Архаический период — ок. 3100–2700 Г. До Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архаический период — ок. 3100–2700 Г. До Н. Э.



I и II династии — 3100–2700 гг. до н. э.

Древнее царство — ок. 2700–2180 г. до н. э.

III династия — ок. 2700–2613 г. до н. э.

IV династия — 2613–2494 гг. до н. э.

V династия — 2494–2345 гг. до н. э.

VI династия — 2345–2180 гг. до н. э.

Первый период распада — 2180–2055 гг. до н. э.

VII–X династии — 2180–2055 гг. до н. э.

Среднее царство — 2055–1750 гг. до н. э.

XI династия — 2055–2000 гг. до н. э.

XII династия — 2000–1750 гг. до н. э.

Второй период распада — 1750–1550 гг. до н. э.

XIII династия — 1750–1710 гг. до н. э.

XIV–XVI династии — 1710–1650 гг. до н. э.

XVII династия — 1650–1550 гг. до н. э.

Новое царство — 1550–1069 гг. до н. э.

XVIII династия — 1550–1295 гг. до н. э.

XIX династия — 1295–1186 гг. до н. э.

XX династия — 1186–1069 гг. до н. э.

Танисско-ливийский период — 1069—712 гг. до н. э.

XXI династия (танисская) — 1069—945 гг. до н. э.

XXII династия (ливийская) — 945–715 гг. до н. э.

XXIII династия — 945–715 гг. до н. э.

XXIV династия — 718–712 гг. до н. э.

Позднее царство — 712–525 гг. до н. э.

XXV династия (кушитская) — 712–663 гг. до н. э.

XXVI династия — 663–525 гг. до н. э.

Персидское господство — 525–332 гг. до н. э.

XXVII династия (Ахемениды) — 525–404 гг. до н. э.

XXVIII династия — 404–399 гг. до н. э.

XXIX династия — 399–380 гг. до н. э.

XXX династия — 380–343 гг. до н. э.

XXXI династия (Ахемениды) — 343–332 гг. до н. э.

Птолемеевское время — 331—30 гг. н. э.

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

 

Адес Г. Египет. История страны. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008.

Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифология Древнего мира. М.: Восточная литература, 1977.

Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999.

Белова Г. А., Шеркова Т. А. Русские в стране пирамид: путешественники, ученые, коллекционеры. М.: Алетейа, 2003.

Берлев О. Д., Ходжаш С. И. Скульптура Древнего Египта в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

Вассоевич A. Л. Духовный мир народов классического Востока (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании). СПб., 1998.

Вейгалл А. Эхнатон. Фараон-вероотступник М.: Центрполиграф, 2004.

Веркутте Ж. В поисках потерянного Египта. М.: АСТ-Астрель, 2005.

Грант М. Клеопатра. Последняя из Птолемеев. М.: Центрполиграф, 2005.

Дерош Ноблекур К. Тутанхамон. Сын Осириса. М.: Центрполиграф, 2003.

Древнеегипетский храм в Телль Ибрагим Аваде раскопки и открытия в Дельте Нила / Пер. с англ. М.: Алетейа, 2002.

Дэвид Р. Древний Египет. Энциклопедический справочник / Пер. с англ. М.: Вече, 2008.

Жак К. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М.: Молодая гвардия, 1999 (серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 756).

Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.: Летний сад, 2005.

Коростовцев М. А. Писцы Древнего Египта. СПб.: Летний сад, 2001.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб.: Летний сад, 2000.

Максимов Е. Н. Древнеегипетская космогоническая система // Тутанхамон и его время. М.: Восточная литература, 1976.

Материальная культура Древнего Египта. М.: Восточная литература, 1976.

Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 2005.

Мюллер М. Египетская мифология. М.: Центрполиграф, 2005.

Монте П. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2004.

Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.

Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V–XVII династии). М., 1983.

Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб.: Летний сад, 2001.

Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. I. М., 1967; Ч. II. М., 1984.

Перепелкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. М., 1969.

Рамсес II: Величие на берегах Нила. М.: ТОМ, 2003.

Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 2000.

Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М.: Восточная литература, 1992.

Силиотти А. Египет: храмы, люди и боги. М.: АСТ-Астрель, 2004.

Сказки Древнего Египта / Сост. и общ. ред. Г. А Беловой, Т. А Шерковой. М.: Алетейа, 1998.

Солкин В. В. Сокровища Египта. М.: Астрель, 2003.

Тексты пирамид / Пер. А Л. Коцейовского. СПб.: Летний сад, 2000.

Тилдесли Дж. Египет. Возвращение утерянной цивилизации. М.: Столица-Принт, 2002.

Тураев Б. А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. СПб., 2002.

Уайт Д. М. Боги и люди Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2004.

Фахри А. Древние загадки фараонов. М.: Центрполиграф, 2006.

Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Восточная литература, 1984.

Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. М.: Праксис («Historia rerum»), 2004.

Шоу Я. Древний Египет. Краткое введение. М.: Астрель, 2006.

Эмери У. Б. Архаический Египет. СПб.: Летний сад, 2001.

Эрман А. Государство, армия и общество Древнего Египта. М.: Центрполиграф, 2008.

Baines J., Malek J. Atlas of Ancient Egypt. Cairo, 1992.

Egypt. The World of the Pharaohs. Ed. R Schulz and M. Seidel. Köln, 1998.

Faulkner R. O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxf., 1969.

Faulkner R. O. Book of the Dead N.Y., 1972.

Hoffman M. A. Egypt before the Pharaohs. L., 1991.

Kemp B. J. Ancient Egypt. Anatomy of a Civilization. L., N.Y., 1991.

Lehner M. The Complete Pyramids. Cairo, 1997.

Pinch G. Magic in Ancient Egypt. L, 1994.

Trigger B. G. Early Civilizations. Ancient Egyptian Context. Cairo, 1993.

Wilkinson R. H. Reading Egyptian Art. L, 1994.

 

Комментарии

 

 

Hani J. La religion égyptienne dans la pensée de Plutarque. P., 1976. P. 473.

 

 

Denont V. Voyage dans la Basse et Haute Égypte. Le Caire, 1989 (repr. 1802). P 114.

 

 

Yoyotte J. Champollion et le panthéon égyptien // BSFÉ. 1982. T. 95. P. 76–108.

