Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия средневекового Востока
В начале нашей эры большинство ведических богов ушло в прошлое, и их не могли заменить божества брахманизма (Брахман, Атман, Пуруша). Они были понятны только духовной элите: жрецам-брахманам, аскетам, йогам. Люди нуждались в божествах, силу и могущество которых можно зримо представить, к которым можно обращаться, на которых можно надеяться. В ходе переработки, иногда примитивизации древних философских теорий и мифологических представлений возникла доступная массам религиозная доктрина. Преломленные через призму мифо-поэтического восприятия, обогащенные неарийскими и доарийскими представлениями, божествами, ритуалами, древние ведические принципы в упрощённом виде стали доступными для всех. Выделяются три аспекта единого Абсолютного Бытия (Брахмана) по его отношению к миру множественности: создание (проявление), сохранение, разрушение (возвращение к изначальному единству). Эти три аспекта олицетворяются тремя главными богами индуизма (вместе они называются Тримурти): Брахмой, Вишну, Шивой. В отличие от китайской философии, где активным считается мужское начало, а женское – пассивным, в индийской традиции с мужским связывают сознание, созерцательный, непроявленный аспект Абсолюта, с женским же – энергию (Шакти), деятельный аспект. В религиозных представлениях Шакти – энергия – олицетворяется Великой Богиней, Матерью мира. Она, как и мужское начало, почитается в нескольких аспектах, которые символизируются женами богов Тримурти. Жена Брахмы, Творца мира, – Сарасвати, покровительница наук и искусств, изображается восседающей на цветке лотоса с музыкальным инструментом в руках. Лакшми, спутница вседержителя Вишну, – богиня счастья и процветания. Супруга Шивы известна в нескольких аспектах и под несколькими именами. Это любящая, нежная, кроткая жена и мать – в этом проявлении она зовется Парвати. В грозном воинствующем аспекте она – Дурга, ее изображают сидящей на льве, с оружием в руках. В ужасающем аспекте времени, пожирающего все, им порожденное, она – Кали, с окровавленным языком и в ожерелье из черепов. В иудаизме, христианстве, исламе Богу поклоняются как Создателю мира. В Индии религиозным идеалом является освобождение от мира множественности и осознание своей тождественности с Абсолютом, единственной Реальностью, поэтому деяние Брахмы особого благоговения не вызывает. В огромной Индии существует лишь один храм, посвященный Брахме. Большинство же индуистов делятся на шиваитов, вишнуитов и шактистов.
Хотя в индуизме содержатся тысячи религиозных направлений, все они имеют общие черты, которые позволяют считать индуизм не конгломератом религий, а одной религией. Вот эти черты. – Есть единая, всепроникающая, абсолютная Реальность, аспектом которой является весь проявленный мир; – мир проходит бесконечные циклы творения, сохранения и исчезновения; – существует карма – закон причин и следствий, – согласно которому каждый человек сам творит свою судьбу своими поступками, словами и мыслями; – душа неоднократно воплощается; – все души эволюционируют по направлению к единству с Богом и обретают в конце концов Просветление и свободу от круга перерождений; – существуют невидимые миры, населенные духовными сущностями, а ритуалами и священнодействиями люди вступают с ними в отношения; – все формы жизни священны и достойны любви и поклонения, поэтому индуисты соблюдают ахимсу (ненасилие, невреждение); – ни одна религия не вправе исповедовать единственный способ спасения, превознося его над всеми остальными; различные религии составляют грани единого Пути к одной и той же Истине. В середине I тысячелетия нашей эры Индия переживала период застоя в духовной жизни, упадок буддизма и индуистских культов. " Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок. Когда нагло порок торжествует, Я себя порождаю. Арджуна. Из века в век Я являюсь, чтоб восстановить погибшую дхарму, Чтобы вновь заступиться за добрых, чтобы вновь покарать злодеев", - так говорит Бог в Бхагавад Гите. Именно в подобное время родился тот, кого считают аватарой (воплощением) Шивы - Шанкара. Множеством знамений сопровождалось его рождение, и великими свершениями ознаменовалась короткая (32 года) земная жизнь Шанкары. К восьми годам он овладевает религиозно-философским наследием и принимает обет бродячего аскета - саньяси. Тогда же он встречается со своим учителем Говиндой и на его вопрос: "кто ты?" отвечает так:
