Цель: создание социально-психологических условий для сохранения здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: создание социально-психологических условий для сохранения здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основных приоритетов личностно-ориентированного образования является сохранение здоровья учащихся. Ухудшение состояния их здоровья прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье. По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. Сам термин «психическое здоровье» определяется Всемирной Организацией Здравоохранения как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром; гармония между ним и обществом; сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности.

Существуют следующие критерии оценки психического здоровья учащихся:

- адекватный возрасту уровень зрелости познавательной сферы;

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой сферы;

- адаптивность в микросоциальных отношениях;

- способность самоуправления поведением (самоконтроль);

- способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижениях;

- устойчивая, согласованная «Я-концепция», позитивная, адекватная, стабильная самооценка;

- положительное эмоциональное состояние.

Кроме того, важным фактором сбережения здоровья является тип установки на здоровье:

- активный;

- пассивный.

Активный тип предполагает ориентацию на самостоятельное поддержание здоровья и следование здоровому образу жизни. Пассивный тип проявляет бездействие в отношении собственного здоровья и ориентируется на обращение к внешней помощи (другим людям, лекарствам).

Наши теоретические представления, касающиеся установки на здоровье, согласуются со взглядами О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, по мнению которых установка на здоровье включает три компонента:

- когнитивный – представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни;

- эмоционально–оценочный – эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка;

- поведенческий – стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни.

Задача работы по данной программе - сформировать активный тип установки на здоровье во всех её компонентах.

По мнению психологов, первые дни в школе требуют целенаправленной работы по осознанию позиции школьника через новые обязанности, формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовольствие от процесса познания. Первоклассники остро переживают свои неудачи, не всегда понимая их причины, поэтому на занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Учащиеся еще не могут контролировать свои действия, поэтому необходимо содействовать развитию рефлексии, помогая в осознании ими своих эмоциональных состояний, чтобы сформировать привычку адекватно анализировать свои проблемы.

Занятия базируются на упражнениях, заданиях и играх, описанных О.В. Хухлаевой, Н.В. Винокуровой, А.З. Заком, Н. Локаловой, А. Лопатиной, М. Скребцовой, С.В. Коноваленко.

Формы работы

Основная форма работы – урок.

Внеурочные формы работы:

- домашние задания с участием родителей;

- дополнительная индивидуальная работа при необходимости психолого-педагогической коррекции;

- участие в родительских собраниях;

- консультации родителей;

- консультации учителей.

Методы работы

1. Психодиагностика.

2. Психологическое информирование.

3. Информирование по профилактике вредных привычек.

4. Обсуждение.

5. Беседа.

6. Чтение.

7. Рисование.

8. Интеллектуальные задания.

9. Работа в специальных тетрадях по развитию познавательных процессов.

10. Телесно-ориентированные упражнения по профилактике заболеваний (профилактика нарушения зрения, упражнения на осанку, упражнения для мышц туловища).

11. Ролевые методы: а) ролевая гимнастика, б) ролевая ситуация.

12. Терапевтические сказки – метафоры.

13. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».

14. Рефлексия.

Программа рассчитана на 20 занятий по 1 часу в неделю в определенный день.

На каждом занятии дети совместно с ведущим обсуждают выполнение домашнего задания и оформляют сменную композицию детских рисунков и поделок.

Предполагаемый результат:

- сформированность активного типа установки на здоровье;

- повышение уровня развития познавательных процессов;

- повышение уровня эмоционально-волевой регуляции;

- сформированность осознанной позиции школьника;

- повышение адаптивных возможностей учащихся как одного из компонентов здоровьесбережения.

Анализ эффективности программы осуществляется через проведение диагностических процедур, экспертной оценки родителей и учителей, полученной в ходе беседы.

Содержание занятий

Занятие 1.

Занятие 2.

Имя соседа».

Ведущий кидает детям мячик. Тот, кому он попал в руки быстро называет имена соседей.

