Понятие и сущность производственной услуги и производственного обслуживания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность производственной услуги и производственного обслуживания.



Термин «обслуживание» по существу является синонимом термина «сервис» и означает деятельность по оказанию услуг. С.И. Ожегов опреде­ляет услугу как "действие, приносящее пользу, помощь другому», а обслуживать - это значит "работать по удовлетворению чьих-ни­будь нужд".

В аналогичном ключе трактуют в своих трудах понятие услуги и современные американские экономисты А. Хоскинг и Ф. Котлер. Пер­вый определяет услуги "как действия, выгоды или удовлетворения, ко­торые предлагаются для продажи как таковые или предоставляются в связи с продажей товаров". Второй рассматривает услуги "как объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений" и далее "услуга - любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде".

Другие представители современных экономических теорий, как К. Р. Макконнелл и С.Л. Брю, под услугой понимают "то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное".

Анализируя точки зрения отечественных и зарубежных исследова­телей, касающиеся экономического содержания понятия услуги, важ­но отметить следующее. Во-первых, как С.И. Ожегов, так и А. Хоскинг и Ф. Котлер в своих работах однозначно указывают на то, что услуги есть блага (выгоды), которые могут быть предоставлены различным потре­бителям не в форме вещей, а только в форме действий. Во-вторых, об­ращает на себя внимание и то обстоятельство, что в приведенных опре­делениях услуги не увязаны с так называемым "технологическим" ас­пектом, то есть не указано, какая должна быть конкретная работа и как она будет осуществляться. Подчёркивается только, что работа должна выполняться не для себя, а для других и не просто какая-то любая рабо­та, а именно та, которая приносит пользу. Действительно, услугу как продукцию в виде действия по сравнению с продукцией в веществен­ной форме нельзя увидеть, потрогать руками и т.п., но только до того момента, пока это действие не началось. Но уже непосредственно в процессе оказания услуги, а тем более после его завершения, при необ­ходимости можно составить достоверное и объективное представле­ние не только об её потребительских свойствах, но и качестве.

Так, при оказании услуг на таких видах работ как вспашка, культива­ция, заготовка кормов, уборка зерновых культур и других, машинно-технологической станцией или механизированным отрядом в составе агросервисного предприятия тому или иному потребителю, последний может не только наблюдать за ходом их выполнения в тече­ние всего технологического процесса (периодически или постоянно), но и контролировать при этом выполнение установленных технологических требований. Это относится и к другим видам услуг, как техническое обслуживание и ремонт различной сельскохо­зяйственной техники и животноводческого оборудования и прочих. Несколько труднее проконтролировать ход выполнения транспортных услуг, но и в этом случае можно достаточно точно определить их качество. Особенность услуги заключается не в её "неосязаемости", а в том, что судить о её качестве нельзя заблаговременно, а только непосредственно в технологи­ческом процессе или после его завершения, что предъявляет более вы­сокие требования к производителям услуг в лице агросервисных пред­приятий по сравнению с теми предприятиями, чья продукция имеет вещественную форму.

В результате можно сделать вывод том, что услуга представляет собой особый специ­фический вид деятельности человека, в результате которого для удов­летворения личных потребностей её потребителя используется труд не его самого, а другого работника, являющегося в одном лице и носите­лем и производителем этой услуги. Услуги по сфере применения мож­но классифицировать на услуги, направленные на удовлетворение лич­ных потребностей, и на деловые услуги, связанные с удовлетворением потребностей людей, занимающихся бизнесом. По своему предназна­чению эти два вида услуг различаются между собой коренным образом, прежде всего целью их востребованности со стороны потребите­лей. Так, цель любого предпринимателя при привлечении тех или иных услуг сводится, в конечном итоге, к увеличению прибыли от своего бизнеса. В то же время услуга личного характера не только не приносит прибыль её потребителю, но и уменьшает в данном случае его доход.

Второй вывод состоит в том, что деловая услуга, может быть реализована на практике только в сфере бизнеса, а не примени­тельно к удовлетворению личных потребностей того или иного челове­ка. Поэтому данный вывод применим не только к самому процессу производства, но и ко всем стадиям обращения капитала, поскольку при его движении предпринимательская деятельность переносится и в торговую и в финансовую сферы. Следовательно, именно деловые ус­луги, осуществляемые в процессе функционирования производства, представляют собой собственно производственное обслуживание. Деловые услуги следует подразделять на услу­ги по техническому обслуживанию и ремонту и услуги консультатив­ного характера. Техническое обслуживание связано с сохра­нением потребительной стоимости, а ремонтные работы направлены на её восстановление. Вместе с тем необходимо разделять ремонтные работы как обычные и капи­тальные. Последние представляют собою частичное во­зобновление основного капитала в его натуральной форме.

