Формирование современной системы МО и Европа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование современной системы МО и Европа



Формирование современной системы МО и Европа

1. Демонтаж биполярного мира и Европа

2. Проблема глобализации и современные европейские процессы

3. Основные сценарии будущего мирового устройства и Европа

Проблема глобализации и современные европейские процессы

При первом взгляде глобализация – создание общемировой системы, основанной на легком перемещении капитала, рабочей силы, информационной открытости и либерализма. Но на деле она затрагивает глубинные политические, социальными, культурными и другими сдвигами.

Международный аспект глобализации:

1. Распад Ялтинско-Потсдамской системы.

2. Распад авторитарных и автократических режимов, демократизация (3 волна демократии).

3. Поглощение и исчезновение суверенных государств как субъектов и объектов мировой политики. Под предлогом гуманитарной катастрофы мировое сообщество заявляет о защите прав человека / демократии и может нарушать суверенитет государств.

Оценки глобализации с точки зрения причин:

1. Глобализация - победа Запада / США над СССР и распространение власти на весь мир (неореалисты).

2. Глобализация - распространение западных ценностей (неолибералы, Фукуяма).

3. Глобализация – закрепление империалистами экономического неравенства в мире (неомарксисты).

Процессы глобализации часть исследователей относят к 19-20вв. Вторая волна относится к концу 70-х. Остальные относят к распаду СССР.

Однако очевидно, что глобализация не интеграция, речь идёт о создании единого рынка, управляемого из единого центра. Роль государства на периферии. Такой тип глобализации выгоден членам Организации экономического сотрудничества и развития (10% населения). Он реанимирует старые проблемы и создаёт новые: экономическое неравенство (С-Ю, центр-периферия), миграция, отток капиталов из недоразвитых районов и их маргинализация, дестабилизация, терроризм, наркоторговля.

Конечно, эти процессы затронут Европу. Она станет более неоднородным регионом, периферия станет источником опасности для центра. Европе придётся тратиться на стабильность в других регионах мира. Будет расти число действующих лиц в МО. Резко возрастёт число государств в мире (Шотландия, Бельгия, Каталония….).

Дания на семинар: общая геополитическая характеристика - условия реализации внешняя политика, реализация задач – основные направления ВП, развитие отношений с РФ

2. Рост региональных конфликтов за пределами Европы ведёт к активизации местных сепаратистов.

3. Глобализация приведёт к мощной эрозии остатков системы МО и МП. Возникает новый принцип прецедентного права, права на гуманитарную интервенцию (Косово 1999г.).

Негативные проявления мировой глобализации сдерживает существование государств. Есть механизмы учёта интересов меньшинств. Кроме того, важным фактором являются военно-политические блоки, международные организации (для Европы ОБСЕ).

Утверждается, что глобализация приводит к созданию глобального при разнородности отдельных элементов. Вопрос об усилении неравенства уравновешивается новыми возможностями для устранения неравенства и регулирования. Наконец, вместо ликвидаций государств происходит реорганизация на новой федеративной или конфедеративной основе.

1. Что будет с ЕС?

2. На какой основе будет объединяться? Европа отечеств или Европа регионов?

Термин фрагменгративность хорошо характеризует глобализацию.

Европейская подсистема МО. Общая характеристика

Внешняя политика Франции

Франция – средоточие многих европейских проблем.

1. Исторические особенности внешней политики и геополитическая позиция.

Традиционная форма Франции – шестиугольник. Население около 60 млн. человек, плотность населения – 180 человек на км2. Среди граждан много марокканцев, алжирцев, итальянцев, португальцев, сейчас добавились выходцы из чёрной Африки, средней Азии. Официальный язык - французский, также широко используется бретонский, баскский (Байона), каталанский, фламандский, немецкий (Эльзас и Лотарингия), язык «ок». До 90% граждан – католики, что сомнительно. Мусульман не более 5%, что ещё более сомнительно.