"Я не земля, не вода, не огонь и не воздух. Не пространство, не органы чувств и не скопище их. Ибо невечно все это, пребывающее в непроявленном. Я - ТО, единое, запредельное, благое, свободное. Я не вверху, не внизу, не внутри, не снаружи. Не в центре, не между, не спереди и не сзади. Ибо я всюду, подобно пространству, и по природе своей неделим. Я - ТО, единое, запредельое, благое, свободное. Я не учитель и не наука, не ученик, не ученье. Я не "ты" и не "я" и не эта вселенная. Ибо в истинной сути Я - просветленье за пределами образов. Я - ТО, единое, запредельное, благое, свободное". К шестнадцати годам Шанкара создает большую часть своих комментариев и трактатов, а также поэм и гимнов, воспевающих Шиву и Вишну. Остальные 16 лет его жизни были посвящены проповеди веданты, странствованию по Индии. Шанкара сыграл огромную роль в обновлении духовной среды Индии, стараясь привести десятки разнообразных, иногда противоречащих друг другу религиозно-философских направлений и культов к одной общей основе, к единой цели – познанию Истины. Не разрушая ни одного социального или религиозного института, он все многообразие проявлений жизни объединял всепронизывающёй Истиной. Шанкару называют "восстановителем шести доктрин", так как он восстановил шесть основных путей почитания Бога, очистив их от накопившихся смысловых искажений. Главная идея Шанкары – адвайта (недвойственность), кратко она выражена в знаменитом афоризме: "Брахман подлинен, мир неподлинен, джива (живое существо) – не что иное, как Брахман". Постижение тождества между Атманом и Брахманом – единственное средство освобождения от уз конечного мира. Исполнение обрядов не поможет, только Знание способно уничтожить причину вовлеченности в преходящее бытие. Эта причина – Неведение. Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему; только Знание устраняет незнание, как свет разгоняет мрак. Майя, космическая иллюзорная сила, скрывает истинную сущность Брахмана, поэтому бесконечный и вечный Абсолют проявляется как Сущность, ограниченная пространством и временем. В соединении с космической Майей Брахман проявляется как Ишвара (личный Бог), а в соединении с индивидуальной майей как джива - индивидуальная душа. Кажется, что майя как ограничивающий принцип изменяет природу Сущности, которая проявляется в виде божеств, ангелов, людей, животных, растений, камней. Но в действительности майя не привносит никаких реальных изменений. Когда она отброшена Знанием, объект, который раньше воспринимался в силу незнания ограниченным, осознается вездесущим Брахманом. Относительная реальность глубоко укоренилась в сознании людей. Чтобы ее отвергнуть, мало интеллектуального понимания, необходима медитация, различение вечного и преходящего, истинного вечного Я и преходящего личного "я", необходимо нейтральное отношение ко всему преходящему и стремление к освобождению. Стремление должно быть таким же сильным, как стремление задыхающегося под водой глотнуть воздуха. Шанкара понимал, что каждый уровень сознания имеет свое понятие о божественном, и это нормально. Невозможно требовать от человека с неразвитым сознанием глубокого философского представления о бескачественном безличном Брахмане. Важно лишь, чтоб этот человек выполнял свою дхарму, не был плохим человеком. Шанкара полагал, что любое религиозное представление делает человека лучше, чище. Поэтому, странствуя, он посещал все храмы, которые встречались на его пути, молился местным богам вместе со всеми, и даже помогал восстанавливать пришедшие в упадок древние верования и культы.