 

 

Champollion J.-F. Lettres écrites d’Égypte et de la Nubie en 1828 et 1829. P, 1968. P. 127.

 

 

Champollion-Figeac J.-J. L’Égypte ancienne. P., 1858. P. 245.

 

 

Erman A. La religion des Égyptiens. P, 1952 (пер. с издания 1934 г.; первое немецкое издание появилось в 1905 г.).

 

 

Превосходный историографический обзор разных подходов к изучению египетской религии можно найти в книге: Hornung Е. Conceptions of God in Ancient Egypt: The One and the Many. L., 1983. P 15–32.

 

 

Idem. P. 17.

 

 

Idem. P. 237–243.

 

 

Среди многих работ этого автора стоит обратить внимание на его статьи: [ Derchain Ph. ] Anthropologie. Égypte pharaonique. Cosmogonie. Divinité. Rituels égyptiens // Dictionnaire des mythologies. P., 1981.

 

 

Hornung Е. Conceptions of God in Ancient Egypt.

 

 

Derchain Ph. L’auteur du papyrus Jumilhac // RdE. 1990. T. 40. P. 9–30.

 

 

Derchain Ph. // CdÉ. 1988. T. 63. P 85.

 

 

Fischer H. L’écriture et l’art de l’Égypte ancienne. P., 1986. P. 25.

 

 

Caminos R. A. // JEA. 1972. Vol. 58. P. 219.

 

 

Posener J. Le Papyrus Vandier. Le Caire, 1985; и ниже, глава «Бог мертвый, бог вновь рожденный», раздел «Ежегодное погребение статуэток Осириса и Сокара».

 

 

Smith М. // Enchoria. 1987. Vol. 15. Р. 69 (11–12).

 

 

СТ. VI. 193n = Barguet P. Textes des sarcophages Égyptiens du Moyen Empire. P., 1986. P. 102 (заклинание 577).

 

 

Sauneron S. Villes et légendes d’Égypte. Le Caire, 1983. P. 84–85. О текстах, исходящих от богов, см. ниже, главу «Разум и знания», разделы «От слова к письму», «Просто боги».

 

 

Одна из версий повести о Хоре и Сете была создана уже в эпоху Среднего царства; см. ниже. О текстах литературно-магического содержания см.: Roccati A. // Mélanges Adolphe Gutbub. Montpellier, 1984. P. 201–210.

 

 

Kitchen K. A. // Hommages à François Daumas. II. Montpellier, 1986. P 35–39.

 

 

Grapow H. // ZÄS. 1931. Bd. 67. S. 34–38.

 

 

СТ. II. 33–34.

 

 

CT.VI. 280u.

 

 

См.: СТ. I. 332с—334с.

 

 

СТ. I. 354b sq.; II. 4ab, 29g-30h.

 

 

СТ. VI. 344bd.

 

 

Faulkner R. О. //JEA. 1937. Vol. 23. P. 172 (= папирус Бремнер-Ринд: XXVI. 21–23).

 

 

Parker R., Lesko L. // Pyramid Studies and Other Essays Presented to I.E.S. Edwards. L, 1988. P. 169–170.

 

 

Alliot M. Le culte d’Horus à Edfou au temps des Ptolémées. Le Caire, 1954. P. 515.

 

 

Ibid. P. 515. См. ниже, глава «Бог мертвый, бог вновь рожденный».

 

 

Vandier J. Le Papyrus Jumilhac. P., 1961. P. 243, n. 992.

 

 

Ср.: Gardiner A. H. The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden. Leipzig, 1909. P. 44 (5.14—6.1), где мудрец, описывая хаос, в который погрузился Египет, вспоминает о конце времен и восклицает: «Хоть бы погибли все люди! Не было бы ни зачатий, ни рождений, тогда смолкли бы вопли в стране и прекратилась смута!» (рус. пер. М. А. Коростовцева).

 

 

Hornung E. // ZÄS. 1956. Bd. 81. S. 28–32.

 

 

См. ниже, настоящую главу, разделы «Космические враги бога. Битвы за равновесие» и «Мятежи богов. Битвы переходных времен», а также главу «Механизм мироздания и вселенское божество», раздел «Дневное путешествие солнечного светила».

 

 

Klasens A. A Magical Statue Base (Socle Behague) in the Museum of Antiquities at Leiden. Leiden, 1952. P. 57 (f 25).

 

 

Posener G. // Annuaire de l’Institut de philology et d’histoire orientales et slaves. 1953. T. 13. P. 472.

 

 

Lange H. O. Der magische Papyrus Harris. København, 1927. P 20 (15).

 

 

Pyr. § 278–279.

 

 

Barguet P. Le Livre des Morts des anciens Égyptiens. P., 1967. P. 260 (глава 175).

 

 

Van der Valle B. // JNES. 1972. Vol. 31. P. 80, n. ‘k’, ‘l’.

 

 

Chassinat É. Le temple d’Edfou. Т. IV. Le Caire, 1929. P. 240 (10–11). Об Осирисе говорится, что он живет «миллионы лет»: Assmann J. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. Mainz am Rhein, 1983. S. 299, Anm. ‘b’.

 

 

Об идентичности змея-демиурга и змея нильской пещеры см.: Strieker В. // OMRO. 1950. Bd. 31. Р. 51 (Н. 16–17); Kákosy L. // MDAIK 1981. Bd. 37. S. 255–260. О дуализме змея, олицетворяющего хаос, и змея-демиурга см.: Goyon J.-C. Les dieux-gardiens et la genèse des temples (d’après les textes de l’époque gréco-romaine). Le Caire, 1985. P. 37, n. 9.

 

 

Derchain Ph. // ZÄS. 1956. Bd. 81. S. 4–6.

 

 

Niwinski A. // GM. 1981. Bd 48. S. 41–53.

 

 

См. четкую формулировку этого вывода: Habashi L. The Sanctuary of Heqaib. Vol. I. Mayence, 1985. P. 36, fig. 3 (стк. 8–9).

 

 

Daumas Fr. Le temple de Dendara. Т. IX. Le Caire, 1987. P. 152 (14–15).

