Глава 7. Современная западная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Современная западная философия



 

Позитивизм

Позитивное (от лат. рositivus – положительный) знания – знание, опирающееся на опыт и вычисления, очищенное от абстрактных метафизических построений. Основателем позитивизма считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). В XIX веке была популярна теория трех стадий развития человеческого духа («закон трех стадий»). Согласно этой теории, человеческое сознание в своем развитии проходит следующие стадии:

- теологическую, или фиктивную (религиозную);

- метафизическую, или абстрактную (философскую);

- позитивную, или реальную (научную).

На первой стадии интеллектуальные способности человека не развиты, поэтому он легко берется отыскивать «начала и причины всех вещей». Все явления человек объясняет по аналогии с собой и своей жизнью (антропоморфизм). Через анимизм и политеизм, когда человек населяет окружающий мир невидимыми духами и богами и их действиями объясняет все происходящее, человек переходит к монотеизму.

На метафизической стадии явления объясняются действием абстрактных сил и сущностей. Сущности, выражаемые абстрактными понятиями, суть те же боги, но лишившиеся откровенного человекоподобия. В остальном же они обнаруживают явное сходство с последними: незримы, неосязаемы, доступны лишь уму, как и боги, управляют всеми явлениями и вещами. Вместо монотеистического представления о боге появляется представление о верховной сущности (Материя, Природа, Абстрактный Дух), порождающей сущности низшего ранга.

Далее человеческий ум совершенствуется, отказывается как от вымышленных богов, так и от вымышленных сущностей. Поэтому на третьей, позитивной, стадии человек «отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений». Опираясь на наблюдение и эксперимент, он стремится выявить неизменные связи между явлениями и, таким образом, обнаружить действительные законы.

Закон трех стадий распространяется и на человека в отдельности, и на общество в целом.

Кон считает наблюдение универсальным методом познания. Процесс познания превращается в сбор фактов и выявление законов. Философия же сводится к методологии науки, ее задачу Конт видит в обобщении и систематизации научного знания.

 

Постпозитивизм

Постпозитивисты не противопоставляют теории (пренебрежительно трактуемые Контом как знание необоснованное и подверженное изменениям) и факты (считавшиеся ранее неизменным и устойчивым основанием научного познания). Они подчеркивали, что эмпирический и теоретический уровни знания взаимообусловлены. Постпозитивисты говорят о «теоретической нагруженности» фактов: для установления фактов всегда требуется определенная теория, поэтому факты в значительной степени зависят от теории или даже определяются ею.

Постпозитивисты отказываются проводить жесткие границы между наукой и метафизикой (философией), к установлению которых так стремился Конт. Философские положения они считают неустранимыми из научного знания. Томас Кун показывает, что фундаментальные положения, на которых строится наука, неопровержимы по определению, следовательно, носят метафизический характер. Пол Фейерабенд вообще отказывается видеть принципиальные различия между наукой, мифом, философией и религией.

В центре внимания постпозитивистов оказывается развитие науки: как возникает новая теория, как она добивается признания, на основании каких критериев производится выбор научной теории из числа конкурирующих и т.п. Развитие науки ранее представлялось как линейный, поступательный процесс, в ходе которого происходит постоянное накопление и уточнение знаний о мире, а описание Вселенной становится все более совершенным. Согласно Куну, в науке происходят революционные преобразования, и значительная часть теорий и методов пересматривается кардинальным образом. Последующий шаг может быть сделан без опоры на предыдущие достижения. Постпозитивисты предпочитают говорить не о развитии знания, а об изменении.

 

Прагматизм

Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) возник в 1870-х годах в США, где и получил наибольшее распространение. Основоположником прагматизма стал философ, логик и математик Чарльз Пирс (1839-1914), но он не утруждал себя ясностью изложения философских идей. Широкую известность идеи прагматизма обрели благодаря Уильяму Джеймсу (1842-1910), философу и психологу.