Адвайта-веданта Шанкары не может удовлетворить людей эмоционального склада, им больше подходит интерпретация Веданты Рамануджей (XI-ХПвв.). Рамануджа в отличие от Шанкары признает реальность, вечность, неслиянность бесчисленного множества "духовных единиц". Дживы (живые существа) представляют собой "части" или подчиненные модификации Брахмана. В этом учении, получившем название "ограниченного недуализма" (вишишта-адвайта), особое значение приобретает личный аспект божества, а любовь к нему (бхакти-йога), в сочетании с выполнением религиозно окрашенного долга, – главное и высшее средство спасения. В бхакти-йоге особенно важна самоотдача, препоручение себя божественному покровительству. К этой ветви веданты принадлежит современное движение "Сознание Кришны". Считается, что чань-буддизм возник в Китае после того, как туда переселился из Индии в начале VI века знаменитый патриарх индийского буддизма Бодхидхарма. На вопрос принявшего его известного покровителя буддизма императора У-ди, как будут оценены его заслуги (строительство монастырей и храмов, пожертвования, копирование сутр), Бодхидхарма ответил, что все это ничего не стоит. Покинув разочарованного У-ди, Бодхидхарма удалился с групппой последователей и положил начало новой секте – чань. Название "чань" (как и японское "дзэн") произошло от санскритского "дхьяна" – медитация. После смерти пятого патриарха чань распался на северную и южную ветви. Звание шестого патриарха стали оспаривать двое – Шэнь-сю, бывший сторонником традиционной точки зрения, согласно которой просветление – это закономерный результат длительных усилий и медитаций, и Хуэй-нэн, противопоставивший этому каноническому тезису идею о внезапном озарении в результате интуитивного толчка. Вскоре более каноническая северная ветвь пришла в упадок и практически заглохла, а идеи Хуэй-нэна, нашедшие отражение в известной "Сутре шестого патриарха", стали основой для последующего развития секты в ее китайском и японском вариантах.
Чань-буддизм – это слияние даосизма и буддизма, причем влияние даосизма выражено сильнее. Приверженцы чань не стремятся вперед в поисках Истины, не пытаются достичь нирваны и стать Буддой. Все это прах и суета. Истина и Будда всегда с тобой, вокруг тебя, надо только уметь их увидеть. Истина и Будда во всем – в пении птиц, в нежном шелесте листвы, в красоте гор, в тиши озера, в разумной сдержанности церемониала, в очищающей силе медитации, в скромном величии простой физической работы. Кто не видит Будды и Истины во всем этом, тот не сможет найти их ни на небе, ни в раю, ни сегодня, ни в отдаленном будущем. Пробуждение – это вопрос дерзости, решимости "отпустить себя", не откладывая ни на миг, не сомневаясь в том, что естественное, спонтанное поведение человека и есть ум Будды. Чань против любой вербализации (облечения в слова), тексты сами по себе могут явиться препятствием к Просветлению, так как рождают привязанность к "имени и форме". Сущность вещей и явлений постигается, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. В чаньской практике обучения широко распространены коаны –парадоксальные задачи. Как правило, вначале используются коаны "Изначальное лицо" Хуэй-нэна, "У" Чжао-чжоу или "Одна рука" Хакуина. На первой встрече наставник велит ученику найти свое "изначальное лицо", то есть свою основную природу, какой она была до зачатия. Ученик должен явиться, когда обнаружит его, и привести доказательства своего открытия. Ученик обнаруживает, что у наставника нет терпения выслушивать философские или еще какие-либо словесные ответы. Он требует, чтобы ему "показали", ему нужно определенное доказательство, ученик начинает демонстрировать ооразцы реальности" – камни, листья и ветви, он "выдает" крик, жест – все, что ему приходит в голову. Но все это отметается наставником, пока ученик, уже не в состоянии вообразить ничего нового, не придет в полное замешательство – и в этот миг он начинает нащупывать правильный путь. Он знает, что не знает. В буддизме есть известное положение: "Любая собака обладает природой Будды". Когда обучение начинают с коана Чжао-чжоу "У", ученику предлагают выяснить, почему Чжао-чжоу ответил "У ("Нисколько!") на вопрос, "обладает ли собака природой Будды". Наставник требует, чтобы ему показали это "нисколько". В Китае есть поговорка "одной рукой не хлопнешь в ладоши". Отсюда коан Хакуина: "Каков звук от хлопка одной ладони?" Можно ли услышать то, что не звучит? Может ли издать звук предмет, которому не обо что хлопнуть? В чань-буддизме большое значение имеет непосредственный контакт учителя с учеником. Часто чаньский наставник своим странным поведением, неспровоцированными ударами, противоречивыми высказываниями ввергает психику ученика в хаотическое состояние, рушит ее структуры, позволяя увидеть мир no-новому, таким, какой он есть на самом деле. Но методы "шокотерапии" не могли заменить интенсивной внутренней работы, ведущей к его духовному преображению. Они служат лишь побудительным толчком к такой практике или же в ее кульминации выводят из логического тупика, вызывая внезапное просветление (сатори). Чаньские учителя сравнивают такую ситуацию с встряхиванием дерева, на котором находится созревший плод: достаточно тряхнуть дерево и плод упадет, но если он еще не созрел окончательно, трясти бесполезно.