Несколько больших рек дали жизнь государству: Сена (иль де Франс), Гаронна (юг), Рона. Франция выходит на обширные морские просторы. Средиземное море, давшее первоначальную культуру: Марсель (3 город Франции по величине), Тулон. Бискайский залив: Гавр, Брест. Ла-Манш: Дюнкерк, Кале. Пролив Па де Кале: Дувр.

Горы: Французские Альпы, горный массив Юра, Пиренеи. Сочетание долин с горной местностью – черта Франции.

Климат считается умеренным, а в регионе средиземноморского побережья – субтропический. Часты мистрали – ветра со снегом. Поэтому доля Франции в с/х Европы велика.

Франция на СВ граничит с Бельгией, Люкс и Германией; на В с Монако, Италией и Швецарией; на Юге с Испанией и Андоррой.

Имеются заморские департаменты: Французская Гвиана, Мартиника и Гваделупа в Вест-Индии, остров Ревиньон в Индийском океане, несколько архипелагов в Тихом океане.

С полезными ископаемыми не повезло. Газа и нефти мало, есть каменный уголь и железные руды.

2. Особенности внешней политики.

Точка отсчёта – катастрофа 1940г. Отсюда:

· Поиск восстановления гордости

· Дружба с Германией, растворение своего и немецкого суверенитета в общей Европе.

Не было правительства в изгнании. Роль на себя взял Де Голль. Удалось войти в Ялтинскую систему и стать членом Совбеза. Понимание необходимости дружбы с Германией появилось не сразу. Период 2 ½ 1940-х – период метаний. Пытались расколоть германию, но при этом были те, кто понимал, что на Британию надеяться больше нельзя, и надо наладить дружественные отношения с Германией. Это дало начало идеям. Воплотившимся в ЕС, который базируется на франко-германском сближении. Также, в течение долгого времени внешняя политика определялась США. В 1950г. Париж предлагает план Плевена, согласно которому создаётся не только экономическое взаимодействие между странами ЕУС, но и военная надстройка. Национальное собрание заблокировало это решение.

Главный вопрос – вопрос колоний. Не удалось реализовать план по подобию английского.

4 республика отличалась нестабильностью. Многое зависело от соотношения партий.

В 1954г. французы ушли из Индокитая. Ещё раньше французы ушли из Сирии и Ливана. Параллельно развивались партизанские движения в Тунисе и Марокко, которым в 1956г. правительство ди Молле (?) предоставило независимость.

В Алжире проживало до миллиона европейцев. Президент Египта заявил о национализации Суэцкого канала. Началась война фр/анг/изр. Это было на руку партизанам в Алжире. Пришедший к власти в 1958г. президент Де Голль предоставил независимость Алжиру, европейцы были вынуждены вернуться во Францию.

Де Голль сделал акцент на приоритете национальных интересов: независимость, влияние, сила. Высказался против «2 миров», предложил стать осью запада и востока. В 1968г. Франция вышла из военной организации НАТО. Этому предшествовал шантаж: де Голль требовал поделиться ядерным оружием. Первый взрыв своего ЯО в 1963г., первые МБР, АПЛ, бомбёр Мираж м4, авианосец. В марте 1966г. НАТОвцев выкинули с территории Франции. Де Голль предлагает военную доктрину «Оборона по всем азимутам».

При де Голле определилась и европейская политика (Европа отечеств). Долго блокировали Англию от вхождения, сближаясь с Германией. В 1958г. колониальное сообщество был преобразован в сообщество с правом выхода. Началось освобождение стран Чёрной Африки (основная масса в 1960г). В 1962г. предоставили независимость Алжиру.

В 1969г. преемником де Голля стал Жорж Помпиду. Франция сняла возражение по поводу вступления Британии в ЕЭС, признала ведущую роль США, сконцентрировалась на странах 3 мира, приняла новую доктрину (3 круга обороны и политики: метрополия, ЗЕ, Средиземное море).

