Дополнительные медицинские сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительные медицинские сведения



(Сочинение господина Яна)

В год и-мао (соответствует 1555 в европейском календаре, прим. перев.) прибыл к местечку у горы Тэнхэшань, что в уезде Цзяньнин. Болела старая женщина, которая не могла двигать руками. Спина была сильно простужена, и все тело страдало от переутомления. Хотя стояла сильная жара, ей хотелось одеть ватную теплую куртку. Все врачи лечили у нее синдром холода и пустоты, но не достигали успеха. Я осмотрел ее пульс, который оказался шэнь-хуа (глубоким и скользящим); это свидетельствовало о том, что произошло скопление мокроты в системе каналов цзин-мо. Я колол ей точки фэй-шу, цюй-чи, сань-ли, и в тот же день она почувствовала, что тело ее стало легче; она смогла поднимать руки. Перестала бояться холода, и потому сняла ватную куртку. После она приняла лекарство, которое изгоняет влагу и растворяет мокроту в организме, в результате чего к ней вернулось здоровье, и никакие болезни с тех пор не беспокоили ее. При синдроме пустоты и синдроме холода, чем больше делаешь восполнение, тем более сгущается мокрота в организме, и разве можно на это не обращать внимание!

Весной года у-у Люй Сяошань из монастыря Хулу страдал от затвердения, которое у него появилось на руке. Оно было величиной с плод хурмы, но оно не было красным и не болело. Врачи говорили, что это злокачественная опухоль. Я сказал: Это затвердение, образованное в результате скопления мокроты под кожей, и потому данное заболевание можно вылечить без употребления лекарств. После этого я стал колоть точку, расположенную на руке. При этом я действовал посредством иньской шестерки. Кроме того, я прижег два раза по семь конусов, и в результате вышеназванного воздействия ци опять стало свободно проходить по меридиану, и через несколько дней опухоль полностью рассосалась. Если бы это была злокачественная опухоль, тогда бы пришлось принимать вовнутрь различные лекарства, а разве это не повредило бы чистоте ци селезенки и желудка?

Летом в год цзи-сы супруга Ли Цзяньаня, чиновника из местной администрации отдела, ведающего аттестацией гражданских чинов в приказе личного состава, страдала от потери крови во время родов, в результате чего у нее была недостаточность цзюэ. Ноги у нее сильно опухли, так что стали толщиной с чурбаки, кроме того, они очень сильно болели. Ко мне прибыли два господина с просьбой осмотреть больную. Я прощупал пульс, который пропадал при прощупывании (коу) и был вообще очень слабым. Это указывало на то, что послеродовой шок все еще не прошел, а кроме того, оказывало свое вредное воздействие ложное се синдрома ветра, в результате чего происходила борьба истинного и ложного ци субстанций инь и ян; в результате наблюдалось недостаточность (цзюэ) и отсутствие движения крови и ци в конечностях (ни). Больная не приходила в сознание, нижние конечности опухли и сильно болели, и состояние у пациентки было критическое. Я применил укалывание трех иньских каналов, которые расположены на ногах, в результате чего состояние больной улучшилось. И в результате воздействия через короткий промежуток времени больная стала поправляться, и опухоль и боли быстро прошли.

Осенью в год гуй-ю почтенный Ли Ихэ, чиновник по уголовным делам, страдал десять с лишним лет от сильной боли в ногах, и все лекарства, которые он принимал, не оказывали должного воздействия. Почтенный господин послал за мной, чтобы я лечил его. Обследование пульса показало, что пульс скользящий и поверхностный (хуа-фу), а это говорит о том, что ветер и влага проникли в сухожилия и кости, а разве можно болезнь на этой стадии вылечить посредством приема лекарств? Только укалывание может помочь в такой ситуации. А потому я принял решение воздействовать на точки фэн-ши, инь-ши. И в результате чиновник получил возможность вернуться к своим рабочим обязанностям, так как заболевание более не возобновлялось.

