Тема: Клиническая микробиология и иммунология иерсиниозов: чумы, псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза, диагностика, профилактика, принципы терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Клиническая микробиология и иммунология иерсиниозов: чумы, псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза, диагностика, профилактика, принципы терапии



1.Мотивация: За последние годы значительно активизировались природные очаги чумы на территории России и сопредельных стран СНГ, в которых возникают эпизоотии среди диких и синантропных грызунов. Наиболее угрожаемыми являются территории Астраханской области, республик Калмыкии, Дагестана и Чеченской. Эпизоотии чумы возникают по определенному циклу, в который заложены все факторы очаговости. К тому же возбудитель чумы введен в качестве грозного оружия массового уничтожения людей в военный арсенал и очень страшен в условиях бактериологической войны. Относится к ООИ. Часто появляются вспышки псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза. Возбудители бактериальных иерсиниозных зоонозов существуют, циркулируют среди животных в эпидемических районах земного шара. Все это обязывает врачей знать характерные признаки названных заболеваний, уметь своевременно поставить диагноз, пресечь распространение инфекции, хорошо ориентироваться в профилактических средствах и приемах, знать принципы лечения.

2.Цель обучения, воспитания и развития:Изучить этиологию, биологические свойства возбудителей, таксономическую характеристику, патогенез иерсиниозов, характерные особенности клинического течения и иммунитета. Научить рационально выбирать материал для исследования в зависимости от характера течения заболевания, забору, направлению его в лабораторию, выбору методов лабораторной диагностики, способам расшифровки результатов лабораторных исследований.Ознакомление со способами, принципами, средствами профилактики и лечения.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

3. Задачи обучения и воспитания:

3.1. Студент должен знать:

1. Историю открытия и изучения возбудителей иерсиниозов. Вклад ученых Дальнего Востока в изучение ДСЛ (дальневосточной скарлатиноподобной лихорадки) или псевдотуберкулеза. Чума – ООИ.

2. Классификацию иерсиний: семейство, род, вид.

3. Источники и пути заражения чумой и другими иерсиниозами.

4. Патогенность, патогенез и клиника заболеваний, их особенности при разных иерсионизах. Особенности развития и течения кишечного иерсиниоза в детском возрасте (пед. ф-т).

5. Материал и режим исследования.

6. Характеристику возбудителей. Температурный оптимум для возбудителей ДСЛ и других иерсиниозов. Питательные среды. Прочие культуральные свойства (МПФ).

7. Методы и особенности диагностики: микроскопический, иммунофлюоресцентный, бактериологический, серологический, аллергический, фагодиагностика, биологический. Классические и ускоренные варианты.

8. Дифференциально-диагностические признаки возбудителей чумы и других иерсиониозов (ДСЛ и кишечные иерсиниозы).

9. Общую и специфическую профилактику, применяемые средства и методы.

10. Принципы терапии.

3.2. Студент должен уметь: сопоставлять биологические свойства возбудителей иерсиниозов с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования. Уметь забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики (РПГА, РИФ, ИФА), читать результаты лабораторных анализов (экспресс-методов, серологических исследований). Знать состав и назначение диагностических препаратов. Уметь оценивать результаты бактериологического, серологического исследований. Уметь выбрать препараты для специфической терапии и профилактики иерсиниозов.

3.3. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетических факторов и др. и соответственно выбор метода и материала исследования) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента;

- обратить внимание на большой вклад в изучение проблемы отечественных ученых.

Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии Учебное время
I Вводная часть: - организация занятия; - определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения; - вводный контроль исходного уровня знаний студентов (20-25 минут)
II Основная часть занятия: - определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов - самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем; - обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии - итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме). (90 мин)  
III Заключительная часть занятия: - подведение итогов занятия; - текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов - определение общих и индивидуальных заданий для СДС во внеучебное время; - оглашение плана практического занятия следующего занятия (20-25 минут)

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия).

2. Сформулировать цель занятия.

3. Контроль исходного уровня знаний.

4. Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме, согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

5. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных и эпидемических данных, выбрать метод и материал для лабораторного исследования; обосновать;

– на основании выше перечисленного и данных лабораторных исследований указать предположительный диагноз;

- проанализировав возможные причины развития инфекционной патологии и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса, наметить план и сроки специфической и неспецифической профилактики;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития с особенностями этиологического компонента, клиническими проявлениями, выбором материала исследования и сроков его забора;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса, особенности антигенной характеристики возбудителя, обосновывая выбор метода экспресс-диагностики, особенно в условиях высокой контаминации возбудителя;

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации;

– обосновать основы этиотропного и специфического лечения и профилактики.

7. Задание на самоподготовку.

7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

1. Принципы классификации бактерий.

2. Физиология бактерий. Условия культивирования бактерий

3. Уничтожение микробов в окружающей среде: стерилизация, дезинфекция.

4. Антигены бактерий. Процессы, происходящие с антигеном в макроорганизме.

5. Инфекционный процесс, его формы, факторы патогенности микроба.

6. Бактериофаги.

7. Плазмиды.

8. Структура и функции иммуноглобулинов различных классов. Динамика антителопродукции.

9. Вакцинопрофилактика (живые, инактивированные, химические).

10. Противомикробные препараты: антибиотики, антисептические и дезинфицирующие вещества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.013 с.)