Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся и предоставление им жилых помещенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ч. 1 ст. 52 ЖК РФ установлено общее правило: по договорам социального найма обеспечиваются жилыми помещениями только лица, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Категории граждан, которые вправе получить социальное жилье, перечислены в ст. 49 ЖК РФ (это малоимущие и иные граждане, названные в федеральном законе, указе Президента РФ или законе субъекта РФ). Из ч. 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что они могут быть одновременно приняты на учет по нескольким основаниям. Случаи внеочередного предоставления жилых помещений перечислены в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина с приложением необходимых документов (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ). Порядок ведения учета устанавливается законодательством субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Гражданин, обратившийся по вопросу улучшения жилищных условий, получает расписку, подтверждающую предоставление соответствующих документов в орган, осуществляющий принятие на учет, который обязан в срок до 30 рабочих дней вынести решение (о принятии на учет либо об отказе в этом). Гражданину, принятому на учет или получившему отказ, выдается (направляется) в трехдневный срок соответствующее решение (ч. 4—6 ст. 52 ЖК РФ). В случае отказа он вправе обжаловать данное решение в судебном порядке. Решение о принятии на учет или об отказе в этом принимает орган местного самоуправления по месту жительства гражданина (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ). Как следует из указанных статей, непосредственно порядок учета нуждающихся в жилье граждан теперь определяется законодательством субъекта РФ. В связи с этим ЖК РФ не содержит конкретных норм по этим вопросам. Прежним законодательством (ст. 31 ЖК РСФСР и разд. III Примерных правил учета граждан) было установлено следующее. Для принятия на учет гражданином подавалось заявление, к которому прилагались выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения вопроса о постановке на учет. Заявление регистрировалось в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет. Поступившее заявление гражданина проверялось в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях — жилищно-бытовой комиссией.
По результатам обследования составлялся акт проверки жилищных условий по установленной форме. В акте должно было быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте перечислялись все граждане, постоянно проживающие в помещении. Затем соответствующая комиссия рассматривала заявление и материалы проверки жилищных условий и вносила предложение о принятии гражданина на учет или отказе ему в этом органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения. Иначе говоря, предложения указанных комиссий имели рекомендательный характер. Принятие же на учет производилось по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы — совместным решением администрации и профкома предприятия, учреждения. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривались в течение одного месяца. О принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме. Принятые на учет граждане включались в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые имелись в органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях. На каждого гражданина, принятого на учет, заводилось учетное дело, которое содержало все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. В ст. 53 ЖК РФ впервые на федеральном уровне предусмотрен отказ в принятии на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет граждан, которые совершили намеренные действия, дающие им основания для признания их нуждающимися. В данном случае используется практика некоторых регионов. Конечно, отказ в принятии граждан на учет, вызванный указанными выше обстоятельствами, может иметь во многих случаях спорный характер и, следовательно, граждане вправе его обжаловать в судебном порядке. Повод для этого дает само законодательство, так как в ст. 53 ЖК РФ не содержится какой-либо характеристики «намеренных действий». В связи с этим целесообразно конкретные нормы по данному вопросу предусмотреть в законодательстве субъектов РФ. В противном случае могут посчитать умышленным (намеренным) ухудшением жилищных условий, например рождение в семье ребенка. Здесь со всей очевидностью просматривается ущербность федеральной нормы, ее правовая некорректность, поскольку сложно доказать, что действия граждан не были «намеренными».
В ст. 54 ЖК РФ перечислены случаи отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ней установлено, что такой отказ допускается в случае, если: - не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы; - представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения. Порядок уведомления гражданина об отказе и его возможные дальнейшие действия указаны выше. В ст. 55 ЖК РФ установлено, что граждане сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения или выявления оснований для снятия их с учета. В таких случаях они вправе обжаловать решение соответствующего органа в суде. В суд общей юрисдикции гражданином подается заявление об оспаривании решения соответствующего органа (должностного лица) в порядке, установленном ст. 254 ГПК РФ (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2005 г.). В ст. 56 ЖК РФ определены случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предусмотрено, что такое возможно в случае: - подачи гражданами по месту учета заявления о снятии с учета; - утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; - их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; - предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; - выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении данного вопроса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В основном они не требуют какого-либо пояснения.
Однако на п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ необходимо обратить внимание. В нем основанием для снятия граждан с учета является предоставление им земельного участка для строительства жилого дома. Здесь можно говорить о незавершенности решения жилищного вопроса (выделен только земельный участок, а жилой дом не построен). Было бы целесообразнее увязать снятие граждан с квартирного учета с завершением строительства жилого дома, поскольку по объективным причинам он может быть не построен (например, значительное уменьшение дохода семьи в связи со смертью кормильца и т.п.). Перечень случаев снятия граждан с учета, установленный ст. 56, является исчерпывающим и не подлежит дополнению (расширению) другими правовыми актами. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен ст. 57 ЖК РФ. В соответствии с указанной статьей жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных случаев внеочередного предоставления жилья. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: - гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; - гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, Гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия. Это решение является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ, т.е. при отсутствии в коммунальной квартире граждан, имеющих право и пожелавших заселить освободившуюся комнату (комнаты) в данной квартире. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законодательством субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Конкретный порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в этих случаях устанавливается законодательством субъектов РФ. В чем заключается новый порядок предоставления гражданам жилых помещений. Можно сказать, что в ст. 57 ЖК РФ сохранен принцип, предусмотренный ст. 33 ЖК РСФСР о том, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет для улучшения жилищных условий. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди (их перечень нами приведен выше). Порядок предоставления жилого помещения вне очереди разъяснен в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 г.: «Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно представляться жилое помещение, законодательством не установлен, суд такой срок не должен определять, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено установленным действующим законодательством сроки».
