Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра общей гигиены и физической культурыСтр 1 из 10Следующая ⇒
Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИММУНОПРОФИЛАКТИКА. ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАСТКОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА Учебно-методическое пособие для студентов, обучающих по специальности «Педиатрия 060103»
Владикавказ, 2014 г. Авторы: Зав.каф., проф., д.м.н. Кусова А.Р. Ассистент кафедры Худалова Ф.К. Рецензенты: Бораева Т.Т. – зав. кафедрой детских болезней №1, д.м.н., доцент Аликова З.Р. – зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук, д.м.н., профессор Утверждено на заседании ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России ___________________________ Цель занятия: изучить основные принципы организации кабинета иммунопрофилактики в детской поликлинике, ознакомить с основными принципами прививочной картотеки и функциональными обязанностями врача иммунолога и медсестры картотечницы; подробно изучить организацию работы прививочного кабинета, учетно-отчетную документацию. Иметь ясные представления о современных вакцинных препаратов и их влиянии на организм ребенка, знать о способах их хранения и транспортировки. Студент должен знать: 1) критические периоды становления иммунной системы; 2) организацию иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у детей; 3) оснащение прививочного кабинета и его документацию; 4) Национальный календарь профилактических прививок; 5) показания и противопоказания к вакцинопрофилактике; 6) обязанности врача иммунолога; обязанности медсестры прививочного кабинета; 8) прививочную документацию; 9) вакцины и их характеристики. Студент должен уметь: 1) организовать приём и обслуживание здорового и больного ребенка в условиях детской поликлиники; 2) провести объективный осмотр ребенка, собрать анамнез (vitae и morbi); 3) планирование прививок; 4) оказать необходимую медицинскую помощь при возникновении поствакцинальной реакций или осложнения. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Основная литература: 1.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник/В.Р. Кучма. Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 480 с. Дополнительная литература: 1.МУ 3.3.1891-04. «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004).
3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я., Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Изд. «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2008. – 335 с. Иммунитет — immunitas — «свободный от чего-либо» — учение об устойчивости к инфекциям. По аналогии с развитием мозга процесс созревания иммунной системы продолжается у ребенка многие годы — память иммунологическая, как и нейронная, не наследуется, но приобретается каждым человеком в процессе его развития. Сутью функционирования иммунного аппарата является различение «своих» и «чужих» структур. Человеческий организм во время внутриутробной жизни встречается со сравнительно немногими чужеродными структурами, антигенные воздействия резко возрастают только после рождения ребенка. Однако формирование удовлетворительной защиты, т.е. иммунитета, заканчивается лишь к 7-летнему возрасту. Принято говорить о специфическом и неспецифическом иммунитете. Первой линией защиты организма от патологических агентов являются неспецифические факторы защиты — иммунитет, представленный эпителиальными клетками. Эта линия, являясь филогенетически более древней, берет на себя основную функцию защиты до окончательного созревания более совершенных иммунных механизмов, что особенно важно для плода и детей первых месяцев жизни. Неспецифические факторы защиты представлены: ■ механической защитой: выведением вирусов через почки, непроницаемостью нормальных кожных покровов и слизистых покровов для большинства микроорганизмов; ■ химической защитой: соляная кислота желудочного сока, наличие бактерицидных субстанций на поверхности кожи и слизистых (муцин в дыхательных путях, молочная и жирные кислоты в содержимом потовых и сальных желез), нейраминовая кислота связывает вирусы герпеса; ■ в крови и других биологических жидкостях присутствует лизоцим (грамположительная флора), пропердин (вирусы и эндотоксины), интерферон (вирусы, онкоклетки, внутриклеточные паразиты — токсоплазма, микоплазма, риккетсии), лактоферин (стафилококки).