 

 

Tresson P. // Mélanges Maspero. 1/2. Le Caire, 1935–1938. P. 821 et 826, n. 5. См. также: Kitchen К. Ramesside Inscriptions. Historical and Biographical. Vol. II. Oxford, 1979. P. 633 (12), где речь идет о том, что восстановленный Рамсесом II Луксорский храм будет существовать и за пределами «циклического времени».

 

 

Barucq A., Daumas Fr. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P., 1980. P. 274 (XII. 4–5); ср. с Sauneron S. Esna. Т. V. Le Caire, 1962. P. 257 (no. 206.3).

 

 

Goyon J.-C. Op. cit. P. 123.

 

 

Судя по Текстам саркофагов, главе 154 и «Книге мертвых», главе 115: Barguet P. Textes des sarcophages égyptiens du Moyen Empire. P., 1986. P. 571; Urk. VI. 63 (16 sq.). Ср.: Yoyotte J. // RdfÉ 1978. T. 30. P. 147–150; Grenier J.-Cl. Tôd. T. I. Le Caire, 1980. P. 170; Drioton É. Médamoud. Les inscriptions. Le Caire, 1926. P. 46–47, no. 105.

 

 

Borghouts J. F. Ancient Egyptian Magical Texts. Leiden, 1978. P. 95 (§ 145).

 

 

Этот же персонаж появляется в «Книге небесной коровы»: Hornung Е. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh: Eine Ätiologie des Unvollkommenen. Fribourg, 1982. S. 39.

 

 

Sethe K. // ZÄS. 1928. Bd. 63. P. 50–53.

 

 

Sauneron S. Esna. Т. V. P. 265.

 

 

См. ниже, главу «Механизм мироздания и вселенское божество», раздел «Дневное путешествие солнечного светила».

 

 

Jelinkova-Reymond Е. Les inscriptions de la statue guérisseuse de Djed-her-le-Sauveur. Le Caire, 1956. P. 43, n. 3; Urk. VI. 115 (17).

 

 

См.: Massart A. The Leiden Magical Papyrus I 343 + I 345. Leiden, 1954. P. 59.

 

 

Упоминаются в: Erman A. Zauberspruche für Mutter und Kind. B., 1901. S. 50–51.

 

 

Lange H. O. Op. cit. P. 59 (9).

 

 

Borghouts J. F. Op. cit. P. 80 (§ 115).

 

 

Ibid. P. 73 (§ 99).

 

 

Jelinkova-Reymond Е. Op. cit. P. 40 et 45, n. 3.

 

 

Borghouts J. F. Op. cit. P. 78 (§ 111): см. о Хоре: ibid. P. 72 (§ 96); 75 (§ 102), 81 (§ 119); о жене Хора Старшего: P. 80 (§ 115).

 

 

Ibid. P. 79 (§ 112).

 

 

Ibid. P. 80 (§ 117).

 

 

СТ. VII. 463f—464ab; см.: Barguet P. Textes des sarcophages. P. 662 (заклинание 1130).

 

 

Assmann J. Op. cit. P. 204 (51).

 

 

По: Gutbub A. Textes fondamentaux de la théologie de Kom Ombo. Le Caire, 1973. P. 70, n. ‘c’, 424,429 sq., 107,110, n. ‘l’, p. 67–68; см. также: Sauneron S. Esna. T.V. P. 324–325.

 

 

Ср.: Goyon J.-C. // BIFAO. 1967. Т. 65. P. 98 (34); Sauneron S. // JNES. 1963. Vol. 19. P. 275 et n. 66.

 

 

Fairman H. W. // JEA. 1935. Vol. 21. P. 26–36; Blackman A., Fairman H. W. // JEA. 1942. Vol. 28. P. 32–38; 1943. Vol. 29. P. 2–26.

 

 

Gutbub A. Op. cit. P. 509, 521 sq.; Sauneron S. Esna. Т. V. P. 26 (77,15–16: упоминание мятежа детей Pa; cf. P. 374–375).

 

 

По: Junker H. Der sehende und blinde Gott. München, 1942. S. 77–78; Schott S. Die Reinigung Pharaos in einem memphitischen Tempel // Göttinger Nachrichten. 1957/3. S. 61. Cp: Goyon J.-C. Les dieux-gardiens… P. 373 et n. 2; СТ. VII. 20e (=Barguet. Textes des Sarcophages… P. 278, chap. 82); а также замечания П. Каплони: Kaplony P. // Mitteilungen des Instituts für Orientforschung. 1966. Bd. 11. S. 149, Anm. 56; 157 sq., Anm. 83.

 

 

Borghouts J. F. // OMRO. 1970. Bd. 70. P. 199 sq.

 

 

Bakir A-M. The Cairo Calendar No. 86637. Le Caire, 1966. P. 44 (Vº IV, 11).

 

 

Borghouts J. F. Magical Texts. P. 37 (§ 58).

 

 

СТ. VI. 144d = Barguet. Textes des Sarcophages… P. 283 (заклинание 548).

 

 

Meeks D. // Archeo-Nil. 1991. T. 1. P. 1–15; Borghouts // OMRO. 1970. Bd 70. P. 22–23.

 

 

Goyon. Les dieux-gardiens… P. 371–373.

 

 

Ibid. P. 342–343.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 16 (R° VI, 4–7).

 

 

Cp. c: Bakir. The Cairo Calendar. P. 24 (R° XIV, 1).

 

 

Согласно: Hornung. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh. S. 38 sq.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 45 (Vº V, 11).

 

 

Cenival Fr. Le mythe de l’oeil du soleil. Sommerhausen, 1988. P. 31–33.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 46 (Vº VI, 6).

 

 

См. этот сюжет уже в: Lange. Der magische Papyrus Harris. S. 17 (I, 9sq.).

 

 

См. уже в: Bakir. The Cairo Calendar. P. 45 (Vº V, 1); Troy L. // Acta Universitatis Upsaliensis Boreas. 1989. Vol. 20. P. 131–132; эта легенда, окончательно кодифицированная в демотических текстах, была известна еще в эпоху Нового царства: Posener G. Catalogue des ostraca hiératiques littéraires de Deir el Médineh. Т. Ill (fasc. 3). Le Caire, 1980. No. 1598.

