Евгений онегин Пушкина, «онегинская строфа», композиция, жанр, проблематика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евгений онегин Пушкина, «онегинская строфа», композиция, жанр, проблематика



ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа из 14 стихов (строк) 4-х стопного ямба, в которой представлено особое чередование мужских и женских рифм, специально созданная А.С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин».

Обычно первое четырехстишие в онегинской строфе дает тему, второе - развитие этой темы, третье - кульминацию, двустишие - концовку. Такое сложное построение делает онегинскую строфу своеобразным «стихотворением в стихотворении». Не случайно онегинская строфа применяется чаще всего в жанрах, предполагающих не только многоплановое развитие сюжета, но и многочисленных лирических отступлений. Следует помнить, что все последующие применения онегинской строфы в русском стихосложении всегда опирались на авторские и читательские ассоциации, связанные с пушкинским стихом.

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

Прежде чем говорить о проблематике и главных героях романа в стихах "Евгений Онегин", необходимо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр "Евгения Онегина" - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик, от чьего лица ведется повествование). Лирический сюжет не просто равноправен в романе - он доминирует, ибо все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Ключевая, центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, ибо в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского - декабристского - поколения как бы "выходят из игры": они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение - то, которое Лермонтов назовет "толпой угрюмою и скоро позабытой" - изначально "поставлено на колени". В силу особенностей жанра в романе, который литературоведение справедливо толкует как своеобразный "лирический дневник" автора, отражен сам процесс переоценки всей системы нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Центральный образ романа - образ автора. При всей автобиографичности этого персонажа, его ни в коем случае нельзя идентифицировать с Пушкиным, хотя бы потому, что мир романа - мир идеальный, вымышленный. Поэтому, когда мы говорим об образе автора, то имеем в виду не лично Александра Сергеевича Пушкина, а лирического героя романа "Евгений Онегин".

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов.

Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы.

В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. И образование Онегина, и его попытки погрузиться в чтение, и его усилия писать ("зевая, за перо взялся") автор воспринимает иронически: "Труд упорный ему был тошен". Это один из серьезнейших моментов для понимания романа. Хотя действие романа заканчивается до восстания на Сенатской площади, в Евгении часто угадываются черты человека николаевской эпохи. Тяжким крестом для этого поколения станет невозможность обрести свое призвание, разгадать предназначение. Этот мотив - центральный в творчестве Лермонтова, осмысливает эту проблему и Тургенев в образе Павла Петровича Кирсанова.

Особенно важна в "Евгении Онегине" проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: "младой улан ее пленил". Для Татьяны смерть Ленского - катастрофа. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: "Она должна в нем ненавидеть// Убийцу брата своего". Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям.

Но финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец.

Мы видим, что в основе композиции — путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной, Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает из родных мест, а Татьяну везут на «ярмарку невест» в Москву. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.

Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами позже.

Композиция романа обладает еще одной особенностью — симметрией, центром которой явился сон Татьяны в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует еще один прием — прием «зеркала». Пушкин использовал его при описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни. После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге, где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна говорит ему: «Сегодня очередь моя», имея в виду отповедь. Так герои меняются местами.

 

Лирика М.Лермонтова

Лермонтов – поэт юности, что именно в юношеские годы им упиваются. Наверное, потому что юноши и девушки увлекаются высокой романтикой, мятежностью страстей, безграничностью желаний.

Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Лермонтова ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений:

 

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец

В слезах угасла мать моя;

1831 г.

Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.

В зрелой лирике герой Лермонтова по-прежнему чужд обществу. Он не может удовлетвориться. Но герой зрелой лирики становится ближе к людям и более земным по своим переживаниям. Лермонтов оборачивается к народной жизни, видит крестьянскую Россию, её природу. Таково стихотворение “Родина”:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Но всё же основным мотивом лирики Лермонтова является мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии русской поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.

Поэзия Лермонтова, не знаю почему, мне очень близка. Наверное, я нахожу в Лермонтове опору своим надеждам и мечтаниям, и меня нисколько не отпугивают ни мрачное одиночество, ни скорбь и страдания.

Лирический герой Лермонтова — это образ самого поэта, поэтическое раскрытие реального авторского «Я». Лирический герой Лермонтова еще и способ раскрытия личных переживаний и авторского сознания, реализованного в поэзии. Внешний мир в зрелой лирике как бы разделен на два противоборствующих лагеря — светское общество, выраженное главным образом в мотивах протеста и его отрицания («Как часто, пестрою толпою окружен» и др.); крестьянская или солдатская стихия («Бородино», Родина" и др.). Поэтическое «Я» Лермонтова с годами становится все ближе к народной жизни, тогда как в ранней лирике народ бил представлен безликой, инертной массой, над которой возвышался демонический образ мятежника-одиночки («... А он, мятежный, просит бури», «Тучи небесные, вечные странники... мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»). Лирический герой чужд обществу, «гонимый миром сознания», смело бросивший вызов «земле и небесам», отвергающий тихие пристани человеческой любви, христианского смирения, житейский покой. Он своим сознанием стоит значительно ближе к «простым» людям, разделяя их «страсть и мятежный порыв к свободе», горечь от утраченных надежд («Сосед», «Соседка», «Валерик»). Лермонтовский лирический герой постоянно пребывает в поиске познания подлинных переживаний обыкно-венного «простого человека, который, как и он — лирический герой — страдает от ощущения своего одиночества. Однако „трагизм бытия“ — этого нравственного чувства поэта, созвучен с чувством» простых" людей — «милой соседки», умирающего «брата-армейца», светской женщины, не утратившей целомудрия.