Возрастные особенности определяют и частоту патологии, связанную с несостоятельностью неспецифических факторов защиты. Например, гипоацидность желудочного сока обусловливает частые кишечные инфекции и пищевую аллергию; несовершенство механической защиты способствует более частому развитию гнойно-септических заболеваний у новорожденных при гнойничковом поражении кожи, опрелостях, омфалите; ограниченный интерфероногенез обусловливает частые ОРВИ и более тяжелое их течение у детей после года. Особое место среди механизмов защиты занимает фагоцитоз — иммунитет, представляемый соединительно-тканными клетками. Фагоцитирование (поглощение инородных частиц) осуществляется двумя популяциями клеток: микрофагами и макрофагами. Микрофаги представлены сегментоядерными лейкоцитами и эозинофилами. Сегментоядерные лейкоциты — самый ранний защитный механизм плода — поглощают чужеродные вещества путем пиноцитоза. Активность фагоцитоза нарастает во внутриутробном периоде, но завершающая стадия фагоцитоза созревает к 2-6 месяцам жизни, т.е. фагоцитоз до 6 месяцев остается незавершенным. Функция эозинофильных лейкоцитов заключается в расщеплении биологически активных веществ, участвующих в аллергической реакции. Макрофаги (моноциты и их производные) также являются поглощающими и расщепляющими чужеродные вещества клетками, содержащими лизосомальные ферменты. Несмотря на неспецифичность самого фагоцитоза, фагоциты передают фрагменты расщепленного пиноцитозом чужеродного вещества непосредственно лимфоцитам, стимулируя иммунный ответ. Таким образом, фагоцитоз подготавливает специфические иммунные реакции. Специфический иммунитет формируется лимфоидной системой организма, включающей вилочковую железу (тимус), селезенку, лимфатические узлы, лимфоидные образования миндалин, гранул глотки и кишечника, лимфоциты костного мозга и периферической крови. Распознавание «чужих» антигенов основано на образовании триединого комплекса: чужеродный антиген — клеточный рецептор — собственный антиген HLA (Human Leucocytes Antigens) — главный комплекс совместимости тканей. Только при этом условии наступает полноценный иммунный ответ, включающий продукцию антител и цитотоксические реакции. В ответ на конкретный антиген В-лимфоциты продуцируют молекулы антител пяти классов: А, М, G, Е, D. Антитела этих классов обладают разными физиологическими функциями и продуцируются в разных количествах. Способность к синтезу иммуноглобулинов возникает внутриутробно, с 3 месяца беременности появляются IgM, с 5 — IgG и с 7 — IgA, но синтез их ограничен. В то же время через плаценту могут проникать иммуноглобулины матери — IgG. При нарушении проницаемости плаценты возможен переход IgM, другие классы трансплацентарно не передаются. Иммуноглобулины G у плода почти исключительно материнского происхождения. Усиление переноса иммуноглобулинов G через плаценту отмечается с 22 недель. К 28 недели беременности его уровень соответствует материнскому или даже выше за счет активного переноса. После рождения ребенка IgG снижается максимально к 3-6 месяцам жизни, а затем достигает уровня взрослого к 2 годам («опыт матери»). IgG — основной класс иммуноглобулинов, защищающих плод и новорожденного от инфекции — дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, менингококков, стрептококков, столбняка.
Иммуноглобулины М в норме через плацентарный барьер не проходят. Синтез их незначительно нарастает с 20 недель беременности. Если IgM в пуповинной крови повышен — это внутриутробное инфицирование или антигенная стимуляция. Но синтез IgM начинает нарастать сразу после рождения, стимулируется синтез новой микробной средой. Иммунологическая память в этом случае не формируется. Достаточно высокий уровень отмечается уже на 9-14 день жизни, после некоторого снижения к 1 месяцу IgM круто идет вверх и достигает уровня взрослого к 2-4 годам. Защита осуществляется, в основном, от грам-отрицательной флоры (т.е. плод от нее не защищен). IgA не переходят от матери к плоду, это основной фактор гуморальной защиты слизистых оболочек в системе местного иммунитета. Плазматический IgA включает антитела против пищевых аллергенов, некоторых вирусов, паразитов, но синтез их очень мал в связи с малым количеством плазматических клеток у плода и новорожденного. Секреторный IgA — основной иммуноглобулин молозива и молока. Обнаруживается он в ткани молочных желез, слюне, слезах, поте, т.е. это защитный барьер в местах наиболее вероятного проникновения микробов (слизистые кишечного и респираторного тракта). IgA стоек к воздействию ферментов желудочно-кишечного тракта. Попадая в него, IgA не всасываются, а соединяются с муциновым слоем, покрывающим эпителий, и предупреждают кишечные инфекции, возбудители которых все без исключения проявляют свою патогенность только после соединения с эпителием. Активен IgA секреторный в первую очередь против энтеробактерий, вирусов, стрепто-, стафилло- и пневмококков. Нарастает уровень IgA до V4 уровня взрослого к 1 году, максимума достигает последним, к 8-15 годам. IgD мало изучен, появляется на 6-й недели жизни, постепенно его количество нарастает, достигая уровня взрослого к 5 годам. Имеет значение на этапах созревания В-лимфоцитов, к IgD относятся некоторые аутоантитела. IgE присутствует в крови новорожденных в очень незначительном количестве и с возрастом его концентрация нарастает. Уровня взрослого IgE достигает к 11-12 годам, в пубертатном периоде несколько снижается.