С приходом де Эстена усилилась ориентация на ЗЕ интеграцию, усиление использования потенциала для экономического развития, смягчилась внешняя политика, был введён экю. Но Франция сохранила автономность своих ВС. При Эстене произошла встреча в Рамбуйе с целью поиска общей стратегии. Позднее присоединился СССР, Япония, Канада. Активизировалась политика франкофонии, тьермондизм.

В 1981г. президентом стал социалист Миттеран. Однако, не смотря на социалистичность, произошло сближение с США. Отношения с СССР ухудшились. Вместе с этим французы начали терять свободу манёвра. Начались неудачи: Чад, ЦАР, порча отношений с арабскими режимами из-за поддержки Израиля.

В середине 80-х Франция поддержала перестройку. Расширились франко-германские контакты.

В начале 90-х появились новые проблемы:

· Распад СССР: не стремились поддерживать новую Россию.

· Югославия: Миттеран поддержал сербов.

В ½ 90-х пришлось менять внешнюю политику:

· Снижение влияния ЯО

· Увеличение влияния США

Однако:

· Торговые войны с США

· Самостоятельная политика в Карибах

· Против расширения НАТО

· Сохраняет автономность ЯО

· Вместе с Германией инициировали создание ЕС, евро, поддерживают сохранение еврозоны

В 1995г. президентом стал Ширак. Внешнеполитический курс невнятен:

· Сближение с НАТО

· Но при этом выступали за самостоятельность ЗЕС

· Были против вмешательства НАТО в БиГ и Косово

Друг Борис, друг Гельмут, друг Жак целовались-обнимались. В другом Владимиром не прокатывало.

Французы сохраняли самостоятельность мышления: критика чеченских войн, нашей обороны.

Приход Саркози знаменовал разрыв с традициями Галлизма. МИД стал Кушнер. Общего языка они не нашли. Ориентир Саркози – США. Однако, был посредником России во время 080808.

Нынешний кабинет при Олланде: МИД стал Лоран Фабиус, имеет опыт работы в правительстве, остальные дилетанты.

Механизмы формирования внешней политики Франции

Система была заложена при Наполеоне. МИД на набережной Эрсэ (кэдэрсэ).

· Президент: внешняя политика касется всех и решения должны приниматься наверху. декрет 14 от 1961г об исключительном праве использовать ЯО

o Может лично оценивать внешнеполитическую ситуацию и участвовать во внешнеполитических мероприятиях (5 ст)

o Главнокомандующий (15 ст)

o Участвует в процессах заключения междунар договоров и ратификации (ст 52)

· Парламент: нац собрание. Роль второстепенна. Косвенное влияние

o Социально-экономические внутриполитические вопросы

o Через него проходят одобрения международные соглашения, но большая чать по декрету президента

o Бюджет

o Нет разграничения объявления войны (парламент) и ведение военных действий (президент)

· Премьер-министр: разногласия с президентом, если от разных партий

· МИД: штат невелик, от 9 до 10.000 человек. Преемственная структура. Президент предпочитает выбирать лично близкого человека.

· Различные министерства и ведомства. Бюро госсекретаря по вопросам обороны.

· Политические партии. Политический консенсус.

Формирование не очень чувствительно к давлению извне.

3. Франция и Россия

В конце 20-начале 21 века существовал спор о характере наших отношений:

· Французы говорили о том, что Россия перестала находиться в центре французских проблем. Она слаба и опираться на неё неразумно. Главная задача – обеспечить минимальную стабильность России, проводить отношения в рамках общеевропейского подхода. основание – минимальный оборот.

· Наши считали, что в основе наших взаимоотношений – цивилизационно-культурная общность. Спад из-за нестабильности в России. Много точек соприкосновения: ПРО, ООН, ЯО, Северная Африка, космос, энергоносители.

