Federal management on education 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Federal management on education



Специальная психология

Учебно-методическое пособие

 


Special psychology

The methodical manual


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

 

 

Специальная психология

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование»

Тамбов 2012

FEDERAL MANAGEMENT ON EDUCATION

THE TAMBOV STATE UNIVERSITY OF A NAME G.R.DERJAVIN

Special psychology

The methodical manual for the students training on a direction bacalavriate

«Special (defectologice) education»

Tambov 2012

Составитель: Иванова Н.Н.

Рецензенты:

 

Боровцова Л.А., к.п.н., доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.

 

Можейко А.В, к.п.н., доцент, председатель городской психолого-медико-педагогической комиссии г.Тамбова.

 

 

Специальная психология: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование» / Н.Н.Иванова. - Тамбов: Изд. дом ТГУ имени Г.Р.Державина, 2012.

В учебно-методическом пособии представлено краткое содержание курса «Специальная психология», который предназначен для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Специальное (дефектологическое) образование». Использование данного пособия позволяет систематизировать полученные знания по специальной психологии, осуществлять психолого-педагогическую подготовку к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 

 


Сomposer: Ivanova N.N.

The reviewers:

Borovhsova L.A., k.p.n., senior lecturer of faculty of special preschool pedagogics and psychologies of the Tambov state university of a name G.R.Derjavin.

Mojeyko А.V., k.p.n., senior lecturer, chairman urban psychologies-medical-pedagogics of a commission of. Tambovs.

 

Special psychology: the methodical manual is intended for the students training on a direction bacalavriate " Special (defectologice) education", N.N.Ivanova. - Tambov: Изд. The house ТГУ of a name Г.Р.Державина, 2012.

In the methodical manual the brief contents of a rate " Special psychology " is submitted which is intended for the students training on a direction bacalavriate " Special (defectologice) education, Special Use of the given manual allows to systematize the received knowledge of special psychology, to carry out psychology-pedagogical preparation for job with children having limited opportunities of health.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии    
1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами  
1.2. Исторический обзор развития специальной психологии, современное состояние и приоритетные направления  
1.3. Л.С.Выготский и теоретические основы специальной психологии  
1.4. Современные классификации детей с нарушениями в развитии  
1.5. Причины дизонтогений  
Список литературы    
Раздел 2. Психическое развитие при умственной отсталости    
2.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии  
2.2. Понятие умственной отсталости, ее структура  
2.3. Классификации олигофрений М.С.Певзнер и Г.Е.Сухаревой  
2.4. Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей  
2.5. Характеристика отдельных форм умственной отсталости  
Список литературы    
Раздел 3. Психология детей с задержкой психического развития  
3.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии  
3.2. Клиническая систематика ЗПР  
3.3. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития  
3.4. Задержка психического развития в дошкольном возрасте и ее отграничение от сходных состояний  
Список литературы    
Раздел 4. Логопсихология    
4.1. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации речевых нарушений  
4.2. Психологические особенности познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи  
4.3. Психологические особенности личностной и эмоционально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи  
Список литературы    
Раздел 5. Сурдопсихология    
5.1.Предмет сурдопсихологии. Основные категории детей с нарушениями слуха  
5.2. Этиология, патогенез и диагностика нарушений слуха  
5.3. Специфика развития познавательных процессов детей с нарушениями слуха  
5.4. Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным слухом  
Список литературы    
Раздел 6. Тифлопсихология  
6.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития лиц с нарушением зрения  
6.2. Проблема компенсации в тифлопсихологии  
6.3. Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения  
6.4. Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения  
Список литературы    
Раздел 7. Синдром раннего детского аутизма    
7.1. Понятие раннего детского аутизма (РДА)  
7.2. Основные клинические признаки РДА  
7.3. Этиология и патогенез РДА  
7.4. Классификация и отличие РДА от сходных состояний  
7.5. Особенности психического развития аутичного ребенка  
Список литературы    
Раздел 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата    
8.1. Этиология нарушений опорно-двигательного аппарата  
8.2. Особенности развития детей с ДЦП  
8.3. Основные направления коррекционной работы с детьми, страдающими ДЦП  
Список литературы    
Раздел 9. Семья ребенка с проблемами в развитии  
9.1.Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии  
9.2.Современная психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья  
9.3.Деонтологические правила в работе с семьей ребенка, имеющего проблемы в развитии  
   
