Общая характеристика учебного предмета «изобразительное искусство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного предмета «изобразительное искусство»



Рабочая программа

(вариант 1)

 

по предмету: «Изобразительное искусство»

предметная область: «Искусство»

класс: 1

Учебный год

 

 

Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.

 

с.Кыйы 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….…………. 3

2. Общая характеристика учебного предмета «Рисование»…….………………………………………...….. 4

3. Описание места учебного предмета «Рисование» в учебном плане………………………………..………7

4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Рисование»………………..……. 7

5. Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………….…….9

6. Содержание учебного предмета «Рисование»………………….…………….………………………...…... 11

7. Тематическое планирование……………………………………………………………………………....…..14

8. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………………………….....................................……20

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………….……20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. Программа курса «Изобразительное искусство» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Для достижения поставленных целей изучения «Рисование» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;

- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами предусматривается решение специальных задач:

- коррекция недостатков психического развития;

- коррекция мелкой моторики;

- развитие речи обучающихся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по рисованию рассчитана в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Й уровень

- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

- подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки;

- различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;

- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

- передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;

- подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, ощипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

- в аппликации использовать приёмы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;

- узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя).

 

Учащиеся должны знать:

- названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

- выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

- основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;

- названия изображаемых на уроке предметов, действий, объектов;

- правила работы с краской, пластилином, глиной, клеем, карандашом;

- строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь: (конец года)

Й уровень

- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;

- подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом (с помощью учителя);

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки;

- различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;

-узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

- передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;

- подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приёмы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней до образования палочки, сплющивание, ощипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;

- в аппликации использовать приёмы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратное наклеивание;

- узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя).

Учащиеся должны знать:

- названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; (с помощью учителя).

- выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

- основные цвета солнечного спектра;

- правила работы с краской, пластилином, глиной, клеем, карандашом;

- строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома (с помощью учителя).;

- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги (с помощью учителя).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога. Качество работы зависит от умения детьми работать в альбоме, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011г.

2. И. А. Грошенков. Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: «Просвещение», 2003 г.

3. И. А. Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: «Просвещение», 1998 г.

 

В процессе обучения используются наглядные пособия:

- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;

- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»;

 

Образовательный процесс оснащается:

- наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);

- раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).

Рабочая программа

(вариант 1)

 

по предмету: «Изобразительное искусство»

предметная область: «Искусство»

класс: 1

Учебный год

 

 

Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.

 

с.Кыйы 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….…………. 3

2. Общая характеристика учебного предмета «Рисование»…….………………………………………...….. 4

3. Описание места учебного предмета «Рисование» в учебном плане………………………………..………7

4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Рисование»………………..……. 7

5. Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………….…….9

6. Содержание учебного предмета «Рисование»………………….…………….………………………...…... 11

7. Тематическое планирование……………………………………………………………………………....…..14

8. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………………………….....................................……20

9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………….……20


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. Программа курса «Изобразительное искусство» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

В системе предметов образовательной школы курс «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Для достижения поставленных целей изучения «Рисование» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;

- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами предусматривается решение специальных задач:

- коррекция недостатков психического развития;

- коррекция мелкой моторики;

- развитие речи обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.

В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, на формирование познавательной деятельности и навыков работы с художественными материалами и др.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; ри-сование на заданные темы, декоративное рисование;

- лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

- выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

- проведение беседы с учащимися 1—3 классов о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в рисовании, и при составлении аппликации. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.

При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять] конструкцию сравниваемых объектов.

Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нём конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Разборка и сборка такой игрушки помогает ребятам понять её строение в целом, определить место каждой её составной части.

Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные; для передачи сходства с натурой при её изображении рекомендуется использовать приём совместного поэтапного изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем учащиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбомах) – так называемый «графический диктант». Этот приём можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске игрушку «Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал вот так...» и т. д.

Для формирования графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется сочетать работы в определённой последовательности, например: игра с разборной игрушкой – лепка – аппликация по представлению и по воображению.

Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление «подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимися).

В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта осуществляется особым образом. Оно по своей форме близко к занятиям в детском саду. Главное отличие состоит в использовании нескольких видов работ в течение одного занятия. Это и упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и других познавательных процессов; это и обучение приёмам организации рабочего места, приёмам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; это и работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызвать у них интерес к работе, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Наряду с формированием у детей практических умений необходимо поработать над развитием у них цветовосприятия, помочь установить связи между свойствами предметов, сенсорными эталонами и т. д. Занимательная форма урока поможет учащимся лучше усвоить учебный материал.

Успех работы учителя в 1—3 классах зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.

В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.

Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета, формы, величины элементов.

Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие объекты, как, например, дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер заданий постепенно усложняется и сочетания видов работ для совершенствования графических образов объектов становятся более разнообразными.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с 1 по 4 класс, с учётом особенностей развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка — аппликация — рисунок в названной последовательности. В лепке ребёнок воссоздаёт объёмные части и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом от объёмного к плоскостному изображению — рисунку. С помощью лепки и аппликации ребёнок не только осознаёт наличие частей в предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта.

После лепки и работы над аппликацией ребёнку легче понять приёмы изображения предмета.

Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для воспроизведения — выдержать последовательность усложнения объектов изображения. Сначала предлагаются объекты с простой формой, затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и веточек, таких, как акация, крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего обучения, с 1 по 4 класс.

Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, следует всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира, композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории детей.

В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью. Закрепление этих умений осуществляется постоянно, с 1 по 4 класс.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь первостепенную роль играет демонстрация приёмов, раскрывающих свойства цвета (например, приёмы получения смешанных цветов из главных, приёмы осветления цвета путём добавления белил или разведения краски водой, приём затемнения цвета чёрной краской для уменьшения его яркости, насыщенности).

Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.

Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1-3 классах рекомендуется рассматривать 1-2 объекта, в 4 классе — не более 3 объектов.

Сначала дети учатся называть изображённые на картине предметы, их признаки, действия, затем — устанавливать различные связи, отражённые в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не просто смотрели на демонстрируемые объекты, нужно научить их рассматривать картину, понимать её содержание, сходство с реальностью, высказывать своё отношение к изображённому.

Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.

На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 10—15 мин для проверки накопленного лексического материала. Для этого в 1—3 классах рекомендуется использовать игры «Угадай, что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т. д. (вазы, листья, цветы и др.).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по рисованию рассчитана в 1 классе на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.076 с.)