Внешняя политика ФРГ

ФРГ находится в ЦЕ. Её местоположение заставляет органически выделять земли ГДР и ФРГ. На севере ФРГ граничит с Данией, на востоке – с Польшей и Чехией, на юге - с Австрией, Швейцарией, на западе – с Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами. ФРГ выходит к побережьям Северного и Балтийского морей. Большие реки: Рей, Дунай, Эльба, Везер. Север Германии - равнина, центр холмистый, на юге горы: Юра, Баварские Альпы. На юге лесной массив – Шварцвальд. Население более 82 млн. человек, наибольшая плотность на западе. По этническому составу немцы составляют 90%. В конфессиональном отношении немцы делятся на протестантов и католиков.

Столица с 1991г. – Берлин, т.к. объединение Германии произошло на основе поглощения.

На территории ФРГ находятся иностранные войска. В августе 1994г. выведены ВС РФ, но остаются войска НАТО. На западе расположено ЯО. Бундесвер - высоко механизированная армия. Сухопутные силы использовались в БиГ, Афганистане, Ираке.

Чтобы понять особенности внешней политики, необходимо обратиться к истории. 40% страны (30% населения) были оккупированы СССР. С 1947-48гг. положение западных зон начало улучшаться, что предопределило раскол. Попытки присоединить Западный Берлин к ФРГ вылились в Берлинские кризисы. Когда создавалась ФРГ, статус союзных войск изменился, ФРГ стала проводить самостоятельную внешнюю политику. Внешняя политика и оборона – прерогатива федерации.

1 канцлер – Конрад Аденауэр. Считал, что время объединении не пришло. В 1950г. ФРГ принята в Совет Европы, в 1952г. был подписан Боннский договор, ФРГ получила возможность самостоятельной внешней политики, но 3 страны оговорили право размещать на территории страны ВС. С 1954г. член ЗЕС, с 1955г. член НАТО. С 1955г. восстановлены отношения с СССР. Продолжала сохраняться «доктрина Хольштейна». Согласно этой доктрине ФРГ отрицала существование ГДР и просоветских режимов ВЕ. Эта линия продолжала сохраняться до конца 1960-х. Апогей – кризис 1961г., начало сооружения берлинской стены.

В течении 1950-х ФРГ сотрудничала в рамках европейской интеграции. На смену пришёл Эркхарт. В 1969г. было сформировано правительство малой коалиции, СДПГ и СДВП. Федеральный канцлер – Вили Брандт и Гельмут Шмидт. Отказ от «ДХ». Началось развитие отношений с Польшей и Чехословакией с 1972г. Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Он получил статус особого образования, внешняя политика которого находится под влиянием ФРГ.

С 1982г. лидировала ХДС-ХСС. Гельмут Коль начал стремиться к тому, чтобы ФРГ заняла равноправное положение в НАТО. Идея привлечения русских немцев.

В 1989г. ГДР рухнула в течении недели. Правительство Хоннекера рухнуло, начался процесс сближения. Нужно было отрегулировать международный аспект объединения. Процесс 4+2. СССР выдвинул ограниченные условия объединения. 12 сентября 1990г. был подписан договор об окончательном урегулировании Германии. 9 ноября, снимая любые опасения со стороны СССР, был подписан договор между Бонном и СССР о добрососедстве и сотрудничестве.

ФРГ попыталась играть более активную роль в создании нового мира. Однако ресурсов не хватило. В 1992г. немцы попытались взять главную миссию по урегулированию в Югославии. Заметно укрепились позиции ФРГ в рамках ЕС. ФРГ упрочила позиции в странах ВЕ.

После парламентских выборов 1998г. правительство формировали СДПГ (Шрёдер) и зелёные. МИД – Йоган Фишер. ФРГ стало более скупо участвовать в экономических мероприятиях. В составе сил НАТО германский континент участвовал в Косово, охладились отношения с Россией.

Формирование современной системы МО и Европа

1. Демонтаж биполярного мира и Европа

2. Проблема глобализации и современные европейские процессы

3. Основные сценарии будущего мирового устройства и Европа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.05 с.)