 

 

СТ. VI. 261gh = Barguet. Textes des sarcophages. P. 204 (заклинание 640).

 

 

Отмечено уже в: СТ. V. 150с—151а; в Текстах пирамид его осуществляют «благодетельные боги»: Руг. § 1566cd.

 

 

Herbin F. // BIFAO. 1988. Т. 88. P. 103.

 

 

Smith H. S., Tait W. J. Saqqara Demotic Papyri. Vol. I. L, 1983. P 104–105, 107.

 

 

Goyon J.-C. Confirmation du pouvoir royal au nouvel an. Le Caire, 1972. P. 86, n. 27.

 

 

Книга мертвых, гл. 82 = Budge E. A. W. The Book of the Dead: The Chapters of Coming Forth by Day. Text. L., 1898; Barguet. Le Livre des Morts. P. 120.

 

 

Anthes R. // Studia Aegyptiaca. 1983. Vol. 9. P. 120–121.

 

 

Massart. The Leiden Magical Papyrus I 343 + I 345. P. 95–96.

 

 

Pyr.§ 19 и § 831.

 

 

СТ. II. 107b = Barguet. Textes des sarcophages. P. 238 (заклинание 102).

 

 

Borghouts. Magical Texts. P. 45 (§ 72).

 

 

Ibid. P. 48 (§ 80); Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 126 (XIV. 17).

 

 

Borghouts. Magical Texts. P. 30 (§ 43).

 

 

Borghouts // OMRO. 1970. Vol. 51. P. 16–17, n. 354.

 

 

Urk. VI. 91 (18–19).

 

 

См. их перечисление: Urk. VI. 19–23,135 sq.

 

 

Urk. VI. 56.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 27 (R° XVII, 10–11); Kàkosy // ZÄS. 1990. Bd 117. S. 151, Anm. ‘t’.

 

 

Gardiner A. H. The Royal Canon of Turin. Oxford, 1959. Col. I.

 

 

Lüft U. // Studia Aegyptiaca. 1978. Bd. 4. P. 78–130; Barta W. Untersuchungen zum Götterkreis der Neunheit. München-Berlin, 1973. P. 41–48.

 

 

Sauneron S. Villes et legends d’Égypte. Le Caire, 1983. P. 171–174.

 

 

Goyon J.-C. Rituels funéraires de l’ancienne Égypte. P., 1972. P. 225; Redford D. B. Pharaonic King-Lists, Annals and Day-Books. Mississauga, 1986. P. 65–82.

 

 

Goyon G. // Kêmi. 1936. T. 6. P. 7 suiv.; cf. Verhoeven U. // Religion und Philosophie im alten Ägypten: Festgabe für Ph. Derchain. Louvain, 1991. P. 319–320 (библиография изучения этого текста).

 

 

Goyon G. Op. cit. P. 7.

 

 

Sauneron. Esna. Т. V. P. 228. Ср. ниже, настоящую главу, раздел «Царствование богов на земле».

 

 

Goyon G. Op. cit. P. 7, 18.

 

 

Borghouts. Magical Texts. P. 51 (§ 84); Hornung. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh. S. 37 (2–3).

 

 

Klasens. A Magical Statue Base (Socle Behague) in the Museum of Antiquities at Leiden. P. 61.

 

 

Lüft // Studia Aegyptiaca. 1978. Bd 4. P. 70.

 

 

Drioton É. // ASAÉ. 1944. T. 44. P. 114; Barucq, Daumas. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P. 267 (V.2).

 

 

Goyon G. // Kêmi. 1936. T. 6. P. 19.

 

 

Goyon G. Op. cit. P. 18.

 

 

Verhoeven. Op. cit. P. 319–330: сомнения по поводу того, что посягательство бога на свою мать имело место, что, однако, подтверждается папирусом из Дельты (XII. 7, 9).

 

 

Goyon G. Op. cit. P. 14–15.

 

 

Derchain Ph. Le Papyrus Salt 825 (BM 10051): ritual pour conservation de la vie en Égypte. Bruxelles, 1965. P. 31–34; см. возможную аллюзию в: Bakir. The Cairo Calendar. P. 46 (Vº VI, 13). В папирусе Сальт отцом Осириса называется не Геб, а Шу.

 

 

См. некоторые сведения в: Sauneron S. // Kêmi. 1970. Т. 20. Р. 12–13.

 

 

Derchain. Le Papyrus Salt. P. 167, n. 72.

 

 

Faulkner R. O. // JEA. 1936. Vol. 22. P. 127 (= папирус Бремнер-Ринд: IX 25); для лучшего понимания этого фрагмента см.: James Т.G.H. The Hekanakhte Papers. N.Y., 1962. P. 29, n. 74.

 

 

Derchain. Le Papyrus Salt. P. 138 (IV. 2).

 

 

Drioton É. // ASAÉ. 1939. T. 39. P. 75 (10), 76, n. ‘f’; Sethe K. Dramatische Texte zu altägyptischen Mysterienspielen. Leipzig, 1928. S. 23.

 

 

Derchain. Le Papyrus Salt. P. 138 (IV.7).

 

 

Goyon J.-C. // BIFAO. 1975. T. 75. P. 378, n. 2.

 

 

СТ. VI. 306f = Barguet. Textes des sarcophages. P. 292 (заклинание 680).

 

 

Spiegelberg W. // ZÄS. 1917. Bd 53. S. 101 sq.; об измерении всей земли в мире см.: Sauneron. Villes et legends d’Égypte. P. 68; Barucq, Daumas. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P. 217; о формулировке самого принципа собственности на землю в мире: ibid. Р. 228, n. ‘cq’.

 

 

Helck W. Die Prophezeiung des Nfr.tj. Wiesbaden, 1970. S. 42–43; Urk. II. 3, 15; Urk. IV. 2027. 11–12.

 

 

Assmann J. Königsdogma und Heilserwartung // Apocalypticism in the Mediterranean and the Near East. Tübingen, 1983. S. 345–377.

 

 

Abdallah A. О. // JEA. Vol. 70. 1984. P. 71, n. ‘k’.

 

 

Assmann J. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. Mainz, 1983. S. 60, Anm. ‘h’, 63, Anm. ‘a’, 173, Anm. ‘b’, 189–190.

