Пропедевтический период обучения грамоте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропедевтический период обучения грамоте



ЛЕКЦИЯ VI.

Пропедевтический период обучения грамоте

Детей с нарушением интеллекта.

Методика обучения грамоте в пропедевтический период.

План:

1.Значение пропедевтики в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.

2 Научно теоретические положения системы обучения детей в пропедевтический период. Методические и психологические закономерности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта на данном этапе.

3.Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения в подготовительном периоде.

4. Коррекция психических процессов с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта.

5. Методические рекомендации В.В.Воронковой, А.К.Аксеновой, В.Г.Петровой и др. к проведению коррекционно развивающих упражнений и изучению учебного материала.

 

Литература:

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5.

6. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965.

7. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993.

8. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959.

9. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965.

10. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.

 

Пропедевтический период обучения грамоте

Детей с нарушением интеллекта.

Методика обучения грамоте в пропедевтический период.

Значение пропедевтики в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.

Пропедевтический, или добукварный, период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с нарушениями интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Петрова В.Г., Дульнев). Объясняется это рядом причин.

Прежде всего, следует сказать о неоднородности состава детей, поступающих в первый класс специальной коррекционной школы VIII вида. Они различаются по возрастным и типологическим особенностям, по степени имеющегося дефекта интеллектуальной деятельности, по уровню дошкольной подготовки, а главное, психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств.

контингент учащихся, поступающих в первый класс специальной коррекционной школы VIII вида, составляли дети-олигофрены с различной степенью речевых, нейродинамических и зрительных осложнений.

С каждым годом увеличивается процент учащихся со сложным дефектом в интеллектуальном развитии. Олигофренопедагоги все больше и больше испытывают трудностей при обучении, воспитании и развитии таких детей.

Новый качественный уровень, на который выходит в настоящее время специальная коррекционная школа, определил необходимость разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики как науки об обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта. (А.К.Аксенова)

Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения в подготовительном периоде.

Задачи пропедевтического периода.

 

Развитие произношения.

Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Формирование слухового восприятия несомненно способствует коррекции произношения у детей, у которых это нарушение связано с недостатком фонематического слуха. Однако систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально или по группам с логопедом.

Данные медико-педагогической комиссии, результаты изучения общего и речевого развития учащихся, обследование логопеда позволяют выделить детей, нуждающихся в специальных коррекционных логопедических занятиях, которые необходимо организовать с первых дней учебного года. Только при совместной работе логопеда, учителя и воспитателя по обучению детей правильной речи могут быть достигнуты положительные результаты. Итоги логопедических занятий (индивидуальных, групповых) должны закрепляться в классе на уроке и на воспитательских часах.

Однако и сам учитель должен вести специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата.

В добукварный период на каждом уроке необходимо проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику, которая не связана с произнесением определенного звука, как в букварный период, а включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма — языка и губ. Лурия А.Р.

Каждый ребенок в классе должен иметь маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков, когда язык и губы принимают разное положение: язык широкий (лопатой), в виде продольного желобка (лодочкой), узкий (жало), губы улыбаются при слегка сближенных зубах, губы как - хоботок у слона и т. д.

Упражнения желательно проводить в форме дидактических игр, которые подбираются из пособий по логопедии, детских книг.

Уточнению произношения будет способствовать разучивание четверостиший, скороговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

 

Звук «о»:Звук «с»:

Ослик был сегодня зол: Спит спокойно старый слон.

Он узнал, что он осел. Стоя спать умеет он.

 

 

Подготовка учащихся к обучению письму.

Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки ребенка к обучению письму. Эта задача решается, в частности, на уроках физкультуры и ручного труда (лепка из пластилина, плетение, шитье по проколу, игры с цветной мозаикой, соломкой и другими мелкими предметами). Во время пропедевтических занятий, рассчитанных на подготовку учащихся к обучению грамоте, в том числе и письму, рекомендуется проводить специальные упражнения для кистей и пальцев рук. И.Лопухина,

В. Цвынтарный.