Производствен­ная услуга - это конкретный вид работ, пользующийся спросом и вы­полняемый для хозяйствующих субъектов всех форм собственности по их заказам специализированными агросервисными предприятиями или отдельными физическими лицами на основе хозяйственного и коммер­ческого расчёта. В связи с этим производственное обслуживание - деятельность этих юридических или физических лиц по оказанию производственных услуг сельскохозяйственным организациям, крестьянс­ким (фермерским) хозяйствам и другим потребителям АПК. Классификация выполняемых услуг в агропро­мышленном комплексе в условиях формирования и функционирова­ния развитого, сбалансированного по спросу и предложению рынка производственно-технических услуг, которая представлена на рисунке 2.1. В соответствии с ней все виды услуг объединены в три большие груп­пы: производственно-технические, производственно-биологические и непроизводственные.

 

Рисунок 2.1 – Классификация выполняемых услуг в АПК в условиях формирования и функционирования развитого, сбалансированного по спросу и предложению рынка производственно-технических услуг

 

 

К производственно-техническим отнесены услуги, выполняе­мые с помощью различных технических средств. Это вспашка, культи­вация, заготовка кормов, уборка зерновых культур, транспортировка грузов и т.п. В эту группу включены также услуги, при выполнении которых предметом труда (деятельности того или иного агросервисного предприятия) являются машины и механизмы, принад­лежащие потребителям услуг, и которые используются в производственных процессах. Например, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, технологического оборудования для животноводства и другие. Производственно-биологическими сле­дует считать услуги, выполнение которых осуществляется с помощью биологических объектов, используемых для производства сельскохо­зяйственной продукции. К ним относятся агротехнические, ветеринар­ные и зоотехнические услуги. Непроизводственные услуги выполня­ются сервисными организациями непроизводственной сферы: финансово-кредитными, страховыми, юридическими, торговыми, аудиторскими, консалтинговыми, информационными и др.

Важнейшее значение для сельскохозяйственных товаропроизводи­телей представляют производственно-технические услуги, которые об­ладают рядом свойств: имеют стоимость и потребительную стоимость. Следовательно, они являются промежуточным товаром, который потребляется внутри агропромышленного комплекса. Основные его потребители - сельскохозяйственные предприятия и другие товаропроиз­водители. Производственно-техническое обслуживание как экономическая категория представляет собой особый вид человеческой деятельности, направленный на вы­полнение услуг с целью сохранения и восстановления потребительных стоимостей основного и оборотного капитала, обеспечивающего расширенный процесс воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

Специализированное производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства всех постсоветских республик, а ныне стран Содружества независимых государств (СНГ), получило свое динамичное развитие, начиная с 1959 года, когда машинно-тракторные станции были реорганизованы в ремонтно-тракторные станции, что и явилось базой для поэтапного создания современных ремонтно-технических и других агросервисных предприятий. Основная предпосылка их создания заключалась в необходимости централизации материально-технических ресурсов с целью обеспечения условий для своевременного и качественного выполнения различных видов наиболее трудоёмких работ в колхозах и совхозах, таких как: поддержание основных средств производства в рабочем состоянии, внесение удобрений, строительство производственных объектов и других, поскольку у сельскохозяйственных предприятий не было необходимых финансовых ресурсов для приобретения такой специализированной техники для их выполнения. Кроме того, отдельные виды работ не могли быть выполнены силами хозяйств, в связи с дефицитом в них квалифицированной рабочей силы, что и ускорило процесс создания различных специализированных организаций и объединений, которые затем выделились из сферы сельскохозяйственного производства в самостоятельную отрасль и образовали обслуживающую подсистему агропромышленной воспроизводственной системы.

Производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а так же других контрагентов агропромышленного производства (агросервис) – это процесс выполнения услуг юридически и экономически самостоятельными агросервисными предприятиями и организациями, частными предпринимателями и другими производителями на основе хозяйственного и коммерческого расчёта.

Система агросервиса является органической составной частью общей системы воспроизводства сельскохозяйственной продукции (гиперсистемы), получившей производственно-хозяйственное оформление в виде АПК. На рисунке 2.2. представлена блок-модель, определяющая место системы агросервиса (подсистемы) в иерархической функциональной структуре агропромышленной воспроизводственной системы.

 

Рисунок 2.2 –Блок-модель иерархической функциональной структуры общей воспроизводственной системы АПК

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.024 с.)