Мнемотехники, или как Развить память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мнемотехники, или как Развить память



Когнитивный модуль

СРС-компетенции

Мнемотехники, или как Развить память

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации.

 
 


Ереванский юрист Самвел Гарибян, обладающий пора­зительной памятью, — с од­ного прочтения он запоми­нает 1970 слов из 2000 - го­ворит, что суть его системы «в парадоксе, абсурде, иг­ре воображения... К приме­ру, нужно запомнить слова ПАРКЕТ, ПИНГВИН, ТА­БЛЕТКА, РАЦИЯ. Вы сочиняете сюжет, в котором по­следовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим: "По паркету гуляет пингвин..." Не впечат­ляет. Обычно. А если так: "Паркет натерли пингвином, дали ему таблетку, посадили на рацию»?  

 

Рассмотрим понятие и приемы мнемотехники.

Мнемоника происходит от греческого mnemonika - искусство запоминания - и означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Вы можете запомнить за один прием 300 слов? Или 100 двузначных цифр? А вспомните школу или институт – даты по истории, имена, формулы, горы учебников, экзамены, зачеты. Приемы запоминание те же самые, что и для слов или цифр. Оказалось, что любые виды запоминаемых сведений состоят из «кирпичиков» – элементов информации, и эти элементы-кирпичики повторяются. На часто встречаемые «кирпичики» заранее заучиваются зрительные картинки. Такие картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются в памяти. Этот метод называется методом образных кодов.

Мнемотехника — система способов и приемов запоминания информации, основанная на ассоциативном восприятия информации. В первую очередь она предназна­чена для запоминания несмысловой информации, ко­торую невозможно запомнить ни рационально, ни ме­ханически (числа, даты, ряды слов, таблицы, карты, схемы, имена, сведения о книгах, фирмах).

Механизм запоминания:

потребность (или интерес) мотивация выполнение

концентрация внимания организация информации

Запоминание

! При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память

Выделяется четыре этапа запоминания:

 
 


Законы работы памяти

 

 

ЗАКОНЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

 
 

 


 


Мнемотехнические методы и приемы

 

Метод ассоциаций

Основной метод развития памяти, является частью большинства методов запоминания.

Ассоциация — связь между двумя или более понятиями (предметами, идеями, словами), при которой воспроизведение одного из них влечет появление другого. Например, если вы видите коньки, то вспоминаете о зиме. Если вас спросят с чем у вас ассоциируется лето, то вы скажете, что с пляжем(отдыхом и т.д.).

þ Чтобы ассоциации эффективнее помогали запоминанию, нужно, чтобы они были необычными, невероятными (т.к. лучше всего запоминается яркое, необычное). Вас не должна смущать невероятность связи, так лучше происходит запоминание. Для овладения этим методом, нужно научиться связывать между любые слова, создавая самые невероятные связи.

Пример

Инструкция: свяжите слова «фотопленка» и «стиральный порошок».

Неэффективная связь: купил фотопленку и стиральный порошок.

Эффективная связь: подержал в руках фотопленку, а она превратилась в стиральный порошок.

 

 


Практикум

Упражнение

Инструкция: придумайте самостоятельно ассоциативные связи для слов:

автомобиль и книга

цветок и часы

чашка и велосипед

Пример

Инструкция: связать при помощи метода последовательных ассоциаций 12 произвольно взятых слов: огурец, лодка, комар, конверт, гусеница, книга, рис, фонтан, фары, медведь, телефон, цветы.

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, надо составить из них рассказ, связывая сло­ва последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций.

Я представляю, как разрезаю огурец вдоль, и получается лодка.. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с комаром. Комар от страха залезает в конверт. Конверт улетает и, сворачи­ваясь, превращается в гусеницу. Гусеница ползет, натыкается на книгу и заползает в нее. В книге вместо букв — рис. Он начинает разбухать и бьет оттуда, как фонтан. Брызги этого рисового фон­тана залепляют фары проезжающей рядом машины, фары разле­таются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоми­нает медведя. Он на моих глазах превращается в настоящего... А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с преды­дущими слова "телефон" и "цветы".