Говорят, что человек, цепляющийся за свое "я", живет как бы с постоянным шипом в теле, а буддизм – это другой шип, с помощью которого извлекаемся первый. Когда же шип вытащен, оба шипа выбрасывают. Но как только буддизм, философия или религия становятся средством обретения духовной безопасности, новым способом цепляния за свое "я", то оба шипа сливаются в один – и как тогда их вытащить? Получается, как говорил чаньский наставник Банкей, "смывание крови кровью". Поэтому в Дзэн нет "я", нет Будды, за которых можно уцепиться; нет добра, которое можно приобрести, и зла, которого следует избегать, нет ума, который нужно очищать, тела, которое погибает, и души, которая спасется. Все абстракции разбиваются одним ударом: Чтобы спасти жизнь, ее надо разрушить. Когда она полностью разрушена, человек впервые обретает покой. Одно слово успокаивает небеса и землю. Единым мечом уравнивается весь мир. После закрытия Юстинианом последней философской школы в Афинах, гонимые философы – платоники и аристотелики, как и многие ученые (принадлежавшие в основном к несторианским и монофизитским кругам), нашли себе пристанище в Иране. Они сохранили античное философское и научное наследие и распространили его в культурных центра» Ближнего Востока. С греческого языка на сирийский переводилось огромное количество произведений. В Багдаде для переводов с сирийского на арабский халиф Мамун учредил даже особый "Дом мудрости". В IX веке в арабоязычном мире были известны все главные произведения философской и научной мысли античности. Исламская философская мысль развивается на основе синтеза коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, пифагорейцев, неоплатоников). Оказывали влияние также буддизм и индуизм. Вначале у арабов были особенно популярны идеи Платона и неоплатоников, но постепенно все больше внимания уделялось философии Аристотеля. У истоков исламской философии стоят два крупных мыслителя: аль-Кинди (800-870) и аль-Фараби (870-950). На Западную философию особое влияние оказали Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037) из Бухары, Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196) из испанской Кордовы. Если в начале богословие и философия развивались отдельно, то в XII-XIII произошло их согласование и сближение. Этому весьма способствовали труды ал-Газали (ум.1111), примирившего суфизм с ортодоксальным исламом. Период крестовых походов привел к богатым и плодотворным контактам между западноевропейской культурой и культурой восточных стран. Начиная с XII века, Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля. Арабские версии переводились на латынь, лишь затем Аристотеля стали переводить непосредственно с греческого. Особое место в исламе занимает суфизм – путь мистического (непосредственного) познания Бога. Суфий – это влюбленный в Истину. Истина, Реальность, Бытие, Бог – эти слова в суфизме считаются синонимами. Принцип единства бытия выражается суфиями через аналогию: безграничному океану подобно Абсолютное Бытие, а конкретные вещи и индивидуальные существа – волнам. Бог манифестирует себя в мире, но не полностью. Он прячется за покрывала темноты (природные тела) и покрывала света (тонкие духи). Мир – проявление Бога, и человеку легче всего найти Бога в собственном сердце. Но когда человек постигает Истину, он бессилен выразить ее вербально. Единственно возможный способ передачи истинного знания – язык символов и знаков. Поэтому в суфийской литературе богато представлены притчи, иносказания, метафоры. Наиболее распространенными являются парные метафоры мотылек-свеча, соловей-роза, символизирующие влюбленного и возлюбленную, то есть ищущего Истину суфия и Бога-Истину. Мотылек и соловей всегда страдают в разлуке и достигают единения с Возлюбленной, лишь сгорая в огне любви или погибая от смертельных уколов шипов розы. Соотношение человеческого "Я" и вселенского "Я" передается образами капли и океана. Акт познания Истины сравнивается с опьянением, где суфий – опьяненный, Истина – вино, пророк или духовный наставник – виночерпий. Чтобы достичь единения с Богом, надо освободиться от своего эго. До