Семинар 13. Международное гуманитарное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 13. Международное гуманитарное право



 

Вопросы для изучения:

1. Международно-правовые ограничения средств и методов ведения вооруженных конфликтов.

2. Статус участников вооруженного конфликта, режим военного плена.

3. Защита раненых, больных, гражданского населения и гражданских объектов.

4. Деятельность международных организаций по реализации международного гуманитарного права.

 

Задания для выполнения по теме семинарского занятия:

 

Задание 1.

Охарактеризуйте международно-правовой статус Международного комитета Красного Креста.

Занимает ли МККК то же положение, что и остальные неправительственные международные организации?

Можно ли назвать МККК межправительственной организацией?

 

Задание 2.

Выявите основные причины неэффективности международного гуманитарного права.

Какие мероприятия следует провести на международном и внутригосударственном уровне для повышения его эффективности?

Задачи для решения по теме семинарского занятия:

Задача 1.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на территории Ирака началась военная операция. Контингент вооруженных сил, состоящий из военнослужащих различных государств, вошел на территорию Ирака и встретил сопротивление правительственных войск. На их стороне в вооруженное столкновение вступили также и мирные жители. В результате на территории Ирака до сих пор происходят вооруженные столкновения.

Можно ли сделать вывод о наличии на территории Ирака вооруженного конфликта?

К какому виду его можно отнести?

Могут ли международные вооруженные силы на территории Ирака иметь статус воюющей стороны?

Применяются ли в данной ситуации Женевские конвенции 1949 г.?

 

Задача 2.

В 2004 г. в средствах массовой информации были распространены материалы о пытках в отношении иракских военнослужащих, помещенных в тюрьму «Абу-Грейб» под Багдадом. В пытках обвинялись американские и британские военнослужащие.

Может ли данная ситуация стать предметом разбирательства в Международном уголовном суде?

 

Задача 3.

В 1999 г. РФ начала на территории Чечни контртеррористическую операцию. На территорию республики были стянуты вооруженные силы. Они вступили в столкновение с незаконными вооруженными формированиями, рассматривавшимися правительством Республики Ичкерия как собственные вооруженные силы. Первоначально руководство операцией осуществляла ФСБ. В средствах массовой информации эти события получили название «Вторая чеченская кампания», то есть воспринимались по сути как вооруженный конфликт.

Можно ли квалифицировать контртеррористическую операцию в Чечне как внутренний вооруженный конфликт?

Как следует воспринимать использование российскими государственными деятелями в высказываниях по поводу этой операции термина «война»?

Применяется ли к этой операции международное гуманитарное право?

Могут ли быть привлечены члены неправительственных вооруженных формирований в Чечне к ответственности за сопротивление российским вооруженным силам в ходе этой операции?

 

Задача 4.

На территорию государства А. вторглись войска государства Б. Местное население оказало сопротивление этим войскам. Стихийно возникло народное ополчение, в которое вошли мужчины и женщины – граждане государства А. Лидеры государства А. неоднократно обращались к населению с призывами вступать в ополчение всем, кто может держать в руках оружие. В результате среди ополченцев оказались 14-летние подростки, которые воевали наравне со взрослыми. После окончания вооруженного конфликта государство Б. обвинило государство А. в нарушении Женевских конвенций 1949 г., в частности в том, что государство привлекало в качестве комбатантов несовершеннолетних.

Существуют ли возрастные ограничения на участие в вооруженном конфликте?

Может ли мирное население оказывать сопротивление оккупационным войскам?

Нарушены ли в данном случае нормы международного гуманитарного права?

 

Задача 5.

На территории одного из африканских государств иногда возникают столкновения правительственных войск с вооруженными силами оппозиции.

Боевики вооруженной оппозиции нападают на военные базы, заводы, захватывают в заложники как военнослужащих, так и мирных жителей, в том числе иностранцев. В качестве условий освобождения заложников они всегда выдвигают политические требования.

Происходит ли на территории этого государства вооруженный конфликт?

Имеет ли оппозиция статус воюющей стороны?

Связана ли она нормами международного гуманитарного права?

 

Задача 6.

Во время внутреннего вооруженного конфликта в государстве А. командование одной из воюющих сторон приняло решение об эвакуации картинной галереи, собрание экспонатов которой имеет большую художественную и историческую ценность для народа этого государства. Операция по эвакуации была поручена генералу Р. Он вместе с отрядом вооруженных людей вывез картины на территорию государства В., где не идет война, и спрятал в одном из населенных пунктов. По окончании войны генерал Р. вернулся и забрал картины, однако был задержан при попытке вывезти их с таможенной территории государства В. Картины были конфискованы. Правительство государства А. обратилось к государству В. с требованием передать картины, но получило отказ.