Рисунок «Имя мамы».

Дети представляют, что имя мамы превратилось в цветок, и рисуют его. Затем каждый по очереди показывает свой рисунок.

4. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

Рефлексия занятия.

7. Домашнее задание. Совместно с родителями нарисовать и написать, кого из одноклассников запомнили.

Занятие 3.

Закончи предложение».

1) Я хотел идти в школу, потому что…

2) Я хожу в школу, чтобы научиться

2. Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева). [16, с.31-34].

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Коля не хотел ходить в школу?

2. Какой сон он увидел?

3. Почему он потом захотел учиться?

4. Что значит «стать всем полезным»?

Игра «Имя соседа».

Ведущий просит детей назвать имя соседа слева или справа.

4. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Работа в тетрадях.[5, с.2].

6. Упражнения на осанку:

- ходьба на носках, руки за голову; на пятках, руки на пояс;

- чередование ходьбы по хлопку (2 такта – обычная, 2 такта –

с подскоком);

- поднимание и опускание плеч, руки внизу (16 раз).

Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание. Рассказать родителям сказку «Про Колю» и спросить, почему им хотелось ходить в школу.

Занятие 4.

Упражнение «Мы».

Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы веселые», «Мы умные, аккуратные, трудолюбивые, дружные…»

3.Сказка «Кто самый лучший» (Е. Жарова) [16, с.42-43].

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему заспорили зверята?

2. Что объяснил им старичок?

3. Как понимать фразу «Каждого можно назвать лучшим?»

4. Упражнения на осанку (см. приложение).

Вспомним хорошие поступки»

Дети обсуждают, какие поступки можно назвать хорошими,

затем вспоминают хорошие поступки.

6. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

7. Работа в тетрадях. [5, с.3].

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Вспомнить с родителями хорошие поступки.

Занятие 5.

Здоровье.

Игра «Кто умеет хорошо».

Ведущий называет различные умения: «Кто умеет хорошо сидеть на уроках?...чисто писать?...быстро считать?...хорошо рисовать?...быстро бегать?...громко петь?...весело играть?...дружить?»

Те, кто считает, что они это умеют, встают и говорят: «Это я».

Закончи предложение»

1) Я подружился в школе с …

2) Я хочу подружиться с...

Спасибо, что помог».

«Дети, вы учитесь вместе ещё не так долго, но уже многие в чем-то помогли друг другу: кто-то давал карандаш, кто-то угостил конфеткой, а кто-то утешил, когда было плохое настроение… Предлагаю вам вспомнить такие случаи, подойти к товарищу и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты мне помог…»

4. Сказка «Фло» (П. Дидык) [16, с. 49-50].

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «испытание стойкости духа»?

2. Как Ветер, Дождь и Гроза испытывали стойкость духа цветов?

3. Как цветам удалось устоять в этом испытании?

4. Что значит «каждый поддерживал друг друга»?

5. Что такое настоящая дружба?

Упражнения на осанку.

И.п. – свободная стойка:

- наклоны головой вперед-назад, влево-вправо (8 раз);

- ушами достать попеременно левое, правое плечо (по 5 раз);

- повороты на месте налево, направо (по 4 раза в каждую сторону).

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание. Выполнить рисунок к сказке.

Занятие 6.

( продолжение предыдущего занятия)

Ролевая гимнастика».

Дети по очереди принимают роли различных животных по заданию ведущего.

Закончи предложение».

1)Мои друзья в школе – это …

2)Мы иногда ссоримся, потому что …

3)Дети любят мириться, потому что…

Как можно помириться».

Ведущий предлагает детям вспомнить, как можно помириться, и назвать разные способы «примирения»: при помощи слов, жестов (мизинчики) и т.п.

4. «У кого самое лучшее зрение».

