СПРАВОЧНИК ИНСТРУКТОРА-ПАРАШЮТИСТА




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПРАВОЧНИК ИНСТРУКТОРА-ПАРАШЮТИСТА



В. А. СМИРНОВ

СПРАВОЧНИК ИНСТРУКТОРА-ПАРАШЮТИСТА

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР 1989

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Спасательные парашюты

Парашют С-3-3

Парашют С-4

Парашют С-4У

Парашют летчика-планериста ПЛП-60

Парашют С-5К

Глава 2. Тренировочные парашюты

Парашют Д-1-5У

Парашют Д-5 серии 2

Парашют Д-6

Парашют Т-4 серии 4М

Парашюты УТ-15 и УТ-15 серии 2

Парашют УТ-15 серии 5

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-9 серии 2

Спортивная парашютная система ПО-16

Планирующая оболочковая парашютная систем ПО-17

Глава 3. Запасные парашюты

Парашют 3-5 серии 4

Парашют 3-5

Парашют 3-4

Парашют 3-2 серии 2

Парашют 3-3

Парашют ПЗ-74

Парашют ПЗ-81

Глава 4. Парашютные приборы

Парашютные страхующие приборы КАП-3 и ППК-У

Парашютный кислородный прибор КП-23

Парашютный кислородный прибор КП-27м

Парашютный высотомер

Глава 5. Самолет Ан-2

Глава 6. Некоторые вопросы методики подготовки спортсменов-парашютистов

Глава 7. Вопросы безопасности прыжков с парашютом

Приложения

Приложение 1. Основные тактико-технические данные парашютов

Приложение 2. Сроки службы и технические ресурс парашютов и парашютной техники

Приложение 3. Отличительные особенности типов и модификаций запасных парашютов

Приложение 4. Скорости полета при выполнении основных элементов техники пилотирования на самолете Ан-2 в простых метеорологических условиях

Приложение 5. Технический осмотр страхующего прибора перед установкой на парашют при каждом его применении

Приложение 6. Размеры ранцевых резин (пружин) и шлангов

Приложение 7. Температурные режимы эксплуатации и хранения парашютов

Приложение 8. Результаты выступлений сборной команды СССР по парашютному спорту на чемпионатах мира (классический парашютизм)

Приложение 9. Бюллетень № 21717-86БУ по доработке парашютной системы ПО-9 сер.2 в ПО-9 сер. 3

Смирнов В. А.

С50 Справочник инструктора-парашютиста. ─ 2-е изд., доп. ─ М.: ДОСААФ, 1989 ─ 220 с, ил. 65

 

В справочнике излагаются Тактико-технические данные эксплуатирующихся в настоящее время различных типов парашютов (спасательных, тренировочных, запасных), а также парашютных приборов самолета Ан-2; рассматриваются некоторые вопросы методики и безопасности прыжков с парашютом.

Во второе издание справочника дополнительно включены тактико-технические данные парашютов ПО-16, ПО-17, ПЗ-81, которые начинают поступать в учебные авиационные организации, результаты выступлений сборной команды СССР по парашютному спорту на чемпионатах мира.

Для специалистов парашютной подготовки (службы), летчиков и спортсменов-парашютистов.

 

http://www.borkodrom.ru

Сканирование и распознавание ─ Алексей Поспелов (Fduch C)

Красногорск 2007

При цитировании или опубликовании на других ресурсах, ссылка обязательна.


В. А. СМИРНОВ

СПРАВОЧНИК ИНСТРУКТОРА-ПАРАШЮТИСТА

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР 1989

ВВЕДЕНИЕ

Вы выбрали себе профессию инструктора-парашютиста. Это почетная, но вместе с тем и ответственная профессия. Вам предстоит работать с начинающими парашютистами, растить из них высококвалифицированных спортсменов-парашютистов, мужественных, честных, преданных Родине людей.

Вам предстоит не только закладывать первые кирпичики в профессиональное мастерство парашютиста, но и формировать характер молодого гражданина СССР, так как обучение и воспитание ─ процесс единый.

В процессе обучения и воспитания деятельность инструктора и обучаемого имеет общую цель и развивается в деловом содружестве, в органической взаимосвязи между собой. Однако ведущая роль в нем остается за инструктором. Изучение личных качеств обучаемого и его индивидуальных психологических особенностей становится неотъемлемой частью всего процесса подготовки спортсменов-парашютистов.