   

 

 


 

Введение

 

Демократические процессы, набирающие силу в нашей стране, и новые ценностные ориентации, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка, определяют усиливающийся интерес к изучению, обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Настоящее пособие знакомит студентов со своеобразием, которое приобретает развитие ребенка при тех или иных нарушениях. У студентов должны сформироваться устойчивые представления о сущности деструктивного влияния органического поражения центральной нервной системы или отдельных анализаторов на весь ход психического развития ребенка. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики и применять полученные знания в процессе психолого-педагогического изучения ребенка, осуществляемого как в диагностических целях, так и для построения индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Педагог-дефектолог должен уметь осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса специального воспитания и обучения, способствовать социализации, формированию общей культуры личности ребенка; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать необходимый уровень подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели освоения дисциплины:изучениеметодологических вопросов специальной психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития; изучение специфических закономерностей нарушенного развития и возможностей психологической коррекции развития детей с различными видами психического дизонтогенеза; знакомство с современными проблемами изучения, воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии: интеллектуальном, сенсорном (слуховом и зрительном восприятии), моторно-двигательном, речевом, эмоционально-личностном развитии и поведении; рассмотрение отраслей специальной психологии: сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии, логопсихологии, психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и детей с задержкой психического развития; изучение этиологии, патогенеза, а также вопросов психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОПК-3).

в области коррекционно-педагогической деятельности:

готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

способен к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

готов к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

способен использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· психологические особенности развития психики человека в норме и патологии;

· познавательные процессы, их функции, виды и закономерности формирования при нарушениях развития;

· теорию специальной психологии;

· основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания;

· предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками:

· историю развития специальной психологии как системынаучных знаний;

· принципы, содержание, методы психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными проблемами;

уметь:

· самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных со структурными компонентами личности человека и системой познавательных процессов;

· анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики

· анализировать структуру дефекта;

· формулировать задачи психологической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья;

· осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;

владеть:

· навыками работы с учебной и научной психологической литературой;

· методами организации и проведения психологического исследования в условиях учебно-воспитательного процесса;

· навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения;

· навыком выбора форм организациидиагностического обследования.

Настоящее учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам дефектологических, психологических и педагогических вузов, а также дефектологам и психологам системы образования.

Безусловно, в настоящее пособие не смогли войти все материалы по данному курсу. Эта книга – лишь ориентир в огромном мире проблем, которые необходимо научиться профессионально решать будущим дефектологам при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

 


Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии

1.1. Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами

 

Специальная психология – область психологии, изучающая проблемы развития лиц с физическими и/или психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания и в особых формах психологического сопровождения. Английский корень названия - special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области психологии, ее способность решать различные индивидуальные проблемы конкретного человека.

Детская специальная психология - наука, которая изучает проблемы детей с нару­шениями развития (специальная психология детей младенческого возраста, специ­альная психология раннего возраста (1-3 года), специальная психология дошколь­ного возраста (3-7 лет), специальная психология детей школьного возраста, специ­альная психология подросткового возраста).

Объектом изучения специальной психологии являются психофизические особенности детей с проблемами в развитии.

Предметом специальной психологии являются теоретические и практические вопросы изучения детей этой категории.

Отрасли специальной психологии:

Олигофренопсихология - отрасль специальной психологии, изучающая проблемы детей с нарушением интеллектуальной деятельности и разрабатывающая пути коррекции недостатков их психофизического развития.

