Изобразительная деятельность в учебно-воспитательном процессе специальной (вспомогательной) школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительная деятельность в учебно-воспитательном процессе специальной (вспомогательной) школы.



Начало обучения рисованию во вспомогательной школе существенно отличается от соответствующего пе­риода в массовой своей пропедевтической направленно­стью. Коррекционный характер пропедевтики обуслов­лен тем, что многие умственно отсталые дети (особенно те, кто не посещал специальных дошкольных учрежде­ний или массовой школы) к моменту поступления в школу еще не владеют элементарными графическими навыками. Их нормальные сверстники в это время уже имеют определенный изобразительный опыт, так как много рисуют в дошкольный период. В школе они, по существу, продолжают развивать свои изобразительные умения в новой обстановке и в соответствии со школь­ной программой.По действующему в настоящее время учебному плану рисование во вспомогательной школе преподает­ся с I по VI класс включительно (в VII классе его сме­няет элементарное черчение).Умственно отсталые дети, как правило, до школы элементарным рисованием не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов. Поэто­му особое внимание направ­лено на формирование специальных двигательных на­выков, развитие зрительно-двигательной координации, анализа формы и цвета окружающих предметов, их сло­весного обозначения. Происходит развитие работоспо­собности, целенаправленности графических действий, внимания, наблюдательности.

На протяжении обучения во вспомогательной школе умственно отсталые школьники осваивают много практических умений, необходимых для отражения в рисунке окружающих предметов. Совершенствуются глазо­мерные навыки, зрительно-двигательная координации, целенаправленный анализ и др.К моменту окончания школы интеллектуально не­полноценные учащиеся в большинстве своем умеют пользоваться простейшими чертежами, в том числе вы­кройками (что очень важно для подготовки к труду на производстве).В процессе хорошо организованного обучения изо­бразительной деятельности умственно отсталые дети развиваются во многих отношениях. В связи с этим воз­никает необходимость изучения ее влияния на формиро­вание познавательной деятельности (восприятия, мыш­ления, речи, памяти, воображения), качеств и умений, необходимых в труде (целенаправленности деятельнос­ти, самоконтроля, планирования).

Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. (Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения).

Умственно отсталых ребенок из различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) свой выбор останавливает чаще всего на изобразительной деятельности. В коррекционной работе с такими детьми изобразительная деятельность наиболее эффективное средство педагогической помощи, поскольку рисование включает в себя многие психические процессы. Рисование всегда рассматривалось многими исследователями как средство диагностического исследования, ибо рисунок – это «отпечаток» проявлений и развития детской психики

Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных про- блем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обосно­ ванных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование. Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии. Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообраз­ ным использовать в диагностических целях

В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изображения очень примитивна. Перед учителем изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе стоит задача не столько научить ребенка рисовать, сколько в процессе занятий изобразительным творчеством сгладить недостатки развития, которые присущи умственно отсталым учащимся.

Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы любят рисовать, особенно учащиеся младших классов. Эта заинтересованность присуща не только урокам изобразительного искусства, но и внеклассной работе, когда дети рисуют самостоятельно. Во внеклассной деятельности учащиеся рисуют, как правило, то чему научил их учитель во время уроков изобразительной деятельности, потому что для умственно отсталых детей обучение рисованию более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено наличием меньших возможностей самостоятельного понимания, осмысления и сохранения полученной информации из окружающего мира

Изобразительная деятельность предполагает сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков.

Из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности умственно отсталые дети допускают в рисунках разнообразные ошибки. Наиболее распространенной ошибкой является смешение светлых и темных тонов. Умственно отсталые дети крайне не критичны в оценке собственных рисунков и рисунков других детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.004 с.)