Летом в год цзя-сюй господин Сюн Кэшань, сверхштатный секретарь министерства, страдал от сильной дизентерии, при которой его постоянно рвало кровью, тело его было очень горячим, мучил постоянный кашель, он чувствовал такую сильную боль в области пупка, что казалось он вот-вот должен умереть. Существовала опасность, что прекратится движение ци в каналах. Консилиум врачей вынес решение, что вылечить данное заболевание невозможно. Начальник управления в ведомстве общественных работ, который слыл человеком добрым и порядочным, обратился ко мне с просьбой осмотреть больного и прощупать его пульс, несмотря на то, что положение казалось уже безнадежным. Однако грудь у больного еще оставалось теплой. В области пупка вздымалась опухоль величиной в кулак. Тот день был неблагоприятным для иглоукалывания, но медлить было нельзя, и потому я произвел срочное укалывание точки ци-хай, а кроме того, осуществил прижигание пятидесяти конусов в этой точке, в результате чего больной пришел в себя, кроме того, опухоль в области пупка рассосалась, а боль прошла. После этого я стал лечить дизентерию, которая тоже прошла, после чего я лечил кашель и кровотечение, и в результате всех мер к больному вернулось хорошее самочувствие. На следующий год он опять стал выполнять свои служебные обязанности. Он спросил меня о причине заболевания, и как мне удалось вылечить это заболевание. Я ответил: У болезни существуют внешние проявления (дословно, верхушки (прим. перев.)) и внутренние, глубинные причины (дословно, корни (прим. перев.)), а лечение может быть неспешным и срочным. Если бы я слепо последовал запрету производить укалывание в тот день и не стал бы воздействовать на точку ци-хай, то каким бы образом рассосалась опухоль? Зато когда опухоль рассосалась, восстановилась свободная циркуляция ци, а боль прекратилась и каналы пришли в нормальное состояние. То что называется срочным лечением, в сущности представляет собой лечение внешних признаков (верхушек) заболевания. И хотя здоровье господина теперь кажется совершенно нормальным, тем не менее ему следует внимательно следить за тем, чтобы не раздражаться после еды и питья, для того, чтобы сохранить основу своего здоровья в безопасности. Если же будет нарушено данное предписание, тогда будет нарушена циркуляция истинного ци, в результате чего произойдет переразвитие ци печени, которое в свою очередь будет подавлять стихию почвы, которая соответствует селезенке, и тогда здоровье опять ухудшится.

Летом года синь-вэй господин Ван Няньи из министерства наказаний страдал от заболеваний горла, из-за чего он чувствовал, что в горле у него перекатывается какой-то инородный предмет. Причина этого заболевания заключается в том, что происходит расстройство легких и диафрагмы, и в этом случае не могут помочь лекарства и таблетки. Господин Дун Гусюй послал за мной, чтобы я применил укалывание. Я воздействовал на точки шань-чжун, ци-хай, а в нижней части организма я воздействовал на две точки цзу-сань-ли. Кроме того, я прижег несколько десятков конусов. Постепенно состояние больного нормализовалось, и здоровье его восстановилось. Господин Дун-Гу является знаменитым врачем, он обладает значительными талантами, является человеком с обширнейшей эрудицией, и нет таких болезней, которые он не смог бы вылечить. Однако Дун Юань при лечении у женщин вредоносного холода, когда жар проникает в кровь, мог добиться положительных результатов только тогда, когда применял укалывание. Хороший врач в этом случае прибегает к воздействию иглой на точку ци-мэнь, и тогда больной выздоравливает. По своему складу господин Дун-Гу является преемником заветов Дун Юаня, и по своим добродетелям также сравнялся со своим великим предшественником. Какова же причина того, что в настоящее время завидуют совершенномудрым и стремятся к достижению великих способностей, которыми обладали в древности? Однако зависть, это не то чувство, которое следует испытывать по отношению к древности, ибо оно себя не оправдывает. Как-то я отправлялся в округ Цычжоу и по дороге свернул с основного пути в сторону в Танинь, так как таким образом, можно было посетить могилу Бянь Цюэ. Я доехал до могилы, спустился с коня и поклонился праху великого врача древности. Если спросить меня о причине этого поступка, я отвечу: “Бянь Цюэ сам родом из Хецзяня. Он несравненно владел искусством иглоукалывания, так что ему не было равных в поднебесной, и все же циньский врач Ли И спас его от смерти укалыванием, когда он проезжал по этой дороге. Потому данная дорога называется Фу-дао или Путь покорности. Действительно трогательная история. Есть предания, которые можно изучать.