Ведущий рассказывает, что все могут смотреть, но не все могут видеть. Затем он предлагает ребятам проверить, у кого самое лучшее зрение, кто сумеет увидеть как можно больше хорошего в одном из учеников.

5. Упражнения на осанку (см. приложение).

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

7. Развитие внимания [9, с.46-47].

8. Информация по профилактике вредных привычек (см. приложение).

9. Работа в тетрадях. [5, с.4-5].

Рефлексия занятия.

11. Домашнее задание. Спросить у родителей, как они в детстве мирились со своими друзьями и одноклассниками.

Занятие 7.

Закончи предложение».

1)У меня хорошо получается в школе…

2)В школе я научился…

Буратино забыл слова».

Ведущий говорит детям о том, что Буратино забыл все слова, кроме «Было трудно. Но я старался». Ведущий просит детей поговорить с Буратино, роль которого играет один из учеников. Для этого им нужно задавать такие вопросы, чтобы он мог на них ответить словами «Было трудно. Но я старался».

Для примера первые вопросы ведущий задает сам, например: «Как тебе удалось научиться писать букву А?», «Как ты научился не выкрикивать, а поднимать руку?», «Как тебе удалось научиться не вертеться, когда этого очень хочется?» и т.п.

Мне помогли».

Ведущий обсуждает с детьми, кто и как помогает им учиться в школе: родители, учительница, повар и т.п. Затем в центре листа бумаги они рисуют кружочек, а в нем свое лицо. Вокруг расположить другие кружочки и нарисовать в них лица тех людей, которые больше всего помогают им учиться.

Затем дети рассказывают, кого они нарисовали.

4. Упражнения на осанку (см. приложение).

5. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

Считалка».

Ведущий обучает ребят считалке: «Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать. Буду я стараться, будет получаться». Затем с помощью считалки определяют водящего в следующей игре. Он выходит за дверь, в это время один из учеников меняет позу. Водящий возвращается и пытается догадаться, кто это был.

7. Работа в тетрадях. [5, с.6-7].

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Рассказать считалку родителям.

Занятие 8.

Встаньте, у кого есть».

Ведущий говорит детям, что сейчас он будет перечислять все необходимое для хорошей учебы. Дети должны быстро встать, если то, что названо, у них есть (глаза, уши, терпение, рука, ум, желание, трудолюбие и т.д.).

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1) Что такое Дом Учености?

2) В чем была главная ошибка Яшока?

3) Почему в первый раз не удалось украсить класс?

4) Что понял Яшок?

5) Объясни фразу «Каждый должен быть мастером своего дела».

6. Работа в тетрадях. [5, с.8-9].

7. Развитие внимания [3, с.11].

8. Информация по профилактике вредных привычек (см. приложение).

Рефлексия занятия.

10. Домашнее задание. Выполнить рисунок к сказке.

Занятие 9.

Угадай, где я иду?»

Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т.д.). Дети повторяют движения, затем отгадывают, по какой поверхности осуществлялось движение в каждом случае.

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

1. Что огорчало крокодиленка в начале сказки?

2. Каким он себя считал и почему?

3. Как ему удалось учиться лучше?

4. Как понимать слова «он нашел в себе силы учиться лучше?

Какие силы можно найти в себе?

5. Были ли у вас похожие ситуации?

5. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см.приложение).

6. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

7. Работа в тетрадях. [5, с.10-11].

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Спросить у родителей, что им помогало учиться лучше.

Занятие 10.

Покажи дневник маме».

Из числа учащихся выбираются «мама» и «ученик». «Ученик пишет на листочке оценку и показывает её так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

3. Сказка «О муравьишке, который пошёл в школу» (Е. Катынская) [16, с.67-70]

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

1. Почему Усатику было сначала грустно в школе?

2. Какие самые грустные слова он там произнес? («Там нет мамы».)

3. Как понимать слова Капельки «Надо научиться быть учеником»?

Разве этому надо учиться?

4. Почему маме не пришлось вечером заставлять Усатика делать уроки?