Основным условием продуктивной работы инструктора-парашютиста является его педагогическое мастерство, заключающее в себе синтез личных качеств инструктора, его знаний, навыков и умений.

Высокий уровень педагогического мастерства инструктора определяется его профессиональной подготовленностью и морально-волевыми качествами, примерностью и авторитетом, педагогическим тактом, а также наличием организаторских способностей.

Инструктор-парашютист должен обладать следующими качествами:

высокой коммунистической убежденностью, проявляющейся в беспредельной преданности советскому народу, умении подчинить личное общественному;

глубокими знаниями современной парашютной техники, эксплуатируемой в авиационных организациях;

высоким уровнем спортивной подготовки, обеспечивающим полную безопасность прыжков с парашютом; хорошей методической подготовкой, дающей возможность рационально организовать учебный процесс;

способностью наблюдать и анализировать деятельность обучаемого, чтобы правильно принимать необходимые меры воздействия;

умением руководить коллективом, объективно разбираться в результатах проделанной работы.

Необходимо иметь педагогический такт, заслужить авторитет среди воспитанников.

Одним из самых существенных проявлений педагогического мастерства, творческих способностей в обучении и воспитании учащихся является педагогический такт. Отсутствие его исключает всякую возможность постичь работу инструктора-парашютиста.

Педагогический такт ─ это особое чувство меры, педагогической целесообразности в деятельности инструктора-парашютиста, которое проявляется:

во вдумчивом и внимательном отношении к обучаемым парашютистам;

в обоснованности принятых мер воздействия;

в нравственной чистоте инструктора, в его умении быть выше сугубо личного, мелкого, случайного;

в умении быстро оценить обстановку, найти нужные и полезные для данной ситуации слова и поступки;

в умении понять обучаемых, представить себе их точку зрения.

Для педагогического такта характерны:

естественность и простота, не допускающие панибратства и заискивания перед обучаемыми;

серьезность без натянутости и казенной сухости;

ирония и юмор без насмешливости и унижения;

внимательность и предупредительность без навязчивости;

уравновешенность, не допускающая равнодушия; доброжелательность без мелочной опеки.

Авторитет инструктора-парашютиста создается его знаниями и правильными взаимоотношениями с парашютистами.

Успешное выполнение задач парашютной подготовки, поставленных перед инструкторским составом, требует дальнейшего повышения уровня профессиональной и методической подготовки. Проявляя творческую инициативу и непримиримость к недостаткам, инструкторский состав обязан исключить возможность парашютных происшествий по вине личного состава.


Глава 1.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПАРАШЮТЫ

ПАРАШЮТ С-3-3

Парашют (рис. 1, 2) является индивидуальным средством спасения экипажей скоростных и высотных самолетов при совершении вынужденных прыжков как над сушей, так и водной поверхностью.

Парашют может применяться в тренировочном варианте в комплекте с запасным парашютом 3-2.

Таблица 1

Высота полета при выполнении прыжка (над уровнем моря), м Задержка раскрытия парашюта, с
От 100 до 1000 (малые высоты) От 1000 до 7000 (средние высоты) От 7000 до 12 000 (большие высоты) Более 12000 (стратосфера)     Без задержки Не менее 4 Не менее 15 Парашют раскрывать на высоте не более 9000 м

Примечание. При выполнении тренировочных прыжков с задержкой в раскрытии парашют вводят в действие на высоте не менее 500 м над рельефом местности.

Рис. 1. Форма купола парашюта С-3-3 в плане.

Римскими цифрами показаны номера полотнищ купола, а арабскими,

идущими по горизонтали─ квадраты полотнищ. Арабскими цифрами по кругу

обозначены номера строп

Рис. 2. Общий вид уложенного парашюта С-3-3:

1 ─ свободные концы подвесной системы; 2 ─ спинка; 3 ─ клапаны 4 ─ предохранительный клапан; 5 ─ ножные обхваты

2. При общей массе катапультируемой системы не более 165 кг парашют обеспечивает нормальную работу при катапультировании вверх из горизонтально летящего самолета на скоростях до 850 км/ч по прибору с отсоединением привязных ремней прибором АД-3,

установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытием парашюта страхующим прибором, установленным на время срабатывания 2 с и высоту 1000 м над рельефом местности.

