Организационно-экономическая модель создания и функционирования государственных лизинговых операторов в системе АПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-экономическая модель создания и функционирования государственных лизинговых операторов в системе АПК



 

Государственный лизинговый оператор (ГЛО) - это лизинговая компания, созданная с участием государственного капитала, которая, по поручению соответствующего органа власти (учредителя), оперирует средствами государственного лизингового фонда.

Лизинговый фонд формируется, как правило, за счет средств бюджета. В настоящее время в республике в бюджетах разных уровней аккумулируются значительные финансовые средства, направляемые в том числе и на цели технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий. За счет данных средств и может быть сформирован (полностью либо частично) лизинговый фонд, который будет являться основой для организации нормальной деятельности государственного лизингового оператора. Кроме прямого выделения средств из бюджета, лизинговый фонд может также формироваться путем достижения договоренностей с предприятиями сельхозмашиностроения о поставках ими необходимой продукции в обмен на реструктуризацию долгов, товарное кредитование и т. п.

Функции ГЛО может выполнять уже существующая лизинговая компания или специально созданная. Контрольный пакет акций ГЛО принадлежит государству, но учредителями могут быть субъекты хозяйствования в лице банков и предприятий-изготовителей.

Если в такой компании участвует банк, то это позволяет:

1. Привлекать средства на длительный срок,

2. Улучшить отбор лизингополучателей,

3. Счет клиента может быть уже открыт в банке учредителя.

Если учредителем лизинговой компании является предприятие-изготовитель, то можно получить ряд дополнительных возможностей:

1. Будет налажена организация фирменного сервиса,

2. Возможны торговые скидки при реализации их продукции через данную компанию.

Таким образом, создание и функционирование ГЛО в АПК позволит более эффективно использовать бюджетные средства, обеспечивать сельскохозяйственных производителей необходимыми им машинами и оборудованием на приемлемых условиях, стабилизировать экономику отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения.

Успешному развитию лизинга препятствует ряд проблем, которые предстоит решить:

· несовершенство действующего законодательства, в первую очередь в области налогообложения, ценообразования, защиты прав собственника-инвестора;

· невозможность заключения госпредприятиями лизинговых договоров под залог своего имущества, что является существенным препятствием для обновления производственных фондов;

· слабая банковская система;

· недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;

· слабая диверсификация предоставляемых услуг;

· нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;

· неразвитость связей со страховыми компаниями (в Республике Беларусь практически отсутствует рынок перестраховочных услуг);

· отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы информацию о предложениях лизинговых компаний, их услуг, о его достоинствах.

В настоящее время также недостаточно изучено влияние лизинга на эффективность деятельности пред­приятий республики: не внедрена в практику хозяйствования методика расчета лизинговых платежей с учетом особенностей функционирования национального рынка лизинговых услуг. Не разработана система мер по стимулированию лизингового бизнеса, не исследован организационный механизм управления лизинговыми операциями, в том числе и в сфере международного лизинга. В целях развития лизинга в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ деятельности имеющихся лизинговых компаний и разработать пути преодоления трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации лизинга, оценки и анализа его эффективности.

Необходимо провести следующие процедуры в сфере законодательства, чтобы оживить процесс лизинга в Республике Беларусь:

• упростить систему налогообложения;

• упростить процедуры создания, регистрации частных предприятий;

• разрешить более свободное ценообразование для предприятий, которые не являются монополистами на рынке Республики Беларусь;

• создать условия для защиты прав собственника.

Однако поскольку лизинг не только один из экономических инструментов в руках государства, но и бизнес, для государства важно концептуально и законодательно обеспечить привлекатель­ность лизинга как предпринимательской деятельности, сбаланси­ровав при этом соотношение государственного и частного инте­реса в правовой доктрине и в нормативно-правовой базе. Необходимо создать условия для сочетания интересов всех участников лизин­говых операций, раскрывающие преимущества лизинга по срав­нению с другими формами инвестирования, делающие лизинг привлекательным с точки зрения экономической целесообразно­сти для его участников, но при этом гарантирующей экономи­ческую безопасность государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)