В год моу-чэнь чиновник господин Ян Хоушань страдал от язв. Он каждый день принимал лекарства, но только слабел все больше и больше. Мой однокашник Чжэн Сянси послал за мной, чтобы я лечил его пациента. Я сказал: “Больной страдает от истощения физического тела, хотя его болезнь можно назвать язвой, тем не менее в животе у него существует опухоль, которая находится рядом с желудком и селезенкой, а потому бесполезно лечить язву, так как следует лечить данную болезненную опухоль. Ибо в противном случае будешь устранять не причину заболевания, а лишь внешние проявления. Метод лечения будет следующим. Нужно посредством иглоукалывания и прижигания воздействовать на точку чжан-мэнь, в результате чего опухоль в животе будет рассасываться. После этого следует привести в порядок селезенку и желудок. Таков совет ничтожного, в результате которого можно вернуть здоровье благородному господину.” Согласно моего метода лечения стали воздействовать укалыванием на опухоль, произвели прижигание точки чжан-мэнь. Одновременно больной принимал снадобье лунной жабы, и в результате тело его постепенно окрепло, а язва совершенно прошла.

В год жэнь-шэнь правитель Сычуани князь Чжансунь страдал от вздутия грудной клетки. Это странное и редкое заболевание. Все врачи говорили, что силы лекарств недостаточно, чтобы вылечить данное заболевание. Глава управления Цянь Чэнвэн послал за мной, чтобы я лечил этого больного. Я сказал: “Данное заболевание заключается в скоплении мокроты в меридиане легких, которая не может рассосаться естественным образом, и чем дольше, тем больше она скапливается. А потому срочно нужно колоть точки шу-фу, тань-чжун, и в последствии укалывание следует производить ежедневно. При укалывании следует руководствоваться иньской шестеркой. Кроме того, следует прижечь пять конусов, чтобы оказать воздействие, следует также применять мази, и тогда мокрота выйдет, а больной поправится. ” Воспользовались моим советом, в результате чего больной вскоре совершенно выздоровел.

В год синь-вэй вторая супруга усского Сюань-вана князя Хуйцюаньского страдала от редкого и опасного заболевания. В течение полумесяца она ничего не ела и не пила, очень долго она совсем не открывала глаз. Все шесть пульсов вообще не прощупывались. Это заболевание можно было вылечить только посредством иглоукалывания. Князь Тун Интчжу послал за мной, чтобы я лечил больную укалыванием. Однако по времени нельзя было производить укалывание, так как можно было в результате повредить духу-шэнь. Что же было делать? Если бы я стал ждать счастливого времени и благоприятного часа, тогда бы больную можно было смело заносить в список царства мертвых. И потому, не обращая внимания на запрет, я стал колоть две точки нэй-гуань, в результате чего больная открыла глаза, смогла съесть немного риса и выпить воды. Потом она стала принимать грудное молоко и постепенно выздоровела. Господин Тун Иньчжу спросил меня о причинах данного заболевания. Я ответил: Когда ци неба и земли находятся в неизменном состоянии, человек здоров. Но когда начинаются их трансформации, человек заболевает. Свойства человеческого организма подчиняются циркуляции ци неба и земли, и если круговорот пяти стихий (в течение года в соответствии со знаками десятиричного цикла прим. перев.) устремляется вовне, тогда внутри организма начинается борьба семи чувств. Потому совершенномудрые также бережно относятся к ци, как к самой редкой драгоценности, которой они обладают. Простые же люди в своих безрассудных поступках нарушают великую гармонию своего внутреннего мира.

По этому поводу в своих беседах Сюань-юаньский император и великий мудрец Ци Бо говорили, что все заболевания рождаются в связи с движением ци, и источником любой боли тоже является ци. Существует девять отверстий, каждое из которых выполняет свою функцию. Об этом же самом говорил и князь Цзы Хэ. Основой ци является единство. Когда оно входит в соприкосновение с миром в человеке, рождается девять воплощений. Это раздражение, радость, уныние, страх, холод, жар, беспокойство, задумчивость и усталость.

Так как ци раздражения препятствует движению больше всего, то возникает кровавая рвота, а после еды у больного начинается понос. Это происходит из-за того, что ци поворачивает свое движение вверх. В результате раздражения блокируется (нарушается) движение ци субстанции ян вверх, а стихия дерева печени подавляет селезенку. Потому начинается кровавая рвота, и прием пищи вызывает понос.