Регулирует ли международное гуманитарное право охрану культурных ценностей?

Какие международные договоры в данном случае можно применить?

Правомерны ли действия воюющей стороны и генерала Р.?

Правомерно ли требование государства А.?

Должно ли государство В. вернуть картины?

 

Задача 7.

На территории государства В. располагался вооруженный контингент государства А. в составе 2 тыс. человек. После смены правительства в государстве А. было принято решение расформировать зарубежный контингент, а военнослужащих уволить. Государство В. предложило военнослужащим этого контингента поступить на службу в вооруженные силы этого государства.

Было создано специальное подразделение в составе 1,5 тыс. человек, которое стало именоваться гвардией Президента. С военнослужащими гвардии были заключены пятилетние контракты, в которых с учетом их образования и опыта было назначено более высокое содержание по сравнению с остальными военнослужащими вооруженных сил государства В. Ни один из гвардейцев не получил гражданства государства В., поскольку после окончания контрактов они собирались вернуться в государство А. На территории государства В. начался внутренний вооруженный конфликт. На стороне правительственных войск вступила в конфликт и гвардия Президента. Оппозиция назвала их наемниками и потребовала от них выйти из конфликта под угрозой привлечения к международной уголовной ответственности.

Что такое наемничество?

Являются ли военнослужащие гвардии Президента наемниками?

Могут ли они быть привлечены к международной уголовной ответственности?

Если государства А. и В. ратифицировали Статут Международного уголовного суда, может ли это дело быть рассмотрено им?

Источники:

1. III Конвенция об открытии военных действий 1907 года // СПС Консультант Плюс.

2. IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года // СПС Консультан Плюс.

3. V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года // СПС Консультант Плюс.

4. VI Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 года // СПС Консультант Плюс.

5. VII Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года // СПС Консультант Плюс.

6. VIII Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 года // СПС Консультант Плюс.

7. IX Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 года // СПС Консультант Плюс.

8. Х Конвенция о применении к морской войне начал женевской конвенции 1907 года // СПС Консультант Плюс.

9. XI Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 года // СПС Консультант Плюс.

10. XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 года // СПС Консультант Плюс.

11. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

12. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую природную среду 1976 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. – М., 1980.

13. Конвенция ООН о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года // СПС Консультант Плюс.

14. Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года // Действующее международное право: в 3 т. / составители Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.

15. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года // Бюл. междунар. договоров. – 1998. – № 4.

16. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 года // СПС Консультант Плюс.

17. Статут Международного уголовного суда 1998 года // СПС Консультант Плюс.

18. Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15.05.1992 г. // Бюл. междунар. договоров. – 2000. – № 7.

19. Соглашение о совместных мерах по предупреждению и предотвращению блокады от 24.09.1993 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». – 1993. – № 4.

20. Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24.09.1993 г. // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. – Московский независимый институт международного права, 1997. – Т. 2.

21. Приказ Минобороны РФ от 08.08.2001 г. № 360 «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах РФ» // СПС Консультант Плюс.

22. Наставление по международному гуманитарному праву для вооруженных сил Российской Федерации: утв. Приказом Минобороны РФ от 08.08.2001 г. № 360 // СПС Консультант Плюс.

 

Основная литература (доступ: библиотека ЮИ МИИТ):

1. Международное право. Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 723с.. - (Бакалавр. Базовый курс., id=236351).

2. Международное право (учебник для бакалавров) / Отв.ред. К.А. Бекяшев. М.: Проспект, 2015. 352с.

 

Дополнительная литература (доступ: библиотека ЮИ МИИТ):

1. Ястребова А.Ю. Институт убежища в международном и конституционном праве: современные доктрины и особенности регулирования в РФ // Конституционное и муниципальное право; №9. - M.: Издательская группа "Юрист", 2011. - 80с., id=230117.

2. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права (Курс, прочитанный в июле 1982 г. Жаном Пикте в Страсбургском ун-те в рамках информационной сессии, организованной Международным ин-том прав человека). Международный Комитет Красного Креста. М: б.и., 1993. 128 с.

3. Петухова Т.Н. Правовые основы деятельности миротворческих сил // Право и государство: теория и практика; №5. - M.: Издательство "Право и государство пресс", 2015. - 151с., id=254015.

4. Колобов А.В. Международно-правовые акты и законодательство РФ в сфере социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев // Аграрное и земельное право; №3. - М.: Издательство "Право и государство пресс", 2012. - 152с., id=232481.

5. Международное гуманитарное право в документах (Сборник) / Сост. Ю.М.Колосов, И.И.Котляров. - М.: Изд-во МНИМП, 1996. 556 с.

6. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. Введение.

(Научно-популярная литература). 2-е изд., испр. - M.: МККК, 1999.128с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.017 с.)