и другие аспекты).

Бизнес-процесс - совокупность последовательно сменяющихся потоков состояний и необходимых для их осуществления работ (например, от одного исполнителя к другому или от одного подразделения к другому) по реализации предпринимательской деятельности, проводимой за счет собственных или заемных средств предпринимателя, под его ответственность, на его страх и риск с целью удовлетворения потребностей потребителей и разви­тия собственного дела на основе получения прибыли. Перечень Б.-п. может быть различным. Например, на промышленном предприятии в их состав следует включать: маркетинговые исследования, поиск и изучение рынков, анализ конкурентов, мониторинг потребностей, исследование и проектиро­вание новых видов продукции и услуг, выбор и мониторинг поставщиков, постановка продукции на производство, управление качеством, маркетин­говые мероприятия на стадии товарооборота продукции и услуг, работы по сбыту и распределению продукции (в том числе допродажное и сервисное обслуживание, выбор и мониторинг посредников), работы по транспорти­ровке, хранению и монтажу продукции, эксплуатационный мониторинг, развитие предприятия. Все они могут подразделяться на субпроцессы. При этом каждый Б.п. должен иметь начало — вход, последовательно выполняемые потоки состояний и работ, конец — выход.

Верификация (от лат. verificatio — подтверждение, доказательство) - процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Служит важнейшим критерием научности выдвигаемых гипотез и теорий, но не все утверждения могут быть проверены таким путем непосредственно. Существуют также косвенные способы верификация посредством выведения логических следствий из непроверяемых утвержде­ний и соотнесения их с данными опыта. Некоторые принципы и гипотезы, например, в математике и философии, не верифицируемы даже таким кос­венным способом.

Вероятностьпонятие, обозначающее степень возможности появления случайного массового события при фиксированных условиях испытания. Такая интерпретация называется частотной, или статистической, вероятностью, так как она основывается на понятии относительной частоты, результаты которой определяются путем статистических исследований. Логиче­ская интерпретация вероятности характеризует отношение между посылками гипотезы и ее заключением. Это отношение определяется как семантическая степень подтверждения гипотезы ее данными. Поскольку такой же характер имеет отношение между посылками и заключением индукции, то логическую вероятность называют также индуктивной.

Внешняя средасовокупность свойств окружения исследуемого объек­та, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодей­ствует. Выделяют как минимум два вида внешней среды: микросреду — ближайшее окружение, непосредственно влияющее на объект; макросреду — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект.

Внутренняя средасовокупность свойств внутреннего содержания и взаимодействия элементов объекта исследования: ресурсных (материально - техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресур­сы, информация, финансовые ресурсы), организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Гипотеза - предварительное и предположительное научное представле­ние о познаваемом объекте исследования, основанное на ранее полученных данных и знаниях.

Гипотетико-дедуктивный методспособ рассуждения, основанный на дедукции следствий из гипотез, получивший широкое распространение при систематизации результатов исследования в естествознании и эмпирических науках в целом.

Дедуктивный методспособ исследования, при котором частные по­ложения на основе логических умозаключений и здравого смысла выводят­ся, доказываются из общих положений и посылок (из законов, закономер­ностей, аксиом, постулатов, принципов); способ исследования, основанный на использовании дедукции.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуж­дений и посылок к частным или другим общим выводам.

Декомпозицияаналитический метод разделения сложного целого (систем, подсистем и т.п.) на более простые составные части при исследо­вании для этого определенных критериев.

«Дерево» целейструктурированная и построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчинен­ные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).

Диагностика системы управлениясовокупность исследовательских ра­бот по определению целей, состояния, недостатков и причин их появления, направлений совершенствования системы.

Закономерностиустойчивые тенденции изменений, объективные свя­зи явлений, определяющие их изменения. Применительно к экономике и управлению это существенные, объективные и устойчиво повторяющиеся связи и явления в экономических и управленческих процессах, вытекающие из соответствующих законов экономики и управления.

Законы экономики и управлениясущественные, объективные и устой­чиво повторяющиеся связи и взаимозависимости при осуществлении экономических и управленческих процессов.

Идеализациямысленный процесс создания идеальных объектов по­средством изменения свойств реальных предметов.

Изменение организационноепоправка, перемена, изменяющая суще­ствующее состояние организационной системы с целью ее улучшения. Из­менения могут быть несущественными, существенными и радикальными.

Имидж организацииобраз организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Его основу составляют целенаправленно созда­ваемый и поддерживаемый стиль деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика.

Индукция (от лат. inductio — побуждение, наведение) — умозаключение, основанное на логическом рассуждении и здравом смысле от единичных, частных положений, явлений и фактов к общим выводам и обобщениям.

Интуиция (от лат. intuitio — пристальное всматривание, созерцание) — способность непосредственного постижения истины без логического обос­нования и доказательства.

Исследованиенаучный труд, вид научной деятельности; научное изу­чение и процесс познания; процесс изучения какого-либо объекта и полу­чения на этой основе новых знаний о нем.

Исследование систем управлениянаучное изучение (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональными исследователями и (или) менеджерами-исследователями соответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаи­модействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Качество исследованияопределенная совокупность свойств исследо­вания, потенциально или реально объективно способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.

Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные мето­ды оценки качества, используемые для обоснования решений, принимае­мых при управлении качеством продукции и стандартизации. Термин со­стоит из латинского корня «квали» (qualitas — «качество» или quflik — «какой по качеству») и греческого — «метрия» (metreo — «измеряю»). В настоящее время данный термин нашел широкое распространение как в теории, так и в практике управления.

Классификацияспособ, на основе которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каж­дый принадлежащий исходному множеству объект, мог попасть бы только в один из них.

Консультациисоветы специалистов, основанные на изучении конкрет­ных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению ее результатов.

Концепция (латин. conceptio — восприятие) — комплекс основопола­гающих взглядов, замыслов, идей, принципов, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, позволяющих определить сис­тему показателей, факторов и условий, способствующих решению пробле­мы, формированию стратегии предприятия, установлению правил поведе­ния персонала. Структурно любая концепция (как документ) обычно со­держит разделы: характеристика объекта концепции; цель и задачи концеп­ции; основные принципы концепции; основные направления деятельности; механизм реализации концепции. Например, Концепция национальной безопасности РФ — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного харак­тера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Концепция исследованиясистема взглядов на исследованию, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического) характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; ком­плекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущ­ность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему по­казателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.192 с.)