Когда человек испытывает радость - это значит, что ци находится в гармонии с устремлениями воли. Ин ци и вэй ци циркулируют беспрепятственно и гармонично, а потому ци находится в хорошем состоянии.

При унынии соединения сердца приходят в расстройство, а ответвления легких поднимаются вверх, в результате нарушается циркуляция и свободное прохождение ци в верхней части тела (шан-цяо). Следовательно ин-ци и вэй-ци перестают рассеиваться, а ци жара скапливается внутри. В результате происходит непроизводительный расход ци.

Когда человек испытывает страх, то семя-цзин и дух-шэнь поднимаются вверх, и в результате закрывается верхняя часть тела (шан-цяо), а раз циркуляция закрыта, нарушается свободное движение ци. В связи с блокированием движения ци образуются отеки в нижней части тела, и потому ци организма находится в плохом состоянии. В результате воздействия холода закрываются мельчайшие отверстия в коже, и потому ци перестает действовать, проходя вовне. Потому оно скапливается внутри организма. При воздействии жара открываются мельчайшие отверстия кожи, в результате чего свободно проходят субстанции ин и вэй, в большом количестве выходит пот, и следовательно происходит утечка ци.

Когда человек испытывает беспокойство, сердцу не на что опереться, тогда духу-шэнь некуда возвращаться в своей циркуляции. Мысли у человека тогда неопределенны и он не может принимать решения, а потому наступает смута ци в организме. При утомлении человек начинает часто дышать, выделяется сильный пот, и чрезмерное воздействие оказывается как извне, так и изнутри, потому ци сильно расходуется.

Когда человек думает, тогда сердцу есть на что опираться, а духу-шэнь есть куда возвращаться, потому истинное ци свободно циркулирует, не встречая сопротивления и не оказывая действия, в результате образуется скопление ци.

Теперь попытаемся подробнее рассмотреть причины возникновения заболеваний, так как существуют многочисленные поводы для изменений и трансформаций в организме. Если ци раздражения оказывает свое интенсивное воздействие на организм, тогда оно проявляется в виде рвоты с кровью, в виде поноса после еды, в виде томительной недостаточности (цзянь-цзюэ), в виде недостаточности с ослаблением (бао-цзюэ), в виде недостаточности субстанции ян (ян-цзюэ), в виде чувства теснения и ощущения боли в груди.

Когда человек поест, то у него блокируется движение ци, которое теряет способность двигаться вниз, в результате он начинает задыхаться, испытывает жажду, ощущение томления в сердце; у него происходит ожирение ци; больной может неожиданно мучительно ослепнуть, может резко потерять слух, сухожилия у него расслабляются, и если заболевание выходит наружу, тогда по телу идут чирьи и гнойники.

Когда оказывает свое воздействие ци радости, это проявляется в том, что больной смеется не переставая, волосы у него становятся сухими и ломкими, заболевают мышцы, ци субстанции ян перестает действовать, и когда заболевание достигает максимума, оно может проявиться даже в виде бешенства.

Когда ци уныния оказывает свое действие на организм, происходит сокращение субстанции инь, в результате чего больной начинает страдать от судорог, происходит паралич-онемение мышц, происходит атрофия жил, мужчина становится ослабленным, а у женщины начинаются кровотечения, заболевание проявляется в том, что к горлу подступают слезы, сильно повышается впечатлительность, глаза перестают видеть ясно, в связи с недостатком ци больной не может ритмично дышать, у него без причины льются слезы, руки немеют, теряют чувствительность.

Когда ци страха оказывает свое воздействие на организм, это проявляется в том, что разлагается внутренний мир и отпадают мышцы, ощущается ломота в костях, нарушается кровообращение, возникают симптомы недостаточности (цзюэ), могут резко пойти сопли, лицо начинает гореть, а кожа испытывает неприятные ощущения, развивается атрофия субстанции инь, человек может испытывать страх, у него сильно болят щеки.

Когда ци беспокойства оказывает свое действие на организм, тогда приливами накатывает тошнота, глаза лезут из орбит, могут случаться припадки сумасшествия, больной может терять сознание и падать в обморок. Если заболевание продолжается в течение долгого периода времени, тогда может развиться атрофия конечностей и паралич.

