Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.



Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель предлагает детям задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец зеленый, помидор красный и др.), в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, над, под, около и т. д.).

Во время экскурсии, прогулки, как правило, собирается природный материал (листья, шишки, желуди и др.), который потом используется как счетный на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения первоклассников умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объему и т. д.

Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Цель этих занятий — подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке.

 

1. Различение наиболее распространенных цветов: черный, коричневый, красный, желтый синий, зеленый, белый. Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски. Детям могут быть предложены такие задания:

· назвать все цвета; назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;

· распределить полоски так, как на доске;

· запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;

· выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.

 

2. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш, т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого они цвета, размера, как расположены.

 

 

3. Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:

a) различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;

b) различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру, например:

 

 
 

4. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов — стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.

Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками.

Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей. В качестве предметов можно рекомендовать следующие:

 
 

Из усвоенных геометрических фигур получаются разнообразные аппликации:

 

 
 

Эта работа с успехом может быть продолжена на воспитательских часах.

 

Подготовка учащихся к обучению письму.

Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина,

В. Цвынтарный.

В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.

 

Виды упражнений:

1) обводка по шаблону или трафарет:

 

2) обводка по контуру:

 

3) соединения по точкам:

 

 
 

4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:

 

Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.

Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности.

1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

2. Вычерчивание кривых линий:

3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.

4. Рисование знакомых предметов:

5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:

6.Рисование узоров из геометрических фигур:

7. Рисование бордюров из волнистых линий:

Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др.

Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.

1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой.

2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.

3. Письмо элемента учащимися в воздухе.

4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно.

5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях.

6. Письмо элемента в тетради по контуру.

7. Самостоятельное письмо.

В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.

В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке.

Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.

Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.

 

 

Выводы:

Изучив и проанализировав теоретические, методические, и психологические подходы к решению проблемы подготовки детей с нарушениями интеллекта к обучению грамоте, можно сделать следующие выводы:

Необходимость проведения занятий, подготавливающих детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению грамоте обуславливается нарушениями их познавательной деятельности: процессов памяти, мышления, речи; недоразвитием целенаправленной деятельности; нарушением фонематического слуха, произношение; недостатками зрительных и пространственных восприятий и представлений; нарушением мелкой моторики рук.

В течение пропедевтического периода работа учителя строится в нескольких направлениях:

- изучение детей;

- развитие интереса к обучению;

- воспитание навыков речевого общения;

- развитие фонематического слуха;

- отработка произносительной стороны речи;

- формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;

- коррекция моторики рук.

 

Литература:

11. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000.

12. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995.

14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994.

15. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5.

16. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965.

17. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993.

18. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959.

19. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965.

20. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.015 с.)