Семинар 16. Международное морское право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 16. Международное морское право



 

Вопросы для изучения:

1. Комплексный характер и особенности международного морского права.

2. Конвенционные и обычные источники международного морского права.

3. Внутренние морские воды: понятие, режим.

4. Территориальное море: понятие, границы, режим, мирный проход.

5. Открытое море: понятие, границы, режим, свободы открытого моря, право преследования по горячим следам.

6. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, режим.

7. Континентальный шельф: понятие, границы, правовой режим.

8. Международные проливы и каналы: понятие, транзитный проход.

9. Район международного морского дна: понятие, режим разведки и разработки.

Задания для выполнения по теме семинарского занятия:

Задание 1.

Определите правовой статус и порядок отсчета внутренних морских вод и территориального моря РФ со ссылкой на соответствующие нормативные акты.

 

Задание 2.

Дайте классификацию следующих морских пространств:

- исключительная экономическая зона;

- континентальный шельф;

- Район морского дна;

- открытое море;

- прилежащая зона;

- внутренние морские воды;

- территориальное море.

 

Задание 3.

Составьте схему отсчета исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

 

Задание 4.

Определите юрисдикцию прибрежного государства на следующих пространствах:

- внутренние морские воды;

- территориальное море;

- искусственно созданный остров в исключительной экономической зоне;

- искусственно созданный остров в открытом море;

- континентальный шельф.

 

Задание 5.

В каком из указанных случаев иностранное судно может быть подвергнуто досмотру:

- в любом;

- при наличии доказательства преступной деятельности одного из членов экипажа;

- если на судне отсутствуют признаки «национальности»;

- по требованию начальника морского порта;

- если есть доказательства незаконной транспортировки оружия на данном судне;

- если один из членов экипажа совершил преступление на территории прибрежного государства.

Задание 6.

В каком из указанных случаев иностранному судну может быть отказано во входе во внутренние морские воды:

- если это военное судно;

- если на судне отсутствуют признаки «национальности»;

- если судно не прошло регистрацию;

- если судно терпит крушение;

- если на судне находятся лица, совершившие международное преступление;

- если судно занимается пиратством.

 

Задание 7.

Определите морские пространства:

- подпадающие под суверенитет государства;

- подпадающие под исключительную юрисдикцию государства;

- являющиеся «общим достоянием человечества»;

- не подпадающие ни под суверенитет, ни под юрисдикцию ни одного государства.

Задачи для решения по теме семинарского занятия:

Задача 1.

Во время стоянки в международном порту государства А. с военного судна государства Б. дезертировал один из членов экипажа. Капитан военного судна направил на берег отряд для поимки дезертира. Исполняя приказ капитана, участники отряда допрашивали местных жителей и заставляли их оказывать им помощь в поисках, применяя насильственные меры. Руководство порта обратилось к капитану судна с просьбой о возмещении ущерба пострадавшим местным жителям и о выходе судна за пределы территории государства А.

В каком случае иностранное военное судно может заходить во внутренние морские воды?

Какие действия должен был предпринять капитан иностранного военного судна в случае дезертирства с его корабля?

Должен ли капитан судна выполнить просьбу руководства порта?

Может ли руководство порта отказать иностранному судну в пребывании в порту?

 

Задача 2.

Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" 1952 г. "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Ссылаясь на нормы данной конвенции, таможенное судно государства А. задержало судно государства Б., находящееся в открытом море.

Правомерны ли действия таможенного судна?

В каком случае иностранное судно может быть арестовано?

Что представляет собой морское требование?

В каких морских пространствах может быть осуществлен арест иностранного судна?

 

Задача 3.

Рыболовное судно, на котором отсутствовали признаки «национальности», осуществляло промысел в исключительной экономической зоне государства А. Пограничный корабль задержал судно, изъял улов и арестовал членов экипажа. Впоследствии было выяснено, что рыболовное судно принадлежит государству Б. Членам экипажа были предъявлены следующие обвинения:

- нарушение государственной границы;

- незаконный промысел на территории государства А.;

- шпионаж.