тех пор, пока ты остаешься собой, ты не увидишь Бога. Капля не может увидеть Океан глазами капли. Она должна сначала потерять себя в Океане, чтобы увидеть Океан глазами самого Океана. Часть не понимает целого; она должна соединиться с целым, чтобы постичь его. «Бог говорит с каждым… Он нашептывает в «ухо сердца», но не каждое сердце слышит Его. Его голос громче грома, а Его свет ярче солнца, о, если бы вы только могли видеть и слышать! Чтобы достичь этого, нам следует убрать эту непроницаемую стену, этот барьер – наше эго» (Джалаладдин Руми). Суфии отказываются от временных и относительных благ, от своего ограниченного "Я", а приобретают абсолютное и непреходящее, о чем говорит Ибн аль-Фарид: Смерть захлебнулась валом бытия, И вновь из смерти возрождаюсь я. Я отдал все, моих владений нет, Но я – весь этот целокупный свет. Христианская философия Западноевропейская философия средних веков – это философия христианская. В первые века христианская философия существовала в виде апологетики – оправдания христианства. Первым ярким христианским мыслителем, который систематизировал христианство, был Аврелий Августин, которого католическая церковь возвела в ранг Блаженных. Августин Блаженный (354-430) жил на полвека раньше Прокла, и в его философии много идей неоплатоников, но дух его философии сильно отличается от духа античной философии. Родился Августин в Северной Африке, мать его была христианкой. Сам же он к христианству шел долго и мучительно – через манихейство, скептицизм, неоплатонизм. Свои искания он подробно описывает в "Исповеди" – первом сочинении такого жанра. В возрасте тридцати трех лет Августин принял христианство, стал активным деятелем христианской Церкви, неумолимым гонителем многочисленных еретиков, отступников от официальной доктрины. Бог у Августина – нематериальный Абсолют, противопоставленный миру и человеку. Бог не излучает из себя мир, как у Плотина, а творит мир из ничего (это представление называется креационизмом). Бог – не безличное единство, а личность, сотворившая мир по своей добровольной склонности, причем творящая его непрерывно. Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, они сразу исчезнут. Божественное существо Августин представляет в сответствии с догматом триединства, установленным Никейским собором. Вторую ипостась, Бога-Сына, Логос-Слово, он рассматривает как самосознание Бога-Отца и как то "да будет", в результате которого появился мир. Платоновские "идеи", образцы вещей, превратились у Августина в предвечные мысли Бога-Творца. Время – это мера движения и изменения сотворенных вещей, оно не существовало до творения мира. Вечность – не бесконечно длящееся время, она противопоставляется времени. В ней нет "прежде" и "после", лишь постоянное "теперь". Борясь с дуализмом, Августин доказывал, что зло не существует само по себе, зло – это только отсутствие или малая степень добра. Эту проблему – объяснение наличия зла в мире при абсолютной благости и всемогуществе Творца – называют теодицеей. Теодицею Августина, объявившего зло ослабленным добром, иногда называют христианским оптимизмом. Человеческая душа, созданная Богом, имеет начало, но не может иметь конца. К ней неприложимы никакие пространственные и количественные характеристики, она полностью противопоставлена телу. Каким образом нематериальная душа соединяется с материальным телом, Августин объяснить не сумел. Абсолютное превосходство души над тленным и преходящим телом требует пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. Чем большим количеством вещей пренебрегает человек, тем выше его добродетель. Блага человеческой жизни делятся на те, которыми можно наслаждаться (любовь к Богу) и на те, которыми нужно только пользоваться, не привязываясь к ним. Поскольку грех Адама и Евы, передавшийся всему человечеству, исказил и ослабил человеческий ум, он должен опираться на божественное откровение. Познает человек, черпая из глубин собственного духа, хотя ему иногда и кажется, что из внешнего мира. Душа не существовала до рождения, поэтому источником вечных и неизменных идей в глубинах души может быть только