Когда ци утомления воздействует на организма, у больного появляется икота и отрыжка, он задыхается, кашляет кровью, ощущаются боли в пояснице, происходит отмирание костей, в легких слышатся хрипы, кости легко ломаются, происходит атрофия субстанции инь, у больного случается кровавая рвота, ухудшается зрение, может потеряться слух; у мужчины сокращается количество семени, а у женщины прекращаются месячные; когда состояние становится крайне плохим, то больной чувствует себя совершенно разбитым, у него постоянно льются слезы и он не может подняться.

Когда ци задумчивости воздействует на организм, тогда наступает бессонница, хотя при этом больному хочется лечь, у него начинается смутное туманное состояние, ухудшается зрение, закрываются проходы всех трех обогревателей (сань-цзяо), возникают неприятные ощущения в горле, в результате недуга желчного пузыря у больного начинается рвота и возникает ощущение горечи во рту; сухожилия теряют силу, выходят белые выделения из половых органов, совсем пропадает аппетит.

Когда ци холода оказывает воздействие на организм, тогда в организме начинается беспорядочное движение всех жидкостей, у больного зеленый понос с гнойными выделениями.

Когда на организма оказывает воздействие ци жара, больной задыхается, у него начинается рвота, кислая отрыжка, изжога, происходят болезненные выделения и другие симптомы.

Приведем теперь еще некоторые методы лечения, которые описываются в трактате “Нэй-цзин”. Эти методы основаны на циркуляции пяти стихий, в процессе которой происходит взаимное подавление и порождение. Так например, раздражение наносит вред печени, а печень соотносится со стихией дерева. Таким образом, раздражение порождает ци, которое соединяется с печенью, а когда почва как стихия селезенки подвергается воздействию ложного се, то стихия дерева переразвивается, в результате чего печень произвольно заболевает.

Радость наносит вред сердцу. Сердцу соответствует стихия огня. Следовательно ци, которое соотносится с радостью, соединяется с сердцем. А когда человек радуется ложное се начинает воздействовать на стихию металла, которая соотносится с легкими, в результате чего происходит переразвитие огня, а потому и заболевает сердце.

Уныние поражает легкие. Легкие соотносятся со стихией металла. Уныние в виде ци соединяется с легкими, и в результате ложное се воздействует на стихию дерева, которая соотносится с печенью. Следовательно происходит переразвитие металла, и потому возникает заболевание легких.

Страх поражает почки. Почки соотносятся со стихией воды. При ощущении страха ци соединяется с почками, и в результате ложное се воздействует на стихию огня, с которой связано сердце. Следовательно происходит переразвитие стихии воды, и потому возникает заболевание почек.

Задумчивость ранит селезенку. Селезенка соотносится со стихией почвы. Когда человек задумчив, ци соединяется с селезенкой, и в результате ложное се воздействует на стихию воды, которая соединяется с почками. Происходит переразвитие стихии почвы, и потому возникает заболевание селезенки.

Холод ранит физическое тело. Физическое тело соотносится с субстанцией инь. Холод побеждает жар, а потому возникают заболевания субстанции ян. Следовательно происходит переразвитие холода, и в результате возникают заболевания субстанции инь. Жар ранит собственно ци. Ци соотносится с субстанцией ян. Жар побеждает холод, и, следовательно возникают заболевания субстанции инь. В результате происходит переразвитие жара, а потому возникают заболевания субстанции ян.

Во всех этих многочисленных примерах лечение определяется взаимодействием стихий. Поэтому уныние может быть средством для лечения раздражения. И в случае болезни, вызванной раздражением, у больного речами о скорбных вещах и больших трудностях следует вызвать чувство уныния. Радость может быть средством для лечения уныния. И поэтому если болезнь вызвана унынием, следует поддразнить больного и вести себя с ним бесцеремонно, с тем, чтобы развлечь больного и отвлечь его от грустных мыслей. Страх может быть средством для лечения болезней, вызванных чрезмерной радостью. Для лечения таких болезней следует внушить больному страх, угрожая ему смертью и страшной гибелью. Раздражение может быть средством для лечения болезней, вызванных задумчивостью. При лечении подобных заболеваний следует рассердить человека, позоря, черня и обманывая его. Задумчивость может служить средством для лечения болезней, вызванных страхом. При лечении подобных заболеваний следует навести человека на серьезные размышления о чем либо, и отвлечь его от его страхов. Во всех пяти вышеописанных случаях следует обманывать пациента, хитрить с ним, и для своих целей можно прибегнуть к любым средствам. Можно воздействовать на уши и глаза посредством любой информации, заставляя больного смотреть и слушать, то что кажется целесообразным. Если врач не обладает значительными талантами и способностями, то он будет неспособен воспользоваться предложенным методом. Жар можно использовать для того, чтобы лечить заболевания, связанные с холодом, а холод можно использовать для лечения заболеваний, вызванных жаром. Отдыхом можно лечить заболевания, которые вызваны переутомлением.