Таким образом, иммунная система детей в разные периоды характеризуется своими особенностями: ■ Во внутриутробном периоде плод не имеет комплекса Аг-Ат (нет реакции отторжения), а организм матери проявляет толерантность по отношению к антигенам плода за счет гуморальных супрессорных факторов (белков беременности. Своих иммуноглобулинов нет, защита материнскими IgG. Склонность к септическим состояниям. ■ В периоде новорожденности (I критический период) иммунная система находится в состоянии физиологической супрессии — это предупреждение тяжелой иммунокомплексной патологии при неизбежном контакте с огромным количеством антигенов. Но это же обусловливает и низкую степень защищенности, иммунитет имеет пассивный характер (материнские IgG). Система фагоцитоза не развита за счет недостаточной активации системы комплемента. Но начинается выработка своих Ig, защитным действием обладает и IgA молока. ■ В грудном возрасте (II критический период — 4-6 месяцев) пассивный гуморальный иммунитет слабеет из-за разрушения материнских антител. Ig в крови падают. На большинство антигенов (инфекции) развивается первичный иммунный ответ IgM, не оставляющий иммунной памяти. И при введении вакцин (при прививках) иммунная память формируется только на фоне ревакцинации. Очень высока чувствительность к инфекциям. Резко нарастает частота пищевой аллергии, вначале как диатез. ■ У детей раннего возраста (III критический период — 2 года) меняется супрессорная направленность иммунной системы, иммунный ответ переключается на IgG (появляется иммунная память). Ограничен синтез IgG2 и IgG4 — к пневмококку и гемофильной палочке, что вместе с неразвитой системой местного иммунитета ведет к частым болезням (ОРВИ). Появляются аутоиммунные и иммунокомплексные болезни. ■ Четвертый критический период — 6-7 годы жизни. Ig достигают уровня взрослого, за исключением секреторного IgA. В этом возрасте нарастает частота атопических, иммунокомплексных, паразитарных заболеваний, формируются многие хронические заболевания многофакторной природы. ■ Пятый критический период — 14-15 лет. Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Секреция половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного звена иммунитета (инволюция тимуса) и стимулирует его гуморальное звено. Нарастает влияние экзогенного воздействия на иммунную систему. На фоне гормональной перестройки отмечается нестабильность регуляции клеточного и гуморального звеньев иммунитета. Окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа. Иммунопрофилактика – способ предупреждения инфекционных заболеваний в коллективе и у отдельных индивидуумов путём создания искусственного специфического иммунитета. Существует две основные формы иммунизации: активная – введение в организм микробных антигенов (вакцин) с целью создания активного иммунитета; пассивная – введение в организм препаратов, содержащих специфические антитела (иммунные сыворотки, гамма-глобулины), с целью создания искусственного пассивного иммунитета.
Термин «вакцина» произошел от французского «vacca» – корова. Его ввел Л. Пастер в честь Дженнера, применившего вирус коровьей оспы для иммунизации людей против натуральной оспы человека. Вакцины – все препараты, используемые для искусственного создания приобретённого активного специфического иммунитета против определённых возбудителей или их токсинов. Они должны быть иммуногенными, безопасными, нереактогенными, не вызывать аллергических реакций, не обладать тератогенностью, онкогенностью; штаммы, из которых готовят вакцину, должны быть генетически стабильными, вакцина должна обладать длительным сроком хранения, производство ее должно быть технологичным, а способ применения – по возможности, простым и доступным для массового применения. К вакцинам относят препараты, получаемые из бактерий, вирусов и других микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности. Их можно разделить на две основные группы: инактивированные вакцины и живые вакцины. Для пассивной иммунизации используются гомологичные и гетерологичные сыворотки и иммуноглобулины.Гомологичные сыворотки и иммуноглобулины – это препараты, представляющие собой иммунологически активную белковую фракцию, выделенную путем фракционирования по методу Кона из сыворотки или плазмы здоровых людей, у которых отсутствуют антитела к ВИЧ, вирусу гепатита С и поверхностный антиген вируса гепатита В (HBsAg). Действующим началом являются иммуноглобулины, обладающие активностью антител различной специфичности. Препараты содержат почти исключительно (95%) IgG; период их полувыведения из организма человека составляет около 4 нед., а максимальный уровень антител в крови после внутримышечного введения достигается в интервале 24-48 ч. Образование антител характеризуется тремя периодами: ■ латентный период — интервал между поступлением антигена и появлением антител в крови (от нескольких суток до 2 недель); ■ фаза роста — увеличение количества антител в крови (от 4 дней до 4 недель); ■ фаза снижения наступает после достижения максимального уровня антител в крови, снижение происходит сначала быстро, затем медленно в течение нескольких лет. Первичный иммунный ответ развивается при первой встрече иммунной