Бог. Августин различает науку и мудрость: наука – это познание, позволяющее нам пользоваться вещами, а мудрость – это познание духовных объектов и божественных дел. Концепция истории Августина интересна тем, что в ней появилась идея прогресса. Содержание истории – это борьба божьего царства и земного царства. Божье царство составляют люди, избранные и ведомые Богом, земное царство - люди, чьи поступки определяет их свободная греховная воля. Прогресс проявляется в расширении божьего царства. Последняя эпоха человеческой истории, начавшаяся вместе с христианством, соответствует шестому дню творения, за которым последовал день отдыха. Так и в день Страшного суда избранная часть человечества отделится от подавляющего большинства грешников, с которыми она была перемешана в течение всей человеческой истории, и соединится с Богом. Нечестивые же будут соединены с их истлевшими телами и ввергнуты в вечный огонь. В первые века христианства, когда ожидалось со дня на день второе пришествие и конец света, резко обозначилась противоположность религиозных и мирских устремлений. Мир, которому осталось существовать считанные годы или десятилетия, не только не имел значения, но и мог стать препятствием для спасения души. Этим диктовалось требование аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. Около восьми веков господствовал августинизм в католической философии и в качестве идеала пропитывал сознание каждого человека. К осуществлению такого идеала, разумеется, не было готово средневековое общество, и создалось напряжение, ножницы между идеалом и возможностью его осуществления. Это и стало причиной поворота к другой крайности. С небес на землю стал перемещаться взор человека XII-XIII столетий. Маятник пошел в сторону натурализма, который достиг пика своего развития в XVIII веке. В XII-XIII веках даже в среде кардиналов и папской курии тело больше не считается "мерзкой оболочкой души" (по выражению Григория Великого), к нему относятся уважительно – при жизни человека и после его смерти. Бонифаций VIII запрещает расчленение тела умершего короля, хотя еще после смерти Людовика Святого эта процедура считалась обычной. Все это не означает, что земное ценится само по себе, в отрыве от небесного ("отрыв" произойдет несколькими столетиями позже), это означает, что небесное для людей XII века стало проявляться через земное. Возрастает внимание к эфемерному, мимолетному, ибо в мимолетном выражает себя не что иное, как вечное. Духовное просвечивает через материальное. Сфера духовного расширяется, и материальный мир, который раньше противопоставлялся духовному миру, теперь становился его символом или даже проявлением. «Глядя на красоту и великолепие мира, ты поймешь, что он подобен прекрасному гимну и все, что создано на земле, в своем многообразии звучит в унисон, образуя аккорд высшей красоты" (Гильом Овернский). Земные явления – необходимые ноты в аккордах божественного гимна. Мало того, чуткое ухо по этим нотам может восстановить его звучание. Хотя в раннем средневековье непосредственной целью борьбы были обычно земные блага, земная власть, но ценности, во имя которых люди жили и сражались, не были земными – это град Божий, рай, вечная жизнь и т.д. В XII веке происходит плавное обращение к земному миру и его ценностям. Труд из отрицательной ценности – наказания – трансформируется в положительную – участие в созидательных делах, угодных Богу. Отступает мысль о том, что всякое новшество вдохновлено дьяволом, технический прогресс не отождествляется более с грехом. Меняется отношение к Христу: возрождается интерес к Иисусу как к человеку, к обстоятельствам его жизни. Меняется отношение к человеческому телу, земле, земной истории. Монахи в раннем средневековье приучили общество к представлению, что смех – самое постыдное из звучаний, которые могут издавать уста. Евангелия не говорят о том, что Иисус в своей земной жизни хоть раз смеялся, поэтому и человек должен не смеяться, а оплакивать свою испорченную первородным грехом натуру. Но в XIII веке смех рассматривается как прообраз райской радости. В теории главенствовали крупные