Повторение (упражнения) можно использовать для лечения заболеваний, которые вызваны беспокойством. В каноне говорится: Когда человек обеспокоен, ему следует успокоиться, ибо беспокойство вызывается, когда человек сталкивается с каким-то явлением совершенно неожиданно для себя. И если человека приучить к тому, чтобы он постоянно приглядывался и прислушивался, тогда он перестанет беспокоиться. Так например, знаменитый врач Дань Си лечил женщину, которая была помолвлена с одним молодым человеком. Однако прошло уже три года после установленного срока, а суженый не возвращался. Потому женщина перестала принимать пищу, выбилась из сил и постоянно спала, ничего не понимала, из того, что происходит вокруг нее и казалась лишенной разума. У нее не было других причин, из-за которых она могла заболеть, и она предпочитала просто сидеть на кровати и постоянно думала о чем-то. Лекарства, если принимать их отдельно, не могли помочь. Для того, чтобы вылечить больную, нужно было обрадовать ее. А если нельзя было ее обрадовать, следовало рассердить. В результате удалось вызвать у нее гнев, после чего она проплакала шесть часов. После чего удалось дать ей лекарство, наложить мазь, и она поела после этого. Дело в том, что селезенка управляет мыслительным процессом. И если человек чрезмерно задумчив, тогда ци селезенки сжимается, а потому человек перестает принимать пищу. Раздражение соотносится с печенью, которой соответствует стихия дерева. Стихия дерева способна преодолевать стихию почвы. Когда ци дерева приходит в активное состояние и поднимается вверх, тогда открывается верхнее отверстие селезенки.

Вот еще один пример, как знаменитый врач Цзы Хэ лечил одну женщину. Она была задумчива в течение долгого времени, и все это время не спала. Нужно было вызвать у нее раздражение, и когда это удалось, в тот же вечер она заснула от усталости, так как это оказало решающее влияние на развитие болезни. Когда человек переутомляется, он попусту расходует ци, а когда человек пугается, он захватывает ци, а потому трудно вылечить такие заболевания. Вот еще один случай, как князь Тун Инь-се лечил одну женщину, которая очень сильно горевала во время траура по своей младшей сестре. Она так горевала, что перестала пить и есть, и только когда ее родственница-компаньонка сумела обрадовать ее чем-то, тогда она приняла лекарство, которое способствует рассасыванию застоя, и лишь после этого она смогла попить и поесть. Еще я слышал, как князь Чжуан Гун лечил заболевание, вызванное сильнейшей радостью и переутомлением. Исследование пульса показало признаки потери слуха, но когда ему удалось напугать больного, он выздоровел. У людей редко встречаются заболевания, которые вызваны радостью, ибо в этом причина того, что все каналы (май) у человека находятся в хорошем состоянии и не препятствуют проходимости. В каноне говорится: Страх преодолевает радость, и можно сказать, что он приводит человека к сокровенной заставе (сюань-гуань, одно из названий точки, которая находится между бровями (прим. перев.)). Для всех подобных заболеваний в “Нэй-цзине” приводятся свои способы лечения заболевания. Так почему же люди, которые профессионально занимаются медициной, бросают дело на половине дороги и не занимаются им? Для того, чтобы заниматься своим делом, следует знать также и дополнительные материалы.

В год цзи-сы любимая супруга министра Ван Си-вэна страдала от боли, которую ей причиняла опухоль, образовавшаяся на шее. Лекарства не помогали больной. Меня вызвали к больной, чтобы я определил причину заболевания. Я сказал, что заболевания шеи происходят в результате неправильной работы точек юань, ло-пунктов, цзин-колодцев, цзин-каналов, шу, хуй, хэ, а потому следует воздействовать на точку юань посредством иглоукалывания. В результате моего совета применили иглоукалывания, и по мере того, как вводили иглу, болезнь тоже проходила. Кроме того, произвели прижигание несколькими конусами, и болезнь больше не возобновлялась. В общем говоря, область шеи является местом, куда присоединяются горизонтально идущие мышцы; она является местом концентрации каналов и каналов, и потому, если в области шеи появляется опухоль, это является несчастливым признаком. Если не исследовать причины возникновения опухоли на шее и применять укалывание и прижигание, то это будет бесполезным делом. Обязательно следует дойти до истинных причин возникновения заболевания. В случае подобных заболеваний следует иметь очень серьезный подход.