Сурдопсихология - отрасль специальной психологии, занимающаяся изучением психических особенностей детей с недостатками слуха (неслышащих, слабослышащих).

Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая проблемы лиц с нарушениями зрения (незрячих, слабовидящих).

Логопсихология (традиционное название- логопедия) - изучает проблемы детей, имеющих нарушения развития речи при сохранном слухе и интеллекте.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей с эмоционально-волевыми нарушениями.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей со сложной структурой дефекта (сочетанными, комбинированными дефектами), когда у одного и того же ребенка имеется два и более первичных нарушения.

Современная специальная психология видит свои главные задачи в следующем:

1) в выявлении общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с проблемами в сравнении с нормально развивающимся;

2) в изучении особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

3) в изучении закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

4) в разработке диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

5) в изучении психологических проблем интеграции и интегрированного (совместного со здоровыми сверстниками) обучения;

6) в психологическом обосновании наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными нарушениями.

Таким образом, в центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями, а потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии в создании оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников и обеспечить ему адекватную специальную психологическую поддержку.

Методы специальной психологии. В научно-педагогических исследованиях специальная психология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключаю­щееся в целенаправленном изучении определённого психолого-педагогического явления в естественных условиях, обследование или беседа по заранее намеченному плану, позволяющие выяснить коррекционно-воспитательного процесса.

Широко используются различные виды эксперимента - естественного (констати­рующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально созда­ваемых условиях. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребёнка, успешно организовать с ним работу по преодолению проблем развития.

Важным источником получения сведений о детях, имеющих проблемы в развитии является анализ результатов их деятельности - рисунков, различных поделок, характеризующих психическое особенности детей, их представления об окружаю­щей жизни. Этот метод отражает индивидуальность детей, их склонности и способ­ности.

Ценными средствами изучения детей с проблемами в развитии являются социометрические и психологические методы исследования.

Среди них анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязаний личности, социометрия -исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.

Специальная психология совершенствует имеющиеся методы научных исследо­ваний и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплек­сное применение обеспечивает надёжность результатов.

Место специальной психологии среди смежных дисциплин Специальная психология тесно взаимодействуют с рядом других дисциплин. Эти дисциплины можно разделить на два блока: психолого-педагогические науки и медико-биологические.

Специальная психология

 

I блок II блок
Психолого-педагогические науки Медико-биологические науки

общая психология анатомия

педагогическая психология физиология

возрастная психология педиатрия

социальная психология невропатология

патопсихология психиатрия

общая педагогика генетика

возрастная педагогика патологическая анатомия

методики обучения и др. психопатология

отоларингология и др.

 

Рис. 1. Взаимосвязь специальной психологии со смежными дисциплинами

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение специальной психологии.

2. Что является предметом и объектом специальной психологии?

3. Назовите отрасли специальной психологии.

4. Каковы основные задачи специальной психологии?

5. Каково место специальной психологии среди других наук, как осуществляется их взаимосвязь?


Причины дизонтогений

В основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения центральной нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное строение и деятельность отдельных органов или всего организма. В зависимости от причин и времени возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные (Рис.2).

I.Врожденные аномалии

А. Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического мате­риала (хромосомные аберрации, генные мутации, на­следственно обусловленные дефекты обмена и др.).

Первая группа врожденных аномалий – наследственные поражения организма. Наследственные болезни – это заболевания, развивающиеся в результате хромосомных и генных мутаций.

 

Нарушения развития  

 

I.Врожденные (пренатальный период)   II.Приобретенные (натальный и постнатальный период)

 

А.Наследственные     Б.Ненаследственные   А.Природовые (натальные)   Б.После родовые (постнатальные)

 

1)Хромосомные     2)Генные   1)Эмбриопатии   2)Фетопатии

 

Рис.2. Классификация причин дизонтогений

1) Хромосомные болезни составляют своеобразную группу наследственных заболеваний, обусловленных изменениями в хромосомном наборе. Хромосомные болезни разнообразны по своей клинической картине, часто выражаются в нарушениях и психического, и соматического развития. Среди новорожденных хромосомные болезни встречаются в среднем с частотой 1 случай на 250, однако, у эмбрионов хромосомные аномалии выявляются гораздо чаще. Хромосомные заболевания можно разделить на две большие группы: заболевания, обусловленные изменением половых хромосом; заболевания, обусловленные изменениями аутосом.