университетские теологи, а в повседневной практике важнейшим образцом выступал Франциск Ассизский. Франциск всегда предстает с радостным лицом, и своей братии он советует проявлять веселость. Молодые английские францисканцы вновь основанного оксфордского монастыря так ревностно следовали этим советам, что буквально заходились в приступах частого безумного смеха, вызывая даже беспокойство у руководителей ордена. На фигуре святого Франциска следует остановиться подробнее. В юности Франческо Бернардоне из итальянского городка Ассизи увлекался провансальской поэзией. Он и позже называл себя трубадуром. Как у большинства великих мистиков, его вера была подобна не теории, а влюбленности. С такой точки зрения писатель Герберт Честертон объясняет аскетизм святого Франциска: "Расскажите жизнь Франциска как жизнь трубадура, безумствующего во имя любви, и все станет на свое место. Никого не удивит, что поэт собирает цветы на солнцепеке и простаивает ночи в снегу; превозносит телесную, земную красоту – и не ест; славит золото и багрец – и ходит в лохмотьях; стремится к счастью – и к мученической смерти. Все эти загадки легко разрешаются в простой истории любой благородной любви". Франциск был озарен сиянием Божественной любви, и его самоотречение было не самоконтролем, а страстью, наслаждением. Христос для Франциска – Богобытие, безграничное во времени и повсюду сущее в пространстве. Франциск видел, что пребывание Христа в мире не прервалось, он напомнил обещание: "Я с вами до скончания века". Он показал, что любить позволено не только Бога, но и тварный мир. Любовь святого Франциска распространялась на все одушевленные и неодушевленные создания. Он хотел идти к императору и умолять его, чтобы тот запретил убивать братьев жаворонков; любовью умиротворяет злобного волка; проповедует птицам; собирает с дороги червей и относит их в безопасное место. Он чувствует такую любовь и благоговение к огню, что не позволяет братьям тушить загоревшуюся на нем одежду. Для него были открыты сердца всех тварей, и легенда гласит, что природа питала ответную любовь к Франциску. Он видел мир не отделенным от Бога. Сохранился рассказ о том, как один из его монахов однажды "был так вознесен в Боге, что видел в Нем, Творце, все творение Его, и небесное, и земное, и все их совершенства, и степени, и различные порядки; и ясно уразумел тогда, как каждое творение являло своего Творца, и как Бог пребывает и над, и внутри, и вне, и вокруг всех творений." Свое собственное тело святой Франциск добродушно и насмешливо называл "братом ослом" и укорял за леность и непослушание, но готов был слушать справедливые жалобы этого "брата осла". Однажды Франциск, больной и изнуренный, спросил одного монаха, как ему быть со своей плотью, потому что, обессиленная, "она сама уже ни о чем не просит". Монах спросил святого: слушалась ли плоть Франциска, пока была в силах? И он ответил: в совершеном согласии жили мы, я и она, и дружно служили Христу. Тогда монах сказал: "Где же, отец, милосердие твое, где же любовь и снисходительность? Как мог бы ты служить Христу без помощи тела? Разве справедливо отказывать в помощи такому верному другу, который жизни не жалел для тебя? Не бери, отец, этого греха на душу." И поблагодарив монаха, Франциск начал говорить своему телу: "Радуйся, брат тело, ибо отныне я охотно буду исполнять твои желания и поспешу помочь твоим горестям". Папа Иннокентий III утвердил орден, основанный Франциском, но вскоре структура и характер ордена сильно изменились. Он был реорганизован по иерархическому принципу, а его глава ("генерал") стал назначаться папой. Франциск отошел от руководства окостеневшим орденом, который в результате многочисленных пожертвований верующих быстро перестал быть нищенствующим. Одновременно с францисканским был основан орден святого Доминика, тоже объявивший себя нищенствующим. В дальнейшем доминиканцы стали главным орудием инквизиции, духовной жандармерией, они называли себя "псами господними" (по-латыни - domini-canes). Наряду с францисканцами, они занялись преподаванием в университетах, захватив руководство некоторыми из них.