4. Упражнения на осанку (см. приложение).

5. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

6. Работа в тетрадях. [5, с.12-13]

7. Упражнение на развитие слуховой памяти [9, с.50].

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к сказке.

Занятие 11-12.

Беседа.

Вопросы для беседы:

1. Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

2. Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

3. Может ли доброта исцелить человека?

4. Расскажите о случаях, когда чья-то помощь принесла вам вред.

2. Сказка «Про сову» (Н. Абрамцева) [10, с.53-56].

Вопросы и задания к сказке:

1. Как сова должна была поступать, чтобы её можно было назвать по-настоящему доброй?

2. Представьте, что сова изменилась и стала приносить жителям города добрые вести. О чем были эти вести?

3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы хотели сделать как лучше, но люди не радовались вашей помощи.

Рисунок «Солнце доброты».

Дети рисуют «солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей они вспомнят. Затем дети по очереди рассказывают о своем солнце доброты.

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

6. Развитие памяти [3, с.16].

7. Информация по профилактике вредных привычек (см. приложение).

8. Работа в тетрадях [5, с.14-15].

Рефлексия занятия.

10. Домашнее задание.

Обсудить с родителями пословицу «Добрые дела дороже денег».

Рефлексия занятия.

18. Домашнее задание. Обсудить с родителями цитату Джона Морли: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно».

Занятие 13.

Другим людям.

Закончи предложение».

1)Ребенку радостно, когда…

2)Маме радостно, когда…

3)Учительнице радостно, когда…

2. Сказка «Нужная вещь» (Р. Иванова) [16, с. 71-74].

Вопросы для обсуждения:

1. О чем спорили вещи в трюме корабля? Почему?

2. Что, по вашему мнению, значит «быть нужным другим»?

3. Почему мешок заткнул пробоину в трюме?

4. Почему в конце сказки «на душе у мешка стало радостно»?

3. Упражнения на профилактику нарушения зрения (см. приложение).

4. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание. Выполнить рисунок к сказке.

Занятие 14.

Закончи предложение».

1) Ребенку грустно, когда…

2)Маме грустно, когда…

3)Учительнице грустно, когда…

Грустные ситуации».

Дети вспоминают и рассказывают ситуации в школе, когда им было очень грустно в школе. Ведущий старается помочь им осознать, как они действуют в грустной ситуации: плачут, обижаются, злятся или как-то ещё.

3. Сказка «Сказка про котенка Ваську» (К. Ступницкая) [16, с.75-77].

Вопросы для обсуждения:

1. Каким был котенок Васька?

2. Почему ему стало грустно?

3. Что он стал делать, когда ему стало грустно?

4. Что он подумал о маме?

5. Что сказала ему Буренка?

6. Что он стал делать после разговора с Буренкой?

7. Почему мама похвалила его?

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Упражнения на осанку (см. приложение).

6. Развитие внимания [3, с.21].

7. Работа в тетрадях [5, с.20-21].

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Обсудить с родителями, когда им бывает грустно и как они действуют в грустной ситуации.

Занятие 15-16.

Назови страх».

Дети передают друг другу мячик и называют тот или иной страх человека

(повторяться нельзя).

2. Сказки «Девочка с мишкой» (Е. Зубарева), «Темноландия» (Р. Масленникова) [16, с. 78-80].

Сказки читаются медленно. Дети получают возможность утвердиться во мнении, что все люди боятся чего-либо, бояться не стыдно. Основная работа строится на обсуждении сказок. Во время чтения необходимо задавать вопросы: «А у вас было что-то похожее?»

По ходу обсуждения ведущим предлагаются способы совладания со страхом.

Рисунки к сказкам.

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

6. Работа в тетрадях [5, с.22-23].

Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание. Показать родителям рисунки к сказкам и спросить, как они справлялись со страхом, когда были детьми.

Закончи предложение».