Согласно прагматизму, человеческое мышление есть средство приспособления к окружающей среде, цель которого – успешное действие. Эта способность активизируется у человека, главным образом, тогда, когда нарушается привычный ход веще и происходит нечто неожиданное, требующее от человека осмысленного действия и нестандартной реакции. В остальных случаях человек действует машинально, привычным образом, тем реже задумываясь о своих действиях, чем более его устраивает результат.

В теории познания Пирс сформулировал принцип, впоследствии получивший

 

 

В отличие от классической философии современная философия не представляет мир единой рациональной системой, и признает, что прогресс наук привел к ужасным последствиям. История иррацио­нальна, а познание аристократично и преисполнено мифами. Теперь однозначно считается, что с помощью разума живое, искусство, исто­рию не познать.

Сейчас в философии нет противоборства материализма и идеализ­ма. Даже естествоиспытатели являются не материалистами, а скепти­ками, которые не уверены в существовании материи, она вынесена за скобки, как Бог и душа.

 

Появились новые аспекты проблемы человека: нивелировка, "усреднение" человека, распространение в мире "человека толпы", с дру­гой стороны – одиночество, отчаяние и беспомощность человека перед миром и обществом. Основные тенденции современного западного философского мышления – сциентизм, антропологизм, возврат к ос­новам мистикорелигиозной философии. Новые идеи XX века по сравнению с классической философией – это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей.

Послесловие

Никакой курс философии не заменит необходимости постоян­ного внимания к жизни. Он нужен не столько ради информации сколько для того, что­бы пробудить это внимание, преодолев штампы восприятия.

Сразу после нашего появления на свет окружающие навязыва­ли нам определенный способ восприятия жизни. "Мир такой, и больше никакой, а потому жить надо вот так; иначе нельзя", – го­ворит нам общество. Однако способов жить существует столько, сколько возможно провести радиусов из одного центра. И секрет счастья в том, чтобы выбрать способ именно свой, а не соседа. Можно прожить жизнь внешне благополучную, но она не принесет удовлетворения, и в результате придет ощущение, что вы и не жи­ли вовсе. Если стараться жить "как другие", "не хуже других" – не удастся погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее серд­цевины.

Не для того написана эта книга, чтобы вы, уверовав в какое бы то ни было учение, сквозь него стали смотреть на мир. Наоборот, ее цель в том, чтобы, окинув взглядом многообразие воззрений на жизнь, вы поняли, что нет воззрения универсального. Принятие чужой философии ничего не дает, но чужая философия может помочь вырабо­тать свою собственную, выявить и отбросить стереотипы. Освободившись от слоя мнений, предрассудков и традиций, вы увидите реальность без искажений, границы вос­приятия распахнутся, и в них ворвется жизнь со всей своей мно­гогранностью, таинственностью и красотой. А ваша индивидуаль­ность раскроется во всем своем богатстве и неповторимом своеобразии.

 

 


[1] Тексты, автором которых считался египетский жрец Гермес Трисмегист, живший не позднее второго тысячелетия до н.э.; наука датирует их первыми веками н.э. Описываются в них восхождение души сквозь сферы в божественные области, когда душа сбрасывает цепи, привязывающие ее к чувственному миру и обретает божественную мощь. «Если ты не сделаешь себя равным Богу, ты не сможешь его постигнуть, ибо подобное понимается только подобным. Увеличь себя до неизмеримой величины, избавься от тела, пересеки все времена, стань Вечностью, и тогда ты постигнешь Бога… Не говори, что Бог невидим, ибо что же более явно, чем Бог? Он создал все только для того, чтобы ты мог видеть Его сквозь все существующее».

[2] В античности диалектика – это искусство вести беседу, спор, плодотворное достижение истины путем столкновения противоборствующих мнений. Термин впервые употребил Сократ. Создателем первой формы философской диалектики считают Гераклита

[3] Чандала (в Индии) – неприкасаемый, нечистый, находящийся вне каст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.)