Лирика Лермонтова характеризуется разнообразием выразительных средств, обилием метрических и строфических форм, свободой ритмических вариаций, богатством мелодических и смысловых интонаций, звуковых построений стиха. Поэзия Лермонтова носит отчетливо новаторский характер.

Лермонтов пробует силы и в ритмической прозе, в лирических обращениях, в которых некоторые места имеют характер стиха. Этот опыт наблюдаем в его ритмической прозе «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...вы взлелеяли детство мое...». В этом своеобразном произведении «ритмической прозы» любовная лирика Лермонтова к Кавказу и теплые воспоминания о его пребывании на Кавказе в годы детства и молодости. «Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно», — пишет в этом произведении Лермонтов, восхищаясь «лучами восходящего солнца» и завидуя людям, живущим «как вольные птицы».

Лирика Лермонтова отразила важные для всей русской литературы, равно как и общественного сознания, поиски подлинных духовных ценностей в реальной жизни. Голос лирического героя нередко звучит открыто, непосредственно и потому предельно понятно читателю («И скучно и грустно», «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу» и др.). А порой его голос звучит вызывающе грозно («А вы, надменные потомки; Известной подлостью прославленных отцов... Есть грозный суд: он ждет...»).

Символические образы в лирике Лермонтова чаще всего отражают трагическую сущность жизни поэта — во многих его пророчески грустных предвидениях («Засох и увял он от холода, зноя и горя», «... На свете мало, говорят, мне остается жить!»; «Болезнь в груди моей и нет мне исцеления, я увядаю в полном цвете!») отчетливо слышится мотив предвидения скорой кончины, безвременного ухода из жизни; поэт порой осмысляет смерть, как нечто близкое к понятию счастья.

В стихотворении «Соседка» и рифмовка и ритмика совершенно другие:

Не дождаться мне, видно, свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко под землей, И у двери стоит часовой! Здесь рифмуются первая строка со второй, третья — с четвертой. Схема рифмовки — а а б б.

Интонация стихотворения грустная, лирический герой теряет надежды дождаться свободы; рифмовка слов «свободы — годы» и «земной — часовой» вызывают щемящее чувство обреченности героя. В стихотворении от первой строки до последней слышится мотив безысходности, несбыточной мечты о возможной встречи с такой же узницей, как и он, ибо их разделяет «двойная решетка окна», которую не одолеть. Иногда эта безысходность сменяется светлой мечтой о встрече с узницей, которую он успокаивает: «не грусти, дорогая соседка... Захоти лишь — отворится клетка». И успокоенный сам, он рисует в своем воображении картину возможной тайной встречи, которая все же вряд ли состоится, т. к. свободы герою никак не дождаться: Избери только ночь потемнее. Да отцу дай вина похмельнее, Да повесь, чтобы ведать я мог. На окно полосатый платок.

Однако общая тональность стихотворения «Соседка», хоть и наполнена светлым чувством надежды («И, как божии птички, Вдвоем мы в широкое поле порхнем»), остается печальной, наполненной ощущением безысходности, невозможности получить желанную свободу.

В этой же тональности начинается и стихотворение «Пленный рыцарь», который «молча сидит под окошком темницы», закованный в загадочный «панцирь», со щитом «заколдованным».

В каменный панцирь я ныне закован. Каменный шлем мою голову давит. Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

В следующей строфе (в четверостишии) герой расшифровывает атрибуты пленника, которые содержат оказывается иной смысл:

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы. Каменный панцирь — высокие стены. Щит мой — чугунные двери темницы.

В опустошенной душе лирического героя нет ни «молитвы» о спасении, ни песни о своей любимой. Ему плохо и «душно в темнице», и он просит «мчись же быстрее, летучее время», чтобы дотянуть до финала, когда «смерть» станет его «властелином».

В стихотворениях «Соседка», «Кавказ», «Пленный рыцарь», «Листок», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» и др. запечатлено общее пессимистическое, всегда наполненное откровенной грустью и печалью настроение поэта, не покидавшее его до конца жизни.

«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она всегда сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии: нет, раздумья Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила», — писал о нем А. Герцен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.022 с.)