1)Д ети обычно боятся …

2)Взрослые обычно боятся …

3)Мамы обычно боятся …

4)Учителя обычно боятся …

10. Сказки «Мы просто очень боялись за вас» (О. Хухлаева) [16, с.83-84],

«Маленькая Луна» (А. Серебрякова) [16, с.85-86].

Вопросы для обсуждения:

1. Подумайте, почему так огорчалась Луна из-за своего страха темноты?

2. Как же все-таки Луна заставила свой страх отступить?

3. Что она увидела в темноте, когда перестала бояться?

4. Что чувствовала маленькая Луна в конце сказки?

11. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

12. Упражнения на осанку (см. приложение).

13. Развитие зрительной памяти [3, с.50].

14. Информация по профилактике вредных привычек (см. приложение).

Рефлексия занятия.

18. Домашнее задание. Обсудить с родителями сказку.

Занятие 17.

Закончи предложение».

1) Гнев приносит пользу, когда…

2)Гнев приносит вред, когда…

2. Сказка «О путнике и его беде» (С. Кондратенков) [16, с. 95-98].

Вопросы для обсуждения:

1. Каким был путник?

2. Почему в первом бою с врагами путник порубил все деревья?

3. Какие чувства не дали ему остановиться, когда он уже победил всех врагов?

4. Почему он не хотел принимать участие в бою во второй раз?

5. Какую главную победу над собой одержал путник?

6. Как вы понимаете слова «я ухожу от своих печалей?

7. Что, кроме меча, нужно, по мнению путника, чтобы победить врага?

(Храбрость в душе).

9. Как вы понимаете слова «…и снова стал собой»? Разве спутник превращался в кого-то другого?

10. Что значит «ты забылся в своем гневе»?

11. Объясните фразу «не надо забывать, что от тебя одного зависит, с какой силой и на кого опустить твой меч».

12. Почему последняя победа была самой радостной в жизни путника?

13. Подумайте, почему чем лучше путник учился сдерживать себя в нужный момент, тем чаще он улыбался?

Нарисуй свой гнев».

По желанию дети показывают свои рисунки и комментируют.

4. Упражнения для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

5. Упражнения для мышц туловища (см. приложение).

Рефлексия занятия.

8. Домашнее задание. Обсудить с родителями, в каких случаях, по их мнению, гнев приносит пользу,а в каких – вред.

Занятие 18 -19.

Закончи предложение».

1) Ребенок обижается, когда…

2)Мама обижается, когда…

3)Учительница обижается, когда…

Какая у меня обида».

Ведущий рассказывает детям о том, что обида у разных людей бывает различной. У одних она быстро забывается, тает, как снежинка на теплой руке. А у других она живет долго. И тогда она напоминает иголку в ботинке – постоянно колет человека и заставляет его грустить или злиться на обидчика.

Рисуем обиду.

Дети получают по листу бумаги, разделенному пополам. На этих листах ведущий заранее готовит контурные изображения ладони и ботинка. Дети должны нарисовать маленькую обиду, которая тает на ладони, и большую острую обиду, которая мешает жить, в ботинке. В процессе рисования ведущий спрашивает детей, на что похожа их собственная обида, помнят ли они ее долго или быстро прощают обидчика.

Напрасная обида».

Ведущий говорит, что нередко один человек обижается на другого совершенно зря, потому что обидели его не нарочно, а нечаянно. Он просит детей вспомнить случаи, когда они обижались друг на друга. После каждого рассказа все хором говорят: «Ох, обиделся ты зря! Это все твои друзья!»

5. Сказка «Обида» (Е. Карабашева) [16, с.100-104].

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Саша обиделся на маму?

2. Как мама помогла понять Саше, что он обиделся на нее зря?

3. Что он сделал, когда понял, что обиделся на маму напрасно?

6. Упражнение для профилактики нарушения зрения (см. приложение).

7. Упражнения на осанку (см. приложение).