По клиническим признакам хромосомные заболевания можно разделить на 2 группы: образующие определенный синдром и случайные хромосомные изменения.

Первая группа характеризуется наличием в клинической картине более или менее общих признаков, позволяющих заподозрить, а иногда и точно диагностировать то или иное хромосомное заболевание. Это синдром Дауна, Шерешевского – Тернера, Клайнфельтера и др. Вторая группа хромосомных нарушений характеризуется тем, что не имеет определенной клинической картины. Чаще всего можно лишь заподозрить наличие хромосомного нарушения.

2)Вторую группу наследственных заболеваний представляют генные болезни, в основе которых лежат генные мутации (изменения).

Количество генных мутаций значительно превышает число хромосомных нарушений, так как хромосом у человека – 46, а количество генов исчисляется сотнями тысяч. Поэтому именно генные заболевания составляют основу наследственной патологии человека.

Для генных заболеваний характерны следующие особенности: генные заболевания могут проявляться в разном возрасте, причем нередко характеризуется длительным скрытым течением с внезапным проявлением. Большинство генных заболеваний зависит от нарушений согласованной работы множества генов и факторов внешней среды - так называемые полигенные заболевания, к которым относятся широко распостраненные: диабет, шизофрения и др. Но есть и моногенные (глухота, болезни нервной системы и др.), число которых на сегодня достигает 1500. Одни и те же заболевания по-разному и в разной степени проявляются у разных носителей, даже в одной семье – клинический полиморфизм.

С одной стороны, в процессе эволюции патологические гены исключаются естественным отбором (тяжело больные не имеют потомства). С другой стороны, большая доля заболеваний обусловлена вновь возникшими мутациями.

Б) Существуют также врожденные нарушения, обусловленные ненаследственными факторами. Это влияния среды, как внутренние, так и внешние патогенные агенты, негативно действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии.

Врожденные заболевания могут быть обусловлены поражением плода на разных этапах внутриутробного развития. Если поражение происходит в первые 4 месяца беременности, то оно может привести к гибели эмбриона или к образованию грубых пороков развития (эмбриопатии). Если же вредные воздействия приходятся на более поздние стадии развития (вторая половина беременности), то они вызывают более тонкие и менее грубые изменения структуры внутренних органов и нарушения их деятельности в последующем - фетопатии.

Существует прямая связь между временем воздействия на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих вредоносных явлений.

II. Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природовыми и послеродовыми поражениями организма.

А) К природовым нарушениям, как правило, относятся механические поражения плода, связанные с неблагоприятным течением родов: длительных, затяжных или быстрых, стремительных. Распространенным осложнением является кровоизлияние в вещество мозга. Сдавливание, деформация головки плода при наложении щипцов в случае затяжных родов может быть причиной разрыва сосудов. Результатов стремительных родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

К расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями приводит асфиксия (остановка дыхания, кислородное голодание). При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, вероятно травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.

Б) Послеродовые приобретенные нарушения развития являются в основном последствиями перенесенных в детстве заболеваний. К этим заболеваниям, прежде всего, относятся инфекционные заболевания нервной системы, известные под названием «нейроинфекции».

Заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, к глухоте, двигательным нарушениям и пр. Энцефалит (воспаление вещества головного мозга) тоже может стать причиной глубоких нарушений психического и физического развития. При менингоэнцефалите в болезненный процесс захватывает области спинного и головного мозга. К последствиям менингоэнцефалита относятся многочисленные патологические симптомы: двигательные расстройства, речевые нарушения и пр. Особенно страдает интеллект.