При этом постарайтесь мыс­ленно представлять рассказ, как фильм.

Зачем нужно запоминать списки слов? На практике это вам поможет, когда, надо запомнить список дел для выполнения.

Пример

Инструкция: необходимо выделить ключевое слово в каждом пункте и составить рассказ, связывая слова.

· вымыть окна (ОКНА)

· пришить вешалку к куртке (ИГОЛКА)

· заплатить за телефон (ТЕЛЕФОН)

· позвонить бабушке (БАБУШКА)

· выучить текст по-английскому (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

· купить хлеб (ХЛЕБ)

· подготовиться к семинару (СЕМИНАР)

Сюжет: представляем как подхожу к окну и разбиваю его огромной иголкой, тут звонит телефон, беру трубку, а там бабушка по-английски просит купить хлеб, потому что она на семинаре.

Практикум

Упражнение

Инструкция: выделите ключевое слово в каждом пункте списка и составьте по ним рассказ, устанавливая необычные ассоциативные связи:

§ уборка в квартире

§ позвонить в деканат

§ написать письмо

§ забрать iPod

§ поискать статьи в Интернете

§ сделать таблицу по истории

 

 

Пример

 

Предмет Ключевые Слова   Маршрут (список мест) Размещение по маршруту (ключевые слова, которые надо запомнить выделены курсивом)
Высшая математика Размещение Холодильник
 
 


Вещевой шкаф

Лифт

 
 


Площадка перед

Подъездом

Вижу, мой завтрак размещен в холодильнике-беру и съедаю.Потом подхожу к вещевому шкафу выбрать одежду без повторов со вчерашней, одеваюсь. Закрываю дверь и подхожу к лифту, который всегда ожидаю. Выхожу из подъезда и вижу скошенную около него траву.  
Выборка без повторов
Математическое Ожидание
Коэффициент скошенности
Информатика Модемное подключение через телефонную линию Коридор Холодильник
 
 


Музыкальный центр

Вещи

Розетка

Вернувшись домой, захожу в коридор, где висит телефонная линия. Захожу на кухню и выделяю в холодильнике самое вкусное. Включаю музыкальный центр через радиодоступ. Потом снимаю вещи-мои вечные спутники и ставлю сотовый телефон на зарядку в розетку.
Выделенка
Радиодоступ
Спутник
Сотовые сети

 

Практикум

Упражнение

Инструкция: Вам необходимо запомнить основные потребности человека. Выберите постоянный «маршрут» (дорога в институт, расположение комнат и т.п.) и разместите потребности, объединяя каждую с образом места.

 

Потребности в пище, сне

Потребность в безопасности

Потребность в признании

Эстетические потребности

Примерная схема повторения материала

 
 

 


! Такое количество повторений является обязательным.

! Чем чаще вы будете припоминать сведения, тем лучше они будут закрепляться в мозге.

После такого закрепления связей, они могут быть сохранены в мозге около полутора месяцев. Для пожизненного сохранения информации в памяти ее необходимо припоминать как минимум один раз в полтора месяца.

Если вы запоминали нужную информацию, которая используется регулярно в учебе или на работе, то процесс использования информации автоматически будет поддерживать ее в памяти.

Если вы запоминали потенциально нужную, но редко используемую информацию, то такие сведения необходимо периодически припоминать для профилактики их сохранения в мозге.

 

 

Практикум

Упражнение

Инструкция: cвяжите звучание английских слов с соответ­ствующими им понятиями, используя метод взаимодействия всех ощущений.