Рефлексия занятия.

9. Домашнее задание. Показать родителям рисунки обиды и обсудить с ними способы, помогающие справиться с обидой.

Занятие 20.

Беседа.

Вопросы для беседы:

1. Какие занятия вам больше всего запомнились?

2. Какие занятия вам больше всего понравились?

3. Какие упражнения, задания и игры вы хотели бы повторить?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения на осанку.

И.п. – свободная стойка:

- наклоны головой вперед – назад, влево – вправо (8 раз);

- ушами достать попеременно левое, правое плечо (по 5 раз);

- повороты на месте налево, направо (по 4 раза в каждую сторону).

ЗАБЛУЖДЕНИЯ.

Некоторые люди считают, что снять усталость и сконцентрироваться, найти

решение трудной задачи можно выкурив сигарету. Однако научно установлено, что никотин, также как и алкоголь, снижает мыслительные способности и концентрацию внимания человека.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Ученые предложили двум группам испытуемых выполнить задание – решить серию задач, требующих сообразительности и умения нестандартно мыслить. Одну группу составили те, кто регулярно курит, в другую вошли некурящие. Время на выполнение заданий не ограничивалось.

В результате группа некурящих справилась с заданием в 1,5 раза быстрее. Курящим же помешали … перекуры. Они потратили на них около 30% всего затраченного времени.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Даже небольшая доза алкоголя резко отрицательно отражается на способности человека быть внимательным. Ученые сравнили результаты выполнения задания (набор текста на компьютере) в двух группах людей. Участникам эксперимента из первой группы было предложено перед выполнением задания выпить 30 г алкоголя (2 столовые ложки). В результате участники этой группы выполнили задание медленнее и с большим количеством ошибок.

Ежегодно в России происходит 75 000 дорожно-транспортных происшествий. Каждое 10-е – по причине употребления алкоголя водителем или пешеходом.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Как показали исследования ученых, алкоголь снижает скорость запоминания информации в 3 раза. Если подросток в течение полугода регулярно употребляет алкогольные напитки, то продуктивность его памяти резко ухудшается.

Список литературы

1. Васильева О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

3. Винокурова Н.В. Развиваем способности детей / Н.В. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2002. - 80с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

5. Гаврина С.Е. Развитие творческих способностей / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Киров: «Дом печати –Вятка», 2005. - 32с.

6. Зак А.З. Интеллектика / А.З. Зак. - М.: Интеллект-Центр, 2004. - 96с.

7. Козык Н.И. Занятия в «Школе здоровья» / Н.И. Козык // Начальная школа. - 2006. - №8. - С. 92-96.

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет / С.В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 60с.

9. Локалова Н.П. 120 уроков развития младших школьников / Н.П. Локалова. - М.: Ось – 89, 2006. - 272с.

10. Лопатина А. Ступени мудрости / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Книжный Дом Локус, 2003. - 384с.

11. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер. – СПб: Речь, 2004. – 192 с.

12. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: Гном, 2011. – 160 с.

13. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с. – С. 299-312.

14. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов / отв. ред. И.Ф. Мягков. – Воронеж: ВГПИ, 1991. – 184 с.

15. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы / Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2003. - 206с.

16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1—4) / О.В. Хухлаева. - М.:Генезис,2004. - 202 с.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из основных приоритетов личностно-ориентированного образования является сохранение здоровья учащихся. Ухудшение состояния их здоровья прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье. По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. Сам термин «психическое здоровье» определяется Всемирной Организацией Здравоохранения как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром; гармония между ним и обществом; сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности.

Существуют следующие критерии оценки психического здоровья учащихся:

- адекватный возрасту уровень зрелости познавательной сферы;

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой сферы;

- адаптивность в микросоциальных отношениях;

- способность самоуправления поведением (самоконтроль);

- способность разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижениях;

- устойчивая, согласованная «Я-концепция», позитивная, адекватная, стабильная самооценка;

- положительное эмоциональное состояние.