системы с данным антигеном. Вторичный ответ при повторном контакте с антигеном приводит к более быстрому и интенсивному синтезу антител. Это связано с тем, что во время первичной иммунизации происходит формирование иммунологической памяти. Вторичный контакт организма с антигеном вызывает немедленное развитие иммунного ответа с доминирующей продукцией IgG антител за счет быстрого вступления в реакцию Т- и В-клеток памяти. Этот иммунологический принцип лежит в основе современной вакцинации, когда путем повторных введений антигена добиваются более высокого уровня, большей продолжительности сохранения протективных антител в крови и более выраженной иммунологической памяти. Установлено, что оптимальный интервал между введениями вакцины составляет от 1 до 2 месяцев (не менее 1 месяца!). Соблюдение этого правила важно с 2 точек зрения: а) организм ребенка, находящийся в процессе иммуногенеза в результате введения прививочного антигена, в течение определенного времени не способен ответить на новое наслаиваемое антигенное раздражение развитием иммунитета («отрицательная фаза иммунитета»); б) вакцинация организма, находящегося в начальной фазе иммунологической перестройки под влиянием предшествующей вакцинации может вызвать нежелательные реакции и осложнения. Иммунная система ребенка способна отвечать эффективно на одновременное введение нескольких антигенов, при этом продукция антител в ответ на эти антигены происходит так же, как при их раздельном введении. Различают следующие виды вакцин: v Клеточные вакцины (инактивированные, живые или аттенуированные). Инактивированные вакцины Представляют собой препараты, приготовленные из штаммов бактерий или вирусов убитых – инактивированных – либо мягким нагреванием, либо химическими веществами (формалин, спирт, фенол). Инактивированные вакцины подразделяются: - корпускулярные (цельновирионные) вакцины – представляют собой бактерии и вирусы, инактивированные путем физического и химического воздействия. Для приготовления корпускулярных вакцин используют, как правило, вирулентные штаммы микроорганизмов, поскольку они обладают наиболее полным набором антигенов. Примерами корпускулярных вакцин являются коклюшная в АКДС, антирабическая, гриппозная, клещевого энцефалита. Инактивированные вакцины менее иммуногены по сравнению с живыми, что определяет необходимость их многократного применения (двукратное или трехкратное их введение). Продолжительность развивающегося после этого иммунитета относительно кратковременна, и для поддержания его на высоком уровне требуется проведение ревакцинации. Убитые вакцины более устойчивые при хранении, чем живые, однако их замораживание с последующим оттаиванием может привести к изменению физических и биологических свойств. v Антигенные вакцины Это анатоксины, полученные с экстракцией. По технологическому принципу являются аналогами инактивированных вакцин. В качестве иммунизирующего антигена взяты экзотоксины токсинообразующих бактерий. Экзотоксины обрабатываются теплом и формалином, очищаются и концентрируются, а для усиления антигенного раздражения адсорбируются на гидрате окиси алюминия или реже – на другом адсорбенте. Адсорбированные препараты особенно эффективны, т.к. повышается иммунологическая активность препарата благодаря созданию в организме депо в месте инъекции. Дробное поступление антигена усиливает эффект антигенного раздражения иммунной системы. Чаще всего применяют очищенные и адсорбированные анатоксины против дифтерии и столбняка. Ассоциированные вакцины – для одновременной выработки иммунитета против нескольких инфекций с целью сокращения числа прививок применяют ассоциированные вакцины, в состав которых входит несколько моновакцин. При правильном подборе антигенов и их доз ассоциированные препараты могут обеспечивать развитие иммунитета в отношении всех входящих в состав вакцины компонентов. Целесообразно использовать не более 5-6 антигенов. Это АКДС-вакцина, паротитно - корьевая, краснушно – паротитная – коревая. Рекомбинантные вакцины – их примером является вакцина гепатита В, для производства которой применяют рекомбинантную технологию, встраивая субъединицу вируса в дрожжевые клетки. После завершения процесса культивирования дрожжей из последних выделяют белок НВsАg, который подвергают тщательной очистке от дрожжевых белков и используют в качестве иммуногенного компонента препарата. v Ацелюлярные вакцины (бесклеточные) Примером бесклеточной вакцины является вакцина АКДС. Эти вакцины лишены липосахаридной клеточной оболочки, повинной в развитии неблагоприятных реакций на введение цельноклеточных вакцин типа АКДС. Вместо убитых коклюшных микробов (АКДС) здесь присутствует компонент клеточной оболочки и коклюшный анатоксин. В состав медицинских биологических препаратов помимо основного действующего начала входят и другие компоненты, ряд из которых вносится в препарат в качестве сорбента, консерванта, наполнителей, стабилизаторов, другие же представляют собой неспецифические примеси. К последним могут быть отнесены белки субстрата культивированная вирусных вакцинных штаммов, остаточное следовое количество антибиотика и белка сыворотки животных, используемых при культивировании клеточных культур.