 

 

Barguet P. Le livre des morts des anciens Égyptiens. P., 1967. P. 105 (chap. 65).

 

 

Barucq A., Daumas Fr. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P., 1980. P. 336. Перевод «сотни тысяч» уточнен в: Davies N. G. The Temple of Hibis. Vol. III. N.Y., 1953. PI. 33, col. 25. Ср.: Chassinat É. Le temple d’Edfou. Le Caire, 1928. Т. III. P. 323, 8, аналогично с: Idem. Т. IV. Le Caire, 1929. P. 241, 14; Т. VII. Le Caire, 1932. P. 280, 7.

 

 

Goedicke H., Wente E. F. Ostraka Michaelidis. Wiesbaden, 1962. Pl. XV, col. 2.

 

 

Meeks D. // Revue de l’histoire des religions. 1988. T. 205. P. 425–446.

 

 

СТ. II. 42–43 = Barguet P. Textes des sarcophages égyptiens du Moyen Empire. P., 1986. P. 473 (заклинание 80). См. также: Baines J. // GM. 1983. Bd. 67. P. 13–28.

 

 

Pyr. § 404ac; СТ. II. 157ef = Barguet. Textes des sarcophages… P. 256 (заклинание 132); Lefebvre G. Romans et contes égyptiens de l’époque pharaonique. P., 1949. P. 112; Kurth D., Thissen H.-J. Kölner ägyptische Papyri. Bd I. Opladen, 1980. S. 34 (49). О «великих» богах см.: Troy L. // Acta Universitatis Upsaliensis Boreas. 1989. Vol. 20. P. 130.

 

 

Barucq, Daumas. Hymnes et prières… P. 352, n. ‘a’.

 

 

Книга мертвых, гл. 123 = Budge E.A.W. The Book of the Dead The Chapters of Coming Forth by Day. Text. L, 1898. P. 243, 5–6; Barguet. Le livre des morts. P. 156.

 

 

Hornung E. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh: Eine Ätiologie des Unvollkommenen. Fribourg, 1982. S. 23,45. Обычно считается, что у Тота было такое право; см., однако: Fischer G. Н. // Egyptian Studies. Vol. I: Varia. N.Y., 1976. P. 86, n. 31.

 

 

Об этих непререкаемых правах Тота см.: Posener G. // Annuaire de Collège de France 1961—62. P. 290.

 

 

Helck W. Urkunden der 18. Dynastie. B., 1958. P. 2081, 13.

 

 

Bakir A-M. The Cairo Calendar No. 86637. Le Caire, 1966. P. 25 (R° XV, 1); cp. c: Germond Ph. Sekhmet et la protection du monde. Genéve, 1981. P. 69.

 

 

Koenig Y. Le Papyrus Boulaq 6. Le Caire, 1981. P. 82; Yoyotte J. // BSFE. 1980. T. 87–88. P. 56 suiv.

 

 

СТ. IV. 60jk = Barguet. Textes des sarcophages… P. 122 (заклинание 306); Edwards I. E. S. Hieratic Papyri of the British Museum. Fourth Series. L., 1960. P. XXII.

 

 

Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. 210 (15), 213, Anm. ‘e’, 255, Anm. ‘b’.

 

 

Об этих эпитетах см.: Idem. S. 83 (13), 173, Anm. ‘a’, 175, Anm. ‘a’.

 

 

Lefebvre. Romans et contes… P. 200–201.

 

 

Goyon J.-C. // JARCE. 1983. Vol. 20. P. 56 (10).

 

 

Troy L. // The Religion of the Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala, 1989. P. 19–21; Graefe E. // Hommages a François Daumas. Montpellier, 1986. P. 345–349.

 

 

См.: Urk. VI. 101.3–4.

 

 

См.: Те Velde H. // JEA. 1971. Vol. 57. P. 80–86: о возможности считать триады способом сведения политеизма к «тритеизму» или «дифференцированному политеизму».

 

 

Vandier J. Le Papyrus Jumilhac. P., 1962. P. 125 (XIV, 9 suiv.).

 

 

Idem. P. 115, § 5.

 

 

Barucq, Daumas. Hymnes et prières… P. 335: «Есть ли бог, который сравнится с тобой?»

 

 

Meeks D. // Revue de l’histoire des religions. 1988. T. 205. P. 425–446.

 

 

Книга мертвых, гл. 151 = Barguet. Le livre des morts. P. 215; Budge. The Book of the Dead. P. 382, 14.

 

 

Urk. VI. 27.

 

 

Strieker В. H. // OMRO. 1948. Vol. 29. P. 64. «Отвращение» Сета от законов: Urk. VI. 7,11.

 

 

СТ. I. 20с suiv. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 96 (заклинание 7). О Тоте как визире см.: Derchain-Urtel M.-Th. Thot à travers ses epithets dans les scénes d’offrandes des temples d’époque gréco-romaine. Bruxelles, 1981. P. 95—106.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 33 (R° XXIII, 1). Речь идет о клятве, которую, по мнению К. Баера (Baer К. // JEA. 1964. Vol. 50. Р. 179), приносили при вступлении в должность в знак обязательства не злоупотреблять предоставляемыми ею преимуществами. Ср.: Morschauser S. N. // JARCE. 1988. Vol. 25. P. 93—103.

 

 

СТ. IV. 93g; Sander-Hansen С. E. Die religiösen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. Kopenhagen, 1937. S. 66, cf. p. 68; Sauneron S. // Kêmi. 1970. T. 20. P. 11; Bakir. The Cairo Calendar. P. 26 (R° XVI, 7–8), 33 (R° XXIII, 2); Junker H. Das Götterdekret über das Abaton. Wien, 1913. S. 7–8. В целом об указах богов см.: Lüft U. Beiträge zur Historiezierung der Götterwelt und der Mythenschreibung. Budapest, 1978. S. 32–49.

 

 

Книга мертвых, гл. 183 = Budge. The Book of the Dead. P. 485, 9; Barguet. Le livre des morts. P. 270; Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 126 (XIV, 19). О соотношении между оригинальным документом и версией, выставляемой на обозрение на стеле, см.: Kruchten J.-M. Le Décret d’Horemheb. Bruxelles, 1981. P. 214–223.