Зимой года моу-инь старший внук министра Чжана в течение полугода страдал от сильного поноса. И все лекарства не оказывали никакого эффективного воздействия. Министр обратился ко мне с просьбой вылечить его внука. В прошлом, когда я был членом Ханьлиня, я страдал от болезни живота - сказал министр - я не мог принимать пищу и питье, никакие лекарства не помогали. Я прижигал точку чжун-вань и чжан-мэнь, после чего смог принимать пищу и питье. Такова сущность истинного прижигания и иглоукалывания. А сейчас, когда мой старший внук страдает от сильного поноса, и ему не помогают никакие лекарства, он не принимает пищи и питья, так можно ли его в этом случае лечить посредством прижигания и иглоукалывания? Я сказал ему в ответ: Так как понос у него продолжается в течение многих дней, то у него тело и весь облик изменили свои формы, а потому необходимо немного восстановить изначальное ци. Укалывание можно проводить выбрав для этого подходящий день. Хуацэньский князь сказал: Жизнь больного находится в смертельной опасности, и умоляю вас вылечить его. Не откладывая, определили благоприятные для иглоукалывания сроки, произвели укалывание и прижигание точек чжан-вань, чжан-мэнь, в результате чего больной стал принимать пищу и питье.

Летом года дин-чоу супруга офицера лейб-гвардии князя Чжан Шаоцюаня была больна. Она страдала от припадков уже более двадцати лет. Ее пытались лечить уже несколько десятков врачей, однако, лечение было безрезультатным. Послали за мной, чтобы я осмотрел больную, и обследование пульса показало, что болезнь уже проникла в систему каналов цзин-ло, а поэтому руки и ноги были стянуты, глаза почернели и ослепли, а когда болезнь попадала в сердце, тогда больная издавала крики, и потому следовало выбирать точки для воздействия по закону выбора точек, для того, чтобы можно было сохранить здоровье. Князь Чжан был выдающимся человеком с широкой эрудицией, он достаточно знал медицину. Выслушав мои слова, и в соответствии с этим предложил воздействие на точки цзю-вэй и чжун-вань, которые оказывали благоприятное влияние на желудок и селезенку. Кроме того, было предложено воздействие на точки цзянь-юй и цюй-чи, для того, чтобы привести в нормальное состояние систему каналов цзин-ло, и для того, чтобы прочистить скопление мокроты в каналах, которое препятствовало свободной циркуляции крови и ци в организме. В результате вышеуказанного воздействия болезнь, которая сопровождалась припадками прошла сама собой. И на другой день больная почувствовала себя в нормальном состоянии. Впоследствии этот метод стал лекарством, которое применяли для лечения при скоплении мокроты и неполадках с селезенкой. Его следовало применять каждый день.