XII-XIII века – это время расцвета схоластики ( от лат. schola -школа). Схоластика – не теория, а стиль философствования, стиль мышления. "Священное учение, – говорил Фома Аквинский, – пользуется человеческим разумом не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы прояснить все то, что предлагается в этом учении". Выявление, прояснение – определяющий принцип схоластики. Чтобы прояснять веру через разум, необходимо прояснить сначала саму систему мысли. Это помогала сделать особая организация письменного изложения, выявляющая сам процесс разворачивания мысли. Отсюда проистекает схематизм схоластических сочинений. Схоластические писания дожны были отвечать трем требованиям: - достаточное перечисление (всеохватность), - достаточная членораздельность (членение текста на главы, рубрики, параграфы), - достаточная взаимосвязь. Это не значит, что схоласты мыслили более упорядоченно, чем Платон или Аристотель, но они считали необходимым четко выявить упорядоченность и логику своей мысли. Схоластика обладала монополией на образование, поэтому страсть к "выявлению" и "разъяснению" проникла практически в каждый ум, занимающийся проблемами культуры, превратилась в "умственную привычку". В трактате по медицине, пропагандистской листовке, биографии Овидия – везде обнаруживается все та же одержимость систематикой делений и подразделений, демонстрацией методики. Это пристрастие оказало непосредственное воздействие и на все искусства. В музыке это достигалось введением такта, а в изобразительных искусствах – с помощью точного и систематического разделения изобразительного пространства. В готической архитектуре господствовал "принцип прозрачности": членения интерьера могли быть "прочитаны" с фасада. Схоластическая философия достигла своей вершины в творчестве Фомы Аквинского (1225-1274), который осуществил синтез аристотелевской философии и христианства. Св. Фома был сыном графа Аквинского, замок которого был расположен в Неаполитанском королевстве. Шесть лет он учился в университете Фридриха II в Неаполе, затем в Кельне и Париже. Вопреки сопротивлению семьи вступил в доминиканский орден. Фома Аквинский тоже отстаивал позитивное отношение к плоти против "августинианских ворчунов": пренебрежение к телесному началу, говорил он, представляет собой рецидив манихейства. В противоположность платоновско-августинианской традиции, рассматривавшей вселение души в тело человека как некое наказание для нее и видевшей в телесном существовании души ущербность, Фома считал соединение души и тела нормальным явлением бытия. Бестелесная душа творится Богом для данного индивидуального тела и всегда соразмерна ему. Но индивидуальности человеческая душа не утрачивает и после смерти конкретного тела, которое она оживляет. Это происходит благодаря специальной помощи Бога, особому акту, который сохраняет ее индивидуальную суть и в состоянии бестелесности. Но бестелесное существование души является ущербным, ибо полная субстанция человека требует единства души с телом, которое и восстанавливается в день Страшного Суда. Фома Аквинский окончательно примирил католическую церковь с учением Аристотеля. Многие положения томизма (учения Фомы Аквинского) почерпнуты из Аристотеля. Св. Фома отвергал доказательства бытия Бога, которые исходят из непосредственной данности Его человеческому сознанию, опровергая августинианцев и мистику, не принимающую необходимость Церкви. Могут быть только косвенные доказательства – из следствий. Доказательств таких пять. 1. Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное. Следовательно, дожен быть перводвигатель. 2.Все в мире имеет причину. Должна быть первая причина. 3. Мир состоит из случайностей, должна быть абсолютная необходимость. 4.Различные степени совершенства измеряются абсолютным пределом, следовательно, должно быть абсолютное совершенство. 5. Мир целесообразен, следовательно, должен быть Бог, полагающий цели для всего, что происходит в природе. Идя одним из пяти путей, человеческий ум убеждается в бытии Бога. В Боге сущность и существование едины. У остальных – от ангела до камня – сущность не определяет всей конкретности их существования. Чтобы оно появилось, необходим акт милостивого Бога. Пассивную аристотелевскую первоматерию Фома объявил продуктом творчества Бога "из ничего". Кроме материальных форм, есть бестелесные (ангелы). Духовной материи, в отличие от августинианцев, Фома не признавал. Фома не соглашался с августинианскими "ворчунами", что каждое явление мира – результат непосредственного вмешательства сверхприродного Бога. Бог действует не так примитивно, Он использует естественные ("вторичные") причины как свои инструменты.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.084 с.) |