При необходимости допускается ручное раскрытие парашюта с задержкой в раскрытии после отделения от катапультируемого сиденья (см.табл. 1).

3. При общей массе парашютиста с парашютом не более 100 кг парашют обеспечивает:

─ минимальную безопасную высоту прыжка, равную 100 м, из горизонтально летящего самолета на скорости 180 км/ч и более при немедленном введении парашюта в действие.

При этом время снижения на полностью раскрытом куполе не менее 2 с;

─ минимальную безопасную высоту при катапультировании вверх, равную 150 м, на скорости горизонтального полета 400 км/ч и более при отсоединении привязных ремней прибором

АД-3, установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытии парашюта страхующим прибором, установленным на время срабатывания 2 с и высоту не менее 1000 м над рельефом местности;

─ вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, на участке

30─35 м до земли, равную 6 м/с;

─ отсутствие возможности самопроизвольного раскрытия;

─ устойчивость при снижении;

потерю высоты при скольжении;

─ отсутствие явлений складывания купола при скольжении;

размещение в ранце парашюта спасательной лодки МЛАС-1 и страхующего прибора, а на ранце ─ кислородного прибора КП-23 или КП-27М;

─ усилие выдергивания вытяжного кольца не более 16 кгс.

4. Максимальный габарит ранца с уложенным в него куполом и страхующим прибором, мм: без кислородного прибора и лодки ─ 390x430X215;

без кислородного прибора с лодкой ─ 400X435X230; с кислородным прибором без лодки ─ 390X430X240; с кислородным прибором и с лодкой ─ 400X435x255.

5. Максимальная масса (без переносной сумки), кг: без кислородного прибора, лодки и страхующегоприбора ─ 14,084;

без кислородного прибора, с лодкой и страхующим прибором ─ 18,2;

с кислородным прибором, лодкой и страхующим прибором ─ 23,2.

6. Парашют обеспечивает надежную работу:

─ при однократном его применении на предельных скоростях, указанных в пп. 1, 2 настоящего раздела, и в аварийных условиях;

─ при 10-кратном применении на истинных скоростях до 250 км/ч;

─ при 5-кратном применении на истинных скоростях до 350 км/ч.

После пяти учебно-тренировочных прыжков на скоростях до 350 км/ч при отсутствии ожогов и порывов ткани и строп купола допускается применение парашюта в спасательном варианте. Учебно-тренировочные прыжки совершаются с применением запасного парашюта 3-2.

 

Работа парашюта в воздухе

Парашют вводится в действие только ручным способом путем выдергивания вытяжного кольца. Парашютный прибор ППК-У или КАП-3 служит лишь средством страховки.

При раскрытии парашюта клапаны ранца под воздействием ранцевых пружин откидываются в стороны, а фартук на главном клапане развертывается и выбрасывает вытяжной парашют, который вытягивает соединительную стропу из карманов чехла, чехол с уложенным в него куполом из ранца и стропы из сот чехла. Чехол сходит с купола и одновременно выходит из чехла второй вытяжной (поддерживающий) парашют, который, попадая в поток воздуха, наполняется и удерживает купол в вытянутом положении.

При снижении летчика на воду выдергивается шнуровое замыкающее приспособление, шпильки которого замыкают лодку в ранце.

Клапаны, зачекованные на петлях, освобождаются, а лодка под действием своей массы вываливается из ранца и удерживается на летчике шнуром, карабин которого надет на пряжку-полукольцо накладки, нашитой на комбинезоне, при этом перебрасывается двуплечий рычаг на баллоне с углекислотой и происходит наполнение лодки.

В случае применения парашютного кислородного прибора, последний автоматически отключается от бортовой кислородной сети при отделении летчика от самолета.

При выполнении тренировочных прыжков с парашютом С-3-3 категорически запрещается применение запасных парашютов при нормально работающем основном куполе, так как это может привести к складыванию, схождению и вращению куполов.

 

ПАРАШЮТ С-4

Парашют С-4 (рис. 3, 4) является индивидуальным средством спасения пилотов легкомоторных самолетов и вертолетов при аварии в воздухе как над сушей, так и над водой.

