Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии



Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Олигофренопсихология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология, нейропсихология и др. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.

В задачи олигофренопсихологии входит:

- изучение закономерностей и особенностей психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями в разных условиях, и, прежде всего, в условиях специального обучения;

- создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений;

- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

- психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью;

- психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями в разных условиях;

- психологическое изучение социальной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- психологическая коррек­ция дезадаптации лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

Дошкольная олигофренопсихология занимается изучением закономерностей психического развития и особенностей психической деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

В настоящее время наиболее актуальными задачами являются разработка диагностических методик и психологического сопровождения коррекционного образовательного процесса, поскольку эти области остаются слабо освещенными.

Направление детей в соответствующее их развитию образовательное учреждение должно осуществляться на основе точной дифференциальной диагностики, что станет возможным только тогда, когда диагностика нарушений развития не будет ограничиваться только определением типа нарушения развития у обследуемого ребенка и направ­лением его в соответствующее учреждение, но будет достаточно подробно характеризовать и сильные сто­роны психического развития ребенка, выявлять его индивидуаль­ные особенности и потенциальные возможности.

Все это позволит осуществлять индивидуализации их обучения.

В олигофренопсихологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.), анкетирование, беседа, тесты, изучение анамнестических сведений, обучающий эксперимент и т.д. Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании.

Особое значение при изучении детей с умственной отсталостью приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое.

Большое значение в олигофренопсихологии имеет метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях для сравнения всегда организуются контрольные группы.

Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть спе­цифические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.

Важную методологическую проблему составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у большинства детей с умственной отсталостью имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответов в словесной форме, трудно, а порой и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя сло­весные задания. Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить объективное представление о развитии ребенка.

Важно четко отграничить олигофренопсихологию как отрасль специальной психологии от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология (олигофренопсихология) имеет дело с устойчивыми патологическими состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Например, при умственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихологическое изучение, так и соответствующие средства коррекции.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение олигофренопсихологии как науки.

2. Перечислите задачи олигофренопсихологии.

3. Дайте определение дошкольной олигофренопсихологии.

4. Назовите методы, используемые в олигофренопсихологии.

5. Каковы общие и отличительные признаки между олигофренопсихологией, патопсихологией и клинической психологией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.8.23 (0.005 с.)