Как это делать? Надо связы­вать иностранное слово, например, WINDOW ['wmdou] — (виндоу) не с его переводом — словом "ОКНО", а с "окном" как понятием, другими словами, с образом окна, к тому же с образом, полученным при взаимодействии всех ощущений. Итак, не переставая повторять (и лучше вслух) window, window, window....Вы должны одновременно представить себе окно, постараться вспомнить и услышать звон раз­битого окна или любой другой звук, связанный с ним, на­пример, его дребезжа­ние при сильном ветре. Представьте, как вы дотрагиваетесь до окна, осознайте свои ощущения от при­косновения. Вспом­ните, какую-нибудь ситуацию из личной жизни, связанную с окном, лучше приятную или смешную и т.д. Не забывайте повторять запо­минаемое иностранное слово с интервалом 3—5 секунд.

sugar - (шуга) - сахар

grass - (грас) - трава

pillow - (пилоу) - подушка

mirrow - (мира)зеркало

mushroom -- (машрум) - гриб

Практикум

Упражнение

Инструкция: перед вами слова на различных языках. Подберите к ним звуковые ассоциации и составьте сюжеты для запоминания.

luxury (лакшэри)-роскошь(англ.) сюжет:

doven (довэн)-ленивый (датск) сюжет:

inbierno (инбьерно) –зима (испан.) сюжет:

Методы запоминания цифр

Потребность запоминания цифровой информации возникает в повседневной жизни и учебной деятельности очень часто, причем нередко, когда под рукой нет бумаги и ручки.

 

þ Запоминанию цифр способствует преобразование цифр в реальные вещи, которые легко представить.

Метод «Известные факты»

þ Запоминанию цифр способствует ассоциирование их с уже известными ранее цифровыми значениями такими как: исторические даты, дни рождения близких, знакомые № телефонов, домов, квартир, знаменитые события, размеры одежды, цены на товары и т.п.

Пример 1. № телефона 363-19-27 разложим: 36-размер обуви, 3-номер квартиры, 1927-начало Хотторнских экспериментов.

þ Запоминание числовых кодов (артикулов, телефо­нов, адресов) производится в виде мнемосхемы, то есть вы запоминаете информацию, которую связываете в рассказ. Хорошо, если вы сможете воспринимать каж­дый образ всем набором чувств (визуальным, тактиль­ным, звуковым, эмоциональным).

Пример 2. Код 21099113112 будет легче запомнить, если вы разложите код на составляющие: «Жигули» мо­дель 2109 + телефон службы спасения 911+ дата 31/12-Новый го). Теперь составляем простой рассказ: «Жи­гули ВАЗ-2109», который принадлежит службе спасе­ния 911, везет Деда Мороза встречать Новый год 31 де­кабря.

Пример 3. а)шифр 0219612002 (02-тел.милиции, 1961-100лет после отмены крепостного права, 2002-2 года после Миллениума) Сюжет: Милиционерам нравилось отмечать праздники отмены крепостного права и Миллениума.

б)шифр 1252783804 (125-пятерка в кубе, 27-номер дачи, 83года-возраст бабушки, 80-Олимпиада-80, 4года-возраст крестницы) Сюжет: пятерка-это третья машина в ряду у дачи моей бабушки, которая была на Олимпиаде, а крестница нет.

 

Метод «Математические закономерности»

þ В цифрах следует най­ти какую-нибудь закономерность.

Пример 1. Код двери «126» можно представить дву­мя способами:

1) 12 и 6, где 12 - 6 х 2;

2) 1, 2 и 6, где (1+2)х2 = 6.

Пример 2. Число 354 — это последовательность 3,4,5 где пе­реставлены местами вторая и третья цифры. Это чис­ло также содержит в себе некую закономерность: 3 и 5,4, где 3x3 = 5 + 4 или (3 + 5): 2 - 4.

Пример 3. 1836год – число можно представить как (1+8=9, а 3+6=9)и запомнить, что суммы как двух первых, так и двух последних чисел дают 9.

Практикум

Упражнение

Инструкция: необходимо запомнить

а)исторические даты:

• 9 сентября 1828 — родился Л.Н. Толстой Сюжет:

• 6 июня 1799 — родился А.С. Пушкин Сюжет:

б) мера веса

16, 38 кг - пуд Сюжет:

 

Пример 1.