В комплект парашюта входят страхующий прибор и спасательная лодка МЛАС-1 ОБ.

 

Рис. 3. Схема купола парашюта С-4.

Римскими цифрами пронумерованы полотнища купола, арабскими ─ его квадраты.

Цифры по кругу ─ номера строп

 

2. Чехол купола изготовлен из капронового полотна (арт. 1516) оранжевого цвета, имеет форму рукава длиной 3600 мм, надевается на весь купол, в верхней части чехла нашиты два кармана, способствующие стягиванию его с купола.

На чехле имеется шесть пар несъемных и две пары съемных сот. Несъемные соты изготовлены из капроновой ленты прочностью 150 кгс, съемные ─ из ранцевого шнура и служат для замыкания фартука чехла. Нижняя пара съемных сот ─ двойная.

Фартук чехла имеет четыре окна для пропуска съемных сот.

Предохранитель строп закрывает стропы, уложенные в соты. По обе стороны сот нашиты капроновые ленты шириной 40 мм, под которые вставляется укладочная рамка. Чехол усилен продольными капроновыми лентами шириной 25 мм, заканчивающимися в верхней части уздечкой. На уздечку нашиты капроновые ленты, которые образуют кармашки для укладки соединительной стренги.

 

3. Соединительная стренга из капронового шнура ШККП-12-450 длиной 1580 мм соединяет вытяжной парашют с чехлом парашюта.

 

4. Вытяжной парашют из шелка Г, имеет форму правильного восьмиугольника площадью 0,98 м². Восемь строп вытяжного парашюта выполнены из четырех неразрезных капроновых шнуров 12К-90 прочностью 90 кгс, а центральная стропа ─ из шнура 12КП-120 прочностью 120 кгс. Концы строп сведены в коуш и оплетены провощенными льняными нитками 9,5/6.

Длина строп от нижней кромки купола до коуша равна 1165 мм. На купол нашит карман для укладки части длины строп.

 

5. Подвесная система изготовлена из капроновой ленты ПЛК-44, на ней монтируется ранец парашюта, а к свободным концам подсоединяются стропы основного парашюта.

Подвесная система состоит из главной лямки, двух наспинно-плечевых обхватов, образующих грудную перемычку и поясной обхват, спинки, двух ватников ─ левого и правого, замка ТП и четырех полуколец свободных концов подвесной системы.

 

6. Ранец коробчатой формы (с четырьмя клапанами ─ главным, торцовым и двумя боковыми) из капронового авизента, имеет металлическую раму жесткости размером 380X330 мм.

Внутри ранца расположено промежуточное дно для укладки спасательной лодки.

К промежуточному дну пришит предохранительный клапан с тремя люверсами для замыкания шнуровых петель шпильками шнурового замыкающего приспособления после укладки лодки.

Карабин шнурового замыкающего приспособления предназначен для присоединения лодки к комбинезону летчика.

На левом боковом клапане с внешней стороны нашиты накладки шланга, пластина прибора и тесьма-завязка для крепления шланга страхующего прибора, а также клапан кармана для предохранения прибора от выпадания из кармана.

Быстрое отбрасывание клапанов и вытяжного парашюта после раскрытия замыкающего приспособления производится четырьмя ранцевыми резинами, из которых две двойные и две одинарные.

Крючки ранцевых резин на клапанах ранца зажимаются, и ранцевые резины отстегиваются только от петель на дне ранца.

 

7. Вытяжное кольцо состоит из корпуса кольца, скобы, троса с двумя шпильками и ограничителя троса. Корпус кольца изготовлен из стальной проволоки.

Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя 957 мм.

 

8. Гибкий шланг из специальной профилированной стальной ленты обтянут хлопчатобумажной тесьмой цвета хаки. Концы шланга заправлены в колпачки. На гибкий шланг надевается капроновый чехол длиной 225 мм для предохранения гибкого шланга от перетирания о чашку сиденья летчика.

Длина гибкого шланга ─ 675 мм.

 

9. Подушка прямоугольной формы, с двумя отверстиями посредине и четырьмя тесьмами крепления к ранцу парашюта, изготовлена из авизента цвета хаки и набита ватой.