 

 

См. один из случаев выступления Тота в этом качестве: Golénischeff W. Catalogue général des antiquités égyptiennes du musée du Caire. Papyrus hiératiques. Т. I. Le Caire, 1927. P. 106, 15 suiv.

 

 

Barucq, Daumas. Hymnes et prières… P. 355, n. ‘h’; Sander-Hansen. Die religiösen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. S. 137.

 

 

Urk. VI. 25. 22–23.

 

 

Sander-Hansen. Idem. S. 69.

 

 

Quagebeur J. // Funerary Symbols and Religion. Essays dedicated to Prof. Heerma van Voss. Kampen, 1988. P. 105–126; De Meulenaere H. // CdÉ. 1988. T. 63. P. 234–241.

 

 

Borghouts J. F. Ancient Egyptian Magical Texts. Leiden, 1978. P. 4 (§ 9).

 

 

Osing J. Aspects de la culture pharaonique. Quatre leçons au Collège de France. P., 1992. P. 49 suiv.

 

 

Suys E. // Orientalia. 1934. Vol. 3. P. 71 (II. 8), 74.

 

 

Hornung. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh. S. 37 (10 sq., 19 sq.).

 

 

Sander-Hansen. Die religiösen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. S. 94.

 

 

Gardiner A. H. Hieratic Papyri of the British Museum. Third Series. L., 1935. Pl. 69 (XIV A, 2).

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 42 (Vº II, 2–3).

 

 

Idem. P. 44 (Vº IV, 7).

 

 

О том, что боги могут подвергаться суду, см.: Barucq, Daumas. Hymnes et prières… P. 405, n. ‘bx’. Обвинение, предъявленное Осирису, см.: Bakir. The Cairo Calendar. P. 46 (Vº VI, 13); богине Маат: Ibidem. (Vº VI, 5). Об Осирисе см. также выше, главу «Происхождение, судьбы, история», раздел «Царствование богов на земле».

 

 

Дальнейшее изложение следует повести о тяжбе Хора и Сета (Lefebvre. Romans et contes… P. 184 suiv.; Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 129 (XVI, 23 suiv.), дополненной сведениями других указываемых источников. Жалоба, давшая начало делу, возможно, была поддержана самим Осирисом: Hayes W.C. Ostraca and Name Stones from the Tomb of Sen-Mut (№ 71) at Thebes. N.Y., 1942. No. 149.

 

 

СТ. VII. 37i suiv. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 201 (заклинание 837), а также Pyr. § 958.

 

 

Lefebvre. Romans et contes… P. 184.

 

 

Idem. P. 181.

 

 

Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 131; также: Lange H. O. Der Magische Papyrus Harris herausgegeben und erklärt. Kopenhagen, 1927. S. 14 (1.6–7); Urk. VI. 8 ff.; Sethe K. Dramatische Texte zu altaegyptische Mysterienspielen. Leipzig, 1928. S. 278–279.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 16 (R° VI, 1).

 

 

Дальнейшее изложение следует no: Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 128 (XVI, 10 suiv.); прочие отсылки к этому мифологическому сюжету указаны в: Derchain Ph. // RdÉ. 1952. Т. 9. P. 31; Koenig. Le Papyrus Boulaq 6. P. 36, n. ‘h’.

 

 

Schott S. Thot, le dieu qui vole les offrandes et qui trouble le cours du temps // CRAIBL 1970. P. 547–556.

 

 

СТ. II. 233b sq. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 436 (заклинание 149).

 

 

СТ. II. 209ef sq. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 405 (заклинание 587).

 

 

CT II. 234b = Barguet. Textes des sarcophages… P. 436 (заклинание 149).

 

 

CT II. 235bc, 249d suiv. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 436–437 (заклинание 149). Ср. с мифом о Хоре. Fairman Н. W. // JEA. 1935. Vol. 21. Р. 32.

 

 

Книга мертвых, гл. 19–20 = Barguet. Le livre des morts. P. 67–69. Ср., однако: Hassan S. Hymnes religieux du Moyen Empire. Le Caire, 1928. P. 28.

 

 

Lefebvre. Romans et contes… P. 189 (5,5 suiv.), 199 (14,2 suiv.); Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 120 (X, 7 suiv.).

 

 

CT I. 166af = Barguet. Textes des sarcophages… P. 180 (заклинание 39).

 

 

Drioton É. // BIE. 1952. T. 34. P. 291–316; и еще ранее: СТ. 1.4ad; IV. 128f; Gutbub A. Textes fondamentaux de la théologie de Kom Ombo. Le Caire, 1973. P. 247, n. ‘s’.

 

 

Koenig. Le Papyrus Boulaq 6. P. 94, n. ‘a’.

 

 

Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 120 (X. 7–8), 126 (XV. 1).

 

 

Idem. P. 126 (§ XXII).

 

 

Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. P. 109, Anm. ‘h’; CT. IV. 303b.

 

 

Borghouts. Ancient Egyptian Magical Texts. P. 12 ff.

 

 

Gutbub. Textes fondamentaux de la théologie de Kom Ombo. P. 242–243, 246, n. 1; Koenig. Le Papyrus Boulaq 6. P. 28, n. ‘f’. В целом об этом см.: Kàkosy L. // Oikumene. 1982. Vol. 163 suiv. У других сверхъестественных существ также присутствует этот звездный аспект: Goyon J.-C. Les dieux-gardiens et la genése des temples (d’après les textes de l’époque gréco-romaine). Le Caire, 1985. P. 461, 473.

 

 

Borghouts. Ancient Egyptian Magical Texts. P. 12.

 

 

CT I. 278af = Barguet. Textes des sarcophages… P. 113 (заклинание 65).

 

 

CT VI. 174i suiv. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 216 (заклинание 512).

 

 

См.: CT VI. 27 lc — заклинание, согласно которому око Хора оказывается в утробе, как это ожидается от предмета, наделенного магической силой. См. ниже, главу «Разум и знания», раздел «Всеведение и знание».

 

 

«Союзники» Сета: CT VII. 48f.

 

 

Sethe К. Thebanische Tempelinschriften aus griechisch-römischer Zeit. B., 1957. S. 28 (32e).

 

 

Goyon. Les dieux-gardiens et la genèse des temples. P. 4, 46—110.