а)цифре «36»-«тридцать шесть»- соответствуют буквы т, ш. Можем получить слово т и ш ь.

б)цифре «953»-«девятьсот пятьдесят три»- соответствуют буквы д, п, т. Составим из них слово «д е п у т ат» или словосочетание, разложив цифру на 9 и 53: д орога в П и т ер, д ом с п а т ио.

Пример 2.

540 (5-4-0) – п,ч,н п е ч е н ье 8341 (83-41)– в,т,ч,кв е т о ч к а

520-(5-2-0) – п,л,нпл а н 6129- (6-1-9 )6, к, л,дш о к о л а д,

1090 (1-0-9-0) – к, н, д, нк о нд ицио н ер

Также можно составить сюжеты из слов, которые Вы подберете по коду. Важно, чтобы рассказ у Вас ассоциировался с запоминаемой информацией

Пример 3.

402 аудитория (ч, н, л)– в аудитории преподаватель в ч ашку н аливал л имонад.

9436 - код подъезда (д, ч,т,ш) – соседка Д аша ч итает Т ургенева в ш коле.

12. 03 –день рождения друга (к, л, н, т) – Дима, посмотри, к от л ижет име н инный т орт!

432 -Минэнерго прогнозирует добычу нефти на уровне 432 млн тонн. - (ч,т,л) – ч естный т оварищ не л жет о нефти.

 
 

 


Прием ЧБК (число-буквенный код)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Н к л т ч п ш с в д

0 - няня, группа "На-на" 01- "Пожарная служба" 02- милиция 03- "Скорая помощь" 04- "Газовая служба", ночник 05- напильник, наперсток 06- ношпа, нож 07- нос, носки 08- автомобиль "Нива" 09- нарды, народ 0 -нора,норка 1 -кора, "Ока",курага 2 - юла, улей,лужа 3-тир,тигр 4 -.чайник 5-пирог, пурга, пар. пир 6 - шар, шарф 7- усы, оса. сыр, серьга 8- ива, вор, враг, варяг 9- йод, дорога, дом 10- конь, окно, кино, книга 11- окорок, кок 12- колье, кол, клей, клен 13- кот, кит, крот 14- куча, кучер 15- копье, кипа, кепи 16- каша, кошелек 17— коса, карась 18- ковер, корова 19- кеды, кедр 20- луна, линейка, линия 21- лак, лук 22- Лолита, лилия 23- лото, лето 24- луч, лечо 25- лупа, лапа 26— леший, лошадь, ложка 27- лиса, лось, лес 28-лев, лавр, ливер 29-лед, ладья, леди 30- тюк, утка, ток, атака 32- тюль, тля, тальк, телега 33- торт, "Татра", тетя, "Тату" 34- туча, тачка, тачанка 35- топор,торпеда 36— торшер, туша, тушь 37— трос, трусы 38— трава, творог, товар 39- этюд, "Тайд", тореадор 40-чан, Дж. Чан, чайник 41- очки, чек 42- чулок, Ч. Чаплин, чалма 43- черт, четки 44- Чичерина, чучело, чача 45- Чапаев, чипсы, черепаха 46-чаша, чешки, череш 47- часы, часовой 48- червь, чувяки, чувак 49- чадо, чудо, чадра 50- пень, пена, пенал 51- паук, пика, ПК 52–пила, поле 53- петух, пот, портрет 54- печь, печенье 55- поп, попугай 56- "Порш", пушка, паштет 57- пес, письмо, посох 58- пиво, повар 59- пудра, пудель, парад 60- шина, шинель, шнурок 61- шоколад, шкура 62- шило, шлем 63- шорты, шатер, штора 64- ишачок, шапочка 65-шпоры, шипы, шуруп 66-шишки, шашки 67-шерсть, шоссе, шасси 68-шов, швея, швейная маш. 69-шарада, шедевр 70-сено, снег, снегирь 71- сок, сорока 72-соль, сало 73- соты, сито, ситро, сеть 74-сачок, Сочи 75-сапог, спорт, споры 76-суша, сушки 77-соска, сосиска 78-сова, свора, сверло 79-сад, сиденье, седло 80-вино, виноград, варенье, 81- веко, сок "Вико" 82- вилы, вилка, велосипед 83-вата, вратарь, ветвь 84-врач, ворчун, вечер 85-вепрь, выпь, вопрос 86–«Vishi», вишни 87-весы, ворс, весна 88-веревка, Вовочка 89-выдра, ведро, вода, водка 90-дыня, деньги 91-док, дека, декан 92-дуло, "Дело" (папка) 93- дети, дятел 94-дача, дочь, дичь 95-дупло, депо, дипломат 96-душ, "Доширак" 97-"Дося", доска 98- дрова, двор, дверь 99- дед, дудка 100- конница, канонада