Следует иметь в виду, что теперь ЖК РФ не предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений. В ЖК РФ не сохранилось положение, содержащееся в ст. 28 ЖК РСФСР, о том, что очередникам, как правило, должны выделяться жилые помещения в виде отдельных квартир. Кроме того, снижены правовые гарантии относительно заселения в жилые помещения лиц разного пола. Теперь с согласия этих лиц их можно вселить и в одну комнату (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ). В ст. 41 ЖК РСФСР было установлено, что при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В ЖК РФ не сохранено право граждан на дополнительную жилую площадь. В какой-то мере оно осталось только для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В соответствии с ч. 2 ст. 58 жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. В ст. 39 ЖК РСФСР было предусмотрено предоставление отдельным категориям граждан дополнительной жилой площади, т.е. жилой площади сверх нормы — 12 кв. м на человека. В настоящее время предоставление жилья осуществляется по общей площади. Конкретного перечня всех категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, указанная статья не содержала, действовало постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 «О праве пользования дополнительной жилой площадью», отдельные законы и другие нормативные акты. Однако императивная норма о предоставлении дополнительной площади не всегда выполнялась. На практике вопрос о предоставлении дополнительной площади решался по усмотрению органов (организаций), которые предоставляли жилье гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в зависимости от имеющихся возможностей. Ссылаясь на отсутствие специального законодательного акта, определяющего порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади, указанные органы зачастую отказывали гражданам в ее предоставлении. Следует обратить внимание, что ЖК РФ не сохранен документ, дающий право на вселение граждан в жилое помещение (ордер), который был предусмотрен ст. 47 ЖК РСФСР. Его заменило решение местного самоуправления о предоставлении жилого помещения (ч. 3 и 4 ст. 57 ЖК РФ). В ст. 59 ЖК РФ определен порядок заселения комнат в коммунальных квартирах. Установлено следующее: «1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. 2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны 3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления. 4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1—3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом». Ранее этот порядок регламентировался ст. 46 ЖК РСФСР. Было установлено следующее: если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, то оно подлежит передаче в его пользование. Освобождающееся изолированное жилое помещение, где проживают несколько нанимателей, должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). Спорные вопросы о заселении указанных жилых помещений разрешались в судебном порядке. Они нашли отражение в постановлении Пленума № 5. В нем отмечалось, что при решении вопроса о том, подлежит ли удовлетворению требование о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 46 ЖК РСФСР, следует иметь в виду, что освобождающееся изолированное жилое помещение может быть передано в пользование проживающим в этой квартире нанимателям, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (с учетом права на дополнительную жилую площадь), лишь при отсутствии в квартире нуждающихся в улучшении жилищных условий нанимателей, претендующих на получение этого помещения. Необходимо также учитывать, что иск может быть удовлетворен при условии, если размер занимаемого нанимателем жилого помещения и освободившегося жилого помещения, на которое он претендует, в общей сложности не превышает установленной нормы, кроме случаев, когда наниматель или члены его семьи имеют право на дополнительную площадь либо такое превышение является незначительным. Вопрос о том, является ли превышение размера жилой площади незначительным, решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Изменения, происшедшие в составе семьи нанимателя (например, в связи с рождением ребенка, вселением в установленном порядке члена семьи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с возникновением у нанимателя или членов его семьи права на дополнительную жилую площадь, учитываются судом при решении вопроса о возможности предоставления нанимателю освободившегося изолированного жилого помещения за период со дня освобождения помещения до его предоставления другому лицу, а если помещение никому не предоставлено, — до разрешения дела в суде. Если на освободившееся изолированное жилое помещение претендуют два и более проживающих в той же квартире нанимателя, каждый из которых относится к лицам, имеющим право на его получение, то, решая вопрос, кому из них отдать преимущество, суду следует исходить из того, кто из этих граждан в большей степени нуждается в улучшении жилищных условий, учитывая при этом размер занимаемых ими жилых помещений, состав их семей, а также другие заслуживающие внимания конкретные обстоятельства (состояние здоровья проживающих, их возраст, планировку помещений и т.п.). Вопросы заселения освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах были урегулированы и ст. 16 Основ. В частности, указанной статьей дополнительно была предусмотрена купля-продажа этих жилых помещений и др. В ст. 59 ЖК РФ в целом сохранен ранее действовавший порядок. Вместе с тем следует иметь в виду, что таким правом (присоединить комнату на безвозмездной основе) пользуются только малоимущие, которые могут быть как нанимателями, так и собственниками жилых помещений. Другие граждане, проживающие в коммунальной квартире, могут заселить освободившееся жилое помещение только на основании договора купли-продажи и при условии, что они обеспечены общей площадью на одного человека менее нормы предоставления (ранее этого ограничения по площади не было). Вопросы, касающиеся предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также признания решения соответствующего органа о предоставлении такого жилого помещения недействительным, нашли отражение в постановлении Пленума № 14, согласно которому основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ). Вместе с тем ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим судам следует исходить из того, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (ст. 151 ГПК РФ). Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абз. 5 ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК РФ), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта РФ. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им, исходя из конкретных обстоятельств дела, может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Социальный наем
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.016 с.) |