Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пропедевтический период обучения грамотеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ VI. Пропедевтический период обучения грамоте Детей с нарушением интеллекта. Методика обучения грамоте в пропедевтический период. План: 1.Значение пропедевтики в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. 2 Научно теоретические положения системы обучения детей в пропедевтический период. Методические и психологические закономерности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта на данном этапе. 3.Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения в подготовительном периоде. 4. Коррекция психических процессов с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта. 5. Методические рекомендации В.В.Воронковой, А.К.Аксеновой, В.Г.Петровой и др. к проведению коррекционно развивающих упражнений и изучению учебного материала.
Литература: 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000. 2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991. 3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995. 4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994. 5. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5. 6. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965. 7. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993. 8. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959. 9. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965. 10. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
Пропедевтический период обучения грамоте Детей с нарушением интеллекта. Методика обучения грамоте в пропедевтический период. Значение пропедевтики в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Пропедевтический, или добукварный, период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с нарушениями интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Петрова В.Г., Дульнев). Объясняется это рядом причин.
Прежде всего, следует сказать о неоднородности состава детей, поступающих в первый класс специальной коррекционной школы VIII вида. Они различаются по возрастным и типологическим особенностям, по степени имеющегося дефекта интеллектуальной деятельности, по уровню дошкольной подготовки, а главное, психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств. контингент учащихся, поступающих в первый класс специальной коррекционной школы VIII вида, составляли дети-олигофрены с различной степенью речевых, нейродинамических и зрительных осложнений. С каждым годом увеличивается процент учащихся со сложным дефектом в интеллектуальном развитии. Олигофренопедагоги все больше и больше испытывают трудностей при обучении, воспитании и развитии таких детей. Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время специальная коррекционная школа, определил необходимость разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики как науки об обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта. (А.К.Аксенова) Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения в подготовительном периоде. Задачи пропедевтического периода.
Развитие произношения. Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия несомненно способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха. Однако систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально или по группам с логопедом. Данные медико-педагогической комиссии, результаты изучения общего и речевого развития учащихся, обследование логопеда позволяют выделить детей, нуждающихся в специальных коррекционных логопедических занятиях, которые необходимо организовать с первых дней учебного года. Только при совместной работе логопеда, учителя и воспитателя по обучению детей правильной речи могут быть достигнуты положительные результаты. Итоги логопедических занятий (индивидуальных, групповых) должны закрепляться в классе на уроке и на воспитательских часах.
Однако и сам учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата. В добукварный период на каждом уроке необходимо проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая не связана с произнесением определенного звука, как в букварный период, а включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма — языка и губ. Лурия А.Р. Каждый ребенок в классе должен иметь маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков, когда язык и губы принимают разное положение: язык широкий (лопатой), в виде продольного желобка (лодочкой), узкий (жало), губы улыбаются при слегка сближенных зубах, губы как - хоботок у слона и т. д. Упражнения желательно проводить в форме дидактических игр, которые подбираются из пособий по логопедии, детских книг. Уточнению произношения будет способствовать разучивание четверостиший, скороговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.
Звук «о»:Звук «с»: Ослик был сегодня зол: Спит спокойно старый слон. Он узнал, что он осел. Стоя спать умеет он.
Подготовка учащихся к обучению письму. Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина, В. Цвынтарный. В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.
Виды упражнений: 1) обводка по шаблону или трафарет:
2) обводка по контуру:
3) соединения по точкам:
4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:
Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма. Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности. 1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:
2. Вычерчивание кривых линий: 3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и. 4. Рисование знакомых предметов: 5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий: 6.Рисование узоров из геометрических фигур: 7. Рисование бордюров из волнистых линий: Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др. Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде. 1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой. 2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем. 3. Письмо элемента учащимися в воздухе. 4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно. 5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях. 6. Письмо элемента в тетради по контуру. 7. Самостоятельное письмо. В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки. В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке. Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки. Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.
Выводы: Изучив и проанализировав теоретические, методические, и психологические подходы к решению проблемы подготовки детей с нарушениями интеллекта к обучению грамоте, можно сделать следующие выводы: Необходимость проведения занятий, подготавливающих детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению грамоте обуславливается нарушениями их познавательной деятельности: процессов памяти, мышления, речи; недоразвитием целенаправленной деятельности; нарушением фонематического слуха, произношение; недостатками зрительных и пространственных восприятий и представлений; нарушением мелкой моторики рук. В течение пропедевтического периода работа учителя строится в нескольких направлениях: - изучение детей; - развитие интереса к обучению; - воспитание навыков речевого общения; - развитие фонематического слуха; - отработка произносительной стороны речи; - формирование зрительного и пространственного восприятия и представления; - коррекция моторики рук.
Литература: 11. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000. 12. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991. 13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995. 14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994. 15. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5. 16. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965. 17. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993. 18. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959. 19. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965. 20. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
ЛЕКЦИЯ VI. Пропедевтический период обучения грамоте
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.024 с.) |