Глава 6. Обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма



Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Общие положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма

Обеспечение жилым помещением по договору социаль­ного найма является одним из основных способов удовлет­ворения жилищной потребности граждан.

В законодательстве вопросам, касающимся обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, посвящен разд. III (гл. 7 и 8, ст. 49—91) ЖК РФ.

В ст. 49 ЖК РФ нашли правовое закрепление основные положения по этим вопросам:

«1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное».

Рассмотрим положения данной статьи более подробно.

Впервые понятие «договор социального найма жилого помещения» появилось в ст. 672 ГК РФ. В ней установлено, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предостав­ляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Позднее этот термин стал использоваться в За­коне о приватизации и Основах.

Ранее действовавшим жилищным законодательством было предусмотрено предоставление бесплатного жи­лья (по договору найма) всем гражданам, нуждающим­ся в улучшении жилищных условий. Жилые помещения предоставлялись гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено за­конодательством) (ст. 28 ЖК РСФСР). ЖК РСФСР (ст. 10 и 28) был установлен одинаковый порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями граждан незави­симо от вида жилищного фонда, в котором они проживают. Нуждающиеся в жилье члены ЖСК и граждане, имеющие в собственности жилой дом (квартиру), имели право на об­щих основаниях получить жилое помещение в домах госу­дарственного и муниципального жилищного фонда.

В ст. 49, как и во всей гл. 7 ЖК РФ, содержатся принци­пиально отличные положения:

- жилые помещения предоставляются гражданам только в государственном и муниципальном жилищном фонде, как правило, по месту их жительства (ч. 1 ст. 49 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ);

- учет нуждающихся в жилье осуществляют органы местного самоуправления; непосредственно порядок ведения этого учета устанавливается законодательством субъекта РФ (ст. 52 ЖК РФ). При этом следует обратить внимание, что в ЖК РФ не предусмотрено осуществление учета нуждающихся в жилом помещении граждан по месту их работы: на государственных и муниципальных предприятиях (в учреждениях). Конечно, данный вопрос требует уточнения, в частности, организации должны обеспечить очередников, которые были приняты на учет до 1 марта 2005 г. В ст. 6 Вводного закона установлено следующее:

«1. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях после­дующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по до­говорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3—6 ча­сти 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам со­циального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федера­ции, с учетом положений настоящей части»;

- обеспечению социальным жильем подлежат только малоимущие и иные граждане, определенные федеральным законом, указом Президента РФ и законом субъекта РФ. Малоимущим гражданам оно предоставляется в муниципальном жилищном фонде (ч. 2—4 ст. 49 ЖК РФ). Другие категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями из государственного жилищного фонда;

- по договору социального найма не обеспечиваются жилыми помещениями иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 49 ЖК РФ);

- граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилого помещения (ч. 2 ст. 6 Вводного закона).

В связи с этим важное значение имеет урегулирова­ние законодательством вопроса, каким «малоимущим» гражданам в настоящее время жилое помещение должно предоставляться на условиях договора социального найма (в жилищном фонде социального использования по дого­вору социального найма жилого помещения). Из ч. 2 ст. 49 следует, что этот вопрос передан на решение субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" устанавливается, что до начала проведения процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда, основание для признания его нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма (обеспеченность жилым помещением на одного человека), поскольку процедура оценки доходов и имущества является более трудоемкой как для заявителей, так и для органов местного самоуправления.

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя Министерство регионального развития РФ рекомендует учитывать все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка;

б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

- пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

- ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

- стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

- пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендии и материальная помощь, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

- ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постоянном уходе;

- ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

- ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подп. "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся:

- доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств;

- доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина- заявителя, в которые включаются:

- денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и других органов правоохранительной службы РФ, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ;

- единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, других органов правоохранительной службы РФ;

- оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством РФ;

- материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах;

- доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

- доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;

- алименты, получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем;

- проценты по банковским вкладам;

- наследуемые и подаренные денежные средства;

- денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

При принятии закона субъекта Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов:

а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (т.е. денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг);

б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанные с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг и (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг);

в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного;

д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях;

е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;

ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных;

з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами:

- Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";

- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

и) суммы предоставленной государственной социальной помощи.

При принятии закона субъекта Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан Министерство регионального развития РФ не рекомендует включать:

- единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

- компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

- пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";

- ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами:

- Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";

- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов.

В законе субъекта Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, целесообразно указать, что при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи, рекомендуется не учитывать доходы, получаемые по месту нахождения, следующих лиц:

- военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключивших контракт о прохождении военной службы;

- лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лиц, находящихся на принудительном лечении по решению суда;

- лиц, пропавших без вести и находящихся в розыске;

- лиц, проживающих в учреждениях интернатного типа на полном государственном обеспечении.

При этом для указанных категорий граждан целесообразно учитывать доходы, получение которых не связано с местом их пребывания, например, доходы по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, доходы от сдачи внаем, поднаем или аренду имущества и иные аналогичные доходы.

