Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития лиц с нарушением зрения
Тифлопсихология (от греческого typhlos – слепой) – самостоятельная отрасль психологической науки, в буквальном переводе психология слепых. Однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось, и тифлопсихология обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих. Таким образом, объектом современной тифлопсихологии являются люди с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 до 0.2 включительно на лучше видящем глазу, а также лица с резко суженым полем зрения (до 10 градусов). Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет изучения, которым является психика людей с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых, В настоящее время акцент исследования перемещается на частично зрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением абсолютно слепых и увеличением числа слабовидящих. Основными методологическими принципами тифлопсихологических исследований являются: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности. Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих, раскрытие ее закономерностей. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов: - раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения; - раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим; - установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта; - выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений. Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается в том, что у них весьма разнообразны характер заболевания и степень нарушения основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения и др.). Большое значение для развития психики слепого имеет время наступления слепоты. Очевидно, что чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления.
Другой важнейшей задачей является теоретическое обоснование педагогических воздействий, то есть методов и средств обучения и воспитания детей с аномалиями зрительного анализатора. Существенное значение тифлопсихология оказывает на развитие тифлотехники, так как знание психических особенностей лиц с дефектами зрения помогает создавать приборы, при помощи которых для инвалидов по зрению открываются новые каналы поступления информации из окружающего мира. Тифлопсихология, оставаясь самостоятельной отраслью психологической науки, имеет широкие связи с рядом наук, в первую очередь с тифлопедагогикой и специальными методиками преподавания. Изучение психики слепых и слабовидящих может быть успешным только в тесной связи с общей, возрастной и педагогической психологией. Целый ряд положений этих наук находит свое подтверждение в развитии и проявлениях психики слепых и слабовидящих. Особое значение для тифлопсихологии имеет связь с рядом отраслей медицины, и в первую очередь с анатомией, физиологией и патологией высшей нервной деятельности. Психология слепых и слабовидящих, так же как и общая психология, тесно связана с рядом общественных и естественных наук, и, прежде всего, с философией и социологией. Развитие тифлопсихологии, как и всякой другой науки, возможно только при условии накопления все нового и нового фактического материала, ценность которого во многом зависит от используемых при этом методов. Так же как и в общей психологии, тифлопсихология использует методы естественного и лабораторного эксперимента, наблюдение, интроспективный метод, психологический анализ продуктов деятельности, тестирование, анкетирование, интервьюирование, а также конкретные методики, определяемыми объектом и задачами исследования. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение тифлопсихологии. 2. Назовите основные методологические принципы тифлопсихологических исследований. 3. Какова связь тифлопсихологии со смежными науками?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.025 с.) |