Прием «Рифма»

0- алкоголь, боль, голь (перекатная), изволь, кроль, король, консоль, моль, мозоль, пароль, роль, соль, толь, уволь, фасоль 1-Один— авантюрин, Аладдин, блондин, блин, гос­подин, джин, дерматин, карантин, серпантин, сахарин, овин. 2-Два— дрова, слова, трава, молва, братва, ботва, кан­ва, голова, сова. 3-Три— замри, дари, картошка фри, смотри, соври, отопри, ототри, утри, свари, три (до дыр). 4-Четыре— черт в тире, в квартире, дырки в сыре, лире. 5-Пять — копать, пять (рука), спать, сиять, рать, спать, давать 6-Шесть— весть, жесть, есть, лезть, лесть, несть (не­сти), месть, облезть, подлезть, сесть, счесть, тесть, честь. 7-Семь— гарем, зачем, всем, чем. 8-Восемь — сносим, доносим, приносим, уносим, зано­сим, косим, просим 9-Девять— дева, блеять, делать, сеять 10- месят, вертят, делят 11-одиноко мерцать 12- вдиване копаться 13- на тройке кататься 14-чай заказать 15- впальто замерзнуть 16-шарф замотать 17- с семьей кататься 18- навосходе заниматься 19- кдвери наклоняться 20-достать 21-доску кинь 22- надворе дрова 23-дневник береги 24-диван в черниле 25-давно пахать 26- надрова сесть 27-дверь в гарем 28-дверь носим 29-дворник-деверь 30-трижды отрицать 31-тренируюсь один 32- натраве дрова 33-трон протори 34-тесно вЧили 35-толкнул опять 36- натабуреткешерсть 37-тосковать по всем 38-тритона носим 39-траву сеять 40-сурок 41-сочный апельсин 42-сухая листва 43-страшные дикари 44-старик в мундире 45-скоро спать 46-сушкиесть 47-старый совсем 48-совет просим 49-сторож с медведем 50-пни горят 51- печь блин 52- пела вчера 53- подотри 54- печь в квартире 55- пятится назад 56- потри шерсть 57- пятерочник в семьи 58- пива просим 59- пиноккио делать 60- шерсть котят 61- шикарный Алладин 62- в шапке дрова 63- щетину утри 64- у Шурика чеснок 65- шестерит опять 66- на шапку сесть 67- шоколад съем 68- шорты носим 69- шедевр делать 70- семечки едят 71- сломанный кувшин 72- синяя луна 73- слезы утри 74- сочинские квартиры 75- сапоги паковать 76- мимо стула сесть 77- сладкий крем 78- сено косим 79- стройная лебедь 80- волчата скулят 81- всемогущий джин 82- высокая трава 83- восход смотри 84- врач в мундире 85- выпил опять 86- вонючая шерсть 87- вкусный джем 88- ведра носим 89- васильки сеять 90- одеваться просто 91- дорогой аспирин 92- дурная молва 93- душистые сухари 94- о деловом банкире 95- дитя пеленать 96- в души лезть 97- душно совсем 98- десантника бросим 99- девушкам верить 100- не видел никто

 

þ Чтобы запомнить ряд цифр, вам нужно создать образную ассоциацию, объединяющую слова, соответ­ствующие запоминаемым цифрам.