Профилактических прививок Профилактические прививки гражданам проводят в организациях здравоохранения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии лицензии на данный вид деятельности в области иммунопрофилактики. Финансирование поставок медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП) для проведения профилактических прививок в рамках национального календаря осуществляется за счет средств федерального бюджета. Профилактические прививки проводят гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Профилактические прививки проводят в строгом соответствии с инструкциями по применению препаратов. К проведению профилактических прививок допускают медицинский персонал, обученный правилам техники проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных реакций и осложнений. К проведению иммунизации против туберкулеза допускают медицинский персонал, прошедший соответствующую подготовку и имеющий специальную справку-допуск, ежегодно обновляемую. Медицинские работники, осуществляющие вакцинопрофилактику инфекционных болезней, должны ежегодно проходить обучение по вопросам организации и проведения профилактических прививок.
По эпидемическим показаниям При угрозе возникновения инфекционных заболеваний профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводят всему населению или отдельным профессиональным группам, контингентам, проживающим или приезжающим на территории, эндемичные или энзоотичные по чуме, бруцеллезу, туляремии, сибирской язве, лептоспирозу, клещевому весенне-летнему энцефалиту. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заражения инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.99 N 825 (Приложение). Оформление отказа от проведения профилактических прививок Граждане имеют право на отказ от профилактических прививок и в случае отказа обязаны подтвердить его в письменной форме. Медицинский работник лечебно-профилактической организации, обслуживающей детское население, обязан в случае отказа от иммунизации предупредить родителей ребенка о возможных последствиях:
Участковый терапевт или врач подросткового кабинета обязаны предупредить гражданина (подростка, взрослого) о следующих последствиях отказа от профилактических прививок:
Отказ от проведения прививок оформляют письменно. С этой целью медицинский работник лечебно-профилактической организации делает соответствующую запись (с обязательной отметкой предупреждения о последствиях) в медицинских документах - истории развития ребенка (ф. 112/у) или истории развития новорожденного (ф. 097/у); медицинской карте ребенка (ф. 026/у); медицинской карте амбулаторного больного (ф. 025-87). Граждане, родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны поставить свою подпись под записью об отказе от профилактической прививки. ГЕПАТИТ В. Первая доза вакцины против гепатита В вводится в первые 12 часов жизни, что гарантирует защиту всех детей, в том числе тех, чьи матери не были тестированы адекватным методом на наличие НВsАg. Доказано отсутствие взаимовлияния вакцин против гепатита В и БЦЖ при их введении в период новорожденности. Календарем также предписывается вакцинация против гепатита В подростков в возрасте 13 лет, т.е. до начала их приобщения к рисковым формам поведения. Вакцинация БЦЖ в первые дни жизни показала свою эффективность. Однако снижение рождаемости привело к тому, что при введении вакцины в определенный день жизни из одной ампулы прививает подчас лишь 1-2 детей, что ведет к значительным потерям вакцины. Для исправления этой ситуации возраст для прививки БЦЖ расширен с 3 по 7 день жизни, с ревакцинацией в 7 и 14 лет. Задача Вызов к ребенку в возрасте 1 год 10 дней. Жалобы на повышение температуры до 38 0С, кашель, насморк. Болен второй день. Находится на грудном вскармливании. Преморбидный фон не отягощен. Привит по календарю, реакции на введение вакцины не было. Последняя прививка проведена три дня назад. При осмотре: Состояние средней степени тяжести, температура 37,6 0С. Ребенок вялый, у него отмечаются ринит, кашель, гиперемия конъюнктивы глаз, разлитая гиперемия ротоглотки. На коже спины, живота, плечевого пояса – единичные элементы бледно-розовой пятнисто-папулезной сыпи. Живот мягкий, безболезненный, печень пальпируется на 3 см. из-под края реберной дуги, селезенка – по краю реберной дуги. 1. Какую возрастную прививку ребенок получил? 2. Ваш диагноз. 3. С каким состоянием нужно провести дифференциальный диагноз? 4.Тактика участкового врача? Как в дальнейшем следует вакцинировать ребенка? Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.056 с.) |