Кроме того, важным фактором сбережения здоровья является тип установки на здоровье:

- активный;

- пассивный.

Активный тип предполагает ориентацию на самостоятельное поддержание здоровья и следование здоровому образу жизни. Пассивный тип проявляет бездействие в отношении собственного здоровья и ориентируется на обращение к внешней помощи (другим людям, лекарствам).

Наши теоретические представления, касающиеся установки на здоровье, согласуются со взглядами О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, по мнению которых установка на здоровье включает три компонента:

- когнитивный – представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни;

- эмоционально–оценочный – эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка;

- поведенческий – стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни.

Задача работы по данной программе - сформировать активный тип установки на здоровье во всех её компонентах.

По мнению психологов, первые дни в школе требуют целенаправленной работы по осознанию позиции школьника через новые обязанности, формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовольствие от процесса познания. Первоклассники остро переживают свои неудачи, не всегда понимая их причины, поэтому на занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Учащиеся еще не могут контролировать свои действия, поэтому необходимо содействовать развитию рефлексии, помогая в осознании ими своих эмоциональных состояний, чтобы сформировать привычку адекватно анализировать свои проблемы.

Занятия базируются на упражнениях, заданиях и играх, описанных О.В. Хухлаевой, Н.В. Винокуровой, А.З. Заком, Н. Локаловой, А. Лопатиной, М. Скребцовой, С.В. Коноваленко.

Цель: создание социально-психологических условий для сохранения здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Основные задачи:

1. Содействие осознанию позиции школьника.

2. Формирование учебной установки в доступных детям формах.

3. Формирование дружеских отношений в классе.

4. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

5. Развитие эмоционального мира ребенка через распознавание и описание им своих чувств и чувств других людей.

6. Помощь детям в осознании собственных трудностей, их причин и нахождения пути их преодоления.

7. Содействие школьной адаптации.

8. Формирование установки на здоровый образ жизни.

 

Программа включает пять блоков:

1. Мотивирующий.

2. Диагностический.

3. Информирующий.

4. Коррекционно-развивающий.

5. Результирующий (повторная диагностика).

 

Блоки выделяются содержательно, однако временные границы могут быть подвижны.

Формы работы

Основная форма работы – урок.

Внеурочные формы работы:

- домашние задания с участием родителей;

- дополнительная индивидуальная работа при необходимости психолого-педагогической коррекции;

- участие в родительских собраниях;

- консультации родителей;

- консультации учителей.

Методы работы

1. Психодиагностика.

2. Психологическое информирование.

3. Информирование по профилактике вредных привычек.

4. Обсуждение.

5. Беседа.

6. Чтение.

7. Рисование.

8. Интеллектуальные задания.

9. Работа в специальных тетрадях по развитию познавательных процессов.

10. Телесно-ориентированные упражнения по профилактике заболеваний (профилактика нарушения зрения, упражнения на осанку, упражнения для мышц туловища).

11. Ролевые методы: а) ролевая гимнастика, б) ролевая ситуация.

12. Терапевтические сказки – метафоры.

13. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».

14. Рефлексия.

Программа рассчитана на 20 занятий по 1 часу в неделю в определенный день.

На каждом занятии дети совместно с ведущим обсуждают выполнение домашнего задания и оформляют сменную композицию детских рисунков и поделок.

Предполагаемый результат:

- сформированность активного типа установки на здоровье;

- повышение уровня развития познавательных процессов;

- повышение уровня эмоционально-волевой регуляции;

- сформированность осознанной позиции школьника;

- повышение адаптивных возможностей учащихся как одного из компонентов здоровьесбережения.

Анализ эффективности программы осуществляется через проведение диагностических процедур, экспертной оценки родителей и учителей, полученной в ходе беседы.

Содержание занятий

Занятие 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (1.595 с.)