Размер подушки ─ 330X390 мм.

 

10. Переносная сумка прямоугольной формы, с двумя ручками, сшита из авизента.

Крышка застегивается на семь кнопок-турникетов.

Размер сумки ─ 405X245x397 мм.

 

11. Парашютный страхующий прибор ППК-У, КАП-ЗП или ППК-2П. Длина шланга

прибора ─ 240 мм, длина петли ─ 19 мм, длина троса ─ 397 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 2000 мм.

 

12. Спасательная лодка МЛАС-1ОБ является индивидуальным спасательным средством, предназначенным для размещения в ней одного летчика после приводнения при вынужденном покидании самолета.

Тактико-технические данные лодки МЛАС-1ОБ изложены при описании парашюта С-3-3.

 

13. Паспорт парашюта предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.


ПАРАШЮТ С-4У

Спасательный управляемый парашют С-4У (рис. 6) является индивидуальным средством спасения летного состава легкомоторных самолетов и вертолетов, может использоваться в комплекте с лодкой МЛАС-1 ОБ и страхующим прибором.

Рис. 5. Общий вид раскрытого парашюта С-4У

 

 

ПАРАШЮТ ЛЕТЧИКА-ПЛАНЕРИСТА ПЛП-60

Спасательный парашют ПЛП-60 в комплекте со страхующим прибором (рис. 7) является индивидуальным средством спасения пилота планера стандартного класса при совершении вынужденного прыжка над сушей.

Рис. 7. Схема раскрытия парашюта ПЛП-60:

1 ─ купол; 2 ─ чехол купола; 3 ─ поддерживающий парашют;

4 ─ чехол поддерживающего парашюта; 5 ─ парашют вытяжной; 6 ─ шланг гибкий;

7 ─ ранец; 8 ─ страхующий прибор; 9 ─ подушка; 10 ─ кольцо вытяжное;

11 ─ подвесная система

 

 

Тактико-технические данные парашюта

 

1. При общей массе системы пилот-парашют не более 90 кг парашют ПЛП-60 обеспечивает:

─ спасение летчика после покидания горизонтально летящего планера при немедленном введении парашюта в действие на истинной скорости полета до 400 км/ч и высоте до 6000 м;

─ минимальную безопасную высоту прыжка из горизонтально летящего планера на скоростях полета от 100 до 200 км/ч при немедленном введении парашюта в действие ─ 60 м;

─ вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, на участке 30─35 м от земли ─ не более 6 м/с;

─ однократное применение на максимальной скорости полета;

─ усилие, необходимое для выдергивания кольца, ─ не более 16 кгс;

─ сохраняет работоспособность в течение 12 лет.

Габаритные размеры ранца с уложенным в него куполом, страхующим прибором и подушкой, мм:

 

длина ─ 440+10;

ширина ─ 340+10;

высота в верхней части (по верхней кромке предохранительного клапана) ─ 240+10;

высота в средней части (по средней резинке) ─ 200+10.

Масса парашюта (без переносной сумки), кг:

без страхующего прибора ─ 7,8+0,5;

со страхующим прибором ─ 8,65+0,5.

 

ПАРАШЮТ С-5К

Парашют (рис. 8, 9,) предназначен для индивидуального спасения членов экипажей летательных аппаратов при вынужденном покидании над сушей и водой на высотах от 80 до 12 000 м при истинной скорости горизонтального полета от 200 до 650 км/ч и при катапультировании на высотах от 150 м до практического потолка полета самолета на скорости до 1100 км/ч по прибору.

В комплект парашюта может входить носимый аварийный запас НАЗ-У (или радиомаяк <Комар-2МП>), лодка МЛАС-1 ОБ, кислородный прибор КП-27М и страхующий прибор.