В год у-чэнь смотритель министерства личных чинов и аттестаций князь Ли Суйлу страдал от заболевания, которое выражалось в виде большой шишки в боковой части желудка. Больной в результате заболевания потерял силы и исхудал, а лекарства не помогали. Я осмотрел больного и сказал: Раз внутри опухоли имеется собственное телесное образование, то лекарства не помогут избавиться от опухоли. Только воздействие посредством иглоукалывания и прижигания способствует рассасыванию опухоли. Следует воздействовать точно на центр опухоли. Воздействовать следует по методу спиральной иглы. Кроме того, производится прижигание точек ши-цан и чжун-вань, в результате чего больной должен выздороветь. Князь Суйлу задал мне вопрос: Какова причина того, что у человека образуются болезненные затвердения в брюшной полости пи, опухоли в области живота сянь-пи, затвердения в грудной или брюшной полости цзи-цзюй, затвердения в животе чжэн-цзя? Я ответил: Иероглиф пи, который обозначает опухоль, болезненное затвердение, можно трактовать через иероглиф пи, который обозначает двенадцатую гексаграмму и-цзина, “зло”, “несчастье”, “отрицание”. Как говорится в “Книге перемен”, когда небо и земля теряют связь между собой, тогда и наступает “несчастье-отрицание”. Внутри гексаграмм характеризуется податливостью, а извне он является упругим. А это означает, что прекращается свободная циркуляция тьмы вещей. А если сущность-вещь не может закончить свой предназначенный судьбой путь, тогда и наступает “несчастье-упадок”. Если злокачественное образование пи развивается в течение долгого времени, тогда образуется наполнение-отек. И тогда уже никто не способен вылечить больного с таким заболеванием. Злокачественное образование сюань-пи можно определить как нарушение взаимосвязи между разделенными в результате заболевания частями организма. Возникновение такого заболевания является волшебной тайной и никто не может определить истинные причины и истинное происхождение названия. Скопление цзи - это след или остаток. Происходит сдавливание крови и мокроты, в результате чего на теле появляются следы их скопления. Когда заболевание продолжается в течение долгого времени, то его также называют юй-цзи или застойное скопление. Скопление цзюй можно трактовать как скопление остатков. Подразумевается начало проявления изначального ци (юань-ци). Кроме того, его смысл можно трактовать как отсутствие постоянства в процессах скопления и рассредоточения, которые протекают в организме. Иероглиф чжэн (затвердение) можно трактовать как чжэн, который обозначает “сбор, набор, признак, симптом”. Кроме того, его можно объяснять через цзин, который обозначает “семя, сущность, самое чистое вещество в предмете-объекте”. Такое толкование возможно в связи с тем, что болезнь сама проявляет себя наружу, показывая свои признаки, симптомы. А когда данное заболевание существует в течение долгого времени, тогда оно скапливается в одном месте. Иероглиф цзя можно трактовать как цзя, который обозначает “заимствование”. Кроме того, можно трактовать его через иероглиф ся, который обозначает “далекий, отдаленный, уходить далеко”, в связи с тем, что в течение лет данное заболевание заходит очень далеко в своем развитии. В общем можно сказать, что опухоль пи и опухоль сянь-пи образуются в теле главным образом в районе грудной клетки и диафрагмы. Болезненные затвердения цзи и цзюй образуются в основном внутри брюшной полости. Это болезни верхнего и среднего обогревателей - шан цзяо и чжун-цзяо, потому главным образом они чаще встречаются у мужчин. Злокачественные образования чжэн и цзя встречаются исключительно в области пупка. Это заболевание нижнего обогревателя (ся-цзяо), поэтому оно чаще встречается у женщин. В большинстве случаев, когда в области брюшной полости образуются опухоли, они не различаются у мужчин и женщин на образования цзи-цзюй и чжэн-цзя. Когда проявляются признаки заболевания, не следует вдаваться в списки постоянных признаков, отличающих заболевания. А следует как можно раньше приступать к лечению. Если не начал лечить заболевание на раннем этапе, а прождал до тех пор пока злокачественное образование переродилось в постоянный отек чжан-мань, тогда у больного начнутся очень сильные боли в области грудной клетки и брюшной полости, и хотя Бянь Цюэ способен вылечить такого больного, сейчас же можно вылечить только одного больного на десять тысяч. И когда сталкиваешься с подобным заболеванием, то разве можно отнестись к нему без надлежащей серьезности, князь Ли глубоко задумался и согласился с моими словами.

В год моу-чэнь младший брат князя Ван Цзиньань, что служил в ведомстве по учету населения и сбору налогов, страдал от эпилептических припадков, и болезнь его продолжалась уже несколько лет. Сюй Танвэн пригласил меня осмотреть больного, с тем, чтобы узнать мое мнение относительно возможности применения метода открытых и закрытых точек по восьми законам. Князь тоже присоединился к его просьбе и согласился с его словами. В результате осмотра произвели укалывание точек чжао-хай, ле-цюэ, кроме того, прижигали точку синь-шу и другие точки. Во время иглоукалывания вводили иглу и ждали, пока в место укалывания придет ци, после чего применяли метод становления-порождения чисел субстанции инь, в результате чего больной стал поправляться. Во всех случаях, когда лечишь эпилептические припадки следует подразделять пять видов припадков и конкретно определять, к какому виду относится конкретный случай. В этой главе ранее подробно описано данное заболевание. Здесь же мы не будем подробно описывать признаки данного заболевания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.023 с.)