Основные экономические категории маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические категории маркетинга



Для восприятия сути маркетинга необходимо рассмотреть следующие экономические понятия: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок [3].

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга является идея человеческих нужд. Нужда - ощущение человеком нехватки чего-либо. Нужда не создается кем-либо, она уже существуют, она является исходной составляющей природы. Чем больше[Д1] значит для человека нужда, тем активнее он ищет способы ее удовлетворить. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным.

Вторая исходная идея маркетинга – это идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который максимально приемлем для данного индивида. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Иногда нужды и потребности путают. Например, можно подумать, что ЛОР-врачу нужна ультразвуковая установка. Нет - ему нужен способ лечения тонзиллита. При появлении другого способа - ультразвуковая установка может и не понадобиться, хотя нужда останется.

Потребности населения разнообразны и безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому следующим понятием является запрос.

Запрос(спрос) – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек будет выбирать те услуги или товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Например, человек, страдающий заболеванием вен нижних конечностей, купит прежде всего специальный чулки, рекомендованные врачом.

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Понятие товар не ограничивается только физическими объектами. Это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. В медицине товаром чаще всего выступают услуги.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решаются удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого, в обмен на предлагаемое.

Если обмен - это основное понятие маркетинга, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка может быть денежной и бартерной. Чем больше сделок, тем эффективнее обмен.

Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров и услуг. Главное и ведущее свойство рынка заключается в том, что он выступает независимым и очень тонким регулятором и координатором трудовых усилий людей, направленных на изготовление товаров и услуг. Выходя на рынок, продавец получает истинную и непредвзятую общественную оценку того, что он произвел. Именно эта оценка заставляет его делать то, и только то, что нужно потребителю. Рынку свойственны следующие функции: 1) ценообразующая; 2) информационная; 3) посредническая; 4) регулирующая; 5) санирующая;

Основными принципами формирования рынка являются: а) взаимовыгодность; б) принцип эквивалентности то есть равенства между оплаченным и полученным благом; в) равноправное положение участников, что означает: ни продавец, ни покупатель не должны обладать возможностями экономического принуждения, осуществление обмена носит добровольный и свободный характер; г) полная экономическая ответственность участников за свои действия; д) правовые гарантии и правовая защита со стороны государства. Государство устанавливает правовые нормы отношений экономических субъектов, формирует «правила игры»;

Выделяют рынок покупателя и рынок продавца. Рынок покупателя - это рынок, где предложение превышает спрос в результате производства таких товаров, которые не соответствуют желаниям потребителя (перенасыщение рынка). Рынок продавца - это рынок, где спрос превышает предложения.

Зачем нужен маркетинг? Во- первых, чтобы сделать любой нужный и полезный в обществе труд производительным по своему содержанию; во-вторых, чтобы внедрить в экономику наиболее передовые формы хозяйствования и управления; в третьих, чтобы сделать предприятия действительно самостоятельными, свободными от бюрократических пут (врезка 1).

 

Врезка 1 Задачи маркетинга
Экономические: § добиться доступа на рынок § рыночное проникновение § величина покрытия постоянных издержек § увеличение оборота и сбыта § получение прибыли Психологические: § рост степени известности § увеличение льгот § формирование репутации эффективного учреждения § создание имиджа достойного делового партнера § подкрепление покупательских намерений

Многие ошибочно отождествляют маркетинг со сбытом и стимулированием. Основоположник маркетинга Питер Друкер считает, что генеральная цель использования маркетинга в рыночных условиях состоит в том, чтобы сделать усилия по сбыту ненужными. То есть речь идет о том, чтобы так хорошо познать и понять клиента (потребителя), что услуга (или товар) будут точно подходить последнему и продавать себя сами. Поэтому основным правилом, действующим на всех стадиях маркетинга, является принцип обратной связи между производителем услуг и потребителями.

Основные концепции управления маркетингом

Разнообразие функций и видов деятельности, присущих маркетингу, требует существования единой основы ведения дел в сфере услуг. Такую основу может составить одна и пяти современных концепций маркетинга. Каждая из концепций предполагает собственный подход к маркетинговой и всей предпринимательской деятельности и может рассматриваться как особая идеология [3].

Концепция совершенствования производства. Эта концепция утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Эта концепция используется тогда: а) когда спрос на товар или услугу превышает предложение (при этом необходимо изыскать способы увеличения производства); б) когда себестоимость товара или услуги слишком высока и ее необходимо снизить. Медицинские учреждения относятся к тем организациям, которые могут использовать эту концепции для снижения количества жалоб и претензий потребителей медицинских услуг.

Концепция совершенствования товара. Суть этой концепции состоит в том, что потребители будут благосклонны к товарам и услугам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, и, следовательно, руководство организации должно сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Деятельность, направленная на повышение качества медицинского обслуживания, внедрение современных эффективных медицинских технологий, является практическим воплощением использования этой концепции в здравоохранении.

Концепция интенсификации коммерческих усилий. Согласно этой концепции, потребители не будут покупать товары и услуги в достаточном количестве, если не предпринять значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Реализация этой концепции предполагает широкое с использованием рекламы информирование населения о предоставляемых медицинских услугах и их достоинствах.

Концепция чистого маркетинга. Залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. В целом концепция маркетинга основывается на теории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя.

Концепция социально-этического маркетинга. Эта концепция утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Благосостояние общества - понятие комплексное, составной частью которого является общественное здоровье. Во всех цивилизованных странах общественное здоровье классифицируется как общественный товар (или общественное благо), и ответственность за его формирование, качество, сохранение и укрепление лежит на плечах государственных институтов, деятельность которых базируется на социально-ориентированной рыночной экономике, активно реализующей концепцию социально-этичного маркетинга. Кроме того, эта концепция может быть использована в медико-индустриальном комплексе, деятельность которого должна быть направлена на качественное улучшение здоровья как индивидуума, так и здоровья общества в глобальном масштабе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.195.36 (0.008 с.)