В это же время первоклассники приучаются работать мелом на классной доске и карандашом на листах бумаги большого формата, типа альбомных, поскольку при этом в движение приводятся главным образом длинные мышцы руки, которые лучше развиты. Данные упражнения следует выполнять без помощи линейки.

 

Виды упражнений:

1) обводка по шаблону или трафарет:

 

2) обводка по контуру:

 

3) соединения по точкам:

 

 
 

4) раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела:

 

Только после такой подготовительной работы рекомендуется дать ребенку тетрадь, научить его пользоваться ею, бережно относиться к ней, познакомить с правильной посадкой во время письма.

Первые упражнения в тетрадях — это орнаментальное рисование. По трудности они располагаются в следующей последовательности.

1. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и из ломаных линий:

2. Вычерчивание кривых линий:

3. Зарисовка предметов, напоминающих по форме буквы: т, ш, н, и.

4. Рисование знакомых предметов:

5. Рисование бордюров из прямых, кривых и ломаных линий:

6.Рисование узоров из геометрических фигур:

7. Рисование бордюров из волнистых линий:

Следующие упражнения направлены непосредственно на обучение письму элементов букв. Дети пишут: прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху, петельки, овалы, полуовалы и др.

Методика упражнений в написании каждого элемента может быть представлена в следующем виде.

1. Предъявление образца на таблице, рассматривание его, анализ, обведение указкой.

2. Объяснение написания элемента и написание его на доске учителем.

3. Письмо элемента учащимися в воздухе.

4. Написание элемента учащимися на доске по готовому образцу и самостоятельно.

5. Рассматривание образца, подготовленного учителем в тетрадях.

6. Письмо элемента в тетради по контуру.

7. Самостоятельное письмо.

В процессе подготовительных занятий могут быть выявлены учащиеся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма. Связано это бывает с нарушением моторики, а также со зрительными и пространственными нарушениями: дети не видят рабочей строки, не знают, откуда надо начинать писать, в какую сторону, выходят за пределы строки.

В работе с такими учениками приходится применять дополнительные приемы: очерчивать рабочую строку красным цветом; указывать другим цветом, чертой или точкой начало строки использовать ориентиры — обведение, соединение по контуру, точкам, написание по одной точке.

Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками грамоты проводится на уроках чтения и письма. Они названы так условно, поскольку на тех и других уроках детей готовят к обучению и чтению и письму, но на уроках чтения больше времени отводится развитию речи, фонематического слуха, произношению, а на уроках письма — развитию моторики мелких мышц руки, зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок чтения должен начинаться с проведения артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, а каждый урок письма — со специальных упражнений для развития мелких мышц руки.

Не всегда бывает возможным корригировать недостатки детей путем фронтальных занятий, поэтому в течение урока с наиболее слабыми учениками учитель должен работать индивидуально.

 

 

Выводы:

Изучив и проанализировав теоретические, методические, и психологические подходы к решению проблемы подготовки детей с нарушениями интеллекта к обучению грамоте, можно сделать следующие выводы:

Необходимость проведения занятий, подготавливающих детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению грамоте обуславливается нарушениями их познавательной деятельности: процессов памяти, мышления, речи; недоразвитием целенаправленной деятельности; нарушением фонематического слуха, произношение; недостатками зрительных и пространственных восприятий и представлений; нарушением мелкой моторики рук.

В течение пропедевтического периода работа учителя строится в нескольких направлениях:

- изучение детей;

- развитие интереса к обучению;

- воспитание навыков речевого общения;

- развитие фонематического слуха;

- отработка произносительной стороны речи;

- формирование зрительного и пространственного восприятия и представления;

- коррекция моторики рук.

 

Литература:

11. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М., 2000.

12. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995.

14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В.В. – М., 1994.

15. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1983, т.5.

16. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. – М., 1965.

17. Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М., 1993.

18. Книга для учителя вспомогательной школы./ Под ред. Г.М. Дульнева. М., 1959.

19. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Шиф Ж.И. – М., 1965.

20. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.

 

 

ЛЕКЦИЯ VI.

Пропедевтический период обучения грамоте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.024 с.)