Изобразительное искусство, его сущность, виды и жанры. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительное искусство, его сущность, виды и жанры. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста.



Изобразительное искусство, его сущность, виды и жанры. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста.

Декоративно-прикладное искусство и его специфика.

Рисование с натуры как метод ознакомления с основами реалистического изображения, его специфика.

Тематическое рисование и его специфика.

Цвет в изобразительном искусстве. Живопись.

Перспектива как изобразительное средство.

Композиция в изобразительном искусстве.

8. Методика преподавания изобразительной деятельности как наука, еёцель, задачи и содержание, основные понятия; связь с другими областями научного знания.

Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью: интерес к рисованию.

Особенности изобразительной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью: зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности.

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Отражение в рисунках пространственных отношений предметов.

Использование цвета в рисунках детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Изобразительная деятельность в учебно-воспитательном процессе специальной (вспомогательной) школы.

Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. (Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения).

Основные формы и особенности организации работы по обучению изобразительному искусству учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Урок как основная форма обучения изобразительному искусству.

Коррекционно-развивающая направленность уроков по изобразительному искусству в специальной (вспомогательной) школе.

Структура урока изобразительного искусства в специальной (вспомогательной) школе.

Анализ урока рисования в специальной (вспомогательной) школе.

Связь уроков изобразительного искусства с другими учебными предметами.

Методы обучения; взаимосвязь наглядных и словесных методов обучения изобразительной деятельности.

Методы ознакомления с предметом. Значение зрительного, осязательного и двигательного способов ознакомления с предметом.

Организация наблюдения предметов и изображений. Использование образцов. Показ способов изображения.

Методы, обеспечивающие усвоение технических навыков.

Методы активизации воображения и творческого начала при обучении изобразительной деятельности.

27. Словесные методы обучения и особенности применения их в коррекционно-образовательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Беседа и рассказ на уроках изобразительного искусства.

Дидактические игры, игровые приёмы и занимательные упражнения при обучении изобразительной деятельности.

Роль учителя в организации работы по обучению рисованию в специальной (вспомогательной) школе.

Значение речи детей и речи педагога для активизации познавательных процессов в ходе занятий рисованием.

Пропедевтический период обучения изобразительному искусству в специальной (вспомогательной) школе.

Методика обучения рисованию учащихся на уроках декоративного рисования в специальной (вспомогательной) школе.

Методика обучения рисованию учащихся на уроках рисования с натуры в специальной (вспомогательной) школе.

Методика обучения рисованию учащихся на уроках тематического рисования специальной (вспомогательной) школе.

Методика обучения аппликацииучащихся на уроках изобразительного искусства в специальной (вспомогательной) школе.

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

 

5. Цвет в изобразительном искусстве. Живопись.
Цвет в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символическое значение. В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.
Живопись-вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт).
Различают живопись: -монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно);
-станковую (картины); -декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов);
иконопись; миниатюру.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Перцептивная перспектива

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

 

Значение рисования в общей системе изучения, обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью. (Изобразительная деятельность как дополнительное средство диагностики детей, средство их изучения и обучения).

Умственно отсталых ребенок из различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) свой выбор останавливает чаще всего на изобразительной деятельности. В коррекционной работе с такими детьми изобразительная деятельность наиболее эффективное средство педагогической помощи, поскольку рисование включает в себя многие психические процессы. Рисование всегда рассматривалось многими исследователями как средство диагностического исследования, ибо рисунок – это «отпечаток» проявлений и развития детской психики

Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответственным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения ошибок в диагностике остается одной из самых кардинальных про- блем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обосно­ ванных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную деятельность, в частности рисование. Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии. Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообраз­ ным использовать в диагностических целях

В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изображения очень примитивна. Перед учителем изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе стоит задача не столько научить ребенка рисовать, сколько в процессе занятий изобразительным творчеством сгладить недостатки развития, которые присущи умственно отсталым учащимся.

Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы любят рисовать, особенно учащиеся младших классов. Эта заинтересованность присуща не только урокам изобразительного искусства, но и внеклассной работе, когда дети рисуют самостоятельно. Во внеклассной деятельности учащиеся рисуют, как правило, то чему научил их учитель во время уроков изобразительной деятельности, потому что для умственно отсталых детей обучение рисованию более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено наличием меньших возможностей самостоятельного понимания, осмысления и сохранения полученной информации из окружающего мира

Изобразительная деятельность предполагает сложный комплекс познавательных процессов, интеллектуальных операций, специальных умений и навыков.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в специальной коррекционно-воспитательной работе, направленной на преодоление недостатков связанных с цветоразличением, подбором цветового материала, анализом и воспроизведением цвета и цветовых оттенков.

Из-за особенностей восприятия и специфики интеллектуальной деятельности умственно отсталые дети допускают в рисунках разнообразные ошибки. Наиболее распространенной ошибкой является смешение светлых и темных тонов. Умственно отсталые дети крайне не критичны в оценке собственных рисунков и рисунков других детей.

Изобразительное искусство, его сущность, виды и жанры. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.64.201 (0.025 с.)