 

Рис. 8. Схема раскрытия парашюта С-5К:

1 - лодка МЛАС-1 ОБ; 2 ─радиомаяк <Комар-2МП>

 

Рис. 9. Общий вид надетого парашюта С-5К:

1 ─ шланг кислородного прибора; 2 ─ кислородная маска

 

Таблица 3

Высота полета при покидании самолета (над уровнем моря), м Задержка раскрытия парашюта, с
От 80 до 1000 От 1000 до 8000 От 8000 до 12 000 Более 12 000 Без задержки Не менее 2 Не менее 5 Парашют раскрывать на высоте не более 11 000 м

 

Примечание. В целях безопасности и при наличии запаса высоты парашют вводится в действие на высоте не ниже 500 м;

─ при катапультировании вверх из горизонтально летящего самолета на скоростях до 1100 км/ч по прибору и на высотах от 150 м до практического потолка полета самолета с раскрытием привязных ремней кресла прибором АД-3, установленным на время срабатывания 1,5 с, и раскрытием парашюта прибором ППК-У-240А, установленным на время срабатывания 2 с и высоту на 1000 м превышающую высшую точку на местности.

 

Парашют также обеспечивает:

─ минимальную безопасную высоту 80 м при свободном покидании горизонтально летящего самолета на скорости 200 км/ч с немедленным вводом парашюта в действие. При этом время снижения на наполненном куполе составит не менее 2 с;

─ автоматическое введение в действие радиомаяка <Комар-2МП> прибором ППК-У-165А, установленным на время срабатывания 5 с и высоту 5000 м;

─ приведение в состояние готовности лодки МЛАС-1 ОБ вручную выдергиванием шнурового звена на высоте 300─500 м над водной поверхностью;

─ среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и массе системы летчик ─ парашют 100 кг, на участке 30─35 м до земли ─ 6 м/с;

─ отсутствие возможности самопроизвольного раскрытия;

─ устойчивость при снижении;

─ потерю высоты при скольжении;

─ отсутствие явлений складывания купола;

усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца и шнурового звена лодки ─ не более 16 кгс.

Ранец парашюта предназначен для размещения в нем спасательной лодки МЛАС-1 ОБ, парашютных страхующих приборов ППК-У-240А и ППК-У-165А, кислородного прибора КП-27М, радиомаяка <Комар-2МП> и носимого аварийного запаса НАЗ-У (вместо радиомаяка <Комар-2МП>).

 

2. Масса парашюта в полном комплекте не превышает 25 кг.

 

3. Габариты ранца с уложенным в него куполом составляют, мм:

в полном комплекте:

длина 390+10;

ширина 425+10;

высота 270+10;

без радиомаяка <Комар-2МП>:

длина 390+10;

ширина 425+10;

высота 245+10;

без лодки МЛАС-1 ОБ:

длина 390+10;

ширина 425+10;

высота 240+10;

 

4. Ресурс парашюта ─ однократное применение независимо от способа покидания, высоты и скорости полета самолета.

 

Г л а в а 2.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПАРАШЮТЫ

ПАРАШЮТ Д-1-5У

 

Управляемый парашют Д-1-5У (рис. 11) предназначен для выполнения тренировочных прыжков.

Рис. 11. Общий вид раскрытого парашюта Д-1-5У

3. Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки.

 

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Парашют (рис. 12, 13) предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов.

 

Рис. 12. Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2:

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Рис. 13. Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2:

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

 

ПАРАШЮТ Д-6

Парашют (рис. 15, 16) предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов.

Рис. 15. Общий вид уложенного парашюта Д-6:

1 ─ сота резиновая; 2 ─ звено; 3 ─ парашют стабилизирующий в камере;

4 ─ лента зачековки; 5 ─ узел контровки петли звена к кольцу на ранце;

6 ─ кольцо на ранце; 7 ─ направляющее кольцо для фала; 8 ─ фал гибкой; шпильки;

9 ─ лента-завязка; 10 ─ контровка гибкой шпильки с прибором;

11 - прибор ППК-У-165А-Д или АД-ЗУ-Д-165

 

Рис. 16. Схема раскрытия парашюта Д-6:

1 ─ камера стабилизирующего парашюта; 2 ─ стабилизирующий парашют;

3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного парашюта;

5 ─ купол парашюта; 6 ─ ранец

ПАРАШЮТ Т-4 СЕРИИ 4М

Тренировочный парашют Т-4 серии 4М (рис. 17,) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков и является переходным к более сложным спортивным парашютам.

