Методика обучения лепке учащихся на уроках изобразительного искусства в специальной (вспомогательной) школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения лепке учащихся на уроках изобразительного искусства в специальной (вспомогательной) школе



Лепка в специальной коррекционной школы – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

раскатывание, сгибание с соединением концов, сгибание со сплетением.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание.

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

 

38.Методика организации и проведения уроков по восприятию произведений изобразительного искусства. Искусство, как известно, выражает мир в худ образах, т е не столько раскрывает сущность предметов и явлений действительности, сколько рассказывает об отношении чел к предмету, к др людям.В нач классах ознакомление учащихся с произведениями изобр искусства осуществляется в ходе практических занятий на уроках и бесед об изо искусстве. Опыт показывает, что мл школьники способны воспринять образный язык искусства, но для этого необходимо активно развивать у них худ-е восприятие, наблюд-ь, фантазию, воображение.Восприятие худ произведения - сложный псих-й процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием худ. восприятия является эмоц-я окрашенность воспринятого, выражение отношения к немуПри восприятии худ произведений имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка реб отдельных героев.В процессе развития худ восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному его восприятию.Умелое применение худ слова положительно сказывается на понимании школьниками картин, помогая глубже воспринять худ образы, воплощенные в них. Интересные приемы, развивающие эмоц отзывчивость, наблюд-ь, пробуждающие худ вкус.Важно сформировать у детей прав-ую оценку героев худ произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, использ. вопросов проблемного характера. Они подводят реб к пониманию ранее скрытого от них истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к сам-й переоценке их Восприятие худ. произведений мл школьник будет более глубоким, если они научатся видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности Развитие худ.восприятия осуществляется путем решения 3задач:• Развитие отзывчивости;• Способность выразить свое отношение к произведению;• Расширение объема знаний и представлений об искусстве..В нач классах знакомятся с лучшими произведениями искусства и с именами их создателей. Развитие отзывчивости предполагает форм-е у детей представления об изобраз искусстве как особом способе познания жизни, о работе художника..Школьники узнают, что у каждого вида искусства особые худ приемы, техника, свой специфический художественный язык.Под руководством учителя учащиеся постепенно выясняют, какие средства выражения характерны для изобразительного искусства и какие эти средства (пространство, композиция, цвет, ритм и др.) Отзывчивость - один из ведущих компонентов худ восприятия мл школьников. В процессе обучения они должны понять,что искусство заставляет нас не только радоваться. Любить, сопереживать, но и страдать, возмущаться, ненавидеть.Мл школьники способны эмоционально откликаться на произведение искусства, но не всегда еще умеют развернуто рассказать о своих переживаниях.Однако отсутствие у мл школьников готовности к развернутому рассказу о своих переживаниях вовсе не означает отсутствия самих переживаний. Дети просто не готовы словесно оценивать и рассказывать о произведениях искусства.В нач классах методика знакомства с изо искусством направлена на развитие различных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.006 с.)