Виды наглядных пособий, применяемые на уроках ручного труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды наглядных пособий, применяемые на уроках ручного труда.



Билет 5

1. Рисование как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. Рисование – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. Среди различных видов деятельности умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. И именно рисование является особенно любимым. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Академик В.М.Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». Психолого-педагогическое изучение особенностей графической деятельности умственно отсталых детей учеными в значительной степени способствовало научному обоснованию методики преподавания рисования в специальной школе. Обучение детей рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. При обучении умственно отсталых дошкольников большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и в известной степени самостоятельности ребенка. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер. Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Метод совместных действий максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников, поскольку позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

2. Основные техники живописи: темпера, фреска, масляная живопись, пастель, мозаика, акварель. Темпера (итал. tempera, от temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которыхявляются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животногоклея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) посвежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбонатакальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органичносвязанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Масляная живопись вид живописи художественной масляными красками, которые готовят растиранием неорганическихпигментов в отбелённом льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Маслянымикрасками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальнымигрунтами (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная маслянаяживопись. Пасте́ль группа художественных материалов, применяемых в графике иживописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится кграфике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглыхбрусков или брусков с квадратным сечением. Мозаика, изображение илиузор, ивыполненные из однородных или различных по материалу частц (камень, смальта, керамическиеплитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также дляукрашения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Акварель (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Разновидности техник акварели:

по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Билет 6

Билет 7

1. Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики детей. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрас­тной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

Первичный дефект яв­ляется следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, наруше­ний умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не ком­пенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личност­ном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культур­ных ценностей.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реак­ции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Рассматривая процесс развития как единый процесс, где каждый после­дующий этап зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реаги­рования зависит от достигнутого ранее, Л. С. Выготский говорит о необходимости различать первичный дефект и вторичное осложнение развития.

Ядерные признаки умственной отсталости от вторичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром. Наиболее частым осложнением оказывается недоразвитие высших психологических функций. Под этим понимается недо­развитие высших форм памяти, мышления. Различие первичных и вторичных дефектов имеет, по мнению Выготско­го, не только теоретический, но и практический интерес, в том смысле, что вто­ричные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающиеся лечебно-педагогическому воздействию. Важнейший вывод, к которому приходит Л. С. Выготский, состоит в том, что такой ребенок принципиально способен к куль­турному развитию, может вырабатывать в себе высшие психические функции, но фактически часто оказывается культурно недоразвитым и лишенным этих функций.

2. Предмет, задачи курса «Ручной труд» в коррекционной школе.

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива — это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с нарушением интеллекта.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучен и я в специальной (коррекционной) школе являются:

§ формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью;

§ коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;

§ формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности.

Билет 8

Билет 5

1. Рисование как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. Рисование – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. Среди различных видов деятельности умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. И именно рисование является особенно любимым. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Академик В.М.Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики». Психолого-педагогическое изучение особенностей графической деятельности умственно отсталых детей учеными в значительной степени способствовало научному обоснованию методики преподавания рисования в специальной школе. Обучение детей рисованию было признано одним из важных коррекционных средств. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. При обучении умственно отсталых дошкольников большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и в известной степени самостоятельности ребенка. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер. Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Метод совместных действий максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников, поскольку позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

2. Основные техники живописи: темпера, фреска, масляная живопись, пастель, мозаика, акварель. Темпера (итал. tempera, от temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которыхявляются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животногоклея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) посвежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбонатакальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органичносвязанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей. Масляная живопись вид живописи художественной масляными красками, которые готовят растиранием неорганическихпигментов в отбелённом льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Маслянымикрасками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальнымигрунтами (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная маслянаяживопись. Пасте́ль группа художественных материалов, применяемых в графике иживописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится кграфике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглыхбрусков или брусков с квадратным сечением. Мозаика, изображение илиузор, ивыполненные из однородных или различных по материалу частц (камень, смальта, керамическиеплитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также дляукрашения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Акварель (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Разновидности техник акварели:

по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Виды наглядных пособий, применяемые на уроках ручного труда.

.Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций;

– метод демонстраций.

Принцип наглядности обучения реализуют демонстрационные методы, которые непосредственно обеспечивают восприятие учащихся конкретными образами изучаемых предметов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики младших школьников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала.

Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным - модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др.

В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия. Например, на уроках ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида могут использоваться следующие демонстрационные пособия:

  • демонстрационные коллекции;
  • раздаточные наборы образцов материалов;
  • картины, таблицы-коллекции;
  • образцы изделий;
  • предметные карты;
  • самодельные пособия и др.

 

Билет 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.014 с.)