Рис. 17. Общий вид уложенного парашюта Т-4 серии 4М

 

Рис. 19. Схема раскрытия парашюта УТ-15

ПАРАШЮТ УТ-15 СЕРИИ 5

Парашют (рис. 20) предназначен для спортивно-тренировочных прыжков спортсменов, обладающих достаточным опытом в прыжках, и является переходным к более совершенным и сложным парашютам.

 

ПЛАНИРУЮЩАЯ ОБОЛОЧКОВАЯ ПАРАШЮТНАЯ

СИСТЕМА ПО-9 СЕРИИ 2

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-9 серии 2 (рис. 21, 22) предназначена для выполнения спортивно-тренировочных прыжков спортсменами-парашютистами, имеющими достаточный опыт прыжков с парашютами других типов.

Рис. 21. Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2:

1─ полотнище верхнее; 2 ─ нервюры; 3 ─ полотнище нижнее; 4 ─ стропы;

5 ─ стропа раздергивающая; 6 ─ свободные концы подвесной системы; 7 ─ клевант;

8 ─ стропа управления; 9 ─ лента рифления; 10 ─ стропы дополнительные

 

Рис. 22. Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2:

 

А ─ вытяжной парашют под действием пружинного механизма отошел от ранца и попал в воздушный поток;

Б ─ под действием силы сопротивления воздуха вытяжной парашют последовательно выдергивает ленту рифления из карманов на дне ранца, затем вытягивает стропы и купол из распашного чехла;

В ─ после вытягивания строп на всю длину купол парашюта попадает в воздушный поток;

Г ─ под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления ленты рифления, купол наполняется;

Д ─ набегающий поток воздуха наполняет внутреннюю полость купола, купол принимает крыловидную форму и начинается планирующий спуск системы парашютист ─ парашют в режиме торможения.

Взявшись за клеванты, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления и купол переходит в режим максимальной скорости

 

Регулировка парашюта ПО-9

Перед началом регулировки необходимо внимательно осмотреть парашют и проверить длину основных строп. Основные стропы парашюта подразделяются на центральные, закрепленные на силовых нервюрах, и боковые ─ на боковых нервюрах парашюта.

Центральные основные стропы разделяются на три ряда по 6 строп в каждом ряду:

1-й ряд ─ 1П, 2П, ЗП и 1Л, 2Л, ЗЛ;

2-й ряд ─ 8П, 7П, 6П и 8Л, 7Л, 6Л;

3-й ряд ─ 9П, 10П, 11П и 9Л, ЮЛ, 11 Л.

Регулировка строп парашюта производится с целью получения хороших спортивных характеристик и изменения горизонтальной составляющей скорости планирования. Горизонтальная составляющая скорости планирования регулируется перепадом длин основных строп парашюта между первым и третьим рядами.

Длина строп измеряется от пряжек-полуколец до нижнего полотнища.

Максимальная скорость планирования свыше 9,5 м/с достигается при разнице длин строп первого и третьего рядов 700─800 мм, но необходимо учесть, что при этих размерах значительно возрастают усилия на втягивание строп управления.

Хорошие спортивные качества парашюта достигаются при разнице длин строп первого и второго рядов ─ 110─250 мм, первого и третьего рядов ─ 500─600 мм. При этих размерах строп усилия на втягивание строп управления небольшие, а горизонтальная составляющая скорости планирования не превышает 9,5 м/с.

В основу регулировки основных строп парашюта берется длина первого ряда центральных строп, которая должна быть не менее 2800 мм; при уменьшении этой длины возрастает вертикальная составляющая скорости планирования, а при длине 2500 мм боковые воздухозаборники не наполняются.

Устойчивость парашютной системы на всем диапазоне работы стропами управления зависит от размеров длин боковых строп 4Л, 5Л, 12Л, 4П, 5П, 12П. Длина строп 4П и 4Л должна быть на 150─200 мм больше длины основных строп первого центрального ряда.

Изменение длины строп необходимо производить последовательно, начиная с 50 мм, после выполнения тренировочного прыжка и проверки парашютной системы на всех режимах скорости планирования.

Каждый раз после регулировки строп необходимо производить проверку скоростных режимов планирования парашюта путем выполнения тренировочных прыжков с парашютом.

Регулировка строп производится у пряжек-полуколец свободных концов подвесной системы. После каждой регулировки стропы завязываются на 5─8 узлов.