Пример:

Инструкция: необходимо запомнить код 0157. (для этого следует сцепить слова)

Сюжет: пароль+ «серпантин» +давать +всем

þ Чтобы запомнить ряд цифр, вам нужно создать образную ассоциацию, объединяющую слова, соответ­ствующие запоминаемым цифрам.

Пример

Задание 1: необходимо запомнить код 0157. (для этого следует сцепить слова)

Сюжет: пароль+ «серпантин» +давать +всем.

 

Задание 2: р. Волга -3530км.

Разложим на цифры - 3,5,3,0, подберем рифмы: 3-смотри, 5-опять, 3-фри, 0-фасоль.

Сюжет: В меню «Волги» смотри опять фри и фасоль.

 

или

Разложим на цифры 35- 30, подберем рифмы: 35- толкнуть опять, 30 - трижды отрицать.

Сюжет: Миша хотел толкнуть опять, а потом все трижды отрицать.

 

Задание 3: 2,54-дюйм.

Разложим на цифры 2,5,4, подберем рифмы: 2- трава 5- опять, 4- в квартире.

Сюжет: Пыль как трава опять в квартире покрыла каждый дюйм.

или

Разложим на цифры 2 и 54, подберем рифмы: 2- дрова, 54- печь в квартире

Сюжет: Колол дюймовые дрова для печи в квартире.

Задание 4: 2080 – шифр.

Разложим на цифры 2,0,8,0, подберем рифмы: 2-голова, 0-боль, 8-приносит, 0-алкоголь.

Сюжет: Головную боль приносит алкоголь.

или

Разложим на цифры 20 и 80, подберем рифмы:

Достать и 80- вороны летят.

Сюжет: До неба достать бы- вороны летят.

 

 

Когнитивный модуль

СРС-компетенции

Мнемотехники, или как Развить память

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации.

 
 


Ереванский юрист Самвел Гарибян, обладающий пора­зительной памятью, — с од­ного прочтения он запоми­нает 1970 слов из 2000 - го­ворит, что суть его системы «в парадоксе, абсурде, иг­ре воображения... К приме­ру, нужно запомнить слова ПАРКЕТ, ПИНГВИН, ТА­БЛЕТКА, РАЦИЯ. Вы сочиняете сюжет, в котором по­следовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим: "По паркету гуляет пингвин..." Не впечат­ляет. Обычно. А если так: "Паркет натерли пингвином, дали ему таблетку, посадили на рацию»?  

 

Рассмотрим понятие и приемы мнемотехники.

Мнемоника происходит от греческого mnemonika - искусство запоминания - и означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Вы можете запомнить за один прием 300 слов? Или 100 двузначных цифр? А вспомните школу или институт – даты по истории, имена, формулы, горы учебников, экзамены, зачеты. Приемы запоминание те же самые, что и для слов или цифр. Оказалось, что любые виды запоминаемых сведений состоят из «кирпичиков» – элементов информации, и эти элементы-кирпичики повторяются. На часто встречаемые «кирпичики» заранее заучиваются зрительные картинки. Такие картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются в памяти. Этот метод называется методом образных кодов.

Мнемотехника — система способов и приемов запоминания информации, основанная на ассоциативном восприятия информации. В первую очередь она предназна­чена для запоминания несмысловой информации, ко­торую невозможно запомнить ни рационально, ни ме­ханически (числа, даты, ряды слов, таблицы, карты, схемы, имена, сведения о книгах, фирмах).

Механизм запоминания:

потребность (или интерес) мотивация выполнение

концентрация внимания организация информации

Запоминание

! При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память

Выделяется четыре этапа запоминания:

 
 


Законы работы памяти

 

 

ЗАКОНЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

 
 

 


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.218.81 (0.107 с.)