Правительство государства А. обратилось к правительству государства Б. с просьбой о возмещении ущерба.

Правомерны ли обвинения, предъявленные членам экипажа рыболовного судна?

Каким образом может осуществляться промысел в исключительной экономической зоне?

Будет ли отличаться решение задачи, если судно принадлежит частному лицу, зарегистрированному в государстве Б.?

 

Задача 4.

Проводя патрулирование в территориальном море, пограничный корабль государства А., обнаружив за его пределами иностранный корабль, начал преследование, которое продолжалось в открытом море. Осуществив задержание, командир пограничного отряда приказал провести досмотр судна. В результате досмотра на иностранном корабле была обнаружена партия незаконно перевозимого оружия.

Какие действия должен предпринять командир отряда?

Правомерно ли задержание иностранного корабля в открытом море?

Не противоречат ли действия пограничного корабля принципу свободы судоходства?

В каких случаях судно может быть задержано в открытом море?

 

Задача 5.

Государство А., не имеющее выхода к морю, разместило свои военные корабли в порту государства Б. Правительство государства Б. предприняло меры, в соответствии с которыми корабли государства А. были выдворены за пределы территориального моря. В своем обращении к правительству государства А. правительство государства Б. ссылалось на то, что данные действия не были согласованы с ним и что такие действия противоречат нормам международного морского права и ограничивают суверенитет государства Б.

Что означает принцип свободы судоходства?

Каким образом государство, не имеющее выхода к морю, может реализовать данный принцип?

Правомерны ли действия государства А. и государства Б.?

Источники:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // СПС Консультант Плюс.

2. Конвенция о режиме проливов (Конвенция о режиме Черноморских проливов) (Монтре, 20 июля 1936 г.) // СПС ГАРАНТ.

2. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (Константинополь, 29 октября 1888 г.) // СПС ГАРАНТ.

3. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. // СПС Консультант Плюс.

4. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года (заключено в г. Нью-Йорке 23.07.1994) // СПС Консультант Плюс.

5. Европейское Соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП) (Женева, 19 января 1996 г.) // СПС ГАРАНТ.

6. Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11.09.98 // Бюл. междунар. договоров. – 2002. – № 11.

7. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Рос. газета. – 1998. – 24 дек.

8. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 // Рос. газета. – 1995. – 7 дек.

9. Федеральный Закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 // Рос. газета. – 1998. – 6 авг.

10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС Консультант Плюс.

Основная литература (доступ: библиотека ЮИ МИИТ):

1. Международное право. Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 723с. (Бакалавр. Базовый курс., id=236351).

2. Международное право (учебник для бакалавров) / Отв.ред. К.А. Бекяшев. М.: Проспект, 2015. 352с.

Дополнительная литература (доступ: библиотека ЮИ МИИТ):

1. Захарова Д. Правовой режим для морей и океанов // Эж-Юрист; № 25. М.: ЗАО ИД "Экономическая газета", 2011., id=228369.

2. Овлащенко А.В. Совет по международным отношениям и его последние инициативы в области международного морского права // Международное публичное и частное право; №2. - M.: Издательская группа "Юрист", 2013. - 48с., id=239223.

3. Гречуха В.Н. Международное транспортное право (Учебник). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 542с.

4. Беляков В.Г. Содержание действий по ограничению и контролю торгового мореплавания в современных условиях // Международное публичное и частное право; №3. - M.: Издательская группа "Юрист", 2012. - 48с., id=233456.

5. Мамонтов В.А. Морские происшествия и система норм безопасности транспортировки опасных грузов // Право и государство: теория и практика; № 12. - М.: Издательство "Право и государство пресс", 2014. - 152с., id=251846.

6. Ермолина М.А. Понятие "стандарты" в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения: международно-правовые аспекты // Правоведение; №5. - СПб.: Университетский издательский консорциум "Юридическая книга", 2010. - 280с., id=229925.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.012 с.)