После наполнения купола во время его раскрытия парашют находится в заторможенном состоянии за счет укорачивания строп управления при укладке. Для получения полной скорости купола необходимо освободить клеванты от зачековки на кольцах свободных концов подвесной системы. При этом парашютная система приобретает постоянную горизонтальную составляющую скорости планирования 9,5 м/с.

При натяжении передних свободных концов подвесной системы парашютная система быстро входит в режим ускоренного планирования, имея горизонтальную составляющую скорости планирования, превышающую 9,5 м/с.

Разворот парашютной системы производится путем втягивания стропы управления или натяжением свободных концов подвесной системы. Разворот вправо производится при втягивании правой стропы управления или при натяжении одного из правых (переднего или заднего) свободных концов подвесной системы. Разворот влево производится при втягивании левой стропы управления или натяжении одного из левых (переднего или заднего) свободных концов подвесной системы.

При полном втягивании одной из строп управления парашютная система без запаздывания входит в разворот, при этом разворот на 360° происходит за время до 5 с со значительным отклонением от вертикали и потерей высоты до 35 м.


Работа парашютной системы

Парашютная система вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия или парашютным полуавтоматом.

Для обеспечения надежной работы системы ПО-16 парашютист в момент выдергивания звена ручного раскрытия должен находиться в положении пикирования или кабрирования. При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька звена зачековки выходит из кольца и освобождает клапаны ранца.

 

Рис. 24. Схема работы парашютной системы

Схема работы парашютной системы показана на рис. 24.

А ─ вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток.

Б ─ под действием силы сопротивления вытяжного парашюта, происходит вытягивание чехла с куполом из ранца, выход основных строп из петель и сот чехла, затем выход купола из чехла.

В ─ после выхода всех строп и их натяжения купол под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, наполняется.

Г ─ в процессе наполнения купола устройство рифления опускается вниз к свободным концам. Оно препятствует быстрому наполнению купола, чем снижает динамические нагрузки.

Д ─ система начинает планирующий спуск, в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, надо натянуть их и тем самым развязать узел фиксации строп управления на свободных концах подвесной системы, после, чего система парашютист ─ парашют планирует в режиме максимальной скорости.

Для того чтобы устройство рифления не мешало парашютисту при снижении, он пропускает его через кольца крепления строп к подвесной системе и опускает по свободным концам до уровня головы.

 

Звено управления

 

Предназначено для удобства действий парашютиста при управлении парашютной системой (рис. 27).

Состоит из большой петли, кольца и малой петли. Звено управления изготовлено из ленты ЛТКкрП-40-700.

Большая петля предназначена для захвата рукой, малая ─ для крепления кольца, к которому присоединена стропа управления. Для соединения звена управления с подвесной системой имеется лента петельная (текстильная застежка).

Рис. 27. Звено управления:

1 ─ большая петля; 2 ─ малая петля; 3 ─ лента петельная

 

Устройство рифления. Предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола.

Устройство рифления

Устройство рифления (рис. 28) состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана. Полотнища и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП.

Между кольцами на полотнище сделано прямоугольное отверстие, зашитое тканью арт. 560011АП.

Рис. 28. Устройство рифления:

1 ─ полотнище; 2 ─ кольцо; 3 ─ карманы.

 

 

Подвесная система

Рис. 29. Подвесная система:

1 ─ концы свободные, 2 ─ кольцо большое; 3 ─ кольцо; 4 ─ конус с пластиной; 5 ─ скоба; 6 ─ скоба крепления запасного парашюта; 7 ─ лента; 8─ лента грудной перемычки;

9 ─ пряжка; 10 ─ лямка правая, 11 ─ пряжка с перемычкой, 12 ─ ножной обхват;

13 ─ предохранитель ножной, 14 ─ пряжка; 15 ─ фиксатор скобы; 16 ─ сота;

17 ─ предохранитель; 18 ─ шлевка;

Изготовлена из ленты ЛТКОкр-44-1600 и состоит из следующих частей (Рис-29):

двух лямок (правой и левой); двух пар свободных концов.

На нижней части каждой лямки имеется пряжка, к которой присоединены лента подтяга и ножной обхват, имеющий пряжку с перемычкой, служащей для застегивания ножного обхвата.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.064 с.)