В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи граждан и подлежащему налогообложению, могут быть отнесены:

- жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;

- автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства;

- предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий;

- паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах;

- суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц;

- стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении;

- согласно Закону РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

- согласно гл. 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ;

- согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" - земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания;

- согласно гл. 31 "Земельный налог" части второй НК РФ - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог в соответствии с настоящей главой Кодекса.

Законом субъекта Федерации, устанавливающим порядок признания граждан малоимущими, рекомендуется утвердить перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества.

При определении прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, на постановку на учет как малоимущих целесообразно ввести систему предварительного отбора с целью исключения уже на первом этапе возможности постановки на учет в качестве малоимущих семей и одиноко проживающих граждан-заявителей, уровень среднемесячных доходов или стоимость имущества которых заведомо превышают пороговые значения размеров среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, означающие, что данная семья в состоянии приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.

Жилые помещения жилищного фонда России или жилищного фонда ее субъекта по договорам социального найма могут предоставляться иным определенным федеральным законом или законом субъекта Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Федерации.

Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение этих категорий граждан жилыми помещениями.

Подобная норма применима и к муниципальным образованиям. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Федерации.

Понятия «норма предоставления» и «учетная норма» площади жилого помещения даны в ст. 50 ЖК РФ. В этой статье установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер пло­щади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляе­мого по договору социального найма. Норма предоставле­ния устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муници­пальном образовании уровня обеспеченности жилыми по­мещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Кроме того, предусмотрено, что федеральными закона­ми, указами Президента РФ и законами субъектов РФ, ко­торые устанавливают порядок предоставления жилых поме­щений указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уро­вень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанав­ливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из ст. 50 ЖК РФ следует, что норма предоставления жилого помещения, а также учетная норма устанавливают­ся органом местного самоуправления. Для субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может быть сохранен порядок установления указанных норм в целом на территории этих субъектов РФ (ч. 2 ст. 14 ЖК РФ).

В последние 10 лет в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ использовалось понятие «социальная норма площади жилья», которая применялась при выделении безвозмездной субсидии на строительство или приобретении жилого помещения, оплате жилищно-коммунальных услуг и др. Она составляла 18 кв. м об­щей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех человек и более, 42 кв. м — на семью из двух человек, 33 кв. м — на одиноко проживающего гражданина. Следо­вательно, данные нормы позволяли обеспечить граждан от­дельными квартирами. По сути, норма предоставления жи­лого помещения — это прежняя социальная норма площади жилья и минимальный размер предоставляемой площади. В частности, об этом говорится в ч. 5 ст. 57 ЖК РФ:

«По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления».

В ЖК РФ предусмотрена возможность установления другой нормы предоставления жилого помещения для «иных категорий граждан» (ч. 3 ст. 49 и ч. 3 ст. 50). Кро­ме того, в отдельных случаях ч. 2 ст. 58 ЖК РФ разреше­но увеличивать норму предоставления жилья для одиноко проживающих граждан или граждан, страдавших тяжелой формой хронического заболевания.

Учетная норма жилого помещения предназначена для определения нуждаемости граждан в жилом помещении. То есть для учетной нормы не установлены какие-либо критерии (ориентиры). Как и ранее, этот вопрос передан на решение региональных и местных органов. Согласно ч. 6 ст. 50 ЖК РФ и разъяснению Верховного Суда РФ феде­ральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ для отдельных категорий граждан допуска­ется установление иных учетных норм (см. Обзор судеб­ной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2007 г.).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ, в которой установле­но, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанима­теля жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами се­мьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1). Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1);

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1). По данному вопросу действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. постановлением Правительства РФ 28.01.2006 №47;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 1). В настоящее время данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

Норма предоставления и учетная норма используют­ся и в других случаях, не связанных с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, на­пример при вселении в жилое помещение других членов семьи (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ), поднайме жилого помещения (ч. 1 ст. 76 ЖК РФ) или вселении временных жильцов (ч. 1 ст. 80 ЖК РФ).

Как указано выше, основания признания граждан нуждающимися перечислены в ч. 1 ст. 51. При этом в ч. 2 дан­ной статьи установлено, что при рассмотрении вопроса о принятии гражданина на учет обращается внимание на суммарную площадь (при наличии нескольких жилых поме­щений) у него самого и членов его семьи. В данной статье перечислены только четыре основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, которые обобщенно повторяют многие основания ЖК РСФСР. Однако не сле­дует думать, что здесь приведен исчерпывающий перечень. Он прежде всего установлен для малоимущих граждан (п. 3 ст. 12 ЖК РФ), а для других категорий граждан, подле­жащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, эти основания могут быть дополнены федеральными законами, указом Президента РФ или зако­нодательством субъекта РФ (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, уста­навливаемого субъектом РФ (ст. 29). В среднем по Россий­ской Федерации размер учетной нормы составлял от 6 до 8 кв. м жилой площади на человека.

При определении размера учетной нормы прежде всего учитываются уровень обеспеченности граждан общей пло­щадью, объем жилищного строительства, число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сроки обе­спечения жилой площадью и другие обстоятельства.

На практике возникают вопросы относительно при­знания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Показатели, по которым жилые помещения (жилые дома) признаются не отвечающими санитарным и техническим требованиям, приведены в 5.1.3. По данному вопросу действует Положение о порядке признания поме­щения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.068 с.)