 

 

Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. 76(3).

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 38 (R° XXVIII, 13).

 

 

Massart A. // MDAIK. 1957. Bd. 15. S. 178.

 

 

Caminos R. A. // JEA. 1972. Vol. 58. P. 211.

 

 

Edwards I. E. S. Hieratic Papyri in the British Museum. Fourth Series. L., 1960. P. XXII.

 

 

Stadelmann R. Syrisch-palästinensische Gottheiten in Ägypten. Leiden, 1967. S. 8–9; Matthiae G., Xella P. // Rivista di studi fenici. 1981. Vol. 9. P. 147–152.

 

 

CT VII. 222i suiv. = Barguet. Textes des sarcophages… P. 543 (заклинание 1006); см.: Altenmüller H. Synkretismus in den Sargtexten. Wiesbaden, 1975. S. 133.

 

 

См. в целом: Stadelmann. Op. cit.; а также: Zivie C. // Bulletin de la Société française des fouilles de Tanis. 1989. 2/3. P. 139–175.

 

 

Stadelmann. Op. cit. S. 124–133.

 

 

Lefebvre. Romans et contes… P. 106–113; см. анализ этого текста: Posener G. // Annuaire de l’Institut de philologie et d’histoire orientales et slaves. 1953. T. 13. P. 461–478; а также замечания: Dijk J. van. // Scripta Signa Vocis: Studies presented to Prof. J. H. Hospers. Groningen, 1986. P 31–32.

 

 

См., из последних работ: Dijk J. van. Op. cit. P 31–35.

 

 

См. следы этой же легенды в: Suys E. // Orientalia. 1934. Vol. 3. P 65; De Buck A., Strieker B. // OMRO. 1940. Bd 21. S. 58 (II, 9—11); Massart A. The Leiden Magical Papyrus I. 343 + I. 345. Leiden, 1954. P. 65.

 

 

Kàkosy L. // ZÄS. 1990. Bd. 117. P. 145 (B, 8), 147 (C, 4), 155–156; также: Posener G. // Annuaire de l’Institut de philologie et d’histoire orientales et slaves. 1953. Т. 13. P. 465–466; Leibovitch J. // ASAÉ. 1948. T. 48. P. 435–444.

 

 

Bakir. The Cairo Calendar. P. 27 (R° XVII, 11).

 

 

См.: Dijk J. van // GM. 1989. Bd. 107. S. 59–68; Borghouts. Ancient Egyptian Magical Texts. P. 50–51.

 

 

Goyon J.-C. // BIFAO. 1975. T. 75. P. 386, n. 5. Cp. Lacau P, Chevrier H. Une chapelle d’Hatchepsout à Karnak. Le Caire, 1977. P. 149 (в этих сценах Хатшепсут коронуют чужеземные боги). См. также об изображении божества, посланном хеттским царем Тушраттой Аменхотепу III: Moran W. L. Les lettres d’El Amarna. P., 1987. P. 137–138.

 

 

Zivie C. // Bulletin de la Société française des fouilles de Tanis. 1989. 2/3. P. 155.

 

 

См.: Derchain Ph. // RdÉ. 1990. T. 41. P. 25–28. О египетских богах вне Египта см. ниже, главу «Пространство и место», раздел «Чужие страны и границы».

 

 

СТ. IV. 175е = Barguet P. Textes des sarcophages égyptiens du Moyen Empire. P., 1986. P. 440 (заклинание 312). Cf.: Assmann J. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. Mainz am Rhein, 1983. S. 204 (156,26), 206, Anm ‘p’.

 

 

Gutbub A. Textes fondamentaux de la théologie de Kom Ombo. Le Caire, 1973- P. 335, 353, n. ‘u’; Daumas Fr. Les mammisis des temples égyptiens. P., 1958. P. 441 sq.

 

 

Sauneron S. Villes et legendes d’Égypte. Le Caire, 1983. P. 61–64.

 

 

Faulkner R. О. // JEA. 1937. Vol. 23. P. 172 (= P. Bremner-Rhind XXVI. 15).

 

 

В связи со сложной проблемой хеперу и иру см. замечания Я. Ассмана в: Lexikon der Ägyptologie. Bd. II. Wiesbaden, 1977. S. 759, § ‘c’; Assmann J. Liturgische Lieder an den Sonnengott. Untersuchungen zur altägyptischen Hymnik. Bd. I. B., 1969. S. 42–43; idem // Biblische Notizen. 1980. Bd 11. S. 50. О том, что иру — это нечто, могущее служить «облачением» бога в точном смысле этого слова, см.: Idem. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. 14 (16,4).

 

 

Lefebvre G. Romans et contes égyptiens de l’époque pharaonique. P., 1949. P. 183, n. 14; 192, n. 61.

 

 

Vandier J. Le Papyrus Jumilhac. P., 1962. P. 114 (II.23, III.13–14).

 

 

Об этом: Assmann. Liturgische Lieder an den Sonnengott. S. 43, Anm. 20.

 

 

Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. 204 (156, 26); 206, Anm. ‘p’.

 

 

Fischer-Elfert H. W. Literarische Ostraka der Ramessidenzeit in Übersetzung. Wiesbaden, 1986. S. 29 (3); Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. S. 307, Anm. ‘c’.

 

 

СТ. IV. 110g, 112df = Barguet. Textes des Sarcophages… P. 482–483 (заклинание 317).

 

 

СТ. IV. 120a = Barguet. Textes des Sarcophages… P. 484 (заклинание 317).

 

 

В соответствии с построениями Дж Бэйнса: Baines J. Fecundity Figures. Warminster, 1985. P. 117.