Полиомиелит (острое инфекционное заболевание нервной системы) приводит к резкому ограничению двигательных возможностей ребенка.

К причинам приобретенных нарушений относятся также различные травматические повреждения, особенно черепно-мозговые травмы.

В ряде случаев причиной нарушений могут оказаться интоксикации, от которых страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртуть и пр.). Различные заболевания носоглотки, органов зрения могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последствиями – нарушениями развития ребенка. Поэтому так важно своевременное лечение острых заболеваний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные факторы, определяющие основные специфические особенности психического дизонтогенеза.

2. Что мы подразумеваем под наследственными болезнями?

3. Дайте определение понятиям «ген», «хромосома».

4. На какие группы делятся хромосомные заболевания?

5. Объясните, почему количество генных мутаций значительно превышает число хромосомных нарушений.

6. Дайте определение терминам: «фетопатии», «эмбриопатии».

7. Расскажите о причинах приобретенных нарушений

.

Список литературы

1. Астапов В.М., Лебединская О.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.— М., 1995.

2. Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов.— Нью-Йорк, 1983.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах—М., 1983.—Т.5.

4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям).— М.,1999 (Проект).

5. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие /Составитель Н.Д. Шматко.— М.,1997.

6. Дефектологический словарь.— М., 1970.

7. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова.— М., 1996.

8. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины ХХ века.— М., 1995.

10. Занятость и профессиональная реабилитация инвалидов / Под ред. С.Н.Кавокина.— М., 1995.— №2, №4.

11. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование.— М., 2000.

12. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.— СПб., 1996.

13. Информационный бюллетень по реализации федеральной целевой программы «Дети России».— М., 1995.

14. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма.— М., 1991.

15. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология.—1997.—№4.

16. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (9 и 10 пересмотра), адаптированная для использования в СССР // Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации.— СПб., 1999.

17. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети.— М., 1974.

18. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.— М., 1997.

19. Основы олигофренопедагогики: учеб.пособие для студ. сред.учебн. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

20. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений.— М., 1999.

21. Психолого-медико-педагогическая консультация: методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицина.— СПб., 1999.

22. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., Дрофа, 2000.

24. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.— Н.Новгород, 1994.

25. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». (Проект).

26. Шипицина Л.М. Старое и новое: социальная защита в России.— СПб., 1997.

27. Шипицина Л.М., Рейсвейк ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции.— СПб., 1998.

28. Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.— СПб., 1996.

 


Отсталых детей

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это особая категория детей, отличающаяся от нормально развивающихся сверстников не столько количественными характеристиками, сколько качественными.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Данные исследований показывают, что у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях - атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем. Их собственный опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на что указывают исследования многих психологов. У умственно отсталых детей отмечается замедленный темп восприятия по сравнению с нормальными детьми

Ещё одной особенностью восприятия умственно отсталых детей является его инактивность. Инактивность восприятия выражается в неумении умственно отсталых детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать что-либо, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких, привлекательных сторон воспринимаемого.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Анализ предметов умственно отсталый ребёнок проводит бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, выделяя общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднён синтез предметов. Не умея выделять главное в предметах и явлениях, умственно отсталые дети проводят их сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым, затрудняются при установлении различий в сходных предметах и общего - в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

Этот недостаток тесно связан с так называемой некритичностью мышления, невозможностью самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Умственно отсталые дети даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Они не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Существенную роль в решении практических задач играет собственная речь детей. У нормально развивающихся детей в речевом сопровождении есть оценка собственных действий, их планирование, оценка результата; у умственно отсталых - лишь оценка результата действия.

Таким образом, у умственно отсталого ребенка отмечается крайне низкий уровень развития мышления, что объясняется недоразвитием основного инструмента мышления – речи.

По данным специалистов у умственно отсталых де



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.153 с.)