 

 

См. другой сходный пример в: Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 117 (VI. 11 sq.). Ср. ниже (глава «Пространство и место», раздел «Потусторонний мир и связь с ним», диалог посланца Хора и стража врат подземного мира) эпизод, когда внешность и имя оказываются недостаточно надежными идентификаторами мифологического персонажа и он, чтобы быть опознанным, получает еще один атрибут, а именно головной убор. Именно на этой схеме основываются ситуации обмена вопросами и ответами между усопшим, стремящимся попасть в загробный мир, и перевозчиком, который должен помочь ему пересечь отделяющее его от этого мира водное пространство (Тексты саркофагов, гл. 395–398: Barguet. Textes des Sarcophages… P. 344–355). В ответ на вопрос перевозчика усопший должен вспомнить название ладьи и каждой ее детали, связывая их с теми или иными качествами богов, чтобы придать им материальное существование. Поскольку неназванные детали ладьи не будут существовать, без этого останется несуществующей и вся ладья и по этой причине перевозчик задает усопшему новые вопросы и выслушивает ответы на них. В ходе этого диалога усопший фактически создает судно, на котором его перевезут в загробный мир; кроме того, отвечая на вопросы, он описывает и самого себя, называя собственное имя и перечисляя свои качества. Таким образом, он приобретает новую индивидуальность и доказывает свою способность опознавать иру, индивидуальности других существ, населяющих мир богов. Тем самым он доказывает свою способность жить в сообществе богов.

 

 

Это следует из предания о борьбе Хора и Сета: Lefebvre. Romans et contes égyptiens. P. 189–190.

 

 

Заметим, что эта ситуация сходна с уже упоминавшейся (прим. 14 выше).

 

 

Об этой детали см.: Hayes W. С. Ostraka and Name Stones from the Tomb of Sen-Mut (№ 71) at Thebes. N.Y., 1942. No. 149. Vº 4. Cf.: Koenig Y. Le Papyrus Boulaq 6. Le Caire, 1981. P. 77, n. ‘b’; Baines. Fecundity Figures. P. 125. Сходная сцена обнаруживается в: Bakir А.-М. The Cairo Calendar No. 86637. Le Caire, 1966. P. 23 (R° XIII. 9—10), но, кажется, она не связана с мотивом тяжбы.

 

 

См. также ниже, в разделе «Тела искалеченные, тела расчлененные».

 

 

В одном тексте за перечислением имен группы божеств следует суммирующее выражение «все эти люди» (в смысле «все эти существа») с использованием термина са, который употребляется именно применительно к людям: Sander-Hansen С. Е. Die religiösen Texte auf dem Sarg der Anchnesneferibre. København, 1937. P. 64.

 

 

Ockinga B. Die Götterbildlichkeit im Alten Ägypten und im Alten Testament. Wiesbaden, 1984; ср., однако: Assmann. Sonnenhymnen in thebanischen Gräbern. S. 76 (стк. 7) — поврежденный текст, в котором говорится, что люди были созданы по образу и подобию демиурга.

 

 

Reymond J. Е. The Mythical Origin of the Egyptian Temple. Manchester, 1969. P. 67.

 

 

Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 124, n. 370; Lange H. O. Der magische Papyrus Harris. København, 1927. S. 38 (3–4); Aufrère S. L’univers mineral dans la pensée égyptienne. Le Caire, 1991. P. 311 sq.; Koenig. Le Papyrus Boulaq. P. 117; Sauneron S. Esna. Т. V. Le Caire, 1962. P. 143; Книга мертвых, гл. 172 = Budge E. A. W. The Book of the Dead: The Chapters of Coming Forth by Day. Text. L, 1898. P. 445, 16 = Barguet P. Le Livre des Morts des anciens égyptiens. P., 1967. P. 255; Schott S. Kanais: Der Tempel Sethos I. im Wadi Mia // Göttinger Nachrichten. 1961/6, C, 3; Kuentz Ch. // ASAÉ. 1925. T. 25. P 228, n. 1. О костях богов из серебра: Goyon J.-C. Rituels funéraires de l’ancienne Égypte. P., 1972. P. 237; Hornung E. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh: Eine Ätiologie des Unvollkommenen. Fribourg, 1982. S. 52, Anm. 6; Barucq A., Daumas Fr. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P., 1980. P. 330, n. ‘b’. О «золотой плоти» богов см. в отечественной литературе: Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя. — В кн.: Ж-Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1978.

 

 

Massy A. Le Papyrus de Leyde I. 347. Gand, 1885. P. 2; ср. с вариантом в. De Buck A., Strieker В. // OMRO. 1940. Bd. 21. P. 57 (112): «окруженный уреем».

 

 

Goyon. Rituels funéraires de l’ancienne Égypte. P. 278, n. 1; Barucq, Daumas. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P. 331, n. ‘p’.

 

 

Beckerath J. von // ZÄS. 1992. Bd. 119. S. 99 (сказка о Хонсемхебе и привидении); Goyon. Op. cit. P. 71: «Твое тело пребудет вечно, подобно камню в горах»; ср. с текстами, указанными в прим. 22.

 

 

СТ. VI. 108fh = Barguet. Textes des Sarcophages… P. 138 (заклинание 519); Burkard G. Grabung im Assassif III: Die Papyrusfunde. Mainz, 1986. P. 64 (X+4, 5.8–9).

 

 

См. аналогичным образом: Goyon. Op. cit. P. 73: «Твое тело будет цвета золота благодаря чистому золотому камню».

 

 

По данному вопросу см.: Gardiner А. Н. The Library of Chester Beatty. Description of a Hieratic Papyrus. Oxford, 1931. P. 31, n. 3; Faulkner R. O. // JEA. 1968. Vol. 54. P. 42, n. 8; Goedicke H. // GM. 1980. Bd. 39. S. 28; противоположное мнение: Aufrère. L’univers mineral dans la pensée égyptienne. P. 466–467.

 

 

Cauville S. // BIFAO. 1990. T. 90. P. 93, n. 8.

 

 

Aufrère. Op. cit. P.336, 473 sq.

 

 

В явной форме: СТ. V. 376f, 385v. В связи с Ра: СТ. VI. 206m.

 

 

Lefebvre. Romans et contes égyptiens. P. 195.

 

 

Vandier. Le Papyrus Jumilhac. P. 125 (XIV. 6); Derchain Ph. // RdÉ. 1990. T. 41. P. 18–19.

 

 

Barucq, Daumas. Hymnes et prières de l’Égypte ancienne. P. 335.

 

 

Chassinat É. Le temple d’Edfou. Т. II. Le Caire, 1892. P. 206, 14. «Черным глазом» называется также новолуние: Книга мертвых, гл. 116 = Budge. The Book of the Dead P. 238. 11 = Barguet. Le Livre des Morts. P. 153.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.63 с.)